Из века в век, на протяжении всей истории, разум человеческий снедаем одним и тем же жгучим вопросом: где бы взять денег? И из века в век разум приходит к одному и тому же не менее жгучему ответу: денег, кроме как у ближнего своего, взять неоткуда. При наличии изобразительных способностей их, разумеется, можно и нарисовать.
Попробуйте передать джокондовскую улыбку Джорджа Вашингтона (1$), и сами все поймете.
Наш электронный век открывает новые возможности в этой области. Электронный "кэш" не улыбается. Он лежит, порезанный на байты, на поверхности жесткого магнитного накопителя и может быть легко приумножен путем ввода нужной суммы и нажатия клавиши
Продвинутые технологии, вроде упомянутой выше, пока доступны не всем. И люди приходят к тому, чтобы как-то доставать уже существующие где-то деньги. Некоторые ради этого работают. Это заведомо ложный путь. Человек грамотный так не поступает. Человек грамотный садится к компьютеру, залезает в Usenet-группу (любую) и... заявляет всем-всем ее подписчикам о своем неуемном желании разбогатеть. Разумеется, не просто так заявляет, а предлагает что-нибудь у него купить. Это и было первым шагом Homo Sapiens в освоении новой среды - попытаться продать чего-нибудь посредством потопления группы в потоке своих сообщений. Но, как говаривал кот Матроскин, "чтобы что-то продать, нужно что-то купить, а у нас денег нет". Как же быть? План таков: один доллар - не очень большие деньги, верно? А представляете, что будет, если один миллион человек скинутся по всего лишь одному доллару в вашу пользу?
У вас, дорогой читатель, будет довольно много долларов. И никакой нервотрепки. Но как же оповестить такое количество народу о том, что вам нужны их доллары?
Вот тут и приходят на помощь Internet и электронная почта. Чудесное средство общения индивида с социумом. Орудие демократии. Находка для пытливого предпринимательского ума. Оказывается, с той же легкостью, с какой электронное письмо посылается по одному адресу, оно может быть послано и по миллиону адресов. Отныне бизнесмен, вкусивший плодов стремительного развития высоких технологий, навсегда освобожден от головной боли, связанной с проблемой нахождения потребителя предлагаемого им продукта. Теперь он получил наконец-то аудиторию. Причем задешево.
Эволюция торговли
Раньше-то как оно было? Ходил бедный торговец по домам, предлагал товар. И сейчас, черт возьми, есть такие, которые ходят. Потом торговец освоил новую технологию - телефон. И появилось новое понятие - телемаркетинг. Вот какое слово. И сейчас, черт возьми, есть еще такие, которые звонят. Звонят часто, звонят настойчиво. Звонят вечером, когда вы пришли с работы или ложитесь спать... Приятные, конечно, люди, но лучше б их не было. Эти люди искушены в искусстве общения и тонкостях личностного подхода. У такого (личностного) подхода есть один весьма существенный недостаток с точки зрения предпринимателя: личность легко посылаема личностью же. Объясню. С тех пор как я впервые столкнулся с явлением телемаркетинга, я непрерывно совершенствуюсь в своем умении с ним взаимодействовать. Если раньше я мялся, как пионер, выслушивая новое сногсшибательное предложение, и терпеливо ждал, когда же это кончится (а оно само собой никогда не кончалось), то с годами я стал жестче. Начал грубить. Смелее, смелее... И женщинам тоже. А потом - оп! - перешел на новый качественно-энергетический уровень. И в ответ на приглашение повзаимодействовать на взаимовыгодной коммерческой основе шепчу в трубку: "О, у вас такой сексуальный голос..." А потом с наслаждением внимаю звуку упавшего и разбившегося на том конце линии сердца. Особенно здорово это работает с мужиками.
Технология не стоит на месте. Несказанное удешевление бумагопечатания привело к тому, что нам каждый день приходится выгребать груды макулатуры из почтовых ящиков. Появление факсов породило факс-рекламу. Против этого изобретения гениев-продавцов в 1992 г. в США даже был принят соответствующий закон (http://www.ca-probate.com/faxlaw.htm).
