WaveLab 1.5 и Sound Forge 4.0 - новый стандарт для редактирования звука
Дополнительные модули сторонних производителей для Sound Forge
Конкретная музыка (франц. musique concrete), музыкальное произведение, создаваемое посредством записи на магнитофонную ленту природных или искусственных звучаний, которые могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретатель К.м. - французский инженер-акустик П.Шеффер (первые опыты осуществил в 1948). Обладает ограниченными возможностями выражения художественного содержания.
Советский Энциклопедический Словарь, М., 19.., с. 618
Кто возьмется спорить с энциклопедическим словарем? Ну не со всем, конечно, а с отдельной его статьей? Если только время... Современные компьютерные технологии предоставляют музыкантам новые возможности, о которых раньше нельзя было даже мечтать. Поэтому мы хотим рассказать о двух самых мощных, многофункциональных и действительно высококачественных 32-разрядных аудиоредакторах - Sound Forge 4.0 (Sonic Foundry) и WaveLab 1.5 (Steinberg), предназначенных для профессиональной обработки звука.
Архитектура обеих программ открытая, значит, в базовой поставке предусмотрена возможность увеличения числа функций за счет так называемых модулей расширения (plug-in), которые можно приобрести отдельно. Модули дополнительных эффектов производятся как самими фирмами Sonic Foundry и Steinberg, так и сторонними разработчиками, например компанией Waves, продукты которой известны благодаря своим высококачественным алгоритмам. Это открывает широкие перспективы для дальнейшего развития данных программных продуктов и облегчает жизнь конечным пользователям, которым ради реализации какого-либо сложного эффекта не придется покупать новые программы, а нужно будет лишь приобрести необходимый модуль для встраивания в существующее приложение.
Для программ нового поколения характерно высокое качество, скорость и точность алгоритмов обработки звука, недоступные аудиоредакторам, работающим в 16-разрядной среде. Теперь во многих случаях процессы наложения определенных эффектов могут происходить в режиме реального времени.
Наглядно и удобно
В обеих программах по сравнению с предыдущими версиями добавились новые функции и эффекты, необходимые для профессиональной работы со звуком. Стоит отметить удобный пользовательский интерфейс. Особенно выделяется Sound Forge, где доступ почти ко всем функциям можно получить через настраиваемые линейки инструментов. Одно из главных усовершенствований, делающих работу удобной, - это улучшенное отображение происходящих процессов на экране. В WaveLab картина звуковой волны меняется каждый раз, когда курсор в процессе воспроизведения достигает правого конца экрана. В Sound Forge применен еще более совершенный метод - курсор останавливается на месте в центре экрана, а звуковая волна движется справа налево по мере воспроизведения.
Программа Sound Forge поддерживает большое количество различных форматов звуковых файлов и может использовать разнообразные алгоритмы сжатия аудиоданных. В отличие от нее программа WaveLab позволяет работать лишь с несколькими наиболее распространенными форматами звуковых файлов.
Неразрушающее редактирование
Важно, что обе программы обеспечивают неразрушающую технологию редактирования. Это значит, что в процессе обработки звукового файла изменяется не непосредственно открытый файл, а его копии (копии его частей), которые хранятся в оперативной памяти компьютера или на диске в виде временных файлов. Исходный материал не будет изменен до тех пор, пока вы не выполните команду сохранения. Обработанный файл, безусловно, можно сохранить и под другим именем, оставив для себя как исходный, так и конечный вариант. Подобная техника редактирования очень удобна и не была свойственна классическим аудиоредакторам (например, Wave for Windows компании Turtle Beach).
Надежность
Первые различия в работе двух программ заметны уже при воспроизведении звуковых файлов. Если в системе одновременно запущено несколько приложений и вы попытаетесь переключаться между ними во время воспроизведения, то WaveLab начинает вести себя некорректно, постоянно прерывая звучание на короткие промежутки времени. Sound Forge, напротив, показывает себя в этих условиях превосходно, не сбиваясь даже при воспроизведении очень больших файлов.
