Восхитите зрителей новейшими ослепительными спецэффектами.
Модернизация аппаратных средств для видеомонтажа
Специальные эффекты - это приправа, которая придаст остроты такому блюду, как видеопродукция. Сверкающий логотип со звездами, вспыхивающими в его центре; выталкивание с экрана одного изображения другим; метеоролог, стоящий на фоне урагана, - подобные эффекты являются обязательными ингредиентами на вашей видеокухне, будь вы работник телевидения, продюсер учебных (или рекламных) роликов либо просто фанат QuickTime.
Все программные пакеты для видеомонтажа, т. е. приложения, которые используются для редактирования и монтирования отрывков в законченный продукт, включают множество встроенных эффектов. В самом популярном из них, Adobe Premiere 4.2 (http://www.adobe.com), насчитывается более 60 эффектов. Системы видеомонтажа старшего класса, поставляемые с собственным программным обеспечением, такие как семейство Media 100 одноименной компании (http://www.media100.com), кроме программной реализации эффектов часто содержат специальные устройства, ускоряющие процесс рендеринга примененных эффектов.
Точно так же, как хорошие повара постоянно ищут новые ингредиенты, которые позволят отличить приготовленные ими блюда от блюд других поваров, хорошие видеомонтажеры постоянно находятся в поиске таких эффектов, которые обогащают возможности инструментов, встроенных в их программы. Для таких специалистов есть хорошие новости: сейчас в продаже появилось множество программ со спецэффектами, как отдельные пакеты, так и дополнительные модули, расширяющие возможности применения эффектов уже имеющихся программ видеомонтажа. Причем для компьютеров Macintosh создано гораздо больше программных эффектов, чем для Windows-машин, - это доказательство того, что Macintosh продолжает доминировать в области производства видеопродукции.
Наиболее мощный специализированный пакет эффектов After Effects 3.1 компании Adobe (995 долл. за базовую версию; 1995 долл. за Production Bundle с дополнительными возможностями и эффектами). Пакет After Effects особенно силен при выполнении эффектов, связанных с движением, - например, при создании пролетающих по экрану фрагментов, которые во время движения переворачиваются и меняют свои размеры. Как и у Premiere, возможности After Effects могут расширяться с помощью дополнительных модулей.
Чтобы определить лучшие дополнительные модули, было протестировано 14 коллекций для After Effects, Premiere и Media 100 ценой от 45 долл. (за набор переходов) до 1495 долл. (за инструментарий для монтажа изображений). Результаты испытаний приведены в таблице "Коллекции дополнительных модулей для создания специальных эффектов", а демонстрационные версии этих программ можно найти на Web-серверах производителей.
Большинство дополнительных модулей содержат не менее дюжины эффектов, причем их наборы часто совершенно разные. Чтобы необходимые эффекты было проще найти, они были разбиты на категории. Внутри каждой категории были определены лучшие реализации эффекта. Затем, перед завершающей "раздачей слонов", были выбраны лучшие наборы, содержащие разнообразные специальные эффекты.
Врезка "Модернизация аппаратных средств для видеомонтажа" содержит советы по оптимальному выбору средств модернизации "железа" для работы с видеоэффектами.
Переходы: деньги, потраченные с пользой
Переход от одного видеофрагмента к другому - это наиболее распространенный видеоэффект. Простые переходы, такие как наплыв (постепенное превращение одного изображения в другое, dissolve) и вытеснение (смена одного изображения на экране другим, wipe), могут подчеркивать ход времени или изменение места действия либо просто обеспечивать сглаживание купюры в видеоролике. Более сложные переходы, например "переворачивание страницы", когда один фрагмент сменяется другим, как страницы в книге, могут с успехом применяться для смены сюжетов. Учитывая важность таких эффектов, как переходы, начните с них собирать собственную коллекцию дополнительных модулей - это будет разумное вложение денег.
Каждый из пакетов KPT Final Effects 3.0.1 и Final Effects AP 1.0 for Premiere компании MetaTools может предложить великолепные объемные эффекты "переворачивания страницы" и несколько вариантов вытеснения. В пакет Studio Effects 1.0 той же фирмы входит несколько вариантов вытеснения, а также резких переходов под названием "челюсти", в которых фрагмент разбивается горизонтально на две расходящиеся части (каждая из них имеет настраиваемые "зубы"), открывающие следующий видеоряд.