Но вот находчивый продавец получил в свои нескучающие руки суперинструмент - электронную почту. И потенциальный покупатель немедленно это почувствовал. Сначала понемногу, по капле, а потом все шире и мощнее... И в компьютер хлынул поток непрошеных коммерческих (и не только) предложений. В просвещенном Американском королевстве сие явление приняло бедственные размеры. Казалось бы - ну что плохого в случайно залетевшем к вам письме-рекламке? Ну, прочел его. Ну, стер. Все. Гораздо легче и проще, чем отвязаться от назойливого торговца. Нет, не все. Если вы получаете эти письма ежедневно, да еще и не от одного, да еще в то время, когда вы действительно заняты или ждете важную корреспонденцию... Кроме того, у вас может быть мала квота, а незнакомый вам ранее доброхот решил обрадовать вас графическим изображением образцов продукции, да не раз. В потоке мусора вы можете не заметить и стереть желанное послание. Есть масса причин для нелюбви к подобному проявлению деловой активности.
Новый вид коммерческой деятельности получил название spamming, или mail-bombing.
Сувег Promotions - первый крупный спэммер
Первый крупный скандал на почве спэмминга разразился в США не далее как в сентябре 1996 г. Причиной послужили многочисленные жалобы клиентов одного из крупнейших поставщиков сетевых услуг - службы America On-Line (http://www.aol.com) на непрерывную почтовую бомбежку их адресов, проводящуюся со стороны другой американской компании - Cyber Promotions (http://www4.homecom.com/host873/). AOL подала в суд. И... проиграла дело. Суд затруднился определить состав преступления в действиях Cyber Promotions. Ибо оказалось, что закона, запрещающего подобную рекламу, в США нет.
Закон, запрещающий "факс-спэмминг", сформулирован так, что электронная почта под его действие впрямую не подпадает, поскольку она не выводится автоматически на печатающее устройство. Следовательно, любую попытку остановить бомбометание стоит рассматривать как попытку ограничения Свободы Частного Предпринимательства - ни больше ни меньше. Именно на последний довод и уповал 28-летний президент Cyber Promotions Сэнфорд Уоллейс. Его фирма, состоящая из шести человек, рассылала ежедневно в общей сложности около 1,3 миллиона электронных рекламок. Клиентура Cyber Promotions, по утверждению самого президента, насчитывала порядка 5000 клиентов-рекламодателей. Основными заказчиками были представители мелкого бизнеса. Стоимость рекламной кампании колебалась от 60 до 1500 долл. Шестого сентября, когда гражданский суд Филадельфии вынес вердикт, по которому AOL предписывалось прекратить попытки блокировать рекламу, рассылаемую Cyber Promotions, как противоречащие духу американской демократии, у Сэнфорда Уоллейса были причины для хорошего настроения. "То, что для одного человека есть мусор, для другого может быть сокровищем", - заявил находчивый деятель рекламного бизнеса. А тем временем AOL теряла подписчиков, покидающих ее по причине ежедневных почтовых бомбежек. К тому же начали раздаваться голоса о заинтересованности самой AOL в продолжении бомбежек, так как они увеличивают время подключения пользователя к системе. Да и вообще, откуда у них наши адресочки-то? - вопрошали озадаченные неожиданной популярностью своих адресов клиенты. Было даже высказано предположение (недоказанное) о причастности AOL к попаданию адресов ее клиентов под прицел бомбардировщиков.
Но недолго музыка играла. Не прошло и полутора месяцев, как Уоллейс начал терпеть поражение за поражением. Ибо AOL оказалась не единственным его врагом. В течение рекордного срока руководимая им компания умудрилась разозлить еще четырех поставщиков услуг Internet. В середине октября фирма Cyber Promotions была лишена Internet-сервиса, который обеспечивала ей компания Sprint Communications (http://www.sprint.com/), а через несколько дней еще один крупный поставщик услуг Internet - компания CompuServe (http://www.compuserve.com) выиграла судебный процесс в штате Огайо. Постановлением суда фирме Cyber Promotions было запрещено использовать адреса клиентов CompuServe, а также указывать имя CompuServe в обратном адресе (в процессе разбирательств всплыла деталь, характерная для спэммеров вообще: обратный адрес выглядел правдоподобно, но не существовал в действительности). Кроме того, на фирму Cyber Promotions подали иски еще два поставщика сетевых услуг, а AOL, у которой ничего не получилось в первом чтении, взяла свое во втором. Ранее AOL ввела новый сервис, не противоречащий первому решению суда, однако успешно обходящий его: клиент AOL получил возможность блокировать рекламный спэмм по желанию. Воистину мудрое решение!