Похожая ситуация наблюдается и во время оцифровки звука. При записи больших файлов с помощью программы WaveLab иногда запись невозможно прекратить, так как кнопка остановки отказывается работать, а записанные файлы содержат щелчки, которые затем приходится удалять дополнительно. Частично избежать этих неприятных явлений можно, отказавшись от динамического управления системой Windows 95 файлом подкачки и установив его размер самостоятельно (он должен быть не менее 20 Мбайт или в два-три раза больше имеющейся ОЗУ). Также можно зафиксировать определенный размер кэша в оперативной памяти компьютера, внеся необходимые изменения в файл Sistem.ini. Регулировка размеров буферов записи и воспроизведения не оказывает заметного влияния на решение проблемы. От подобного недостатка полностью свободна программа Sound Forge - в процессе оцифровки звука с ее помощью не наблюдалось никаких нежелательных явлений даже при использовании динамического файла подкачки. Этот аудиоредактор отлично обходит хитрости кэширования данных Windows 95 и для устойчивой записи и воспроизведения, как правило, не требует никаких дополнительных настроек.
Открыть и сохранить
Аудиоредакторы тратят разное количество времени на открытие/сохранение файлов, и если в программе WaveLab файлы быстрее открываются, то в Sound Forge они намного быстрее сохраняются. Правда, разница на подобных операциях заметна только при работе с достаточно большими файлами. Так, на открытие 10-Мбайт файла обе программы тратят приблизительно одинаковое количество времени, однако 50-Мбайт файл программа WaveLab открывает на 40% быстрее. Сохранение 10-Мбайт файла программой Sound Forge занимает в два раза меньше времени, чем программой WaveLab, а 50-Мбайт - даже в 3 раза.
Функциональные возможности. Ревербератор
По количеству эффектов и функциональных возможностей Sound Forge намного опережает WaveLab, хотя следует заметить, что по качеству реализации некоторых из них все-таки отстает. Основные средства обработки (функции) Sound Forge объединены в трех разделах главного меню: Special, Process и Effects. Все эти функции не способны работать в режиме реального времени, и, чтобы применить к звуковому файлу какую-либо из них, порой приходится довольно долго ждать. Для облегчения работы предусмотрена опция Preview, с помощью которой можно предварительно оценить результат воздействия применяемого эффекта. Например, чтобы воспользоваться ревербератором, необходимо выбрать Effects·Reverb, при необходимости отрегулировать настройки, воспользоваться командой Preview для предварительного просмотра и, только получив желаемый результат, нажать на кнопку OK.
С этой точки зрения WaveLab обладает большими преимуществами, так как почти все эффекты, имеющиеся в этой программе, действуют в режиме реального времени. Доступ к ним осуществляется с помощью панели MasterSection. При выборе в окне эффектов Reverb появляется окно настроек ревербератора,
в котором можно регулировать параметры эффекта как по собственному усмотрению, так и выбирая готовые варианты. Сравнивая возможности функции реверберации обеих программ, следует отметить, что пакет Sound Forge предлагает больше готовых вариантов и качество реверберации часто оказывается выше, чем при работе с пакетом WaveLab, но времени на обработку 10-Мбайт файла последний тратит в два-три раза меньше.
Еще одно удобство программы WaveLab заключается в том, что любой эффект может быть вызван и применен прямо во время воспроизведения звукового файла, и все изменения параметров практически моментально отражаются на качестве звука. Такой способ работы очень нагляден и экономит много времени. Достигнув желаемого результата, вы можете нажать на кнопку Apply, находящуюся в MasterSection, и файл будет должным образом обработан, а все изменения сохранены.
Хорус
К числу наиболее часто используемых эффектов относится Chorus. В предыдущей версии Sound Forge этот эффект был хорош, но теперь он действует еще лучше благодаря усовершенствованному алгоритму частотной модуляции, что позволяет ему с успехом состязаться с аналогичным эффектом пакета WaveLab. В WaveLab содержится два хоруса: один доступен из MasterSection и имеет собственную контрольную панель, другой вызывается с помощью Process·Hi-Fi Chorus. Hi-Fi Chorus действует несколько иным способом, чем аналогичный эффект в Sound Forge. Если обычно для достижения эффекта хоруса создается одна или несколько копий исходного сигнала с задержкой на разные промежутки времени, которые затем смешивают с оригиналом, то Hi-Fi Chorus создает до 100 копий и, используя высококачественные алгоритмы модуляции, изменяет и задерживает во времени воспроизведение каждой из них, при этом помещая их в разные места стереоспектра. В результате удается достичь наиболее естественного звукового эффекта. На обработку 10-Мбайт файла эффектом Hi-Fi Chorus вы затратите в десять раз больше времени, чем аналогичной функцией программы Sound Forge. Воспользовавшись хорусом из MasterSection, результат получите в два раза быстрее Sound Forge, но он будет несколько ниже по качеству.
