Но участвовать в нем могут себе позволить в основном крупные компании, работающие в тех сферах, которые обеспечивают приличные обороты: продажа компьютеров, дистрибуция комплектующих, установка сетей и системная интеграция для крупных промышленных проектов. Специализированные области, такие как серьезное мультимедиа-оборудование, цифровые видео- и аудиокомплексы, графические станции, программные и аппаратные средства для разработки мультимедиа-продукции, до последнего времени были представлены гораздо скромнее, и даже если имелись подобные экспозиции, то ориентировались они в первую очередь на крупных корпоративных клиентов. Это не удивительно, ведь еще недавно подобные темы были интересны лишь профессионалам. Но сейчас, когда практически каждый современный компьютер стал пригоден для работы с видео, звуком и трехмерной графикой, когда вы можете, не выходя из дома, смонтировать собственный видеофильм, создать для него оригинальную музыку и звук, наложить титры и трехмерные заставки, да еще и совместить все это с хорошей мультимедиа-презентацией, а потом записать на компакт-диск, многие владельцы домашних ПК начинают присматриваться к новинкам такого рода. Вообще, мне кажется, что современный пользователь становится более искушенным и активно проникает в области, которые раньше считались уделом избранных, поэтому интерес к цифровому видео и компьютерной графике растет с каждым годом. Я надеялся, что очередной "Аниграф" (юбилейный, пятый!) в этом году уж точно вберет в себя и представит публике (хотя бы частично) тот спектр компьютерного оборудования и ПО, которые появились за последний год в мире, породив разговоры о новой, цифровой революции3/4 Но "Аниграф" в этом году оказался на распутье. В его программе было объединено три независимых мероприятия, каждое из которых могло бы претендовать на более серьезный статус.

В первую очередь это действительно прекрасный фестиваль компьютерной графики и анимации - событие, в котором принимают участие большинство российских студий и многочисленные независимые авторы. Видно, что сюда организаторы вкладывали всю свою энергию, благодаря чему достигнут очень высокий уровень. В состав весьма представительного жюри вошли: Эдуард Сагалаев (председатель), президент Национальной ассоциации телевещателей; Александр Горленко, режиссер анимационного кино, зав. кафедрой компьютерной графики ВГИК; Иван Дыховичный, кинорежиссер; Семен Левин, дизайнер, арт-директор телеканала НТВ; Алексей Лысенков, автор и ведущий программы "Сам себе режиссер"; Игорь Лутц, художественный руководитель рекламного агентства BBDO; Виктор Славкин, писатель, киносценарист; Александр Солоха, клипмейкер, режиссер студии Art Pictures; Петр Шепотинник, кинокритик, телеведущий, автор и продюсер программы "Кинескоп" (ТВ6); Андрей Шелютто, дизайнер, лауреат международных конкурсов. Мне понравилась конкурсная программа фестиваля (особенно номинация "Музыкальные клипы"), и хотя можно долго рассуждать о творческих нюансах и технических особенностях представленных работ (все равно профессионалы сделают это лучше), осмелюсь утверждать, что главная цель фестиваля достигнута - он в очередной раз представил публике ситуацию в российской компьютерной графике и анимации, дав возможность мэтрам продемонстрировать свое мастерство, а новым авторам заявить о себе в полный голос (см. врезку).

В 1995 г. в рамках "Аниграфа" впервые был построен Городок компьютерных игр и проведен конкурс среди отечественных разработчиков; лучшими тогда были признаны игры "День рождения" фирмы "Никита", "Кот в сапогах" фирмы Compact Book Publishing и "Семь кругов" фирмы Maddox Games. Последний смотр-конкурс отечественных игровых и мультимедиа-программ показал, что за прошедшие два года этот рынок сильно вырос и продолжает бурно развиваться. Появляются новые команды разработчиков, новые издатели, новые фирмы-дистрибуторы. Перспективность данного направления стала настолько очевидной, что теперь к нему присматриваются и крупные компании. Неудивительно, ведь по масштабам продаж рынок ПО на Западе уже начинает опережать рынки аудио-, видео- и печатной продукции. Так что у "Аниграфа" есть все шансы взрастить новый фестиваль, который станет достойной площадкой для демонстрации отечественных программных продуктов, а уж в его рамках можно провести и конкурс на лучшую игру, и ярмарку-продажу, и многое-многое другое.

