Хоть в какой-то мере, но закон сохранения работает и на компьютерном рынке. Если сектор корпоративных компьютерных систем находится в состоянии стагнации, то сектор домашних компьютеров (ДК) быстро растет. Уж не обилие ли в подмосковных садах яблок и слив сыграло свою роль в активизации действий российских (и не только) фирм прошедшей осенью. Две из них - Acer и R-Style - объявили о начале осеннего наступления почти одновременно, в последней декаде сентября. Тогда они представили свои маркетинговые программы и рассказали о первых шагах в их реализации. Надо сказать, что путь к этим решениям был не прост для обеих фирм.
Acer затратила на подготовку почти три года, начав с выработки концепции ДК, краеугольным камнем которой стали не технические характеристики компьютера, а его восприятие как предмета домашнего обихода. Именно поэтому дизайну ДК было уделено особое внимание. Так появился ПК Aspire, впервые представленный в России на выставке Comtek"96. Четыре месяца спустя Стивен Кузара - глава российского отделения фирмы Acer - объявил его домашним перед московскими журналистами на презентации в Шереметьеве.
Отечественная фирма R-Style пришла к концепции ДК постепенно, начав производство ПК собственной сборки. R-Style позиционировала модель Proxima MC как домашнюю, полагая, что удалось найти приемлемое соотношение между ценой аппаратной части ПК и объемом поставляемого вместе с ним ПО (приклада), гарантирующим содержательное применение компьютера дома. Об этом на презентации, проходившей в офисе в Отрадном, заявил глава фирмы R-Style Computers Валерий Щукин.
Внимание к пользователю ДК - существенная черта обеих маркетинговых программ, отличающая их от того, что пытались делать на российском рынке другие фирмы. Оно выражено не только в повышенных требованиях к дизайну и содержанию приклада, но и в предоставляемых широких технологических возможностях. Средства мультимедиа и для работы в Internet, голосовое управление - все это может пригодиться при работе дома. Домашние условия эксплуатации ПК определили выбор решений, обеспечивающих простоту установки и послепродажное обслуживание. Как отмечалось на круглом столе в журнале (см. "Мир ПК", 1996 г., #7-8, с.169), отношения продавцов ДК с покупателями должны быть более тесными и иметь характер долговременных взаимовыгодных связей. Фирмам это позволит улучшить работу служб поддержки, оперативно информировать покупателя о новинках, а последний сможет планировать покупки и модернизацию аппаратного и программного обеспечения. Кроме того, долговременное сотрудничество может положить начало системе льгот, которые непременно привлекут реального пользователя.
Aspire в России
Локализованную модель ДК, компьютер Aspire, предлагает на российском рынке компания Acer. Он имеет вполне современную аппаратную платформу и богатый программный приклад. Компьютер поставляется с процессором Pentium, при этом покупатель может выбирать процессор с тактовой частотой от 75 МГц до 200 МГц. Его память включает в себя конвейеризованную пакетную кэш-память (Pipeline Burst) размером 256 Кбайт, быстродействующую EDO-память объемом 8 Мбайт (при необходимости можно расширить до 128 Мбайт), жесткий диск объемом 1 либо 1,2 Гбайт. По желанию покупателя конфигурация ДК дополняется факс-модемной платой на 14,4/28,8 кбит/с. Монитор с экраном 14, 15 или 17 дюймов (по выбору) оснащен встроенными 6-Вт стереоколонками и динамическим микрофоном. Большинство современных мультимедиа-продуктов будут "удовлетворены" установленными в машине 8X дисководом CD-ROM, 64-разрядной PCI-видеоплатой c EDO-памятью объемом 1 Мбайт (расширяемой до 2 Мбайт) и 16-разрядной звуковой платой. Такая конфигурация позволяет получить полноценное видеоизображение при программном проигрывании видеофильмов в формате MPEG.
Начинающие пользователи и, думаю, все остальные будут обрадованы "Подробной инструкцией по установке Acer Aspire" ("Out-On-Box Experience"), благодаря которой через пять минут можно приступать к работе. Этому несомненно помогает предустановка русифицированных систем MS-DOS (версии 6.22) и Windows 95. Графическая оболочка Acer Computer Explorer, имеющая дружественный (тоже русифицированный) интерфейс, значительно облегчит новичкам работу с прикладными программами и поиск информации. Ее интерфейс интуитивно понятен и использует метафору папок и кнопок, которыми можно управлять с помощью мыши.