Гармонизация звуковой волны
Интересным и ценным эффектом является гармонизация звуковой волны -Harmonizer, но из двух рассматриваемых программ им обладает только WaveLab.
С помощью этого эффекта можно добавлять к мелодической линии до 16 дополнительных голосов, представляющих собой копии исходного голоса, сдвинутые на заданные мелодические интервалы. Причем уровень и положение каждого голоса в стереоспектре регулируются отдельно, что позволяет создать интересный панорамный эффект. В программе Sound Forge подобного результата можно достигнуть лишь обходным путем, требующим больших затрат времени: необходимо, выбрав Effects·Pitch· Shift, сдвинуть на требуемый мелодический интервал каждую копию сигнала и смешать их с исходным командой Edit·Paste Special·Mix.
Сжатие и растяжение звука
Одним из самых сложных для реализации эффектов является сжатие/растяжение звука во времени без воздействия на его абсолютную высоту. В Sound Forge этот эффект называется Time Compress/Expand, в WaveLab - Time Stretch. В четвертой версии программы Sound Forge значительно усовершенствован алгоритм Time Compress/Expand, что делает его более приемлемым для использования в самых широких целях. Однако при значительном изменении темпа музыки возникают и хорошо слышны такие помехи, как эхо, эффект флэнжера, дрожание звука. Пользователю предлагается 26 вариантов настроек, отражающих различные значения параметров в алгоритмах сжатия/растяжения, поэтому приходится тратить много времени, чтобы выбрать оптимальную. В программе WaveLab музыку можно замедлять в два раза без существенных искажений. Эффект сжатия/растяжения Time Stretch значительно лучше реализован: не заставляет пользователя заниматься утомительными поисками вариантов и во всех случаях использует только один алгоритм обработки, который работает почти в четыре раза быстрее, чем Time Compress/Expand в Sound Forge.
Изменение высоты звука
То же можно сказать и об эффекте изменения высоты звука без изменения длительности звучания файла: Pitch Shift (в Sound Forge) и Pitch Correction (в WaveLab). Программа WaveLab справляется с задачей изменения высоты тона несколько лучше, хотя на данном эффекте различия между программами менее заметны. Скорость работы программ на данной операции примерно одинакова, хотя в пакете Sound Forge пользователю придется "полазить" по 26 различным алгоритмам обработки звука, что вносит определенные трудности при поиске нужных установок.
Эквалайзеры
Для придания звуку нужной тембральной окраски часто используется эквалайзер. Пакет WaveLab предлагает два эквалайзера: один вызывается из главного меню (Process·EQ), другой - из панели MasterSection (EQ-1).
Эквалайзер, вызываемый из главного меню, является параграфическим и состоит из одного параметрического фильтра, одного низкочастотного и одного высокочастотного. Трехполосный EQ-1 позволяет выполнять более точные операции, причем можно увеличить число полос регулировки, вызвав в MasterSection несколько EQ-1 и применив различные настройки.
Пакет Sound Forge предлагает более совершенные методы получения желаемого тембра. В программе имеется три различных типа эквалайзера: параметрический, 10-полосный графический и параграфический. Первые два типа, претерпев переработку алгоритма, перешли из предыдущей версии программы, параграфический же является нововведением и представляет собой вариацию параметрического эквалайзера с графическим дисплеем.
Он состоит из четырех параметрических фильтров, одного низкочастотного фильтра и одного высокочастотного. Такой эквалайзер очень нагляден и удобен при работе над звуком.
Динамическая обработка
Обе программы предлагают стандартные средства для динамической обработки звуковых файлов. Пользуясь динамической обработкой, можно сузить динамический диапазон сигнала (Compress), расширить его (Expand), ограничить уровень звукового сигнала (Limit), убрать шумы, лежащие ниже заданного уровня (Noise Gate, используется для очистки пауз от посторонних шумов). Пакет Sound Forge кроме перечисленных стандартных функций предлагает и такой эффект, как Multi-Band Dynamics - многополосный динамический фильтр.
В состав Multi-Band Dynamics входят четыре независимо настраиваемых фильтра, что позволяет задавать частотные полосы, в пределах которых действует динамическое преобразование. Наиболее часто этот инструмент используется для того, чтобы убрать из записи вокальной партии погрешности, возникающие при произношении звуков "с" и "п". В этом случае на частотах, где наблюдаются нежелательные звуки, необходимо понизить уровень сигнала. Рассматриваемый эффект фактически действует как компрессор на заданном узком диапазоне частот, его также можно применять в качестве дополнительного эквалайзера для изменения характера звучания ударных инструментов и басовых линий в музыкальных композициях.