Довольно весело "приправить" переходы пакета Premiere можно с помощью набора TransFX 1.0 компании DigiEffects (http://www.digieffects.com). Некоторые из 42 его переходов несколько глуповаты: в эффекте Dollars фрагмент видеоролика постепенно заполняется знаками доллара - отличный переход для документального жизнеописания Билла Гейтса. Но есть и настоящие жемчужины - скажем, два перехода в стиле Бэтмена под названиями Blam! и Pow! При цене в 45 долл. модуль TransFX - это отличная покупка.
Пакет Dynamics Effects 1.0 компании Gryphon Software (http://www .gryphonsw.com) за 119 долл. включает в себя несколько привлекательных переходов, а также эффектов искажения (distortion). Однако чемпионом по количеству разнообразных эффектов по праву является пакет Video SpiceRack 1.0 компании Pixelan Software, предлагающий более 300 созидательных переходов на любой вкус. В этом пакете каждый переход основывается на файле PICT, содержащем настраиваемый градиент. Эти файлы легко загружаются в приложение для создания видеоэффектов; например, в пакете Premiere можно использовать переход Gradient Wipe. Результаты выглядят прекрасно, а полная полезных советов документация пакета Video SpiceRack является приятным исключением среди руководств, составленных по принципу "краткость - сестра таланта", которыми снабжают свои продукты большинство разработчиков средств создания эффектов.
· Лучшие продукты
Для создания привлекательных эффектов "переворачивания страницы": KPT Final Effects и Final Effects AP. Выбор по критерию "максимум за минимальные деньги": Video SpiceRack. Средства для создания эффектов вытеснения: Final Effects и Studio Effects. Создание аккуратных (иногда даже слишком) переходов: TransFX.
Эффекты движения: все просто
Эффект передвижения видеофрагмента используется очень часто: заголовок, "летящий" по экрану, вращающийся видеоролик или фрагмент фильма, наложенный на медленно движущуюся фоновую текстуру.
Пакет After Effects 3.1 - это настоящая машина для производства графических эффектов движения. Ни в одной другой программе нет присущего After Effects сочетания точности управления движением и легкости использования.
К счастью для обладателей пакета Premiere и системы Media 100, существует программа Boris Effects 2.1 MP компании Artel Software (http://www.artelsoft.com), которая по своим возможностям довольно близка к After Effects. Boris Effects обеспечивает гораздо более точный контроль над движением, чем неудачная команда Motion пакета Premiere. Возможность создавать эффекты движения прямо в Premiere или Media 100 очень удобна - отпадает необходимость рендеринга эффектов в пакете After Effects и их последующего импортирования. И хотя автор предпочитает пользовательский интерфейс After Effects, все же для систем Premiere или Media 100 пакет Boris Effects остается лучшим способом, позволяющим реализовать высококачественные функции создания графических эффектов движения.
· Лучшие продукты
Универсальное средство для создания "магических" эффектов движения: After Effects. Включение возможностей в стиле After Effects в системы Premiere и Media 100: Boris Effects.
Комбинирование: люди, как куклы
Без комбинирования (keying) прогноз погоды был бы гораздо скучнее. Технология комбинирования, известная также под названиями "матирование" (matting) и "композиция на голубом фоне" (bluescreen compositing), позволяет произвольно размещать фигуры людей на любом фоне (будь то изображение карты погоды или кораблей пришельцев) и даже "подвешивать" их в воздухе. Человек снимается на голубом или зеленом фоне, а затем с помощью программного обеспечения для комбинирования синий или зеленый фон заменяется другой сценой.
Пакеты Premiere и After Effects имеют встроенные средства для комбинирования; в расширенной версии Production Bundle программы After Effects возможности комбинирования улучшены, что позволяет получать более аккуратные композиции.
Возможности пакета Boris Effects 2.1 MP значительно превосходят возможности Premiere. Кроме улучшенного контроля за параметрами комбинирования, Boris Effects позволяет вырезать нежелательные части фонового изображения - очень удобно, когда изображение содержит неподходящие для комбинирования цвета.
Но самый мощный пакет в этой области - это Ultimatte 2.0 (продукт одноименной компании), который работает с программами Premiere, After Effects и Media 100. Технология комбинирования компании Ultimatte (http://www.ultimatte.com) неоднократно отмечалась призами "Оскар" и "Эмми". Пакет Ultimatte - это дополнительный модуль, позволяющий гораздо лучше контролировать параметры комбинирования. Это облегчает получение более тщательно проработанных композиций - даже если исходные фрагменты содержат изображение клубов дыма или завитков волос. Ultimatte благосклонно "прощает" неравномерности освещения фона, которые обычно приводят к нарушениям в конечной композиции. Освоить этот пакет непросто, а пользовательский интерфейс не совсем очевиден, но результаты его работы впечатляют.
