А куклы так ему послушны,
что мы верим простодушно,
что куклы пляшут сами по себе.

А. Макаревич

По мере внедрения новых технологий в индустрию детских развлечений родителям все труднее становится сохранить свой авторитет. Действительно, что в прежние времена говорила бабушка удивленному внуку, смотрящему с открытым ртом на пляшущего Петрушку:

- Видишь ту ширму? За ней сидит дяденька - он-то и управляет твоим Петрушкой.

- Не может быть, - отвечал удивленный внук.

Теперь ситуация выглядит с точностью до наоборот. Бабушка говорит юному чаду, уткнувшись вместе с ним в телевизор:

- Ты посмотри, какие куклы! Надо же, двигаются прямо как люди!

- Ничего удивительного, бабушка, это же виртуальные куклы, - отвечает внучек.

- Это что за виртуальные куклы?

- Ну понимаешь, эти куклы на самом деле не существуют, поэтому и называются виртуальными, а управляются самыми обыкновенными кукольниками.

- А как это? - снова не понимает бабушка.

- Как бы тебе это объяснить?... Дело в том, что все трехмерные элементы кукол - голова, руки, ноги и прочее - создаются с помощью специального программного обеспечения, например того, которое выпускает фирма Alias/ Wavefront, и хранятся в графическом суперкомпьютере типа Onyx Reality Engine, разработанного фирмой Silicon Graphics.

- А как же это все двигается? - спрашивает вконец сбитая с толку бабушка.

- А двигают ими кукольники, - поясняет внук. - Представь, что от кукольника идут не нитки к кукле, а провода к компьютеру, и присоединены они не к пальцам, а с помощью специальных датчиков к подвижным частям тела. И все движения человека, таким образом, передаются на экран. Человек ходит, размахивает руками, а кукла повторяет все его движения. Это не то, что раньше. Кукольный мультфильм создавался долго: несколько недель уходило на производство кукол, несколько недель на отснятие их движений. Теперь графический суперкомпьютер просчитывает все движения виртуальной куклы в реальном времени.

- Не может быть, - совсем теряется бабушка. - А как же они открывают рот, двигают глазами?

- Ну, здесь есть разные варианты. Во-первых, датчики иногда накладывают на лицо, а во-вторых (именно так чаще всего и делают), мимикой может управлять второй кукольник, у которого есть киберперчатка. От перчатки также идут провода к компьютеру, и по ним передаются сигналы, управляющие выражением лица виртуальной куклы. Те же движения пальцев, но усиленные электроникой.

- Вот это да! - восхищается бабушка.

- А ты думала! - торжествует внук.

* * *

Описанные технологии уже давно перекочевали на большой экран. Недавно зрители сопереживали компьютерному Pinnoccio - и вот уже создан первый полнометражный фильм Toy Story, где все герои, такие реальные и живые, созданы исключительно с помощью компьютеров Silicon Graphics.

Но это еще не все. Во Франции, например, существует фирма Medialab - один из самых знаменитых в мире разработчиков в области виртуальной реальности, которая представляет собой специальную мастерскую по изготовлению подобных кукол. Симпатичные куклы, созданные в недрах компьютеров и "оживленные" реальными артистами, "работают" ведущими на французском телевидении и часто становятся даже более популярными, чем люди, управляющие ими.


Александр Прохоров - сепециалист по компьютерной графике, разработчик компьютерных игр, сотрудник фирмы Silicon Graphics. E-mail: alexp@moskow.sgi.com