Обзор рынка звуковых плат


ESS Technology, Inc.
OPTi, Inc.
Crystal Semiconductor, Corp.
Высококачественные звуковые платы с волновым синтезом
Yamaha
Kurzweil Technology
AVM Technology, Inc.
Turtle Beach Systems
Korg
Ensoniq Corp.
Creative Technology Ltd.
Advanced Gravis
Roland
TerraTec Electronic GmbH
Микросхемы для обработки звука семейства AudioDrive
Эффект-процессор и волновой синтезатор ESS
Микросхемы для обработки звука семейства Crystal
Аудиомикросхемы семейства Analog Devices
Analog Devices, Corp.
Трехмерный звук - он уже вокруг нас
Технология будущего: спецификации AC"97
Новый звуковой стандарт для Windows 95

Минувший год многое изменил в компьютерном мире. В первую очередь, хотим мы того или нет, но приходится признать - операционная среда Windows окончательно утвердилась в массовом сознании как единственный интерфейс, к которому привыкли пользователи. Даже я, человек в общем-то консервативный, последнее время запускаю привычный Norton Commander только из Windows, параллельно с редактором Word и программой Internet Explorer. Надо сказать "спасибо" Биллу Гейтсу - его грандиозные планы и амбиции все же привели компьютерное сообщество к единой стандартной ОС, что дает теперь возможность решить многие вопросы и проблемы: совместимость, поддержка различных аппаратных и программных решений, общие правила построения пользовательского интерфейса и т. п. В 1997 г. компания Microsoft предлагает нам выбирать между Windows 95 и Windows NT 4.0. Именно исходя из этого следует подбирать конфигурацию компьютера при покупке; возможности и особенности новых ОС следует учитывать и при выборе платформы, на которой вы собираетесь работать. Очевидно, что Windows 95 рассчитана на широкий рынок конечных пользователей, в то время как Windows NT предназначена для профессионалов. Но грань между обычными мультимедиа-программами и специализированным ПО для работы с графикой, 3D-моделированием, цифровым аудио и видео становится все ?уже. Да и пользователь стал более изощренным, его не страшат особенности и функции профессиональных программ - он хочет все только самое лучшее. Поэтому если раньше компьютерное и мультимедиа-оборудование (к примеру, звуковые платы) сопровождалось драйверами только для DOS, Windows 3.x и Windows 95, то теперь многие производители начинают спешно разрабатывать драйверы для работы под управлением Windows NT. Итак, посмотрим, что же произошло на компьютерном рынке в 1996 г. и что нас ожидает в 1997-м.

В мире звуковых плат для PC четко выделяются две тенденции - разделение на продукцию широкого потребления и системы High-End. Что касается первой категории, то все производители ориентируются на лидера в этой области компанию Creative Labs и основные ее продукты: дешевые платы семейства Sound Blaster 16 (SB16) и более дорогую серию со встроенным 32-голосным волновым синтезом на основе кристалла EMU-8000 - Sound Blaster 32 и AWE 32. Безусловно, компании пытаются придерживаться общепринятого стандарта, делая свои звуковые платы иногда дешевле, иногда лучше. Отмечу трех наиболее интересных разработчиков: ESS Technology, Inc., OPTi, Inc. и Crystal Semiconductor, Corp., - наличие их микросхем на звуковой плате гарантирует вам совместимость с Sound Blaster Pro (8-бит, стерео) и Windows Sound System (16-битный аудиоформат, альтернативный SB16) плюс некоторые специфичные функции, которые могут быть очень полезны. Кстати, сразу стоит заметить, что с Sound Blaster 16 могут быть совместимы только платы, сделанные на основе набора микросхем SB16 или Vibra16 производства Creative Labs. Но не надо думать, будто только SB16 позволит вам использовать полноценный 16-битный аудиорежим в играх и мультимедиа-приложениях (к тому же большинство игр до сих пор содержат звук только в формате 8 бит, 22 кГц). Открытая архитектура Windows Sound System компании Microsoft (знакомое имя, не правда ли?) уже давно признана всеми и присутствует в любой игре. А если программа рассчитана на работу под управлением Windows 95 (поверьте мне, к концу 1997 г. таковых будет большинство), то качество звука определяется только общими качественными характеристиками платы, и уж здесь продукция Creative встречает достойную конкуренцию.

ESS Technology, Inc.

http://www.esstech.com

Существует очень много звуковых плат, сделанных на основе микросхем ESS. В основном это тайваньские продукты, поэтому имеет смысл осторожно выбирать себе подобную звуковую плату, ведь при всех равных параметрах они могут существенно различаться по своим качественным характеристикам. В Москве наиболее известны звуковые платы под маркой Edisson, Sky Rocket и FIC Sound Conductor. Тесты* показали, что все они вполне нормально работают, но наиболее приятное впечатление произвели платы семейства Sound Conductor производства компании Formosa Industrial Computing, Inc. Цены очень доступны и колеблются в рамках 35-70 долл. Я, к примеру, будучи ограничен в средствах, вместо Sound Blaster 16 (70-100 долл.) купил бы себе звуковую плату именно на основе ESS1868 (35-45 долл.) или ее расширенную версию с 32-голосным волновым синтезом (примерно 70-80 долл.). Обращайте внимание на наличие дополнительных опций: разъем под Wave Blaster (дочерняя плата с волновым синтезатором), режим полного дуплекса (возможность одновременно записывать и воспроизводить звук), корректная работа в Plug & Play-режиме. Что особенно приятно, для семейства Sound Conductor имеются драйверы для всех операционных систем: DOS, OS/2, Windows 3.x, 95, NT 3.51 и 4.0. Такую звуковую плату и за такие деньги можно поставить даже в офисный компьютер или на сетевой сервер.

OPTi, Inc.

http://www.opti.com

Компания OPTi больше известна как разработчик микропроцессорных наборов для системных плат, но, опробовав новые ИС OPTiSound 925 и 931, наши специалисты отдали им предпочтение по сравнению с ES1868. Вы легко найдете недорогую (до 40-50 долл.) и вполне приличную по качеству 16-битную звуковую плату, сделанную на их основе. Причем она не обязательно будет произведена на Тайване или в Китае - среди протестированных лучшими оказались звуковые платы американской компании AV Labs.

OPTiSound 925. Эта микросхема построена в соответствии с новыми мультимедиа-спецификациями AC"97 компании Intel (см. врезку "Технология будущего: спецификации AC"97"). Она поддерживает FM-синтез и полностью совместима с Windows 95 Plug & Play, APM и DirectSound. Включает в себя 16-битные аудиоконвертеры с функцией полного дуплекса, порт для джойстика, MPU-401 MIDI-интерфейс, контроллер для дисковода EIDE CD-ROM, модемный интерфейс и аппаратный контроль громкости звука. Совместима с Sound Blaster Pro и Windows Sound System.

OPTiSound 931. Эта микросхема разработана для применения в блокнотных компьютерах и на системных платах. Кроме всего прочего, поддерживает высокоскоростной 16-битный DMA-интерфейс с функцией полного дуплекса и 6-канальный стереомикшер.

Crystal Semiconductor, Corp.

http://www.crystal.com

С микросхемами этой компании я впервые столкнулся в звуковых платах Turtle Beach (Tropez, TBS-2000, Tropez PLUS). Сразу скажу, что, на мой взгляд, Crystal обеспечивает наиболее высокий качественный уровень из всех представленных сейчас на рынке относительно недорогих мультимедиа-аудиокодеков. Конечно, многое зависит от схемотехники и исполнения самой звуковой платы, но многочисленные тесты показали, что кодеки Crystal обеспечивают лучшую производительность и являются самыми "тихими" по сравнению с другими (т. е. обладают лучшими показателями отношения сигнал/шум). Их все чаще устанавливают на системные платы вместо Vibra16, а из независимых производителей звуковых плат стоит отметить американские компании Turtle Beach Systems и MediaTrix, которые, правда, делают платы только высокого уровня с волновым синтезом и профессиональными аудиопараметрами, предназначенные не только для игр, но и для серьезной работы со звуком, средствами мультимедиа и музыкой.