При цене 1495 долл. Ultimatte оказался самым дорогим пакетом из протестированных для этого обзора. Но если комбинирование составляет львиную долю вашей работы и вы уже устали проводить бесконечные часы, ретушируя с помощью Photoshop композиции, сгенерированные пакетом Premiere, - программа Ultimatte для вас.
· Лучшие продукты
Для комбинирования хорошо подойдут расширение Production Bundle пакета After Effects и пакет Boris Effects, но бесспорный лидер здесь - пакет Ultimatte.
Генераторы частиц: обрывки реальности
Искрящиеся фейерверки, пузыри, в которых отражается окружающий мир, сверкающая волшебная пыль, сопровождающая взмах палочки феи, - подобные эффекты называют "генераторами частиц" (particle generators). Генераторы частиц позволяют синтезировать формы, а затем "оживлять" их, изменяя размеры, траектории движения и цвет. Чем лучше контроль за видом частиц, их появлением, исчезновением и перемещением, тем более широкий диапазон эффектов можно создать и тем более убедительно они будут выглядеть.
Среди набора дополнительных модулей различных эффектов генерацию частиц обеспечивает только Final Effects AP. К счастью, эта великолепная система для генерации частиц обладает всеми тонкими настройками, которые может предложить ее "кузина" по линии After Effects - KPT Final Effects. К числу этих настроек относятся размер и цвет частиц при зарождении и смерти (что повышает реалистичность эффектов взрывов), а также притяжение и завихрения (которые влияют на поведение частиц при перемещениях). Все эти настройки облегчает тщательно продуманный пользовательский интерфейс, а вызываются они с помощью стандартного диалогового окна Filters пакета Premiere; в окне предварительного просмотра можно оценивать результаты изменения тех или иных настроек.
Еще более широкое поле для генерации частиц доступно в пакете After Effects. Модуль KPT Final Effects содержит несколько гибких, универсальных генераторов частиц. Например, Studio Effects позволяет создавать такие частицы, которых не найти больше ни в одном пакете, в том числе частицы Mr.Mercury, похожие на пузырьки в расплавленном металле. Генератор Particle World пакета Studio Effects добавляет еще одно измерение: камеру можно привести в движение и пролететь через "взрыв". Этот эффект действительно вызывает благоговейный трепет, хотя, чтобы разобраться в "навороченном" трехмерном интерфейсе, придется попотеть.
Пакет Cyclonist 1.0 компании DigiEffects - настоящий специалист в области генерации частиц - отлично подходит для создания практически всего: от языков пламени до воздушных шаров и "живых" текстур. Это сложный дополнительный модуль с дюжиной параметров и насыщенным пользовательским интерфейсом, но для облегчения начала работы он позволяет сделать выбор из нескольких десятков предварительно настроенных комбинаций, а его контекстно-зависимая подсказка - самая лучшая (по мнению автора) из всех справочных систем, которыми снабжаются дополнительные модули.
Пакет Berserk 1.3 компании DigiEffects также позволяет генерировать частицы; его модуль StarField создает иллюзию путешествия в космосе в стиле Star Trek, причем имеется возможность настраивать форму звезд, вид следа от движения, скорость и другие параметры.
· Лучшие продукты
Для пакета Premiere (единственный выбор, он же лучший): Final Effects AP. Для создания трехмерных эффектов: Studio Effects. Для имитации перемещения среди звезд: Berserk. Для создания самых разнообразных частиц: Cyclonist.
Природные эффекты: погодная драма
Природные эффекты имитируют матушку-природу: вспышки молний, огонь, дождь, снег и туман. Они используются, чтобы добавить к видеофрагментам реалистичные погодные явления или усилить драматизм титров и трехмерной анимации.
Эффект молний пакета After Effects 3.1 Production Bundle выглядит очень натурально. Более двух десятков настраиваемых параметров позволяют задавать цвет ствола, толщину, степень ветвления, длительность и многое другое. Можно также менять направление, что позволяет имитировать некие устройства, подобные "лестнице Иакова", - этакое порождение научной фантастики, когда между двумя металлическими прутами возникает электрический разряд.
