Apple претендует на 5% компьютерного рынка России

Наш собеседник - Петер Девальд (Peter Dewald), директор европейского отделения фирмы Apple (Apple Europe), один из тех, кто разрабатывает и приводит в исполнение стратегические планы Apple в России. Он работает в Apple с 1991 г., а с января 1996-го отвечает за деятельность фирмы в Центральной и Восточной Европе, на Среднем Востоке и в Африке. Г-ну Девальду 42 года, образование - электроинженерия, пятнадцатилетний опыт работы в компьютерной индустрии и менеджменте. Свободное время - когда оно есть - тратит на парусный спорт, велосипед и лыжи. Интервью дано Марии и Михаилу Трофимовым по сети Internet специально для журнала "Мир ПК".

М.&М.Т.: Почему фирма Apple Computer, Inc. заинтересована в России?

П.Д.: Для отделения Apple, работающего с Европой, Средним Востоком и Африкой, Россия представляется одним из крупнейших рынков - примерно 5% всех продаваемых этим отделением ПК - с устойчивым ростом. Мы считаем, что знаменитая, ни с чем не сравнимая простота освоения Macintosh многим позволит достичь наивысшей производительности быстрее, чем на какой-либо иной платформе, особенно в странах с относительно низким распространением компьютеров. Это и дает нам возможность выходить на такие сегменты рынка, которые труднодоступны для других фирм.

М.&М.Т.: Как Apple оценивает популярность Macintosh в России?

П.Д.: Могу утверждать, что популярность Macintosh высока в сегментах, наиболее важных для нашего бизнеса: в издательском деле, высшем образовании, телекоммуникационных сетях, архитектуре, системах автоматизированного проектирования, малых офисах и (последнее, но далеко не маловажное) в сфере государственного управления. За последние несколько лет одни только сотрудники налоговой службы получили в свое распоряжение более 2 тыс. компьютеров Macintosh. (По данным наших опросов, распространенность компьютеров Macintosh в сфере российского высшего образования и в малых офисах низка. - Прим. ред.)

М.&М.Т.: Да, многие российские наблюдатели и рыночные аналитики тоже отмечают, что издательское дело - это та область, где Macintosh наиболее популярен. Тем не менее кое-кто из них полагает, что сегодня этот сегмент рынка полностью укомплектован оборудованием и значительные доходы тут получить уже невозможно. Говорят также, что со стороны Apple и ее партнеров в России было ошибкой строить только "вертикальный" рынок. Правильны ли подобные замечания?

П.Д.: Во-первых, на рынке издательского дела все еще имеется значительный потенциал, поскольку эта область - одна из самых быстрорастущих (хорошо известно, что информация всегда имела высокую ценность в России), поэтому современные технологии как в издательском деле, так и в рекламной индустрии по-прежнему пользуются высоким спросом. Добавьте к этому бурное развитие новых электронных издательских технологий (CD-ROM и Internet). В мире на Macintosh создаются 64% всех компакт-дисков (независимо от платформы, на которую они ориентированы) и 65% всех страниц Internet. Почему бы так не делать и в России?

Помимо этого, Apple весьма активна и в других сферах - высшем образовании, технических областях (например, архитектуре, моделировании), визуализации, анимации, телекоммуникациях, в малом и среднем бизнесе и в государственном управлении (в налоговой службе). Прежде всего Apple сосредоточивает свои усилия на тех сегментах, где мы либо уже занимаем ведущие позиции, либо имеем шансы их занять.

М.&М.Т.: Сколько сейчас компьютеров Macintosh в России, например, по сравнению с системами Intel?

П.Д.: Хотя корпоративная политика Apple состоит в том, чтобы не публиковать цифр по какой-либо стране, я могу оценить количество Macintosh на российском рынке как минимум в 30 тыс. Как минимум - потому, что Macintosh, в отличие от системы Intel, можно использовать в течение долгого периода благодаря их превосходному качеству. Следует также учитывать, что и по сей день под управлением любой ОС для Macintosh можно работать на любой версии этого компьютера, поэтому беру на себя смелость утверждать, что почти все Macintosh, когда-либо проданные в России, до сих пор находятся в рабочем состоянии. Согласно данным Dataquest (аналитическая компания - Прим.ред.), в 1996 г. в России было продано порядка 1,1 млн. систем на основе процессора Intel, так что общее количество находящихся в эксплуатации таких систем я бы оценил примерно в 2,5-3 млн., причем большая часть их основана на процессорах 80286/80386.

М.&М.Т.: Действительно, сейчас многие работают на старых ПК с процессором 286 или 386. И в настоящее время для таких пользователей становится серьезной проблемой эффективное использование этих систем. Однако сегодня Intel-решения для области профессионального издательского дела выглядят конкурентоспособнее, чем вчера. Возможно, поэтому кое-кто из российских издателей предпочтет скорее Intel-решения, чем Macintosh. Как Вы считаете, они сделают правильный выбор?