Конвейерная обработка файлов
Если вам нужно обработать сразу много файлов, применяя различные преобразования, можно сэкономить много времени, воспользовавшись средствами конвейерной обработки файлов. В программе WaveLab для этого достаточно задействовать команду Batch Processing (конвейерная, или пакетная, обработка) из меню File.
В появившемся вспомогательном меню составьте список всех файлов, которые вы решили обработать, и установите для каждого файла свою программу обработки с любым числом эффектов и преобразований. Все указанные файлы будут обработаны в автоматическом режиме без всякого вашего участия.
Конвейерную обработку можно выполнить и в программе Sound Forge, однако для этого придется приобрести дополнительный модуль Batch Converter, обеспечивающий те же функции, что и команда Batch Processing в WaveLab. Преимущество Batch Converter заключается в том, он позволяет заранее оценить действие заданных преобразований, так как содержит функцию Preview.
Обычно конвейерной обработкой пользуются при преобразовании файлов из одного формата в другой, например из формата Windows PCM в формат Real Audio, для последующего размещения музыкального материала в Internet. Кроме того, пакетная обработка удобна при изменении частоты дискретизации и разрядности большого количества звуковых файлов.
Средства для реставрации и очистки фонограмм
Одно из важнейших достижений в области компьютерной обработки звука - это возможность удаления нежелательных шумов из звуковых файлов, благодаря чему стало возможным восстанавливать старые фонограммы и записи. Основное достоинство компьютерной реставрации фонограмм (это особенно важно для записей на виниловых пластинках) состоит в том, что в отличие от обычных систем шумопонижения типа Dolby, действующих по принципу фильтрации высоких частот, компьютерная обработка практически не влияет на исходный материал. Для программы Sound Forge фирма Sonic Foundry выпускает дополнительный модуль Noise Reduction, удаляющий шипение кассетной ленты, наводки электросетей и прочие шумовые эффекты. Чтобы избавиться от помех в фонограмме, надо выбрать участок записи с ненужными сигналами и произвести его частотный анализ в автоматическом режиме, нажав на кнопку Get.
Маленькие черные квадратики в окне Noise Reduction - это точки изгиба огибающей, расположенные на 6 дБ выше уровня шума. Алгоритм шумоподавления использует огибающую для определения той части записанного сигнала, которая является шумом. Частоты с амплитудами, лежащими ниже точек изгиба огибающей, являются шумом, и в процессе обработки их амплитуда будет существенно уменьшена. Частоты с более высокими амплитудами останутся нетронутыми. Описанный алгоритм может быть применен и для удаления фоновых звуков, присутствующих, например, на записи разговора в шумной комнате. Подобный метод удаления фона (или, наоборот, исследования его) часто используется в криминалистике. В состав модуля Noise Reduction входит также инструмент для удаления из звукозаписей щелчков, которые иногда возникают в процессе записи из-за неплотного примыкания контактов соединительных шнуров или в других непредвиденных случаях. Щелчки могут быть удалены методом интерполяции или методом замещения поврежденного участка звукового файла данными с другого стереоканала или же с аналогичного фрагмента записи.
Программе WaveLab для реставрации фонограмм требуются целых два дополнительных модуля: DeNoiser и DeClicker.
Принцип работы шумоподавителя такой же, как и у модуля к программе Sound Forge, однако его возможности ограниченны и не все шумы с его помощью можно качественно удалить. Модуль DeClicker хорошо справляется со щелчками. Удобное окно настроек графически отображает степень загруженности процессора и формы звуковой волны до и после обработки.
В базовый комплект поставки WaveLab входит модуль эффектов Grungelizer.
Он используется для имитации старых "зашумленных" записей путем добавления в исходный сигнал таких специфических помех, как фон, создаваемый наводками переменного напряжения, щелчки и треск, характерные для виниловых звуконосителей, высокочастотное шипение, которое наблюдается при воспроизведении звука с помощью аналогового магнитофона. Кроме того, можно сужать частотный диапазон сигнала и имитировать перегрузку усилителя. Несмотря на то что Grungelizer не имеет каких-либо четких перспектив применения, он позволяет получать весьма интересные эффекты и надолго может обеспечить работой программные модули DeNoiser и DeClicer.