Молнии могут вызывать возгорания, и многие программы позволяют имитировать возникновение пламени из-за удара молний. Обычно эффекты, связанные с огнем, - прерогатива генераторов частиц. Пакет Final Effects создает отличные языки пламени, а в программе Cyclonist самый большой набор опций.
Чтобы "погасить" пожар, можно воспользоваться эффектами дождя и снега, содержащимися во многих дополнительных модулях. В дополнительном модуле Berserk есть эффект вьюги, у которого можно настраивать количество и размер снежных хлопьев, их скорость и угол падения. Подобный набор эффектов содержит и пакет KPT Final Effects, хотя и без эффекта вьюги; в его "микромире" снег падает только вертикально вниз.
А если необходим густой туман или смог, то дополнительный модуль FogBank пакета Berserk может превратить Сахару в Сан-Франциско. Он же позволяет создавать отличный дым.
· Лучшие продукты
Для создания тумана и снежных бурь: Berserk. Для имитации ослепительных молний: After Effects 3.1 Production Bundle. Любителям дождя и огня: KPT Final Effects и Cyclonist.
Освещение: ярко или ослепительно
Такие фильтры имитируют все, что связано с освещением: блики на объективе камеры от яркого источника света; огни рампы и прожекторов, заливающие театральную сцену; вспышки лазера или выстрелы из фантастического лучевого оружия. Эффекты бликов используются для придания драматизма сценам, снятым на открытом воздухе, музыкальным видеоклипам или анимационным компьютерным роликам. А вспышки лазеров и выстрелы из бластеров просто незаменимы в жаркой схватке с кровожадными космическими пришельцами.
В пакеты After Effects и Premiere включены фильтры для создания бликов, но пара фильтров Lens Flare Pack 1.5 компании Knoll Software для After Effects превосходит их по всем статьям. Lens Flare имитирует гораздо более широкий диапазон типов линз, чем собственный фильтр пакета After Effects. Для генерации лучей света прекрасно подойдет "беспорядочный" фильтр (Scratch Filter), с помощью которого можно также задать направление перемещения лучей.
Пакет Aurorix 2.0 компании DigiEffects и программа Studio Effects содержат эффекты прожекторного освещения. С помощью Studio Effects можно задавать угол конуса света, чтобы создать продолговатое пятно, а также имитировать эффекты применения щелей - скажем, решетчатых теней от окна, закрытого жалюзи. В пакете Aurorix таких возможностей нет.
Что же касается лазеров и другого лучевого оружия, то для убедительной имитации выстрелов из них хорошо подойдет Berserk. Автора статьи эти эффекты убедили, а вот мнение кровожадных космических пришельцев на этот счет узнать не удалось.
· Лучшие продукты
Для создания изысканных бликов: Lens Flare Pack. Для имитации сценического освещения: Studio Effects. Чтобы вспышки ваших бластеров приводили в ужас: Berserk.
Имитация носителей: пленка и другие
Фильтры имитации носителей создают эффекты кинопленки, видео, печати и росписи. Эффект пленки позволяет имитировать царапины, пыль и подрагивание старой киноленты. Для того чтобы ролик выглядел снятым с телеэкрана, можно использовать эффект видео. Для стилизации видеофрагментов применяют эффекты печати и росписи.
Поразительно реалистичных эффектов имитации старой кинопленки позволяет добиться фильтр AgedFilm из пакета Aurorix. Если верить руководству, то, применив этот фильтр к цифровому видеоролику с минимальными установками, можно пробиться на кинофестиваль, жюри которого настаивает на участии только фильмов, снятых на "настоящую" пленку. Ну а если выбрать самые жесткие параметры, то фильм будет не отличить от его собрата 75-летней давности. Этот фильтр - единственный в своем роде, а его возможности поразительны.
AgedFilm может составить отличный "дуэт" с фильтром Burn Film пакета Studio Effects, который имитирует плавление пленки, застрявшей в кинопроекторе.
Чтобы перенести фильм на бумагу, можно воспользоваться фильтром NewsPrint пакета Berserk, преобразующим видеофрагмент в точки, похожие на элементы полутонового растра, причем размер и цвет этих точек можно изменять. Этот фильтр прекрасно подойдет для создания фильма-комикса.