В результате такого группового избиения Cyber Promotions была поставлена на грань банкротства, и тысячи американских пользователей вздохнули с облегчением - король спэмма низложен. Потребовались, видимо, достаточно серьезные усилия адвокатов компаний-поставщиков сетевых услуг (а у этих компаний много денег - к одной AOL подключено 6 миллионов клиентов), дабы доказать суду вред, наносимый действиями Cyber Promotions, выиграть процесс и удалить спэммера из киберпространства.
Однако проблема спэмминга этим актом решена не была. Единственной стратегической ошибкой проигравшего Сэнфорда Уоллейса (видите - его уже как бы жалко) была чересчур заметная деятельность его фирмы. Как правило, спэммеры куда более мелки и незаметны. Но зато их много. И с каждым судиться - хлопотное дело, даже для таких монстров, как AOL. К тому же само определение спэммера весьма расплывчато. Любой, посылающий почту по адресному листу, есть спэммер? Если нет, то каковы критерии? В каких случаях несанкционированное использование "почтового ящика" следует считать незаконным? Да и как предотвратить такое использование, если адрес объявлен публично (например, на Web-странице)?
Где берут электронные адреса?
С адресами действительно все очень непросто. Простым переписыванием адресов вручную из Web-страниц и других источников нужного кворума не соберешь. Тут технический подход нужен. И снова мы становимся свидетелями того, как высокая технология одерживает верх над каменным топором вчерашнего коммивояжера или даже телефонной феей, регулярно по вечерам предлагавшей мне страховку. Сколько домов обойдет за вечер продавец? Двадцать? А сколько телефонов обзвонит страховой агент? Сорок? И не затошнит? А вот откуда у электронного бомбардировщика тысячи адресов? Впервые получив непрошеную почту, я поначалу опешил. Уж никак не мог я предположить, что эта напасть настигнет меня.
Ан нет. Адресочек я все-таки оставлял снаружи. И где! В адресном листе Zhurnal.ru! И вот пришел робот, падкий на слова MAILTO и значок @, и украл адрес. Что мне и объяснил Антон Носик, когда я связался с ним по этому поводу. Незаконно? А нет такого закона! Поисковые роботы рыщут по всей Сети, без них было бы невозможно существование поисковых систем... И вот пожалуйста - интересное приложение идеи. Причем сегодня "искалку" может заиметь любой - алгоритм Harvest и его рабочее приложение доступны и бесплатны! Как и должно вроде быть, но вот поди ж ты... Кроме того, существуют гораздо менее экзотичные способы добычи адресов - из групп того же Usenet, а также "серый" бизнес - торговля адресами пользователей. Адресные листы продаются и перепродаются, причем, как нетрудно догадаться, сами адресаты не получают при этих сделках ничего, кроме зубовного скрежета при чтении и стирании все новых и новых рекламных предложений. Являет ли собой подобная сделка по продаже адресного листа нарушение закона хоть в одной стране? Нет. Законов таких нет.
На "нет" и суда нет. А нет суда - есть самосуд. Что приходит в голову человеку, получившему пощечину по левой щеке? Правильно: ответить хуком справа. И вот озверевший от бомбежки джентльмен посылает ответ на адрес отправителя раздражающего предложения. Причем присовокупляет к своим ругательствам файл, содержащий доступное графическое пояснение к своим словам, на несколько хороших мегабайт. И... через некоторое время видит свою бомбу, вернувшейся к нему же в целости и сохранности. И хорошо, если видит только он, а не его системный администратор или шеф. Фокус прост до слез: указанного в рекламке адреса отправителя попросту не существует. Вы воюете с тенью, мой господин!
Как наказать спэммера?