Спектральный анализ
Обе программы имеют возможности спектрального анализа звука, однако реализованы они по-разному. Встроенный в WaveLab анализатор спектра не работает в режиме реального времени и лишь строит спектральную картину всего файла или выделенного участка. Дополнительный модуль Spectrum Analysis для Sound Forge позволяет наблюдать спектральную картину всего файла или выделенного участка звуковой волны, а также дает возможность отслеживать изменение спектральной картины звука непосредственно при воспроизведении. Спектр сигнала может быть представлен как в виде обычной амплитудно-частотной характеристики, так и в виде сонограммы, где интенсивность различных частот выражается различными цветами.
Средства для мастеринга (создания компакт-дисков)
Для программы WaveLab выпускаются два чрезвычайно интересных программных модуля - Loudness Maximizer и Spectralizer.
Первый используется для повышения громкости записанного музыкального материала. Второй позволяет добиться еще более интересного эффекта, когда звук обретает "прозрачность". Очень хорошо применять этот эффект к трэкам ударных инструментов для акцентирования ударов и усиления звуковой атаки.
Помимо дополнительных модулей Sound Forge имеет целый ряд встроенных возможностей и средств обработки, которые не содержатся в WaveLab. Это эффект Flanger, инструмент для сглаживания/выделения высоких частот (Smooth/Enhance), амплитудная модуляция, Distortion (имитация перегрузки усилителя), Envelope (моделирование амплитудной огибающей), Wah/Wah (резонансный фильтр), Gapper/Snipper (дробление звука на мелкие части), Vibrato (частотная модуляция) и др.
Синтез звука
Одной из важных особенностей Sound Forge является возможность синтеза звука. С помощью программы можно синтезировать простейшие волны синусоидальной, квадратной, пилообразной, треугольной формы, заданной частоты, амплитуды и длительности, а также "белый" шум. Можно воспользоваться частотной модуляцией и синтезировать сложные звуки, пользуясь простыми волнами. Для частотного синтеза можно использовать до четырех операторов, выстраивая из них различные комбинации. Частотный оператор может играть роль несущей, модулирующей или простой звуковой волны. Частотный синтез позволяет получать сложные звуковые эффекты или имитировать звуки аналоговых синтезаторов. Еще одна возможность - Sound Forge позволяет генерировать стандартные сигналы телефонной станции, использующей тоновый принцип набора номера. Набрав в окне телефонный номер, вы получаете последовательность звуковых сигналов, используемых в АТС.
Редактирование сэмплов
Одна из самых сильных сторон Sound Forge - это огромные возможности редактирования звуков для их дальнейшего использования в сэмплерах. В состав Sound Forge входит Loop Tuner - инструмент для создания и специального редактирования сэмплов.
Поддержка AVI-видео
Еще одна особенность Sound Forge - встроенная поддержка AVI-файлов. Программа позволяет открывать видеоролики и добавлять к ним звуковую дорожку, синхронизируя звук с изображением. Для удобства синхронизации отдельные кадры видеоролика располагаются прямо над картиной используемой звуковой волны. Благодаря такой возможности Sound Forge можно использовать для производства разнообразной мультимедиа-продукции.
Функция отмены действий (Undo/Redo)
В обоих программных продуктах реализована возможность бесконечной отмены/повторения произведенных действий, что было недоступно предыдущим версиям Sound Forge и другим 16-разрядным аудиоредакторам. Однако реализуют эту функцию рассматриваемые программы по-разному. Sound Forge независимо от типа выполняемой операции предварительно создает копию текущего файла, которая в дальнейшем используется для восстановления исходного материала при выполнении команд Undo или Redo. Это надежный, но очень требовательный к объему жесткого диска способ работы, так как при обработке больших файлов и при значительном количестве выполняемых операций программа вынуждена сохранять много копий редактируемого файла, а следовательно, вы рискуете заполнить все пространство диска. Но если при открытии файла поставить отметку в меню Open у надписи Operate Directly On The Sound File, то все операции по обработке будут вестись на самом файле без создания временных копий, хотя возможность многократной отмены совершенных действий сохранится.