Резюме. Таким образом, мы имеем достаточно хороший выбор недорогих и при этом вполне надежных звуковых плат, любая из которых обеспечивает минимальный набор функций, необходимый для современной мультимедиа-системы: 16-битное аудио с режимом полного дуплекса, качественный FM-синтез для воспроизведения музыки и аппаратную совместимость с общепринятыми стандартами Sound Blaster Pro и Windows Sound System. Практически все производители предусматривают в своих платах возможность установки дочерней платы с высококачественным волновым синтезом (Wave Blaster) и подключение модуля трехмерного звука. Поэтому основное внимание стоит уделять качеству исполнения самой платы, репутации производителя и наличию хороших драйверов для работы под теми ОС, которые вы собираетесь использовать. Вероятно, большинство системных плат, выпущенных в 1997 г., будут уже изначально иметь интегрированные аудиоадаптеры на базе одной из вышеперечисленных микросхем, а некоторые (как это делает AD1815 SoundComm) обеспечат вам и наличие скоростного факс-модема. Более того, можно предположить, что к концу 1997 г. любой ПК будет обладать минимальными мультимедиа-возможностями за счет технологии Pentium MMX компании Intel.

Высококачественные звуковые платы с волновым синтезом

Перейдем теперь к обзору звуковых плат высшего класса. Они предназначены искушенному пользователю, который может (и хочет) позволить себе высокое качество или нуждается в профессиональных параметрах и функциях для серьезной работы со звуком и музыкой. Здесь можно встретить имена, хорошо известные музыкантам: Kurzweil, Korg, Ensoniq, Yamaha, Roland - все эти фирмы пытаются занять свою нишу на рынке мультимедиа-оборудования. Применение новых технологий волнового синтеза, улучшение аудиопараметров звуковых плат и установка на них эффект-процессоров, цифровых входов и выходов, DSP для специализированной поддержки многоканального монтажа, наращивание оперативной памяти - все это в итоге дает нам комплексную компьютерную аудиостудию, пригодную для выполнения самых сложных музыкальных проектов.

Yamaha

http://www.yamaha.com

Специалисты этой фирмы, видимо, уже осознали перспективы развития рынка и решили уйти из сектора дешевых плат, совместимых с Sound Blaster. Последний их продукт в этой области - OPL-4 (интегрированный волновой и FM-синтезатор) остался без широкой поддержки со стороны независимых производителей. Это не значит, что OPL-4 - плохой синтезатор. Имеется несколько отличных звуковых плат, которые его используют, в том числе знаменитый SoundTrix Pro фирмы MediaTrix. Звуковая плата Sound Edge SW20 тоже хорошо известна российским пользователям. Однако главный козырь компании Yamaha в 1997 г. - это профессиональная технология расширенного волнового синтеза AWM-2 и новый MIDI-формат XG. Уже многие разработчики игр и мультимедиа-приложений объявили о поддержке XG-формата, что сулит ему радужные перспективы.

Дочерняя плата типа Wave Blaster - Yamaha DB50XG признана одной из лучших в 1996 г., и сейчас многие пользователи считают ее эталоном по качеству звучания MIDI-музыки.

Технические характеристики Yamaha DB50XG:

  • 676 инструментов и 21 комплект ударных, сжатые в 4-Мбайт ОЗУ.
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов, волновой синтез AWM-2.
  • Поканальный эффект-процессор: 11 типов реверберации, 11 типов хоруса, 42 типа вариаций.
  • Совместимость: General MIDI, GS и XG.

Yamaha SW60XG практически во всем аналогична DB50, но выполнена в виде отдельной ISA-платы. На ней реализована еще одна уникальная возможность - вы можете микшировать через SW60 любой внешний источник звука (в том числе с микрофона или с другой звуковой платы) и обрабатывать его с помощью мощного эффект-процессора, накладывая до трех эффектов одновременно. В остальном характеристики SW60 во всем повторяют DB50, но есть одна существенная неприятность, которая очень расстроила наших специалистов. Несмотря на 18-битные аудиоконвертеры, плата дает ощутимый шумовой фон, что несколько умаляет возможности ее профессионального использования. Зато SW60 вообще не требует для себя каких-либо IRQ- и DMA-ресурсов, благодаря чему можно установить до четырех плат в один компьютер, получив в результате 128-голосную полифонию и мощный конвейер для обработки эффектов.

Известно, что Yamaha разрабатывает новую плату - SW70XG, в которой, вероятно, появится возможность подгружать внешние звуки и инструменты. Однако более конкретной информации пока нет, и говорят, что этот проект по каким-то причинам приостановлен. Интересно также, будут ли остальные компании использовать формат XG или он останется отличительной чертой звуковых плат Yamaha.

Kurzweil Technology

http://www.youngchang.com

До последнего времени имя Kurzweil было известно только профессиональным музыкантам. Студийное оборудование Kurzweil (синтезаторы и сэмплеры) считается довольно дорогим и при этом пользуется заслуженной славой. Но вот компания разработала новую микросхему MA-1 специально для использования в звуковых платах, и можно смело утверждать, что ему гарантирована большая популярность в 1997 г. MA-1 совмещает профессиональный волновой синтезатор MASS и программируемый эффект-процессор KA-1 (Marge). Существуют два варианта библиотек инструментов (6 Мбайт или 2 Мбайт ПЗУ), которые многими специалистами признаны как лучшие в своем классе. Мы сравнивали их звучание со старшей моделью сэмплера K-2500 и с удивлением готовы подтвердить, что качество многих сэмплов практически идентично! Наибольшее внимание привлекают две звуковые платы, использующие Kurzweil MA-1: AVM Apex и Turtle Beach Multisound Pinnacle.

AVM Technology, Inc.

http://www.avmtechnology.com

В 1995 г. компания AVM Technologies успешно дебютировала с уникальным внешним звуковым модулем для компьютеров под названием Summit. Этот маленький черный модуль, в котором, кстати, тоже применяется технология Kurzweil, получил множество восторженных отзывов и до сих пор считается лучшим по качеству звучания GM-инструментов. Неудивительно, если учесть, что его библиотека состоит из 357 инструментов и 15 комплектов ударных, взятых с профессиональных синтезаторов Kurzweil Mk10/150 и PC88. Более 12 Мбайт 16-битных сэмплов оцифрованы на частоте 96 кГц и упакованы в 6-Мбайт ПЗУ.

Характеристики музыкального модуля AVM Summit:

  • Волновой синтезатор: Kurzweil MASS.
  • Библиотека инструментов (ПЗУ): 6 Мбайт (более 12 Мбайт сэмплов в формате 16 бит, 96 кГц).
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • Поддержка следующих MIDI-режимов:
    • General MIDI,
    • Roland MT-32/LAPC-1,
    • SuperOrchestral (Kurzweil orchestral instruments).
  • 18-битные аудиоконвертеры.
  • Отношение сигнал/шум (SNR): 110 дБ.
  • Коэффициент нелинейных искажений (THD): 0,003%.
  • Общий (на все каналы) процессор эффектов: реверберация, хорус, задержка и 48 вариаций.
  • Аудиовыход: стандартный стерео.
  • MIDI-разъем: MIDI-In, MIDI-Out, MIDI-Thru (DB-15 или DB-25).
  • Может работать независимо или с компьютером.

В этом году AVM представляет новую разработку: профессиональную звуковую плату Apex, которая во многом похожа на Multisound Pinnacle. Из существенных различий отмечу наличие в Apex аппаратной поддержки стандарта Sound Blaster и несколько худшие по сравнению с Pinnacle аудиохарактеристики. В остальном Apex воплощает в себе все, о чем только может мечтать человек, работающий на компьютере с музыкой... или играющий на нем в современные игры: чистый звук, совершенную музыку и умопомрачительные спецэффекты.