Встроенные фильтры "Мазки кисти" (Brush Strokes) пакета After Effects, а также "Рисование маслом" (OilPaint) и "По Ван-Гогу" (VanGoghist) пакета Berserk могут видеоролик сделать как бы нарисованным на холсте. Изменяя величину мазков, можно получить забавные эффекты. Если эффекты рисования имеют для вас особое значение, попробуйте в деле дополнительный модуль Paint Alchemy компании Xaos Tools (http://www.xaostools.com). Это фильтр для Adobe Photoshop, который работает также с пакетами Premiere и After Effects.
И наконец, чтобы сделать изображение похожим на снятое с экрана телевизора, можно использовать фильтр VideoLook из пакета Aurorix, создающий заметные горизонтальные линии развертки. Различные настройки фильтра позволяют имитировать плохое качество приема сигнала или изношенную видеоленту.
· Лучшие продукты
Чтобы искусственно состарить видеоролик или придать ему вид снятого с телевизионного экрана: Aurorix.
Третье измерение: придайте объем
Трехмерные эффекты привносят в видеопродукцию третье измерение, проецируя видеоролики на сферы и другие объемные формы либо изменяя видеофрагменты так, что они выглядят объемными. Трехмерные переходы позволяют делать эффектную смену сюжетов, например помещая два видеофрагмента на различные стороны вращающегося куба; создаваемое ими "высокотехнологичное" впечатление отлично подходит для подготовки корпоративных программ и новостей. Возможность генерации трехмерного текста позволяет создавать вращающиеся заголовки без специализированных программ трехмерной анимации.
Фильтр Sphere пакетов KPT Final Effects и Final Effects AP "заворачивает" изображение вокруг сферы, причем имеется возможность изменять отражающие и другие характеристики поверхности. Видеофрагмент после сферического фильтра выглядит так, как будто он отражается в шаре на новогодней елке.
Пакет HoloDozo 1.0 компании M.M.M. Software (http://www.mmmsoft.com) - это "лошадь другой масти". Построенный на базе QuickDraw 3D компании Apple, он позволяет вписывать видеоролики в 28 различных объемных фигур, включая параллелепипеды, сферы и трубы, а также проецировать на плоскости. Эффектный трехмерный интерфейс и возможность предварительного просмотра в режиме реального времени упрощает настройку параметров фильтра.
В области трехмерных переходов пальму первенства удерживает пакет Boris Effects для Premiere и Media 100. В него входит десять настраиваемых трехмерных переходов. А добавив с помощью фильтра Camera track пакета Boris Effects блики и отражения, можно усилить натуральность видеофрагмента.
Для эффектов с текстом существует единственный дополнительный модуль - TypeCaster 2.0 компании Xaos Tools. Пакет генерирует великолепный текст, который можно приводить в движение. Пакет дополнен диском CD-ROM с сотнями текстур для поверхностей, десятками настроенных вариантов эффекта и несколькими шрифтами, причем тщательно продуманный интерфейс облегчает экспериментирование. Самый большой недостаток TypeCaster - это отсутствие настройки межсимвольных пробелов.
· Лучшие продукты
Для генерации объемного текста: TypeCaster. Для создания объемных переходов: Boris Effects. Чтобы проецировать видеофрагменты на сферы: KPT Final Effects и Final Effects AP. Чтобы использовать мощь QuickDraw 3D: HoloDozo.
Искажение: богатство выбора
Хотя многие эффекты в той или иной степени искажают вид видеофрагмента, имеется отдельная категория эффектов, которые предназначены именно для искривления, добавления ряби и внесения других изменений в видеоролики. Для выполнения подобных эффектов создано великое множество разнообразных приложений, от имитирующих землетрясения до придающих видеоролику такой вид, что он кажется снятым под водой.
Почти в каждом наборе дополнительных модулей для пакета After Effects имеется несколько эффектов для искажения. Большинство из них сворачивают или закручивают видеофрагменты различными способами, причем различия в подходах между ними невелики. Но некоторые инструменты для внесения искажений стоят отдельного упоминания. Эффект Earthquake пакета Aurorix размывает изображение по вертикали и горизонтали; поэкспериментировав с этим фильтром, автор статьи был восхищен результатами. Эффект великолепно подходит для имитации не только тектонических явлений, но и взрывов, воронок от снарядов и следов динозавров. Эффект Flitter пакета Aurorix, который генерирует случайный шум, отлично подойдет для переходов и создания анимированной графики, где фрагмент заканчивается взрывом или, наоборот, цельная картина выстраивается из кусочков.