Пакет WaveLab действует иначе. При выполнении простейших операций редактирования, таких как Cut (Вырезать), Copy (Копировать в буфер), Delete (Уничтожить), Silence (Убрать сигнал на заданном участке), с файлом физически не происходит вообще никаких изменений. Программа создает в памяти своеобразную виртуальную "карту" файла и просто дает команду воспроизводить такой-то участок файла и не воспроизводить другой, перейти от конца к началу и т. п. При обработке аудиоданных различными эффектами на жестком диске в виде временного файла сохраняется только обработанный участок исходного материала. Таким образом удается достичь практически мгновенного выполнения команд Undo/Redo, хотя надежность подобного метода работы ниже, чем у Sound Forge, так как до сохранения редактируемый файл состоит из множества кусочков, находящихся в разных местах диска, и при сбоях в системе информация может быть безвозвратно утеряна. WaveLab может выполнять операции Undo/Redo при воспроизведении обрабатываемого файла, что очень удобно.
Справочная система
Среди достоинств программы Sound Forge стоит отметить справочную систему. Она чрезвычайно подробна, хорошо написана и в каждом вспомогательном меню настроек эффектов содержится кнопка Help, позволяющая получить доступ к контекстной справке. WaveLab обладает лишь самой общей справочной системой, а справки по эффектам реального времени, находящимся в MasterSection, можно получить только из отдельного печатного руководства.
Защита
Особо следует упомянуть защиту рассмотренных программных продуктов от нелегального копирования. Пакет Sound Forge можно установить только с диска CD-ROM, на котором он поставляется, причем при установке необходимо указать серийный номер программы. В дальнейшем это не доставляет легальному пользователю никаких проблем. Создатели WaveLab пошли намного дальше, проявив всю свою заботу о пользователе в "сверхудобном" методе защиты от копирования. Сама программа после ее установки периодически требует вставить в дисковод CD-ROM установочный компакт-диск, причем требование может возникнуть как при запуске программы, так и в самые неподходящие моменты в процессе работы над звуковым файлом, так как WaveLab отслеживает число запусков и время работы в программе. Особенно часто о фирме Steinberg вспоминают те пользователи, которые решили приобрести дополнительные модули эффектов к WaveLab. Каждый модуль защищен аппаратным ключом, который необходимо подключать к параллельному порту компьютера при запуске программы. Ключ имеет длину 5 сантиметров, и если с WaveLab используются четыре дополнительных модуля, то в принтерный порт вставляется 20-сантиметровая сборка, состоящая исключительно из творений фирмы Steinberg. Остается только порадоваться за пользователей, использующих в своей работе программу Cubase, защищенную от копирования аналогичным методом.
Итоги. Процессор эффектов и эффект от процессов
Исходя из проведенного анализа аудиоредакторов, можно выделить сильные и слабые стороны каждого из них. К достоинствам WaveLab бесспорно следует отнести его поразительную скорость, великолепное качество математики, в особенности алгоритмов сжатия/растяжения звука, возможность обработки сигналов в режиме реального времени эффектами, находящимися в MasterSection. Одной из интересных особенностей программы WaveLab является возможность обработки любого сигнала, поступающего на ее вход, собственными эффектами без включения записи. Эта опция называется Live Input, и при ее работе WaveLab становится по сути настоящим процессором эффектов. К недостаткам можно отнести малую универсальность, определенную нестабильность программы при записи и воспроизведении, отсутствие опции Preview в эффектах, находящихся в главном меню и требующих времени для расчета преобразований и, конечно, способ защиты от нелегального копирования.
Среди достоинств Sound Forge - замечательный метод отображения экрана, стабильность работы, практически абсолютная универсальность, отличное качество обработки, огромное число выполняемых функций, возможности работы с сэмплами, чрезвычайно удобный интерфейс. Недостатков у Sound Forge немного. Это - хоть и высокая, но тем не менее уступающая во многих случаях WaveLab скорость работы и отсутствие эффектов, работающих в режиме реального времени.
Оба аудиоредактора с успехом могут быть использованы вместе с программами для многодорожечной записи на жесткий диск (например, Samplitude Studio или SAW Plus). Широкие возможности программ, особенно Sound Forge, позволяют использовать их для различных музыкальных целей, мастеринга и ре-мастеринга фонограмм, производства мультимедийных приложений, аудио для Internet, компьютерной телефонии, научного анализа звука, криминальных расследований.