Характеристики звуковой платы AVM Apex:

  • Встроенная обработка для получения 3D-звука.
  • Работа в режиме полного дуплекса (одновременная запись и воспроизведение).
  • Прямая оцифровка CD аудио в WAV-формат.
  • 20-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации от 5 до 55,2 кГц (моно/стерео), отношение сигнал/шум (SNR) 89 дБ.
  • Цифровой микшер.
  • Волновой синтезатор: Kurzweil MA-1 (SNR: 100 дБ).
  • Аппаратный интерфейс MPU-401.
  • Прямой интерфейс вывода с синтезатора MA-1.
  • Возможность обновления микрокода синтезатора через Flash BIOS.
  • Библиотека инструментов (ПЗУ): 2 Мбайт (4 Мбайт сэмплов General MIDI).
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • Расширение ОЗУ до 64 Мбайт.
  • 24-битный поканальный программируемый процессор эффектов (в том числе реверберация, хорус, задержка).
  • Управление в режиме реального времени фильтрами через MIDI CC (резонанс и искажение).
  • Аппаратная поддержка Sound Blaster Pro, Windows 95 Plug & Play, Windows Sound System и Win95 DirectSound.
  • Совместима с Microsoft DirectX 5.0.
  • Драйверы для DOS, Windows 3.x, 95, NT 3.51 и 4.0 (Windows NT 5.0 WDM); OS/2.
  • Программное обеспечение: Cakewalk SE MIDI-секвенсор, редактор патчей, контроллер MA-1, аудиоредактор.
  • Дополнительная дочерняя плата позволяет:
    • в режиме реального времени накладывать эффекты с MA-1 на цифровое аудио в 20-битном разрешении;
    • осуществлять цифровой ввод и вывод звука в формате S/PDIF (два RCA-разъема) или AES/EBU (через специальный адаптер ввода-вывода).

Следующая разработка - внешний звуковой модуль AVM Summit SST - пока только анонсирована и ожидается не раньше третьего квартала этого года. Модуль Summit SST уже вряд ли можно рассматривать как мультимедийное устройство, он предназначен для профессиональных работ и будет конкурировать с серьезным музыкальным оборудованием.

Характеристики звукового модуля AVM Summit SST:

  • 20-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации от 5 до 55,2 кГц (моно/стерео), отношение сигнал/шум (SNR): 110 дБ.
  • Библиотека инструментов (ПЗУ): 6 Мбайт (12 Мбайт сэмплов General MIDI и SuperOrchestral).
  • Встроенная обработка для получения 3D-звука.
  • 32-голосная полифония, расширяемая до 64 голосов.
  • Работа в режиме полного дуплекса (одновременная запись и воспроизведение).
  • Расширение ОЗУ до 128 Мбайт.
  • 24-битный поканальный программируемый процессор эффектов (в том числе реверберация, хорус, задержка, искажение и изгиб).

Turtle Beach Systems

http://www.tbeach.com

У каждой компании-производителя и ее продуктов есть свои поклонники, и если вы обратитесь в электронные конференции FIDO и Internet, посвященные компьютерным звуковым платам, то обнаружите постоянные дискуссии на тему, какая же из них лучше. Кто-то, найдя себе вариант по душе, с головой уходит в работу и выбывает из этих бесконечных споров, но на его месте немедленно появляются три-четыре новичка, одержимые желанием доказать всем и вся, что вот именно их звуковая плата и есть самая-самая! В прошлом году всеобщее внимание было приковано к трем продуктам: Creative Labs AWE32, Advanced Gravis Ultrasound PnP и Turtle Beach Tropez Plus. О них было много сказано и написано, и в этом обзоре мы воздержимся от прямого сравнения. Однако хочется отметить один непреложный факт - даже противники Turtle Beach соглашаются, что звуковые платы этой компании обладают наиболее высокими аудиохарактеристиками.

Начиная с 1991 г., когда компания разработала первую профессиональную звуковую плату семейства Multisound, и до сегодняшних дней платы Turtle Beach являются наиболее популярными среди профессионалов. Из-за этого многие даже думают, что они не подходят для игр и мультимедиа. Это не так. Кроме профессиональных плат из серии Multisound (Tahiti, Pinnacle, Fiji) есть еще мультимедиа-платы серии Tropez (TBS-2000, Tropez Plus). Они уже довольно широко распространены в России и по цене не очень отличаются от продукции Creative Labs.

Новая звуковая плата TBS-2000 (Tropez 32) обеспечивает качественную MIDI-музыку на основе профессионального синтезатора ICS WaveFront и чистый 16-битный цифровой стереозвук. При этом плата поддерживает все популярные игровые и музыкальные стандарты, включая AdLib, Sound Blaster и SB Pro II, Microsoft Sound System (16 бит, 48 кГц), ADPCM Audio, Roland MT-32, General MIDI и MPU-401. Работа в DOS не требует каких-либо загружаемых драйверов (TSR), а предполагает только инициализацию необходимого вам режима. Это стало возможным благодаря 100%-ной аппаратной совместимости с вышеперечисленными стандартами. TBS-2000 соответствует спецификациям Plug & Play и имеет драйверы для Windows 3.1x и Windows 95, полностью реализующие ее мультимедиа-возможности. Также в комплекте поставляется разнообразное программное обеспечение, в том числе профессиональный редактор для нелинейного монтажа звука Wave SE и простейший MIDI-секвенсор с нотной печатью Stratos.

Характеристики звуковой платы TBS-2000:

  • Волновой синтезатор ICS WaveFront.
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • MPU-401 MIDI-интерфейс (DOS и Windows).
  • 128 GM-инструментов, сжатых в 2-Мбайт ПЗУ.
  • Стерео FM-синтезатор (Yamaha OPL-3), 20 независимых стереоканалов.
  • 16-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации от 4 до 48 кГц (моно/стерео), 8x интерполяция, отношение сигнал/шум (SNR): 88 дБ.
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law.
  • Аппаратная поддержка Sound Blaster Pro и Windows Sound System.
  • Совместима с Microsoft DirectX, обеспечивает режим улучшенного полного дуплекса под управлением Windows 95.
  • Драйверы для DOS, Windows 3.x, 95.
  • Enhanced IDE (ATAPI) CD-ROM-интерфейс.

Tropez Plus (TBS-2001) - эта звуковая плата является основным конкурентом AWE32 и AWE64. Она идеально подходит не только для игр и мультимедиа-задач, но и рассчитана для серьезной работы с музыкой и звуком. Подобно TBS-2000 здесь используется аудиомикросхема Crystal CS4232, благодаря чему достигаются очень хорошие аудиопараметры, не говоря уж о полной совместимости с Sound Blaster Pro и Windows Sound System (16-бит 48 кГц). Поддерживается Plug & Play и режим улучшенного полного дуплекса, что позволяет прекрасно работать с программами многоканального монтажа и сведения: SAW Plus от компании Innovative Quality, Samplitude Studio от Sek`d, Cubase Audio от Steinberg или CakeWalk Pro Audio от CakeWalk. 32-голосный волновой синтез реализован на базе синтезатора ICS WaveFront. Качество звуков библиотеки GM-инструментов в Tropez Plus считается одним из лучших, и многие предпочитают их даже звукам Yamaha DBX50/SW60XG. Сэмплы прошиты в ПЗУ объемом 4 Мбайт. На плате имеется три гнезда под 32-контактные модули SIMM, что позволяет наращивать ОЗУ до 12 Мбайт. Очень удобно реализована технология подгрузки инструментов SampleStor с помощью программы WavePatch (последняя версия 1.3 доступна через BBS: 095-2015115, 201-4339). Имеется мощный эффект-процессор, позволяющий использовать на MIDI до трех эффектов одновременно. Одним словом, Tropez Plus - отличная звуковая плата и для мультимедиа-игр, и для комплексной домашней музыкальной студии.

