тоже можно было услышать как со стороны некоторых участников, так и со стороны посетителей. Если заглянуть в публикации прошлых лет, легко обнаружить, что критические замечания повторяются. Одни и те же проблемы воспроизводятся из года в год: плохой транспорт, лютая охрана, просчеты в организации... Те же самые недостатки, похоже, будут отмечены и на этот раз. Формально написать репортаж с Comtek проще простого, можно туда вообще не ходить, а повторить то, что писалось в прошлом или позапрошлом году: попадание будет "стопроцентное". Но так ли нужны подобные репортажи? Да, внешне, казалось бы, ничего не изменилось, но, как говорил мыслитель, дважды в одну реку не войдешь, река эта - общая ситуация на компьютерном рынке - стала иной. Именно эти изменения должен учитывать содержательный, а не формальный анализ. Следовательно, одно и то же достижение, равно как и один и тот же просчет, год назад и сейчас, в других условиях, будут восприниматься и оцениваться иначе. Если читатели помнят публикацию "Comtek в игре!" ("Мир ПК", # 5/96), здесь они найдут сходные моменты и похожие факты, но - в новой ситуации.

Начнем с главного: как же изменилась ситуация с выставкой Comtek? На наш взгляд, кардинально: медленно, год за годом, Comtek рос, и сейчас это безусловно самая массовая, самая популярная российская выставка информационных технологий; точнее было бы ее назвать по старой моде выставкой всероссийской. Это очень важный фактор и, очевидно, самое важное достижение: Comtek уже перерос узкоспециальное, узкопрофильное значение "выставки для специалистов" (как написано на билете) и стал "выставкой для всех". Похоже, в надпись на билете никто уже не верит - мало ли существует надписей, которые не воспринимаются всерьез! Вместо этого россияне услышали знаменитый призыв Билла Гейтса: "Компьютеры в каждый дом!" и прочно уверовали в него. Таким образом, каждый посетитель Comtek вне зависимости от возраста и профессии (даже случайный) является потенциальным покупателем для большинства участвующих в выставке фирм. И многие фирмы поняли это. Но понять мало, важно адекватно отреагировать, построив стратегию продвижения товаров и услуг, представляемых на выставке. А вот это сделали далеко не все: какие-то фирмы слишком инерционны, какие-то поленились, решив, что "и так сойдет", а кто-то, возможно, все еще продолжает принимать надпись про специалистов за чистую монету.

К сожалению, и некоторые правила выставки все еще ориентированы на эту устаревшую для нашего рынка модель: по-прежнему не пускают детей, даже в сопровождении взрослых. Может, чтобы шума меньше было? Но шума от самой выставки гораздо больше, чем от детей. Например, фирма "Роско" поместила на своем стенде (на балконе) трубача в гусарском костюме (есть подозрение, что его сманили из оркестра, игравшего на открытии выставки), который периодически оглашал воздух звуками "Кукарачи", чего-то "русского", чего-то маршево-военного.

Был и другой шум, правда, не звуковой, а информационный. И это, безусловно, снижало эффективность работы всех участвующих в выставке. Например, как и в прошлые годы, многие фирмы нарядили своих сотрудников в оригинальные костюмы, а некоторые использовали ряженых в прямом, театральном, точнее - ярмарочном смысле. Но вот снабдить этих ряженых значком или каким-либо другим указателем с эмблемой фирмы ("этикеткой") зачастую забывали. Такая недоработка имела место у фирмы LG, буквально заполонившей стенд разнообразными ряжеными: Кошка черная (1 штука), Кошка полосато-серая (1 штука), Кошка полосато-рыжая (1 штука), Рыцарь в серо-красных доспехах, плаще и шлеме с "намордником" (1 штука), Кенгуру рыжеватый с красными "боксерскими" перчатками (1 штука), Эмблема LG (1 штука). Не исключено, что были и еще какие-то животные, которых мы не углядели или которых фирма ввела в действие днем позже. Помимо этого имелся громадный экран с постоянно мелькающими изображениями, перед которым то танцевала одна из Кошек, то стендистка проводила сеансы караоке. Самых стойких посетителей, рискнувших пройти на территорию стенда, атаковали все упомянутые животные: Кенгуру бесшумно подкрадывался сзади и внезапно нападал на вас, так что вы едва не падали; Кошки норовили пройти "сквозь вас", и приходилось уступать им дорогу. Так вот, ни Кошки, ни Кенгуру не носили на себе никаких опознавательных знаков LG - ни логотипа, ни названия, так что, когда они бродили по павильону, идентифицировать их принадлежность было невозможно.

