Никакую карьеру сделать невозможно, если не знать, чему учиться. Попробуем понять, каковы потребности на рынке труда.


ГЕРОИ ВЧЕРАШНИХ ДНЕЙ
ВЕЧНАЯ НЕХВАТКА
ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ

Безвозвратно ушли времена, когда трудоустройство специалиста любого профиля брало на себя государство. Человек, который хочет иметь работу и профессионально расти, должен думать о том, какие знания и умения пользуются спросом сейчас, и даже предполагать, что может оказаться нужным в будущем. И, разумеется, важно знать, что спросом не пользуется.

ГЕРОИ ВЧЕРАШНИХ ДНЕЙ

Есть определенный круг профессий, спрос на которые отошел в прошлое и вряд ли уже возвратится. В первую очередь это касается специалистов, способных собрать из разномастных частей работающую машину. Таких специалистов достаточно много, и потребность в них во времена, когда даже "серый" рынок маячил в неясной перспективе, была большой. "Красная" сборка пошатнула их позиции, организованная дистрибуция почти уничтожила потребность в их труде, и последний удар нанесли отечественные сборщики brand name. В самом деле, серьезный покупатель всегда предпочтет обеспеченный сервисом продукт известного производителя.

Другая категория, на которую спрос уже не появится, - специалисты по "древним" языкам программирования и старым моделям ЭВМ. Может быть, они потребуются для решения конкретных задач разовых проектов, но организованного спроса на них на рынке нет и возможностей для маневров мало.

Между тем никто не сомневается в том, что все они хорошие специалисты, - просто для них нет работы. Единственный выход - подстроиться под сложившуюся ситуацию и, основываясь на имеющихся (скорее всего фундаментальных) знаниях, активно осваивать новое, причем с "акцентом" на конкретного производителя. Профессионалы узкой специализации требуются высокотехнологичному рынку больше, чем "мастера на все руки".

ВЕЧНАЯ НЕХВАТКА

Есть на рынке категория специалистов, которые нужны всем и всегда, - это так называемые "менеджеры".

В первую очередь это собственно менеджеры, т. е. руководители отделов, направлений и т. п. Как ни странно, на рынке их не хватает, тем более, что обычно требуются специалисты с опытом работы. Поэтому начать карьеру можно хоть и в небольшой компании, но на должности руководителя среднего звена и затем постепенно подниматься, однако не по служебной лестнице, а по "лестнице компаний". Переходя на аналогичные должности в компании более крупные, можно где-то остановиться и расти уже вверх.

Запутывает дело сложившаяся уже (и совершенно бестолковая) традиция: на русском рынке менеджером могут называть кого угодно. Так, существуют менеджеры по продажам (на самом деле продавцы), менеджеры по закупкам (на самом деле снабженцы) и product-менеджеры (на русский язык не переводится и расшифровывается приблизительно, исходя из возлагаемых обязанностей). Если вы узнали о вакансии менеджера, уточните, что требуется в данном конкретном случае. Главное, чего ждут от этих "менеджеров по-русски", - способность профессионально работать на рынке. И такие специалисты тоже требуются с опытом работы.

Особо стоит упомянуть о тех самых непереводимых product-менеджерах. Обычно это человек, специализирующийся на продуктах определенной компании-производителя. Он обязан знать продуктовую линию производителя, следить за новинками, хорошо ориентироваться на рынке и, наконец, контактировать с представительствами производителя. Нехватка таких специалистов чуть ли не катастрофическая. А между тем это хорошее направление роста для уже упоминавшихся "спецов по сборке".

Рынку не хватает людей, которые рынок знают и умеют пользоваться рыночными механизмами. Наверно, еще долго их не будет слишком много. Так что набирайтесь подобного опыта - и перспективы станут радужными. Кстати, менеджерам обычно неплохо платят.

ПРОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТ

Успешная карьера требует серьезной подготовки. Те, кто несколько лет назад бросил свой вуз и ринулся в бурные волны бизнеса, наверняка жалеют о недополученном образовании. Однако обучение "чему-нибудь и как-нибудь" дает только одну возможность - ставить в анкете крестик против пункта "высшее образование", где-то между семейным положением и адресом.

На самом деле инструментом карьеры является образование профильное.

На компьютерном рынке для успешной работы требуется соответствующее техническое образование. Работодатели хорошо понимают, что специалистов для рынка стали готовить только в последние годы, и о качестве подготовки говорить пока еще рано. Поэтому им требуется фундамент - остальное сделает практическая работа. Таким фундаментом может быть серьезное математическое образование - для программистов, высшее образование по радиоэлектронике - для дистрибуции, сборки и продажи, и так далее.

Прочный фундамент необходим, чтобы уметь быстро реагировать на изменения рынка и соответствовать рыночным потребностям в работниках. Имея такой фундамент, не тратя силы и время на обучение тому, что спроса не имеет и иметь не будет, и накапливая опыт работы, можно быть уверенным в своем настоящем.

Разумеется, хочется быть уверенным еще и в будущем. А значит, надо осваивать уже сегодня то, на что спрос будет завтра. Об этом, впрочем, мы еще поговорим.


Петр Левицкий - консультант компьютерного кадрового агентства ENTER. E-mail: enter@osp.ru http://www.osp.ru/enter