Характеристики звуковой платы Tropez Plus:

  • Волновой синтезатор ICS WaveFront.
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • Два MPU-401 MIDI-интерфейса (DOS и Windows).
  • 128 GM-инструментов (4 Мбайт ПЗУ).
  • Расширение ОЗУ до 12 Мбайт, технология подгрузки инструментов SampleStor.
  • Yamaha DSP эффект-процессор (до трех эффектов одновременно).
  • Стерео FM-синтезатор (Yamaha OPL-3), 20 независимых стереоканалов.
  • 16-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации от 4 до 48 кГц (моно/стерео), 8x интерполяция, отношение сигнал/шум (SNR): 89 дБ.
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law.
  • Аппаратная поддержка Sound Blaster Pro и Windows Sound System.
  • Совместима с Microsoft DirectX, обеспечивает режим улучшенного полного дуплекса под управлением Windows 95.
  • Драйверы для DOS, Windows 3.x, 95.
  • Enhanced IDE (ATAPI) интерфейс CD-ROM.

Ну и наконец, сенсация этого года - профессиональная компьютерная музыкальная студия Multisound Pinnacle. Многие не верили в то, что заявленные разработчиками на Pinnacle характеристики реально возможны. Такие параметры вы не встретите даже в студийных системах: 20-битные конвертеры, 128-кратный оверсэмплинг, отношение сигнал/шум 97 дБ. Здесь впервые применен новейший синтезатор и поканальный эффект-процессор Kurzweil MA-1. Базовый синтез обеспечивается за счет качественного GM-инструментария (2-Мбайт ПЗУ). ОЗУ можно расширять до 48 Мбайт. Применена уже хорошо зарекомендовавшая себя технология SampleStor, однако формат патчей новый и специализированное программное обеспечение для работы с ними ожидается только к весне. Pinnacle поставляется в двух вариантах - стандартном и с цифровым вводом-выводом. S/PDIF может добавляться и позже в виде маленькой дочерней платы (для которой предусмотрен специальный разъем), что позволяет перевести микрофонный вход в цифровой режим. Приятно, что в комплекте поставляется полная CD-версия секвенсора с поддержкой многоканального аудио - Digital Orchestrator PLUS от фирмы Voetra, которая недавно объединилась с Turtle Beach Systems.

Характеристики звуковой платы Multisound Pinnacle:

  • Волновой синтезатор: Kurzweil MA-1 (SNR: 100 дБ).
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • Два MPU-401 MIDI-интерфейса (DOS и Windows).
  • 128 GM-инструментов (2 Мбайт ПЗУ).
  • Расширение ОЗУ до 48 Мбайт, технология подгрузки инструментов SampleStor.
  • Поканальный DSP эффект-процессор (до трех эффектов одновременно).
  • 20-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации от 4 до 48 кГц (моно/стерео), отношение сигнал/шум (SNR): 97 дБ.
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law.
  • Аппаратная поддержка Windows Sound System.
  • Совместима с Microsoft DirectX, обеспечивает режим улучшенного полного дуплекса под Windows 95.
  • Драйверы для Windows 3.x, 95.
  • Enhanced IDE (ATAPI) интерфейс CD-ROM.
  • Дополнительная дочерняя плата для цифрового ввода-вывода звука в формате S/PDIF.

Korg

Компания Korg, к сожалению, пока не проявляет особой активности на рынке компьютерного и мультимедиа-оборудования. Она лицензировала ряду производителей свою технологию волнового синтеза AI-2, в том числе таким компаниям, как Media Vision и Formosa Industrial Computing, Inc. В продаже появлялось несколько дочерних плат типа Wave Blaster, использующих этот синтезатор и 4-Мбайт ПЗУ с отличной подборкой GM-инструментов. Но из-за отсутствия рекламы внимание на них обратили только искушенные профессионалы. Информации о новых разработках и компьютерных продуктах пока не поступало.

Ensoniq Corp.

http://www.ensoniq.com

Компания Ensoniq - еще один производитель профессионального музыкального оборудования, который одним из первых решил попробовать свои силы и на мультимедийном поприще. В 1995 г. звуковые платы семейства Soundscape получили достаточно широкое распространение в мире, их даже использовали некоторые крупные производители компьютеров, например Gateway 2000 и Midwest Micro. Но затем появились новые фавориты (Yamaha, Turtle Beach Systems), и популярность этих плат за последний год практически сошла на нет.

Звуковая плата Soundscape Elite использует ту же технологию и специализированные DSP-процессоры, что и профессиональные музыкальные инструменты Ensoniq: сэмплеры серии ASR, синтезаторы TS-10/12 и эффект-процессоры семейства DP. Она обладает достаточно хорошим волновым синтезом (на наш взгляд, это лучший 2-Мбайт инструментарий из используемых в звуковых платах), имеет мощный эффект-процессор и вполне приемлемые аудиопараметры. Но Soundscape уже явно не способна претендовать на соответствие современным требованиям: на плате не предусмотрена возможность расширения оперативной памяти для загрузки собственных сэмплов, очень неудобно управление эффект-процессором и постоянно задерживается выпуск свежих драйверов. Довольно плохо реализована поддержка Sound Blaster (только 8 бит, моно и без ADPCM), хотя родной 16-битный формат Soundscape теперь присутствует во всех новых играх. Младшая версия Soundscape поставляется без эффект-процессора, а в остальном мало отличается от Elite. Наибольшего внимания из этого семейства заслуживает дочерняя плата Soundscape DB, которая при низкой цене (менее 100 долл.) предоставляет тот же волновой синтез, что и Elite.

Характеристики звуковой платы Ensoniq Soundscape Elite:

  • Волновой синтезатор OTTO.
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • Микропроцессор Motorola 68EC000, MPU-401 MIDI-интерфейс.
  • 487 инструментов, сжатых в 2-Мбайт ПЗУ, в том числе 128 для General MIDI, GS и MT-32, 7 комплектов ударных и 61 вариация ударных.
  • ESP (DSP) эффект-процессор (до трех эффектов одновременно).
  • 16-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации от 4 до 48 кГц (моно/стерео), отношение сигнал/шум (SNR): 83 дБ.
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law.
  • Аппаратная поддержка Sound Blaster и Windows Sound System.
  • Совместима с Microsoft DirectX, обеспечивает режим полного дуплекса под управлением Windows 95.
  • 4 CD-ROM-интерфейса (IDE ATAPI, Sony, Mitsumi, Panasonic).
  • Драйверы для Windows 3.x, 95 и NT.

В 1997 г. Ensoniq делает ставку на новую звуковую плату - Soundscape VIVO 90. По замыслу разработчиков, она должна при минимальной цене (около 100 долл.) обеспечить пользователю не только полный спектр мультимедиа-функций (в том числе качественный волновой синтез и 16-битный звук), но и добротные аудиопараметры - с отношением сигнал/шум на уровне 90 дБ, чего так не хватает в современных "шумных" звуковых платах, совместимых с Sound Blaster. Новая плата поддерживает Plug & Play и DirectX под управлением Windows 95, легко соединяется с модемом, ТВ-тюнером и другими мультимедиа-устройствами. При низкой цене это хорошая альтернатива 16-битным FM-платам, особенно если вы собираетесь использовать ее в основном для игр.

Характеристики звуковой платы Ensoniq Soundscape VIVO 90:

  • Волновой синтезатор OTTO.
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • 317 инструментов, сжатых в 1-Мбайт ПЗУ, в том числе 128 для General MIDI и MT-32, 7 комплектов ударных и 61 вариация ударных.
  • 16-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации от 4 до 48 кГц (моно/стерео), отношение сигнал/шум: 90 дБ.
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law.
  • Аппаратная поддержка Sound Blaster Pro и Windows Sound System.
  • Совместима с Microsoft DirectX, обеспечивает режим полного дуплекса под управлением Windows 95.
  • Драйверы для DOS, Windows 3.x, 95 и NT.