Общественность напряглась. Задачка оказалась явно не из легких. Кто-то вроде должен быть наказан, но кто? Ищи киберветра в киберполе. Как было сказано выше, большинство "бомберов" совсем не так могучи и заметны, как пресловутый король американского спэмминга Cyber Promotions. И вроде как неуловимы. Вокруг проблемы начались дебаты. Люди предлагали засовывать адреса попавшихся "бомберов" в группы типа alt.sex.anal и ей подобные (желательно с номером телефона); вопрошали, знает ли кто-нибудь способ "прописать" нарушителя в 500 листов, сходных с тем, что очутился в его распоряжении; кто-то жаловался, что мусорные послания попадают ему "прямиком в центральную нервную систему" и т. п. Что же на деле?
На деле на смену стихийному недовольству одиночек пришли люди, взявшиеся направить народный гнев в организованное русло. Родилось несколько (я насчитал около двух десятков) узлов, пытающихся проводить активную антиспэмминговую политику, не выходя при этом за рамки приличий. Общая схема такова. Во-первых, вам предлагается... послать им свой адрес. "Ну вот, - скажет подозрительный читатель, - вот тебя и внесут в очередной лист". Но я верю, что не все люди злы, несмотря на жизненный опыт. Во-вторых, бизнесменам, занимающимся рекламой такого рода, предлагается присылать администраторам этих узлов свои адресные листы. И затем (в-третьих) лист будет возвращен бизнесмену, но уже очищенный от адресов абонентов, заведомо не желающих получать какую бы то ни было непрошеную коммерческую корреспонденцию. Разумеется, для этого нужно сначала пригласить любителя электронного бомбометания к сотрудничеству. Что и берет на себя "защитник". "Бомбер" получит письмо, в котором будет разъяснено:
- а) что это (бомбометание) нехорошо;
- б) почему это нехорошо;
- в) что люди делали с "бомберами" в прошлом (я стараюсь быть дословным);
- г) почему "бомберу" стоит пройти предлагаемую стерилизацию, а также ее суть и смысл.
Все вроде хорошо, но как же быть с анонимами? В Сети лежит несколько руководств по поиску обидчика. Одно из них (наиболее полезное, на мой взгляд) находится по адресу http://www.mcs.net/ %7Ejcr/junkemail.html.
Смысл сводится к тому, чтобы найти не самого отправителя, а поставщика сетевых услуг и системного администратора, через которых и прошло данное послание, поскольку именно они ответственны за порядок в своем хозяйстве и обладают способностью "власть употребить". Задача пострадавшего - поставить хозяев в известность о плохом поведении их подопечного. Проблемы никому не нужны - в свете скандальности темы "мейл-бомбинга" они, скорее всего, побеспокоятся, получив "сигнал". Насколько это у них в Штатах работает? Вряд ли на 100%, но все-таки "что-то" почти всегда лучше, чем "ничего".
Интересно отметить, что появились весьма предприимчивые "освободители". Они предлагают сходный сервис, но уже не бесплатно. Правда, гарантируют качество обслуживания. Чувствуете, в уравнении появился третий порядок? Причем продается как антиспэмминг-сервис, так и ПО. А приз за антиспэмминговую идею я бы дал программе Spam Hater (http://www.compulink.co.uk/~net-services/spam/). Вернее, не за идею, а за реализацию и подачу. Предлагается приобрести почтовую программу со встроенным "оружием возмездия". То есть вы наводите оружие на цель, и по получении "бомбы с той стороны" оно готово к нанесению ответного удара по обидчику, а также его сетевому администратору, а также его поставщику сетевых услуг, а также его маме и маме его мамы. Вам остается только нажать на кнопку Confirmation.
Неплохо было бы поинтересоваться у изобретателей, не разрабатывают ли они также доктрины, подразумевающие нанесение превентивного удара? При изучении проблемы у меня сложилось впечатление, что самим американцам все это на самом деле жутко нравится, поскольку разнообразит их офисную жизнь.
Впрочем, есть более простые и скучные способы борьбы с незваными "электронными" гостями. Фильтровать их. Большинство почтовых программ предусматривают возможность такой фильтрации. От первого удара это не спасает, зато все последующие предотвратит. Хотя, уверен, гонка вооружений - это в крови. И стало быть, "бомберы" просто начнут чаще менять адреса и имена.