Трудно перечислить все программы, поставляемые с компьютером. Ведь их - 61. Среди них пакет для голосового управления, антивирусный программный пакет PC-Collin, разработанный специально для Windows 95 и гарантирующий повышенную защиту при работе в глобальных информационных сетях, программы для работы, домашнего хозяйства, обучения, развлечения и связи.
Значительная часть программного приклада предустанавливается, остальное поставляется на восьми CD-ROM, а MS Money 4.0a - на дискетах. Покупатель получает машину с MS DOS, MS Windows 95, ACE 2.0, ACE Screen Saver 2.0 (русифицированные продукты), PC-Collin, Listen for Windows, ATI Player, Lotus Organizer 1.0 (русифицированная версия), MS Audioworks, для моделей с факс-модемами - Phoenix Telephony Suite и ПО для доступа в Internet через систему "Россия-Он-Лайн". На CD-ROM размещены MS Works 4.0 (русифицированная версия), MS 3D Movie Maker, MS CD Sampler, Magic School Bus, Hoyle Classic Games, "Вундеркинд Плюс" (игры фирмы "Никита", см. "Мир ПК", 1996 г., #7-8, с. 211), Thexder (игра), Infopedia (мультимедиа-энциклопедия Funk&Wagnalls), тезаурус Roger"s Thesaurus, атлас мира Hammond Atlas, словарь Merriam Webster, альманах World Almanac и сборник Book of Facts).
Как видно из этого перечня, фирме Acer удалось наладить интеграцию с российскими фирмами "Никита" - по играм и "Россия-Он-Лайн" - по организации связи в Internet.
Российский brand-name
Другой компанией, начавшей освоение рынка ДК, стала отечественная фирма R-Style Computers, входящая в холдинг R-Style. С 1 октября 1996 г. в рамках маркетинговой программы "Твой персональный компьютер" она предлагает компьютер собственной разработки Proxima MC. "Готовая полнофункциональная система для дома" - именно так представили ее на презентации в офисе компании.
Покупатель может приобрести ДК в следующей базовой конфигурации: процессор Pentium-133, оперативная память 16 Мбайт, жесткий диск 1 Гбайт, активные звуковые колонки, 15-дюймовый монитор, 2-Мбайт видеоплата, интегрированная 16-разрядная звуковая плата и 8X дисковод CD-ROM. Если дополнительно покупается факс-модем, то обладатель ДК получает возможность работы в Internet. На каждом компьютере предустанавливаются русифицированные версии MS-DOS и Windows 95. Кроме того, с каждым ДК покупатель получает предустановленное ПО, которое ориентировано на те же предметные области, что и пакеты, поставляемые для Aspire, - на работу дома, домашнее хозяйство, учебу, развлечения и связь. Это русифицированная версия MS Works, программа, поддерживающая работу в Internet, персональный финансовый менеджер RS-Money (разработка R-Style Software Lab). Кроме того, на двух CD-ROM поставляется "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" (см. "Мир ПК", 1996 г., #11-12, с. 160) и "Alphabyte" - англо-русский и русско-английский словари.
По желанию покупатели ДК могут со значительными скидками купить "Кулинарную энциклопедию" на CD-ROM, а также ряд продуктов компании New Media Generation: интерактивный мультфильм "Золушка"(см. "Мир ПК", 1996 г., #11-12, с. 176), приключенческую игру "Морские легенды" и целый ряд других.
В маркетинговой программе компании R-Style предусматриваются значительные льготы покупателям ДК, например семичасовая бесплатная работа в Internet, возможность обмена старой версии энциклопедии на новую с незначительной доплатой.
Компании R-Style удалось объединить усилия еще трех российских фирм в рамках данной маркетинговой программы. Так, "Кирилл и Мефодий" (производитель энциклопедий на CD-ROM), New Media Generation (разработчик мультимедиа-продуктов: интерактивных мультфильмов, компьютерных игр и обучающих программ) и Sovam Teleport (создатель программного обеспечения для подключения пользователя к Internet через систему "Россия-Он-Лайн") предоставили компании R-Style эксклюзивное право на продажу своей продукции. Для покупателя ДК такой подход гарантирует снижение цен на их продукцию на 50-70% по сравнению с розничными.
Геля Иванович Рузайкин - научный редактор журнала "Мир ПК". Контактный тел.: (095) 132-08-41