Creative Technology Ltd.

(Creative Labs, Inc.; E-Mu Systems)

http://www.creaf.com

Есть разные компании. Одни во главу угла ставят техническое совершенство и качество своих продуктов, стараясь за счет новых технологий и лучших продуктов выиграть в конкурентной борьбе. Другие больше внимания уделяют рекламе и маркетингу. Ведь не секрет, что умело организованная рекламная компания и альянсы с "сильными мира сего" позволяют куда вернее захватить лидирующее положение на рынке. В современном бизнесе первую роль играют менеджеры, а не инженеры. Вряд ли кому надо представлять Creative Labs (подразделение Creative Technology Ltd). Это имя постоянно на слуху, хотя за последние два года компания не выпустила ни одной новой звуковой платы в семействе Sound Blaster. Есть SB16, SB32 и AWE32, ну что еще нужно?.. И все же 18 ноября 1996 года на выставке Comdex в Лас-Вегасе была представлена последняя новинка этой фирмы - плата AWE64. Вообще цифры, оказывается, значат многое. В свое время появление SB32 вслед за SB16 вызвало много разговоров о новом поколении "32-битных звуковых плат". Люди привыкли, что 32-битная игровая приставка лучше, чем 16-битная, что 64-битный графический акселератор быстрее 32-битного. Потом стало ясно, что 32 - это уже не разрядность, а число MIDI-голосов, и большинство других звуковых плат тоже имеют 32 голоса, а качество звука определяется совсем другими параметрами (качеством инструментальных библиотек в ПЗУ, аудиохарактеристиками и отношением сигнал/шум). Поэтому появление AWE64 закономерно, ведь никто не будет спорить, что 64 лучше, чем 32! Ясно, что вскоре все производители последуют вслед за Creative и появится большое количество 64-голосных звуковых плат. Но давайте посмотрим, что это реально нам даст.

Характеристики звуковой платы Sound Blaster AWE64:

  • Волновой синтезатор E-Mu 8000.
  • Технология Sondius WaveGuide.
  • Технология Creative WaveSynth для программного волнового синтеза.
  • Расширение ОЗУ до 28 Мбайт, технология подгрузки инструментов SoundFont.
  • Аппаратная совместимость с Sound Blaster, SB Pro, SB16, SB32 и AWE32.
  • 64-голосная полифония, до 32 MIDI-каналов.
  • DSP эффект-процессор, до трех эффектов одновременно.
  • Технология трехмерного звука (3D Positional Audio).
  • Совместима с Microsoft DirectX, обеспечивает режим полного дуплекса под управлением Windows 95.

Сразу видно, что AWE64 - это не новая плата, а скорее несколько доработанный вариант AWE32. За счет модификации синтезатора E-Mu 8000 достигается аппаратно-программная реализация 64 голосов. Но говорить о настоящей 64-голосной полифонии, вероятнее всего, не стоит. Заслуживает внимания технология WaveGuide компании Sondius, которая позволяет на основе физического акустического моделирования придавать инструментам более реальное звучание. Но трудно сказать, насколько она улучшает впечатление от музыки - кому-то понравится, а кому-то, возможно, и нет. В остальном перед нами обычный AWE32, или, точнее, Vibra16 с оставшейся практически без изменения 16-битной аудиочастью. Для многих неприятной новостью станет то, что оперативная память на плате теперь наращивается не обычными SIMM, а специальными модулями, которые Creative будет производить самостоятельно. Специальная версия AWE64 Gold является своеобразным "подарочным" вариантом, в комплект которого уже входит 4 Мбайт ОЗУ, цифровой разъем S/PDIF и позолоченные RCA-разъемы.

Дополнительная комплектация Sound Blaster AWE64 Gold:

  • 4-Мбайт ОЗУ.
  • Загружаемые GM-инструментальные SoundFont банки (объемом 2, 3,5 и 4 Мбайт).
  • Цифровой вывод аудио и MIDI через S/PDIF.
  • Позолоченные RCA-разъемы.
  • Улучшенные аудиопараметры.

Advanced Gravis

http://www.gravis.com

Приятно наблюдать, как справедливость наконец торжествует. Вот уже четыре года звуковой формат UltraSound, разработанный компанией Advanced Gravis, пробивает себе дорогу в мире Sound Blaster-совместимых плат. Прошедший 1996 г. стал решающим в этой борьбе. Альянс Advanced Gravis с AMD позволил интегрировать технологию Ultrasound в новый волновой синтезатор и DSP-процессор - AMD Interwave. Появившаяся вслед плата Gravis UltraSound PnP (GUS PnP) получила широкое распространение и была наконец-то признана официальными кругами (в том числе несколько раз она входила в пятерку призеров по тестам журнала Multimedia World), что окончательно утвердило новый стандарт. Не буду останавливаться на описании его преимуществ по сравнению с Sound Blaster (эту информацию вы можете найти в "Мире ПК", 1996 г., #3, с. 170). GUS PnP, на мой взгляд, является идеальной звуковой платой для мультимедиа и игр. При доступной цене качество ее звучания может поспорить с более дорогими волновыми синтезаторами (Yamaha SW60XG, Tropez Plus, TB Pinnacle), ну а 16-битный звук с аппаратным микшированием до 32 цифровых каналов в играх и MOD-трекерах просто вне конкуренции. Новые драйверы (версия 2.0) существенно облегчили установку и настройку платы в среде Windows 95, поэтому теперь GUS PnP очень проста и удобна в эксплуатации.

Характеристики звуковой платы Ultrasound PnP:

  • Волновой синтезатор и DSP: AMD Interwave.
  • Поддержка режима GF-1 (UltraSound) при наличии ОЗУ.
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • Аппаратное микширование до 32 цифровых аудиоканалов.
  • 128 GM-инструментов, GS-набор (1-Мбайт ПЗУ).
  • Загружаемый GM-инструментальный банк (192 инструмента, объем 5,6 Мбайт).
  • Расширение ОЗУ до 8 Мбайт, динамическая технология подгрузки инструментов.
  • DSP эффект-процессор (ревербератор, хорус) при наличии ОЗУ.
  • 16-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации от 4 до 48 кГц (моно/стерео), отношение сигнал/шум: более 80 дБ.
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law.
  • Аппаратная эмуляция Sound Blaster, UltraSound, Roland Sound Canvas и MT-32.
  • Совместима с Microsoft DirectX, обеспечивает режим полного дуплекса под управлением Windows 95.
  • Драйверы для Windows 3.x, 95, Windows NT (планируются), OS/2.
  • Enhanced IDE (ATAPI) интерфейс CD-ROM.

И последняя новость от Advanced Gravis. Выпускается новая звуковая плата UltraSound Extreme. В ней разработчики учли все пожелания, которые были высказаны пользователями всего мира в конференциях Internet.

Характеристики звуковой платы UltraSound Extreme:

  • Волновой синтезатор: GF-1.
  • FM-синтезатор: ESS AudioDrive.
  • 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • Аппаратное микширование до 32 цифровых аудиоканалов.
  • Загружаемый инструментальный банк General MIDI (192 инструмента, объем 5,6 Мбайт)
  • 1 Мбайт ОЗУ, динамическая технология подгрузки инструментов.
  • 16-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации от 4 до 48 кГц (моно/стерео), отношение сигнал/шум: более 80 дБ.
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law.
  • Аппаратная поддержка Sound Blaster Pro, UltraSound, Windows Sound System, Roland Sound Canvas и MT-32.
  • Совместима с Microsoft DirectX, обеспечивает режим полного дуплекса под управлением Windows 95.
  • Драйверы для Windows 3.x, 95, Windows NT (планируются), OS/2.
  • Enhanced IDE (ATAPI) CD-ROM-интерфейс.

