Ах, обмануть меня
нетрудно!..
Я сам обманываться рад!
Вспомните прекрасную и мудрую сказку "Волшебник Изумрудного города". Был ли волшебник из этого города всего лишь великим обманщиком, талантливым фокусником или все же настоящим чародеем? Уже не одно поколение детей задавало себе и своим родителям этот вопрос. Ответить на него не так-то просто, ведь великий Гудвин - властитель Изумрудного города дал Железному Дровосеку доброе сердце, а Страшиле ум и сделал их счастливыми. По этому признаку он - настоящий волшебник. Но в реальности сердце было из шелка, а мозги - из опилок. Что же, он не более чем талантливый обманщик? А как же счастье?
Сделал ли компьютер человечество счастливее? Трудно говорить за всех, поскольку есть еще на планете счастливцы, которые не только компьютера, но и телевизора ни разу в глаза не видели. Стало ли им от этого хуже? Вряд ли.
Обнаружив с самого начала своей истории тягу к самообману, несмотря на успехи науки, а во многом благодаря им, человечество продолжает шествие по тернистой дороге к идеальному миру, где все одинаково в некоем количественном смысле счастливы. Трудность этого пути в том, что представление о счастье у всех почему-то разное и к общему знаменателю никак не приводится. Многочисленные эксперименты по массовому проведению в жизнь этой простой математической операции привели к пониманию невозможности осуществления ее в масштабах больших, чем одна пивная (ресторан, зал заседаний, спортивная площадка, спальня - кому что нравится). Это понимание в свою очередь породило иной подход к осчастливливанию, а именно концепцию массового, но индивидуализированного счастья.
Начало победного шествия этого подхода по городам и весям планеты во второй половине ХХ века было ознаменовано повальным бегством пользователей ЭВМ, годами сидевших прикованными, как галерники, около своих терминалов, связанных в систему с одним центральным осчастливливателем. Они устремились на свободу - к персональным компьютерам. Кое-где это бегство принимало форму организованной сдачи больших компьютеров (вымерших внезапно, как динозавры) в металлолом, на драгметаллы, что кроме ритуальных целей - демонстрации приверженности демократии - имело еще и цель прагматическую - получение хоть каких-нибудь средств к существованию взамен невыданной зарплаты.
Другие "производители счастья" - средства массовой информации и индустрия развлечений - также поняли, что группового абсолютного счастья не достигнуть, и сделали попытку модернизироваться. Весьма преуспел в этом самый главный по масштабам и возможностям осуществитель мечты о всеобщем счастье - телевидение: увеличилось число каналов, начали создаваться кабельные сети, планируется обслуживание по желанию - интерактивное телевидение. Видеомагнитофон, опустошив храмы коллективного самообмана - кинозалы, создал возможность личного и многократного потребления киногрез, не зависящего от мнения общественных организаций. А персональный "дебилизатор" - портативный аудиоплеер превратил потребление аудиомиражей в процесс почти интимный, минимизировав конфликт отцов и детей, возникавший на почве разных музыкальных пристрастий.
Но квинтэссенцией разнообразных средств самообмана является, конечно, компьютер. Как ловкий фокусник, а может быть могущественный волшебник, он находит пути осчастливливания все новых и новых адептов. Начав с наиболее податливой части человечества - программистов и ученых, без боя сдавшихся на милость победителя, завладевшего их умами и сердцами, он продолжает свою работу. И вот уже мультимедиа (звук, видео и даже сенсорные ощущения) зовет людей в мир утонченного самообмана - виртуальную реальность. Человечество, не нашедшее гармонии в мире реальном, вслед за волшебной дудочкой-мультимедиа отправляется на поиски виртуального счастья.
Великий волшебник - компьютер влечет за собой каждого отдельно взятого человека только для него одного предназначенной мелодией. А благодаря Internet выбор мелодий становится практически неисчерпаемым. Каждый может выбрать желаемое: сердце, мозги - что угодно.
Сделал ли компьютер людей счастливее? Кого-то - несомненно. Этих счастливцев становится все больше. Они особенно заметны в апреле, весеннем месяце, который в России не случайно открывается днем шуток и мистификаций, а заканчивается крупнейшей компьютерной выставкой Comtek. В это время так и хочется присоединиться к тем, для кого общение с этим творением человеческого гения - счастье, и вслед за Железным Дровосеком и Страшилой, которые, получив виртуальное желаемое, расточали похвалы великому Гудвину, воскликнуть: "Да здравствует компьютер - величайший мистификатор всех времен и народов и да славится 1 апреля - праздник шутников и невинных обманщиков!"
Кстати, обнаруживших все наши шутки в этом номере журнала ждут нешуточные сюрпризы (это уже на полном серьезе).