Таким образом, из всего изложенного можно сделать простой вывод: если вам нужна надежность, многофункциональность и гибкость, то рекомендуем обратить внимание на Sound Forge 4.0. Если вас интересует в первую очередь работа с эффектами и обработка в режиме реального времени - то программе WaveLab в этом нет равных. Хотя наилучшим выходом было бы, конечно, иметь обе программы с полным набором дополнительных программных модулей. Они прекрасно дополняют друг друга и предоставляют пользователю уникальный инструментарий для выполнения любых профессиональных задач.
Открытость архитектуры обоих программных продуктов вселяет надежду, что сторонние разработчики создадут дополнительные модули эффектов, которые будут превосходить по качеству эффекты базовой поставки, а также обеспечат пользователей новыми средствами обработки звука.
КОРОТКО О ПРОДУКТАХ
Sound Forge 4.0
WIN 3.1, 95, NT
Цена: 495 долл.
Оценка: *****
Sonic Foundry,
http://www.sfoundry.com/
Дополнительные модули сторонних производителей для Sound Forge
Очень хорошие модули эффектов выпускает компания Waves. Audio-Track значительно упрощает процесс мастеринга, позволяя из одного окна управлять сразу несколькими эффектами.
В состав Audio-Track входит 4-полосный параметрический эквалайзер, Compressor/Expander для контроля динамического диапазона сигнала и Noise Gate для удаления нежелательных шумов и слабых по уровню сигналов. Возможность предварительного просмотра в режиме реального времени значительно упрощает и ускоряет работу.
Кроме того, компания Waves выпускает целый набор эффектов Waves Native Waveshell for Windows. В его состав входят пять различных эффектов, один из них - C1-Compressor/Gate - применяется для сжатия/растяжения динамического диапазона и заглушения слабых сигналов как во всем частотном диапазоне, так и в пределах заданной частотной полосы, что позволяет использовать этот эффект для удаления нежелательных искажений в вокальных партиях при произношении звуков "с" и "п", удаления излишней реверберации и тому подобных целей. Модуль Q10-Paragrafic EQ - 10-полосный параметрический стереоэквалайзер, позволяющий осуществлять и легкую, и чрезвычайно сложную фильтрацию сигнала. Эффект TrueVerb обеспечивает высококачественную реверберацию, не оказывая при этом никакого влияния на стереобаланс, а также дает возможность задавать размеры помещения и пространственное расположение источника звука. Очень полезен модуль S1-StereoImager, с помощью которого можно заново смикшировать и сбалансировать готовый стереофайл, используя фазовую компенсацию во избежание возникновения нежелательных стереоэффектов. С помощью модуля L1-Ultramaximizer можно повысить громкость обрабатываемого сигнала, не внося в него никаких дополнительных искажений. Работа этого эффекта во многом напоминает Loudness Maximizer для WaveLab.
Огромный интерес представляет программный модуль QSound QTools, выпускаемый компанией QSound Labs. QTools для Sound Forge применяет ту же патентованную аудиотехнологию, которую использовали в своих записях такие исполнители, как Pink Floyd, Madonna, Sting и Steve Vai. В состав QTools входят инструменты редактирования QSYS, QXpander и QSRC. QSYS моделирует поведение звука в различных условиях окружающей среды. Он позволяет разместить музыкальные инструменты в различных местах воображаемого помещения, не влияя на качество исходного сигнала. Qxpander допускает значительное расширение границы обычного стереопространства. Этот эффект часто называют трехмерным звуком. Используя два описанных эффекта, можно совершенно новым способом подходить к микшированию музыки - QSound позволяет создать дополнительное пространство для микширования, в котором можно разместить музыкальные инструменты. Эффект QSRC представляет собой высокоточный конвертер для изменения частоты дискретизации звуковых файлов.
Системные требования
Минимальные требования к системе у программ не очень высокие. Достаточно иметь 486-й процессор, желательно с математическим сопроцессором, но для работы с эффектами в режиме реального времени в программе WaveLab необходим уже Pentium 90. Оперативной памяти должно быть не менее 8 Мбайт, операционная система - Windows 95, Windows NT 3.51 или 4.0 (на установочном диске Sound Forge имеются версии и для Windows 3.1, процессоров Alpha, MIPS и Power PC). WaveLab занимает около 7 Мбайт на жестком диске, Sound Forge - около 9 Мбайт. Для обеих программ требуется звуковая плата с драйверами под используемые операционные среды. Для качественной работы плата должна обеспечивать разрядность 16 бит и частоту дискретизации 44 100 Гц при отношении сигнал/шум не менее 80 дБ.