П.Д.: Macintosh остается доминирующей платформой в этой области благодаря более высокой производительности. Это качество Macintosh обеспечивается высокой стабильностью системы, более широким выбором приложений (особенно расширений), лучшим набором возможностей. Наконец, что также немаловажно, следует отметить, что на платформе Wintel нет системных возможностей типа ColorSync, QuickDraw GX и нельзя одновременно использовать два или более монитора на одной и той же системе. Давайте честно признаемся, что именно благодаря очень уверенному положению Macintosh в сегменте издательского рынка Corel из приложения-только-для-Wintel недавно "переселилась" на Macintosh, превратившись в CorelDraw!

М.&М.Т.: Во всем мире Macintosh чрезвычайно популярен в сфере образования, однако на российском рынке ситуация иная. Почему?

П.Д.: Главным образом потому, что Macintosh поздно пришел на российский рынок и столкнулся лицом к лицу с системами российской сборки, работающими под управлением DOS, и с зацикленностью российского рынка на самых дешевых из возможных систем, зачастую отвечающих невысоким функциональным потребностям. Надо признаться, что и Apple недостаточно уделила внимания этому сегменту.

М.&М.Т.: На российском телевидении существует немало программ о современных компьютерных технологиях. Например, программа "ТелеГраф", которая проводит конкурсы студий, занимающихся компьютерной графикой в областях профессионального дизайна (технологии фильмов, клипов, рекламы, виртуальной реальности и т. д.). К сожалению, участники в абсолютном большинстве представляют работы, сделанные на PC. Значит ли это, что многие российские профессионалы попросту плохо информированы о возможностях Macintosh?

П.Д.: Должен признать, что да: в США вряд ли найдется студия, которая не использовала бы для подобных разработок Macintosh. Нашей фирме нужно быть напористее, внятно и подробно представлять каждый продукт для этого сегмента - ведь тут у нас уже есть замечательные приложения: AVID, Strata, RayDream и др.

М.&М.Т.: Какие действия необходимо предпринять для популяризации Macintosh в России?

П.Д.: Мы уверены, что способны поднять популярность Apple в вашей стране следующими методами:

найти надежного партнера с крепкими российскими корнями и уверенной позицией на российском рынке;

продолжать распространение новейшей технологии, чтобы облегчить использование сложных информационных технологий;

внедрять платформу, основанную на системах PowerPC, что позволит пользователям загружать Mac OS, AIX, Windows NT и Solaris на ту аппаратуру, которая наиболее распространена в России;

учитывать тяжелое положение России с инвестициями в образование. Новая продукция типа Apple Emate 300 позволит удовлетворить потребности информационных технологий по ценам, значительно меньшим, чем у PC. Аналогичный подход предполагается применить к Internet: устройства куда более простые, чем PC, могут удовлетворить требования больших групп пользователей;

вести более открытую политику - чаще появляться в средствах массовой информации, больше работать с прессой и начать сначала рыночную деятельность, отвечающую требованиям российского рынка; например, мы планируем снова принять участие в выставке Comtek в 1997 г. И вообще, на многих рынках, отличающихся, как и российский, скажем так, некоей капризностью, Apple имеет свою абсолютную долю в 4-5%. Почему бы и в России не достичь такого уровня за несколько лет?

М.&М.Т.: Почему Apple так часто меняет партнеров в России?

П.Д.: Перемены - не столь уж необычный элемент для такой в высшей степени динамичной ситуации, которую мы наблюдаем на протяжении последних пяти лет в вашей стране. Перемены происходят и в других странах Восточной Европы; в то же время во многих странах - Швейцарии, Греции, Португалии - мы работаем с прежними партнерами по двенадцать и более лет. Все проблемы обыкновенно возникают из-за различий во взглядах партнеров, и в какой-то момент выясняется, что дальнейшее сосуществование уже невозможно. Что же касается нашего последнего партнера в России, то причина разрыва прежде всего финансовая, так как наш партнер не выполнил свои обязательства перед Apple. Это сделало для нас невозможными дальнейшие поставки в Россию - пришлось разорвать контракт и искать нового партнера. С сентября 1996 г. продукцию Apple распространяет фирма DPI - российская компания со значительным опытом на рынке, восстановившая нормальные дилерские связи, равно как и инфраструктуру сервиса.

М.&М.Т.: А что Вы можете сказать о весьма высокой активности российского "серого" рынка Macintosh? Можно ли считать, что в результате его деятельности более 50 тыс. Macintosh попадают в Россию по нелегальным каналам?

П.Д.: Непохоже, чтобы это было так. Да, много говорят об угрозе "серого" рынка, однако это мало соответствует его реальным возможностям. С введением в действие Business Units (структура внутри Apple, отвечающая за определенный продукт или сегмент рынка, например за PowerMac, Powerbook или принтеры) мы оказались в состоянии гораздо адекватнее устанавливать цены на мировом рынке, так что в отношении продуктов, находящихся в обращении, для "серого" импорта больше нет особого стимула.