Помните "Водный мир"? Можно применить эффект Riploid из пакета Berserk или Ripple Pulse из Studio Effects. Оба этих эффекта имитируют концентрические круги, которые возникают от брошенного в пруд камня. А если сделанный вами римейк "Водного мира" понадобится спустить в канализацию, можно использовать эффект Spintron пакета Berserk или Flo Motion из KPT Final Effects. Оба этих фильтра превращают видеоизображение в водоворот.
Стоит отдельного упоминания также эффект Glass из пакета Studio Effects. Он придает содержимому видеофрагмента вид объемной стеклянной скульптуры.
· Лучшие продукты
Чтобы ощутить "биение пульса" земной поверхности: Aurorix. Для подводных путешествий: Berserk и Studio Effects. Для имитации водяных водоворотов: Berserk и KPT Final Effects. Для ценителей стеклянной скульптуры: Studio Effects.
Послесловие
Основное внимание следует обратить на жизненно важные для вас эффекты. Если вы используете пакет Premiere или систему Media 100, под номером один в списке должен стоять пакет Boris Effects. Ни один из дополнительных модулей для пакета Premiere не содержит такого богатого набора эффектов, особенно трехмерных переходов и эффектов движения. Для генерации частиц и эффектов искажения в Premiere нельзя обойтись без пакета Final Effects AP, а для комбинирования на голубом фоне непревзойденным остается пакет Ultimate.
Что же касается эффектов для After Effects, то каждый опробованный автором статьи набор имеет свои сильные стороны, но в конце концов предпочтение было отдано пакетам Aurorix и Berserk. Оба содержат богатую подборку необычайно полезных эффектов, а их цена - по 289 долл. - примерно в два раза ниже, чем стоимость пакетов KPT Final Effects и Studio Effects. Диск CD-ROM с продукцией компании DigiEffects ценен не только содержащимися там дополнительными модулями, но и демонстрационными роликами, интерактивной документацией, а также набором утилит и условно-бесплатных программ.
"Вселенная" дополнительных модулей расширяется. Нынешней весной компания Sinergy (http://www.synergy1.com) представила пакеты Hollywood FX 3.0 за 799 долл. (101 трехмерный переход и фильтр для пакета Premiere и системы Media 100) и Hollywood FX Take 32 1.0 (32 перехода). В обоих пакетах поддерживается многопроцессорная обработка. Версии пакетов для Windows достойны высокой оценки их возможностей, а также легкости использования.
Теперь разработчик для Windows вторгается в мир Macintosh! Расскажите об этом своим друзьям, которые считают, что ряды создателей приложений для платформы Macintosh сокращаются. И пока ваши друзья рядом с компьютером, поразите их своими последними опусами, сотворенными благодаря великому множеству лучших эффектов, которые, кстати, теперь доступны и могут работать на любом персональном компьютере.
Джим Хейд - обозреватель журнала Macworld (http://www.heidsite.com)
Модернизация аппаратных средств для видеомонтажа
Если вы занимаетесь цифровым видео, то, вероятно, уже обладаете необъятным жестким диском и огромной оперативной памятью. Но если вы планируете большую часть времени уделять работе со спецэффектами и дополнительными модулями, то это опять может привести к нехватке памяти.
Обычно при использовании дополнительных модулей с пакетами Premiere или After Effects необходимо увеличивать выделенные для них объемы памяти, поэтому следует иметь как минимум 48 Мбайт ОЗУ, а лучше - 64 Мбайт. Пакет After Effects "любит" оперативную память: чем больше ее выделить, тем быстрее будет выполняться рендеринг.
Что же касается жесткого диска, то видеофрагменты, содержащие эффекты, занимают на нем столько же места, сколько требуется для обычных видеороликов, созданных без применения эффектов. Выделение дополнительного места на жестком диске не ускоряет рендеринг. Но если после каждого эксперимента со специальным эффектом его результаты сохранять для последующего выбора лучшего варианта, место на диске поглощается с невероятной скоростью. В этом случае следует добавить еще 2 Гбайт (или около того) либо подумать о приобретении дисковода со сменными носителями.
Достоинства процессора 604
Большинство программ для видеоэффектов работают на компьютерах Macintosh с процессорами 680x0, но сама природа видеоэффектов, для которых характерны большие объемы вычислений, делает более предпочтительным применение процессоров PowerPC. Например, в одном из тестов предварительный просмотр результатов в пакете After Effects на машине Quadra 840AV занял 165 с, а на Power Mac 9500/180MP та же операция была выполнена за 45 с - и это еще был исключительно простой эффект.