Умение вовремя остановиться, чувство меры - основной признак грамотной постановки. Пути к достижению этого могут быть самыми разными, например, можно использовать прием буквализации, как сделала еще на Comtek '96 фирма Triatoris, выставив винчестер "Big Foot" на большой (Big), в пол-человеческого роста, ноге (Foot), срезанной по колено. К тому же нога - левая и с гарантией на три года! Выглядит очень забавно. Больше на стенде не было никаких элементов оформления, да и не нужно. Не нужно было и специальной маркировки - тех самых "этикеток", поскольку забыть фирму не удалось и за год.

По затратам этикетка - мелочь, но как товар без этикетки встретит множество препятствий на пути к покупателю, так и Кошка без "этикетки" на деле создает только "шум". Жаль, но и некоторые другие удачные идеи много потеряли при реализации из-за пренебрежения подобными "мелочами", азбучными с точки зрения любого сколь-нибудь серьезно продуманного маркетинга. Например, "гвоздем" программы для многих "неспециалистов" (их, как мы уже отметили, на Comtek очень много) стал настоящий автомобиль BMW, выставленный фирмой Formoza. В машину можно было сесть и поучаствовать в ралли - изображение дороги проецировалось на большой демонстрационный экран, установленный непосредственно перед водителем. Гонщик (а также зрители) мог наблюдать все свои перемещения: вписался ли в поворот, вылетел ли в кювет. Простая и действенная идея привлекла зрителей - у стенда стояла толпа, все с упоением следили за перипетиями заездов, с увлечением снимали стенд на фото и видео. Очень многие посетители и участники сходились в том, что этот стенд самый запоминающийся и самый интересный, хвалили фирму за точное "попадание" (BMW как мечта самого перспективного слоя посетителей - основных потенциальных покупателей компьютерной техники), но из-за нескольких мелких, а потому тем более досадных недоработок интересная идея не дотянула в воплощении. Гонки проходили в полной тишине: ни шума мотора, ни визга тормозов, ни реакции гонщика даже в момент столкновения со столбом или опорой моста. Гонки проходили при полной неподвижности машины - не крутились колеса, ее не подбрасывало на неровностях, не кренило на резких поворотах. А что стоило пустить "дымок выхлопа" жидким азотом? Или, если уж по каким-то причинам отказались от воссоздания атмосферы, может, стоило заменить реальную, серьезную машину чем-то нереальным либо несерьезным: например, трехколесным велосипедом или "Антилопой гну". Уверены, что подобная трансформация привлекла бы не меньше зрителей. Но тут мы сталкиваемся с традиционным комплексом: мало кто из наших сограждан (и бизнесменов, и прочих) способен подать себя (свою фирму) не на "полном серьезе" - все-то кажется, что иначе не поймут, не оценят, не купят. И совсем вроде бы мелочь, даже говорить неловко: примитивная графика на экране. Неужто не нашли получше? Ведь сейчас существует куча игр-"анимашек" гонок с очень неплохой графикой. Яркий свет солнца из окна павильона периодически скрадывал и без того не очень четкое изображение. А ведь из этой ситуации было по крайней мере два очевидных выхода: предусмотреть жалюзи на окно или, если правила выставки почему-то запрещают это, устроить навес непосредственно над экраном.