Но вернемся к нашим призерам. "Гран-При" и приз зрительских симпатий получила стратегическая игра на тему Великой Отечественной войны "Противостояние" (фирма "Дока"), она же была отмечена высшей наградой в номинациях за лучшую анимацию и за лучшую многопользовательскую игру. Фирме "Дока" достался приз и за лучший интерфейс в динамичной аркадной игре "Пайк". Награды за лучшую графику удостоилась симпатичная игра "Волшебный сон" (фирма "Никита"). Музыкальное и звуковое сопровождение жюри выше всего оценило в игре "Призрак старого парка" (фирма NMG), а оригинальностью выделился MindFlight, MindFib (фирма SoftLab). Хочется также отметить работу российских компаний, которые занимаются локализацией западных игр: фирма "Апокриф" получила приз за лучшую локализацию приключенческой игры "Dragon Lore II", а фирма "Акелла" завоевала приз симпатий жюри, продемонстрировав захватывающие автомобильные гонки POD. В конкурсе неоконченных работ победили Allods: Sealed Mystery (фирма Nival), "Вьюга в пустыне" (фирма "Дока"), "Петька и Василий Иванович" (фирма SBG).

Что касается выставки оборудования, то о ней у меня осталось не лучшее впечатление. Она больше напоминала некую тусовку: очень уютно, вокруг много знакомых лиц, все происходит спокойно, без ажиотажа, но вдруг понимаешь, что вот уже час топчешься в проходе между четырех стендов и дальше идти некуда. Хотя надо быть объективным - имелись интересные экспозиции, требовалось только найти их среди нагромождения аппаратуры. В основном демонстрировались профессиональные видеомонтажные системы, оборудование и компьютерные станции; мультимедиа-оборудования для домашнего рынка или уровня настольной студии практически не было, а ведь, по оценкам западных специалистов, это наиболее перспективный рынок. Новых имен на этой выставке, к сожалению, не объявилось.

Продуманно и красиво выступили завсегдатаи. Специалисты Steepler Graphics Group наглядно продемонстрировали преимущества работы с видео без компрессии с помощью системы Hollywood компании DPS, а также возможности новой платы DPS Spark для ввода-вывода и монтажа цифрового видео в DV-формате (в продажу она поступит осенью). Тут же я впервые увидел в действии новый компьютер CLR Infinity с процессором Pentium II (266 МГц), который был презентован компанией Intel всего за две недели до начала выставки, а также рабочие станции SGI O2 с процессором R10000 и Octan (пришедший на смену Indigo2 Impact). Активно обсуждался новый проект под кодовым названием Maya компании Alias WaveFront, претендующий на звание универсального графического пакета следующего поколения. Мое внимание привлекли также графические многопроцессорные станции Intergraph серии TDZ, которые уже способны конкурировать с системами Silicon Graphics. Кстати, рядом с экспозицией SGG находился стенд самой компании Intergraph - крупнейшего в мире производителя графических и видеомонтажных станций на платформе Windows NT. Хотелось бы, чтобы это был не единичный случай и в дальнейшем побольше компаний такого уровня проявляли интерес к "Аниграфу".

Компания Tivionica - один из основных разработчиков дисков Video CD - собирается начать освоение рынка DVD. Правда, с привезенным и апробированным ею комплексом для DVD-мастеринга возникли некоторые проблемы, но ликвидировать их - это вопрос времени, а у нас есть все шансы еще до конца года увидеть первые российские DVD-фильмы. Другой новинкой, которую многие давно ждали, стала видеомонтажная система DV Master компании Fast, поддерживающая цифровой DV-формат. В России DV-оборудование пока больше обсуждается, чем используется, но я уверен, что оно быстро утвердится как на бытовом, так и на профессиональном рынках, и поэтому меня удивило, что ни одна из фирм не решилась сделать в своей экспозиции серьезный акцент именно на DV-технике. Порадовала компания "Эра", на стенде которой среди разнообразного видеооборудования эффектно работала гордость фирмы - виртуальная телевизионная студия (о ней мы уже писали в материале "Парад планет в "Космосе", "Мир ПК", #2/97, с. 174) с симпатичной девушкой-ведущей. Кроме того, "Эра" представила свой новый информационный каталог-обзор по видеопроизводству, который пригодится всем, кто так или иначе интересуется этой темой. Фирма "Стоик" показала интересную новинку - плату MPEG-Cut Machine французской компании Vitec Multimedia для оцифровки видео и преобразования его в формат MPEG-1 в режиме реального времени. Эта плата замечательна в первую очередь своей низкой ценой (менее 1000 долл.), а также тем, что позволяет в домашних условиях создавать вполне качественные диски Video CD. С появлением подобных устройств (см. материал "Почем нынче MPEG для народа?" "Мир ПК", #3/97, с. 178) можно говорить о том, что работа с видео в формате MPEG стала общедоступной и может явиться хорошей альтернативой записи видео в формате Motion-JPEG.