В свою очередь, предпочтительнее использовать для PowerPC процессоры 604 или 604e, чем серии 601 или 603, - не только из-за того, что устройства семейства 604 быстрее, но и потому, что большинство пакетов видеоэффектов оптимизированы с учетом преимуществ их усовершенствованной архитектуры.
Еще лучше - несколько процессоров 604
Архитектура Apple/DayStar Digital MP - это настоящий подарок небес для видеосжатия и рендеринга эффектов. Технология QuickTime 2.5 обеспечивает поддержку многопроцессорной обработки, поэтому сжатие ускоряется во всех программах. Но рендеринг эффектов - это отдельный разговор. Из протестированных автором дополнительных модулей многопроцессорную обработку поддерживают Studio Effects компании MetaTools и Boris Effects 2.1 MP компании Artel.
Большинство разработчиков сообщили, что они планируют ввести поддержку многопроцессорной обработки в будущих версиях программ. Это будет крайне полезно: разница в производительности очень велика.
Рассмотрим результаты неформальных тестов, проведенных на двухпроцессорном компьютере Power Mac 9500/180MP. Предварительный просмотр в пакете After Effects, который с одним активным процессором выполнялся 32 с, на двух процессорах "проскочил" всего за 19 с. Рендеринг короткой композиции в After Effects с эффектом размытия в движении, изменением размера изображения и анимацией движения выполнялся 19 мин с одним процессором и лишь чуть более 10 мин - на двух "моторах". Скорость рендеринга видеоэффектов очень сильно зависит от количества процессоров.
Поддержка многопроцессорной обработки в пакетах After Effects и Premiere реализуется с помощью дополнительных модулей, которые можно найти на Web-сервере компании DayStar (http://www.daystar.com). В пакете After Effects основные операции (включая вращение, масштабирование, сглаживание, переходы и создание размытия в движении) оптимизированы для многопроцессорной обработки как предварительного просмотра, так и рендеринга. Большинство фильтров и дополнительных модулей, включенных в After Effects, также поддерживают многопроцессорную обработку. В пакете Premiere подобной оптимизации подверглись перемещение, масштабирование и вращение (опции команды Motion) видеофрагментов; несколько фильтров и переходов; обсчет прозрачности и импортирование файлов.
Несмотря на то что многие дополнительные модули независимых разработчиков пока не поддерживают многопроцессорную обработку, тот факт, что эта возможность реализована для пакетов After Effects и Premiere, является серьезным доводом в пользу приобретения многопроцессорной системы или платы модернизации.
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
Дополнительные модули для пакета Premiere и системы Media 100
Boris Effects 2.1 MP
Коротко о продукте: сочетание изысканных эффектов движения, комбинирования, композиции и поддержки многопроцессорной обработки делает пакет Boris Effects лучшим дополнительным модулем для пакета Premiere и системы Media 100.
Цена: версия для Premiere - 350 долл.; версия для системы Media 100 (работает также и с Premiere) - 695 долл.
Оценка: ****/7,7
Artel Software, http://www.artelsoft.comДополнительные модули для пакета After Effects
Aurorix 2.0
Коротко о продукте: 26 эффектов пакета Aurorix, от фильтра для "состаривания" видеоролика до имитации землетрясения, чрезвычайно полезны и великолепно реализованы. Расположенные на входящем в комплект поставки диске CD-ROM интерактивная документация и образцы проектов содержат бльшой объем информации и существенно облегчают использование прог- раммы.
Цена: 289 долл.
Оценка: ****/8,5
DigiEffects, http://www.digieffects.comBerserk 1.3
Коротко о продукте: эффекты тумана, пурги, вспышек лазеров, звездного неба, рисования красками, ряби на воде и еще 14 других фильтров - такое обилие возможностей может свести с ума неподготовленного пользователя пакета Berserk.
Цена: 289 долл.
Оценка: ****/8,1
DigiEffects, http://www.digieffects.comLens Flare Pack 1.5
Коротко о продукте: это "артист одного номера", но в нем он царь и бог. Ни один из конкурирующих пакетов не генерирует таких чудесных бликов.
Цена: 129 долл.
Оценка: ****/8,9
Knoll Software, тел.: 415/453-2471