Спэминг в России
В России спэмминг если и существует, то размеров бедствия пока, к счастью, не принял - для этого Сеть еще маловата (а вот это - к сожалению). Первой известной мне публикацией о нем в русской Сети является статья Ю. Максименко (http://www.infotrieve.com/ukraine/mag0304.htm) в журнале "Русские и Интернет". Лично я недавно встретился с русским спэммингом, проявившимся в привычной и родной форме надписей на заборах. Первой ласточкой, залетевшей в эту сеть в надежде чем-то поживиться, стал небезызвестный издатель и пушкинист г-н Армалинский. Стоит возникнуть в русской Сети какой-нибудь странице, содержащей форму для отклика или дискуссии (webboard), как там спустя некоторое время оставляет свой автограф упомянутый господин. Причем ничуть не смущаясь тем фактом, что данная страница по замыслу ее создателей абсолютно не была предназначена для коммерческой деятельности, и уж тем более никак не является рекламным щитом для продукции г-на Армалинского и издательства MIP. Сей настойчивый "рекламодатель" почтил своим вниманием "Кулички", Zhurnal.ru, "Гусарский клуб" и др. Причем в случае с нашим журналом он не нашел лучшего решения своей распространительской проблемы, чем объявить о себе и своей книге на доске-вопроснике для IRC-конференции с писателем Д.А. Приговым. Видимо, из любви к культуре. Пользуясь случаем, поздравляю г-на Армалинского с присуждением непереходящего звания "Заслуженного спэммера Русской Сети" и напоминаю ему о том факте, что Бог все видит.
Еще один персонаж - капитан Копейкин. Его копейки также доводилось подбирать из самых неподходящих для разговора о его товаре мест. В частности, опять же - из гостевой книги Zhurnal.ru. Уже дважды. Стиль объявлений оставляет желать лучшего: я бы на его месте начинал свои объявления словами: "Пять раз прочел ваш замечательный журнал от начала до конца и каждый раз - с чувством колоссального эстетического наслаждения". А он вместо этого с места в карьер - купите, мол, диск. Ни тебе здрасьте, ни до свиданья. А вот разозлимся и не купим!
Новый мир порождает новые проблемы. По сравнению с бедами мира, который мы называем "реальным", беды мира виртуального смешны. Я помню, как год назад ругался один из моих приятелей, прочитав статью Антона Носика, в которой Антон пожаловался прилюдно на перегруженность своего "почтового ящика" всяким инфомусором. "В стране бардак, - говорил мой друг, - а этому, видите ли, электронная почта мешает..."
Только ведь беда эта не виртуальная. И не вчера родилась идея навязчивого предложения товара как предельная форма рекламы. Ну чем не спэммер телевидение, готовое прервать любой фильм в самый трагический момент, для того чтобы попотчевать нас зрелищем непромокаемых тампонов? Или газета, где рекламное объявление мирно соседствует со страстной статьей о недостатках системы национального страхования? Или радио... Вам не нравится? "Не волнует - уплочено". В киберварианте рекламы изменились лишь среда распространения и способ доставки. И состоявшиеся в США судебные процессы, завершившиеся поражением спэммера, я не склонен расценивать как победу "прогрессивной общественности" над "плохим" капиталистом. Судились деньги против денег. И меньшие деньги проиграли. Фирма Cyber Promotions согрешила перед поставщиками сетевых услуг лишь тем, что использовала их ресурсы "пиратским" способом, не заплатив ни гроша. Будь у Cyber Promotions достаточно капитала, чтобы заплатить владельцам сетей за право использования "их" электронной почты в рекламных целях, и окажись цена подходящей - все осталось бы по-прежнему. Максимум, на что могли бы рассчитывать клиенты, - дополнительный сервис "фильтрации" рекламных сообщений. Правда, в этом случае он вряд ли был бы бесплатным.
Сообществу Internet скорее стоит ожидать перерождения нынешнего партизанского спэмминга в нечто более цивилизованное по форме, нежели законодательного искоренения проблемы.
(При написании статьи использовались материалы PC Week, Philadelphia On Line).
Александр Шерман - сотрудник фирмы Intel. Е-mail: sherman@sharat.co.il