Живо и интересно удалось представить свою продукцию фирме Marex. Еще издалека внимание привлекли парни в необычных головных уборах: что-то типа конфедераток, которые при ближайшем рассмотрении оказались шапочками-"мониторами", маленькие же "мониторчики"-брелоки болтались на шнурках, прикрепленных к футболкам, на которых было ярко написано спереди и сзади - "Marex". То есть, где бы ни находились парни - в других павильонах, на центральной площади, в Конгресс-центре - они везде "несли в массы" рекламу своей фирмы. А еще на этом стенде было много стеклянных стеллажей, композиций из зелени, деревьев, цветов, хотя сам стенд не так уж и велик. "Венчал" его (на высоте метра два над уровнем пола) пустой корпус монитора, одетый в "парик" из зеленых ветвей, с кокетливо заколотыми белыми ромашками косами и в ромашковом веночке. Из разговора с представителем фирмы выяснилось, что в оформлении постарались отразить идею экологически чистых мониторов, отсюда и стекло, и свет, и зелень. Еще была идея расставить в стеллажах крокодильчиков и прочие милые игрушки, но от этого решили отказаться. Композиции из зелени фирме изготовили профессиональные фитодизайнеры. Можно сказать, что фирма Marex - настоящая находка для критика: с одной стороны, подошли к делу сознательно, не пустили на самотек, продумали вариант визуализации основного признака продукции (чистота, воздух, зелень), не поленились привлечь специалистов. С другой стороны, небольшой стенд был явно перегружен элементами этой самой визуализации, что затрудняло передвижение. Может, стоило ограничиться какой-нибудь одной, зато яркой метафорой - знаком, символом экологически чистых мониторов? Но доработка деталей - дело, как говорят, наживное.

Можно было и живее? Конечно, но, как известно, "лучшее - враг хорошего" и "ничего сверх меры". Разумеется, чувство меры, как и чувство того, "что такое хорошо", может быть разным, четких границ тут нет, но кое-что все же выглядело чрезмерным. Так, известно, что фирмам - продавцам носителей (дискет, например) особенно трудно бывает придумать, чем заполнить место на стенде. Ну не расставлять же в самом деле на большой площади коробочки с дискетами в шахматном порядке! Одна из таких фирм - TDK - на сей раз вместо хоккейного матча прошлого года открыла игорный дом. Небольшой стол зеленого сукна с рулеткой разместили так, чтобы не мешать проходу посетителей на стенд. Крупье работал четко, быстро, весело. Представитель фирмы ответил, что да, TDK постоянно сотрудничает с профессиональными постановщиками, оформителями, актерами. Однако с "казино" фирма, похоже, переборщила - некоторых посетителей привлекала рулетка, а не продукция... Конечно, тут речь уже заходит о вкусах, а о них не спорят, но, предчувствуя возможный вопрос о том, как мы относимся к продукции TDK (может, нам она не нравится и потому не понравился стенд?), ответим: напротив, мы работаем с носителями и этой фирмы, и весьма довольны ими.

С сожалением должны отметить, что на выставке приходилось сталкиваться и с другой крайностью - блеклыми, пустыми стендами. Ну что же, у таких участников есть время и возможности совершенствоваться.

Итак, Comtek '97 завершилась. Впереди целый год и у организаторов, и у участников. Надеемся, что Comtek '98 полностью утвердится в правах "выставки для всех". Символом этого мог бы быть самый юный посетитель - очаровательная девчушка лет трех. На вопрос: "Как удалось провести?" - мама ответила, что охрана, видимо, просто не заметила будущего пользователя...


Мария Трофимова - консультант по шоу-бизнесу, Михаил Трофимов - программист.
E-mail: mtrofimov@glas.apc.org
http://www.glasnet.ru/~mtrofimov/