М.&М.Т.: Не могли бы Вы рассказать немного о разработках - программных и аппаратных, - которые Apple собирается представить на Comtek"97, если это, конечно, не коммерческая тайна?

П.Д.: Мне бы не хотелось давать комментарии относительно продуктов, которые еще не анонсированы. Я также не считаю, что стоит делать акцент непременно на новых решениях: мы скорее предпочтем продемонстрировать решения для наших основных направлений, а также представить Apple и ее продукты вместе с нашим дистрибутором DPI.

М.&М.Т.: Каковы планы Apple в России - ближайшие и более отдаленные?

П.Д.: Найти надежного партнера, хорошо закрепившегося на российском рынке и понимающего его специфику. Сконцентрироваться на основных для Apple сегментах рынка - образование, издательское дело для традиционных и электронных средств информации, наука и техника. Не забыть и специфические российские аспекты (налоговая служба, малые и средние офисы). Нужно также расширять каналы сбыта в регионах, иметь представительства не только в Москве. Кроме того, поскольку Apple продает серверы, ориентированные на Unix, и планирует предложить к продаже серверы на базе Windows NT, у нас появляются поистине безграничные возможности проникнуть в еще не охваченные сегменты, например в область приложений клиент-сервер. Полагаю, пока этого достаточно. В общем, мы расцениваем позиции Apple в России как вполне сходные с положением, занимаемым фирмой во многих других странах. Иными словами, мы рассчитываем приблизительно на 5% всего компьютерного рынка России, что означает объем годовых продаж порядка 70-80 тыс. машин Macintosh.

М.&М.Т.: Не кажется ли Вам слишком трудным работать в различных частях такой большой страны, как Россия?

П.Д.: Реселлеры Apple уже работают в регионах, но нам нужно больше времени.

М.&М.Т.: Mac OS обладает прекрасным потенциалом для локализации, что очень важно для успешного ее продвижения, особенно в сфере налоговой службы или малого и среднего офиса. К сожалению, потенциал этот пока реализован не полностью. Отдельные "перлы" существующей сейчас русификации практически невозможно адекватно перевести обратно с русского на английский, например такие забавные, как "картиночка"!

П.Д.: Увы, не могу судить о качестве русификации ОС, могу только удостоверить, что те, кто ее делал, работали на совесть и с энтузиазмом. Из вашего вопроса и некоторых других ваших замечаний (имеется в виду предшествующая переписка. - М.&М.Т.) я вижу, что вы, мягко говоря, не удовлетворены уровнем русификации. В конечном счете нам придется исправить основные недостатки.

М.&М.Т.: Мы тоже согласны с тем, что при локализации ОС в 1990-1991 гг. было сделано очень много, и к тому же за очень короткий срок. Это был всего лишь первый шаг, и требовать большего, пожалуй, невозможно. Кстати, а Вам нравится качество немецкой локализации Mac OS? Какую версию ОС Вы используете - немецкую или американскую?

П.Д.: Немецкую, и вполне доволен ее качеством; впрочем, как и любое программное обеспечение, ее можно улучшить.

М.&М.Т.: Какой Macintosh Вы используете? Какое программное обеспечение предпочитаете? Есть ли Macintosh у Вас дома?

П.Д.: Powerbook 2300, стыкующийся со станцией, имеющей 17-дюймовый монитор. Этот компьютер я ношу с собой в качестве мобильного офиса и средства связи. Установлены Claris Works, MS Word, Excel, Persuasion, Claris Emailer. Дома у меня Performa 630 с 15-дюймовым монитором и те же программы, что и в офисе.

М.&М.Т.: А почему Вы предпочитаете Macintosh?

П.Д.: Из-за простоты использования! Я сам никогда специально не учился работать на нем - мне потребовалось всего лишь погонять его "на всю катушку" в течение нескольких дней. Все в нем само собой разумеется, все очевидно, простые же работы вообще не требуют какого-либо внимания с моей стороны (сетевые, например).

М.&М.Т.: Многие российские программисты, особенно начинающие, видят в распространении условно-бесплатных программ удачный путь для реализации своих идей. Кстати, BBEdit был условно-бесплатным продуктом... А Вы используете такие программы?

П.Д.: Нет, все мои нужды вполне обеспечивают Mac OS и приложения, которые у меня есть. Условно-бесплатные программы, без сомнения, очень подходящая модель распространения, особенно для начинающих разработчиков, которые не могут организовать серьезный маркетинг. Эта модель стала еще интереснее с появлением Internet. Очень надеюсь увидеть распространителей условно-бесплатных программ для Macintosh в России.

* * *

Благодарим г-на Девальда за интересную беседу и надеемся, что эта встреча с читателями "Мира ПК" будет не последней.

Запись и перевод М. и М. Трофимовых

E-mail: mtrofimov@glas.apc.org