Roland

http://www.rolandus.com

Компания Roland была первой из тех, кто начал выпускать высококачественные волновые синтезаторы для компьютеров, и долгое время оставалась единственной в этой области. Именно Roland разработала стандарт General MIDI, а позже выработала спецификации GS. Когда игры еще работали в EGA-режиме, когда Sound Blaster только начинал конкурировать с AdLib, уже тогда немногие счастливцы могли слушать компьютерную музыку через Roland MT-32. До недавнего времени синтезатор Roland Sound Canvas считался эталоном, и большинство музыкантов писали музыку для игр именно на нем. Но за последние годы Roland не предпринимала каких-либо серьезных мероприятий по освоению мультимедиа-рынка. Из-за высоких цен ее продукция не получила широкого распространения, некоторые проекты (к примеру, выпуск звуковой платы RAP-10) оказались нерентабельными, и более удачливые конкуренты уже практически вытеснили Roland с компьютерного рынка. Однако есть некоторые интересные продукты, которые заслуживают внимания.

Roland SCP-55 PCMCIA. Это полноценная звуковая плата для блокнотных компьютеров, которая обеспечивает великолепный волновой синтез и 16-битный звук. Правда, из-за отсутствия совместимости с Sound Blaster в играх ее можно использовать только для музыки, но ведь большинство современных блокнотных компьютеров имеют встроенный Sound Blaster. Зато для профессиональной работы SCP-55 трудно найти альтернативу.

Характеристики звуковой платы Roland SCP-55 PCMCIA:

  • Волновой синтез Roland RS-PCM.
  • 28-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • 354 GM- и GS-инструментов, 9 комплектов ударных и 47 SFX-вариаций.
  • Эффект-процессор (8 типов реверберации и 8 типов хоруса).
  • 16-битные аудиоконвертеры, частота дискретизации до 44,1 кГц (моно/стерео).
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law.

Roland SCD-10 и SCD-15. Это две дочерние платы типа WaveBlaster, которые содержат эффект-процессор, синтезатор и звуки Sound Canvas (28-голосная полифония, 16 MIDI-каналов). SCD-10 имеет 128 GM-инструментов, а SCD-15 включает GS-стандарт (354 инструмента). По качеству звучания обе платы очень хороши, хотя за такую, а то и меньшую цену можно уже купить Yamaha DBX50XG.

TerraTec Electronic GmbH

http://www.terratec.de

Немецкие компании сейчас очень агрессивно продвигают свою продукцию на мировой рынок. Успех продукции фирмы Miro наглядно продемонстрировал, что европейская технология и качество могут успешно конкурировать с американскими и азиатскими производителями. Представляем новые звуковые платы компании TerraTec, которая в 1997 г. планирует начать их продажу и в России.

SoundSystem Maestro 32/96. Эта звуковая плата по своим параметрам и возможностям во многом похожа на Tropez Plus компании Turtle Beach Systems. Профессиональный волновой синтез с 4-Мбайт GM/GS-инструментарием и специализированным эффект-процессором MFX, два аппаратных интерфейса MPU-401, дополнительный разъем WaveBlaster для подключения второго синтезатора. Что приятно нас порадовало, так это написанное с истинно немецкой педантичностью и тщательностью программное обеспечение и драйверы, гарантирующие полный комфорт при установке (Plug & Play) и контроль всех аппаратных функций. Хорошо продумана архитектура и разводка платы, благодаря чему достигнуты очень приличные аудиохарактеристики. Имеются два внешних линейных входа и микрофонный усилитель. К сожалению, на плате не предусмотрена возможность расширения ОЗУ для динамической подгрузки собственных звуков и инструментов.

Характеристики звуковой платы SoundSystem Maestro 32/96:

  • Волновой синтезатор: 32-голосная полифония, 16 MIDI-каналов.
  • 32-канальный FM-синтезатор (40P+), использует эффект-процессор.
  • Два MPU-401 MIDI-интерфейса (UART).
  • 393 инструмента, сжатых в 4 Мбайт ПЗУ, в том числе для General MIDI, GS и MT-32, 8 комплектов ударных.
  • MFX DSP эффект-процессор (до трех эффектов одновременно).
  • 16-битные DDC-аудиоконвертеры, частота дискретизации от 5 до 48 кГц (моно/стерео), отношение сигнал/шум: более 85 дБ.
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law.
  • Аппаратная поддержка Sound Blaster/Pro, Windows Sound System, Roland Sound Canvas (SC-55 MKII, SCC1/RAP-10/SCD-15).
  • Совместима с Microsoft DirectX, обеспечивает режим полного дуплекса под управлением Windows 95.
  • Драйверы для DOS, Windows 3.x, 95.
  • WaveBlaster-разъем.
  • Enhanced IDE (ATAPI) интерфейс CD-ROM.

AudioSystem EWS64. Это первая звуковая плата, которая вслед за AWE64 компании Creative Labs предлагает пользователю 64-голосную полифонию. К сожалению, мы не успели протестировать опытный образец к моменту выхода этого материала, однако на основе технических спецификаций и бесед с командой разработчиков удалось получить общее представление об EWS64. На ней стоит 64-голосный синтезатор и базовый GS-инструментарий, сжатый в 1-Мбайт ПЗУ. Имеется 5-Мбайт ОЗУ, расширяемое до 64 Мбайт с помощью обычных 72-контактных SIMM-модулей. Кроме WAV за базовый формат загружаемых сэмплов приняты файлы от AKAI-S1000. Благодаря специальному редактору EWS SoundEditor их можно будет редактировать с помощью резонансных и LFO фильтров. Поддерживается мультисэмплирование и динамическое кэширование патчей. Мощная архитектура DSP-процессора позволяет в режиме реального времени применять различные эффекты к любым аудиоисточникам. Контроль осуществляется программно, предусмотрены различные алгоритмы, в том числе холл, хорус, искажение, задержка, многополосный эквалайзер (EQ), V-Space (расширение стереобазы) и обработка голоса. Из других особенностей хочется отметить аппаратное микширование до 64 аудиоканалов (подобно тому, как это реализовано в формате Ultrasound), высококачественные аудиоконвертеры, возможность подключения модуля цифрового ввода-вывода в формате S/PDIF. Предусмотрена установка нескольких плат EWS64 в один компьютер.

Характеристики звуковой платы AudioSystem EWS64:

  • Волновой синтезатор: 64-голосная полифония, до 32 MIDI-каналов.
  • 20-канальный FM-синтезатор (40P+), использует эффект-процессор.
  • Два MPU-401 MIDI-интерфейса (UART).
  • 357 инструментов, сжатых в 1-Мбайт ПЗУ, в том числе для General MIDI, GS и MT-32, восемь комплектов ударных.
  • 5-Мбайт ОЗУ, расширение до 64 Мбайт, технология динамической подгрузки инструментов и кэширования патчей.
  • Используемые форматы загружаемых сэмплов: AKAI S1000, Microsoft WAV.
  • Поканальный DSP эффект-процессор (до трех эффектов одновременно).
  • Два 16-битных аудиоконвертера на запись, частота дискретизации от 5 до 48 кГц (моно/стерео), отношение сигнал/шум: более 85 дБ.
  • Микрофонный стереовход, два аналоговых стереовыхода (18 бит).
  • Enhanced IDE (ATAPI) интерфейс CD-ROM.
  • Разъем для Wave Blaster.
  • Порт для джойстика, 5-штырьковый DIN MIDI-интерфейс.
  • Поддержка следующих алгоритмов сжатия: MS ADPCM, A-Law и u-Law CCITT.
  • Аппаратная поддержка Sound Blaster Pro и Windows Sound System, Roland Sound Canvas (SC-55 MKII, SCC1/RAP-10/SCD-15).
  • Совместима с Microsoft DirectX/DirectSound, обеспечивает режим полного дуплекса под управлением Windows 95.
  • Драйверы для DOS, Windows 3.x, 95.
  • Дополнительный 5-дюймовый модуль для цифрового ввода-вывода звука в формате S/PDIF (один вход и два выхода, до 20 бит).