Остальные фирмы в очередной раз продемонстрировали свой стандартный ассортимент, рассказали об успехах и новых разработках, пообщались между собой и слаженно свернули экспозиции.

Обидно, что очень мало внимания на выставке было уделено такой теме, как аудиопроизводство. Согласитесь, трудно себе представить современную видео- и кинопродукцию без хорошего звука. Может быть, именно поэтому многие зрители жаловались на плохое звуковое сопровождение в работах, представленных на конкурсной программе фестиваля? И последний штрих. Во время бесед с представителями российских и западных компаний, занимающихся продажей профессионального музыкального оборудования, меня не раз спрашивали, почему в России такой низкий спрос на последние новинки, например в области цифровой аудиозаписи для ПК, при том что в других странах (в Восточной Европе, например) они расходятся значительно лучше. Правда, тут же мои собеседники радовались популярности в России некоторых "классических" моделей, давно уже не пользующихся спросом в мире. Действительно, на многих примерах я убедился, что ситуация на нашем рынке профессионального оборудования (и не только музыкального) обстоит следующим образом.

Искушенных (профессиональных) пользователей катастрофически не хватает, а те, что есть, обладают опытом работы в основном на старом оборудовании и довольно консервативны в своих пристрастиях; такой специалист редко является также опытным компьютерным пользователем, и наоборот.

Почерпнуть информацию о новых технологиях и продуктах негде, особенно если вы живете в провинции; хороших специализированных журналов пока мало, и распространяются они плохо; Internet еще не стала привычным источником информации для специалистов. В итоге они чаще всего смотрят, какое оборудование есть у соседей и знакомых и как оно там работает (хорошо, если такие образцы имеются в пределах досягаемости).

Даже если вы нашли подходящую новинку и хотите ее купить, это не так просто сделать: фирмы-поставщики обычно связаны дистрибуторскими соглашениями с определенными производителями, поэтому им невыгодно продавать оборудование новых фирм, конкурирующее со старыми моделями, да и прибыль на последних часто бывает значительно выше. К тому же на освоение любого нового оборудования, организацию технической поддержки и рекламу требуется время, а это всегда дополнительные затраты.

Конечно, не стоит сгущать краски. Фирмы, профессионально продающие специализированное оборудование, вынуждены, чтобы не отставать от мирового уровня, иметь дело с новыми технологиями. Компьютерный парк в стране быстро растет, молодые с энтузиазмом осваивают новое оборудование, так что скоро появится новое поколение специалистов, привыкших и желающих работать на современной цифровой технике. А чтобы это произошло быстрее, компаниям следует активнее формировать соответствующий рынок, серьезнее думать об информационной работе и пропаганде новых технологий. От них самих во многом зависит, насколько продуктивным станет следующий год и каким будет "Аниграф-98".

Дополнительную информацию о выставке "Аниграф" вы можете получить на WWW-сервере www.anigraph.ru.


Александр Курило - ведущий рубрики "Мультимедиа"; контактный телефон: (095) 158-53-86, E-Mail: azazello@online.ru

Победители конкурса КГА

1 Компьютерная графика и анимация в рекламных клипах: ролик "Мелихов и Филюрин - аудиореклама" (рекламная группа "Мелихов и Филюрин", г. Новосибирск)

2 Компьютерная графика и анимация в заставках для оформления телеэфира: оформление канала телестанции "Сети НН", заставка "Музыка" (телестанция "Сети НН", г. Нижний Новгород)

3 Компьютерная графика и анимация в экспериментальных фильмах и игровом кино: фильм "Живые" ("Живые Новости", г. Москва)

4 Компьютерная графика и анимация в музыкальных клипах: клип "Ворона", певица Линда (Dr. Picture Studios, г. Москва)

5 Компьютерная графика в анимации: "Пьянству - бой!" (РПК "Город", г. Красноярск)