По всем техническим вопросам Вы можете обращаться в "Мультимедиа Клуб"
Телефон: (095) 943-9290, 943-9293
Факс: (095) 158-5386
Hi-Fi BBS/FTP: 201-5115, 201-4339 24h
E-Mail: Azazello@online.ru / Azazello@mpcclub.msk.su

Микросхемы для обработки звука семейства AudioDrive

ES688. В отличие от серии ES1x88 не имеет встроенного микшера и музыкального синтезатора ESFM*, может работать только в режиме полудуплекса. Устарел и снят с производства.

ES1688. 16-битная ИС для обработки стереосигнала со встроенным микшером и музыкальным синтезатором ESFM, MPU-401 MIDI-интерфейсом, последовательным DSP- интерфейсом и режимом улучшенного управления питанием (APM: Advanced Power Management). В нем имеется специализированный микропроцессор, 16-битные конвертеры (ADC и DAC), DMA-контроллер и интерфейс управления шиной ISA. Совместим с Sound Blaster, Sound Blaster Pro и Windows Sound System. Эта микросхема уже практически не применяется.

ES1788. Аналог ES1688 с расширенными функциями, включающими аппаратный контроль громкости звука и два порта для джойстиков.

ES1888. 16-битная ИС с двумя интегрированными высокоскоростными DMA-каналами для аппаратного микширования и работы в режиме полного дуплекса. Встроенный скоростной микшер позволяет записывать, сжимать и воспроизводить звук на частотах до 44,1 кГц.

ES1887. Аналог ES1888 с улучшенными возможностями по конфигурации в среде Windows Plug & Play и со встроенной функцией для игры через модем (Enhanced Telegaming).

ES1868. 16-битная ИС для стереосигнала с полной поддержкой ISA Plug & Play плюс интерфейсы для дисковода CD-ROM и модема. Включает в себя два высокоскоростных DMA-канала для аппаратного микширования и работы в режиме полного дуплекса. Наиболее часто встречается в недорогих звуковых платах, подходит для большинства задач мультимедиа.

ES1878. Модифицированная версия ES1868 для портативных компьютеров. Дополнительно имеет интерфейс I2S для коммуникации с портом типа Zoom Video и интерфейс "горячего" подключения к расширенному аудиомикшеру ES978 (Expansion Audio Mixer for docking stations).


Эффект-процессор и волновой синтезатор ESS

ES689. Волновой синтезатор. Обеспечивает 32-голосную полифонию, имеет интерпретатор команд инструментального синтеза General MIDI и обеспечивает воспроизведение в режиме 16 бит, 44,1 кГц стерео. В комплекте с ES981 и любой микросхемой семейства ES1x88 позволяет полноценно работать со звуком и музыкой.

ES690. Аналог ES689. В дополнение к его функциям имеет специальные эффекты типа ревербератор и хорус.

*ESFM - это частотный синтез с расширенными по сравнению с обычным FM-синтезом возможностями. Обеспечивает 20 голосов и 72 оператора, совместим с OPL-3.


Микросхемы для обработки звука семейства Crystal

CS4231. 16-битная ИС включает в себя аппаратную фильтрацию при записи и воспроизведении 16-битных аудиоданных, аналоговый микшер, ADPCM-компрессию и распаковку аудиоданных, два высокоскоростных DMA-канала для работы в режиме полного дуплекса, встроенные FIFO-порты и последовательный порт для коммуникации с внешними DSP или ASIC. Более новая модификация - CS4232.

CS4236. 16-битная микросхема с высокопроизводительными дельта-сигма-конвертерами. Имеет аппаратную фильтрацию при записи и воспроизведении 16-битных аудиоданных, 6-канальный микшер, ADPCM-компрессию и распаковку аудиоданных, два высокоскоростных DMA-канала для работы в режиме полного дуплекса, встроенные FIFO-порты и последовательный порт для коммуникации с внешними DSP и ASIC. Поддерживает внутренний или внешний FM-синтез, аппаратное регулирование звука, интерфейс Plug & Play и режим улучшенного управления питанием. Имеет порт для джойстика и MIDI-интерфейс MPU-401, контроллер для EIDE-дисковода CD-ROM, модемный интерфейс. Совместима с Sound Blaster, Sound Blaster Pro и Windows Sound System.

CS4237. Аналог CS4236, но имеет встроенную технологию трехмерного звука SRS 3D.

CS4238. Аналог CS4236, но имеет встроенную технологию трехмерного звука QSound 3D.

CS9233. Интегрированный волновой синтезатор. Обеспечивает 32-голосную полифонию и, кроме того, поддерживает FM-синтез в стандарте AdLib. Работает с библиотеками, хранящимися в ПЗУ и/или с загружаемыми из ОЗУ сэмплами. 18-битный аудиовыход напрямую поддерживает стереоконвертер (DAC) CS4331, обеспечивая отношение сигнал/шум 96 дБ.

CS4112. Библиотека инструментов для волнового синтеза в формате PCM. Поддерживает стандарты General MIDI (GM) и Roland GS. Позволяет разместить до 343 звуков (190 инструментальных, 107 ударных и 46 специальных эффектов) в ПЗУ объемом 1 Мбайт. Интересно, что эта библиотека в комплекте с кодеком CS4232 и синтезатором CS9233 первая получила знак качества и соответствия GM-стандарту "Fat Seal" от известного музыканта Джорджа Алистара Сэнгера (George Alistar Sanger - Fat Man), написавшего музыку и звуковое оформление более чем для сотни компьютерных игр, в том числе к "The 7th Guest", "11th Hour", "US Navy Fighters", "Wing Commander" и др. (http://fatman.outer.net)


Аудиомикросхемы семейства Analog Devices

AD1812 SoundPort. 16-битная ИС обработки звука с высокопроизводительными дельта-сигма конвертерами. Имеет аппаратный микшер, ADPCM-компрессию и распаковку аудиоданных, два высокоскоростных DMA-канала для работы в режиме полного дуплекса, встроенные FIFO-порты. Поддерживает частоту дискретизации от 5,5 до 50 кГц. Имеет интерфейс Plug & Play, порт для джойстика и MPU-401 (UART) MIDI-интерфейс. Совместим с AdLib, Sound Blaster Pro и Windows Sound System.

Микросхемы нового поколения из семейства SoundPort - AD1847 и AD1848 - обладают возможностью осуществлять многоканальное аналоговое и цифровое микширование, имеют встроенные фильтры и улучшенные аудиопараметры.

AD1815, AD 1843 SoundComm. К последним разработкам Analog Devices относится серия SoundComm - интегрированные кодеки для работы с голосом, аудио и в качестве V.34 (14 400/33 600) факс-модема. Кроме обычных аудиофункций они поддерживают скоростной цифровой порт для джойстика, одновременную работу с различными частотами дискретизации и позволяют интеграцию дополнительных сигнальных процессоров (DSP).

Analog Devices, Corp.

http://www.analog.com

Достойную конкуренцию продукции фирмы Crystal составляют микросхемы компании Analog Devices, которые используются многими производителями.


Трехмерный звук - он уже вокруг нас

В 1997 г. термин "3D" станет ключевым не только для графики, компьютерных игр и виртуальной реальности, но и в отношении звука. Начинается повсеместное использование 3D-технологий в мультимедиа-продуктах, и пусть имеющий уши да услышит. Моду определяют три конкурирующие компании, каждая из которых имеет собственное запатентованное решение: SRS Labs, Spatializer Audio Laboratories и QSound Labs.

SRS (http://www.srslabs.com) уже хорошо известна благодаря выпуску на рынок серии внешних модулей Vivid 3D и SRS 3D, предназначенных для эксплуатации с любым звуковым устройством, будь то компьютер, игровая приставка или телевизор. Сейчас SRS продает лицензии на свою технологию таким компаниям, как Samsung, Sony, Kenwood, Kurzweil, Sharp и многочисленным независимым производителям звуковых плат и компьютерных аудиосистем: NEC, Apple, Epson, Aztech, Boca, Genoa.

Технология QSound (http://www.qsound.com) получила широкое распространение в первую очередь благодаря альянсу с компанией Creative Labs, которая использовала ее в некоторых моделях семейства Sound Blaster. Правда, мало кто смог это заметить, так как технология осталась без поддержки со стороны разработчиков (для нее требуется специальное кодирование при записи звука). Но все же она применяется в профессиональной сфере, в том числе аппаратуру QSound используют Стинг и "Pink Floyd". Существуют программные дополнения QSound для комплекса цифрового аудиомонтажа Pro-Tools III компании DigiDesign и звукового редактора Sound Forge компании Sonic Foundry.

Spatializer (http://www.spatializer.com) предлагает наиболее интересный вариант, который может быть задействован и при отсутствии предварительного кодирования звука. К тому же эта технология опробована во многих западных кинотеатрах и получила широкое распространение в системах виртуальной реальности. Технологию Spatializer поддерживают следующие компании: Matsushita и Panasonic, Hitachi, Compaq, Orchid, Labtec, ESS Technologies. С этим оборудованием работают многие записывающие студии и музыканты, в том числе Майкл Джексон, Глория Эстефан, Airsmith. Трехмерный звук для фильма "The Lion King" также сделан с помощью технологии Spatializer.

Мы уже готовили этот материал к печати, когда получили для тестирования последнюю новинку от немецкой компании miro. Честно скажу, я не ожидал увидеть компьютерную версию профессионального декодера Dolby Pro Logic Surround, более уместного в дорогостоящих музыкальных системах класса High-End. Но вот он перед вами на фотографии, с выходами на две или пять акустических колонок и с полным контролем позиционирования источников звука в пространстве! Плата miroMEDIA Surround легко устанавливается в свободный ISA-разъем расширения любого компьютера и коммутируется с имеющимися аудиоустройствами (звуковая плата, ТВ- или радиотюнер, MPEG-проигрыватель, CD-аудио). После этого достаточно с помощью удобного программного обеспечения настроить параметры звука - и добро пожаловать в настоящий трехмерный мир звука и музыки.

Спецификации платы miroMEDIA Surround:

  • Процессор Dolby Pro Logic 3D Phonic TMS57052 обеспечивает трехмерное звучание на двух или пяти акустических колонках и полный контроль позиционирования источников звука в пространстве.
  • Аудиовход: 1 x 3,5 мм разъем.
  • Аудиовыход: 2 x 3,5 мм разъема, 3 x RCA разъема.
  • Драйверы для DOS, Windows 3.1x и 95; специализированное ПО.
  • ISA-плата (16 бит), Plug & Play.


Технология будущего: спецификации AC"97

За последние годы технология синтеза и воспроизведения звука на персональном компьютере существенно развилась, пройдя путь от простого динамика до современных музыкальных плат, способных конкурировать даже с профессиональными аудиостудиями. Но еще большие перемены ожидают нас впереди. В июне 1996 г. были выработаны новые спецификации (Audio Codec: AC"97) на архитектуру аудиокодеков для звуковых плат, которые определяют нетрадиционный подход к разработке недорогих и при этом высококачественных звуковых плат для ПК. В числе компаний, поддерживающих новый стандарт, можно назвать Intel, Creative Labs, Yamaha, Analog Devices, National Semiconductors, Aztech Labs, ESS Technology и Crystal Semiconductors.

В отличие от сегодняшних звуковых плат, которые используют собственные кодеки и цифровые сигнальные процессоры, архитектура AC"97 легко адаптируется к любой операционной среде и системному оборудованию. В первой редакции AC"97 поддерживает все программные библиотеки (API) Microsoft Windows и совместима с такими шинами, как PCI, Universal Serial Bus (USB) и IEEE 1394. В соответствии с дизайном AC"97 в основе будущих звуковых плат планируются два компонента: цифровой контроллер на базе DSP для выполнения разнообразных задач по обработке звука и аудиокодек, который будет осуществлять конвертацию цифровых данных в аналоговый сигнал и наоборот. Такой подход позволит производителям избежать лишних наводок и помех от посторонних устройств благодаря размещению кодека рядом с внешними аудиоразъемами. В свою очередь, обе микросхемы объединяются через цифровую последовательную магистраль, которая неуязвима для помех, благодаря чему цифровой контроллер может быть размещен в любом месте системы без риска потерять качество звука. При такой архитектуре легко достигается отношение сигнал/шум на уровне 90 дБ. Новые AC"97-микросхемы будут представленны в двух вариантах. Облегченная 48-контактная версия обеспечит функции для работы с внешним эффект-процессором, модулем трехмерного звука, аудиоплеером MPEG, многоканальным аудиодекодером Dolby AC-3, DSVD-модемом и волновым синтезатором. Версия с 64 контактами позволит производителям интегрировать все эти функции внутрь микросхемы.

Если новая технология приживется, то звуковые платы претерпят большие изменения. При наличии стандартизированного аудиокодека на каждой системной плате отпадет необходимость в современных платах Sound Blaster. Когда пользователь захочет нарастить звуковые возможности своего компьютера, то в зависимости от стоящих перед ним задач он сможет выбирать из целого спектра музыкальных MIDI-плат с волновым синтезатором или профессиональных аудиоплат.


Новый звуковой стандарт для Windows 95

Сейчас много пишут и говорят о новом стандарте для Windows 95 - DirectX. Одним из его компонентов является DirectSound - интерфейс для взаимодействия аппаратных ресурсов звуковой платы и соответствующего программного обеспечения. Его основной задачей является ускорение работы Windows 95 с WAV-файлами во время их воспроизведения, микширования, регулировки баланса и громкости звука. Это особенно важно для программ, использующих большое количество аудиоканалов в режиме реального времени (игры, MOD-трекеры, профессиональные системы для многоканального монтажа и сведения звука). DirectSound заменяет старую технологию микширования WaveMix компании Microsoft, которая была ограничена 8-битным режимом и могла обрабатывать только один поток аудиоданных. Как и все другие компоненты DirectX, интерфейс DirectSound работает со звуковыми платами на низком уровне, напрямую обращаясь к их аппаратным ресурсам. В будущем новые звуковые платы будут иметь встроенные функции ускоренной работы с DirectSound, в том числе выделенную память под аудиобуфер и DSP для аппаратного микширования. Подобные системы смогут микшировать и проигрывать большое количество WAV-файлов с задержкой не более 20 нс, что гарантирует полную синхронизацию при проигрывании звука, анимации и видео. На сегодняшний день только звуковые платы UltraSound компании Advanced Gravis имеют аппаратную акселерацию DirectSound. Если звуковая плата не поддерживает DirectSound, то его функции могут эмулироваться программно через Hardware Abstraction Layer (HAL). Но в этом случае будет возникать задержка до 150 нс, существенно понижающая производительность компьютерной системы.

Ожидающаяся в ближайшее время третья версия DirectSound добавит возможность одновременного проигрывания WAV-файла несколькими программами. Кроме того, Microsoft собирается скоро выпустить два новых DirectX-расширения: Direct3DSound, который будет обеспечивать позиционирование аудиоисточников в пространстве, и DirectMusic для ускорения MIDI-функций, таких как программный волновой синтез и динамическая подгрузка сэмплов в режиме реального времени. Можно надеяться, что эти стандарты позволят разработчикам ПО и звуковых плат добиться более совершенного звука и реалистичных специальных эффектов в играх, мультимедиа-продуктах и на Web-узлах.