Любые действия на цивилизованном рынке труда начинаются с составления резюме. И вообще - это тот документ, который никогда не помешает.
Слово "резюме" совсем недавно появилось в лексиконе российских наемных работников. Автобиографии советского периода - только слабое его подобие, документ совсем другого назначения и содержания. И все же при устройстве на работу в частную компанию или инофирму, при обращении в кадровое агентство вас обязательно попросят направить резюме.
Структура резюме вполне четкая и десятилетиями отработана на Западе. Рекомендаций по составлению резюме в последние годы было опубликовано огромное количество. И тем не менее... Практика работы агентства Enter показывает, что по-прежнему большая часть людей составляет резюме не вполне корректно. Далеко не всегда резюме специалиста дает правильное представление именно о его специальных знаниях и навыках, что особенно важно для высокотехнологичного информационного рынка. А ведь это основное, что требуется отразить. Поэтому поговорим о составлении резюме, не упустив в нем специфики компьютерного рынка.
Итак, резюме - это документ, который представляет вас потенциальному работодателю. Соответственно и цель этого документа - представить вас как можно лучше. Исходя из этого, продумайте внешний вид резюме и возможные варианты: резюме для отправки по факсу, для вручения лично, для помещения в Internet. Учтите, например, что фотография (особенно цветная) украсит Web-страницу, но переданная по факсу обычно напоминает милицейские ориентировки "Разыскивается...". И еще: резюме все-таки документ, украшать его розочками, ленточками, рюшечками и прочими виньеточками не стоит.
Резюме должно быть подробным ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы составить о вас первое, непременно положительное впечатление. Приложив к резюме копии всех дипломов, сертификатов, научных трудов, вы снижаете эффективность документа - в лучшем случае его пролистают, в худшем - отложат, чтобы внимательно прочитать на досуге, и... никогда не прочтут. Идеальный размер - одна страница формата А4, максимум - две. Не забывайте, резюме служит для первого знакомства, все равно на работу вас примут после собеседования. Цель резюме - чтобы на собеседование вас захотели пригласить.
Теперь - содержательная часть. Заголовок совсем не обязателен, а если вы решили его сделать - напишите именно "Резюме" или по-модному "Curriculum Vitae" (что в принципе то же самое). Броское "Внимание! Молодой человек ищет работу!" воспринимается, поверьте, как неудачная шутка.
С самого начала стоит указать, на что вы рассчитываете, например: "Специалист по вычислительным сетям ищет работу системного администратора". Но опять же - не пишите: "Молодой человек ищет работу с окладом от 1000 долларов". Именно в этом месте вы должны сформулировать свою профессию и желаемую вакансию (или вакансии). Если вы не можете формализовать свою позицию подобным образом, лучше не пишите ничего.
Далее следуют фамилия, имя и отчество полностью, дата рождения (и для женщин тоже!) и контактные: телефон (обязательно); факс, E-mail, http (если есть); почтовый адрес (если желаете). Кстати, этого вполне достаточно для первой части - указывать пол, паспортные данные и место рождения отнюдь не обязательно.
Затем - образование. Сначала основное - вуз или техникум, причем с указанием лет обучения, полного названия учебного заведения, факультета и дипломной специальности. Потом дополнительное - разного рода курсы и сертификации по той же схеме: когда, где, какой курс, какой сертификат получен. Слишком увлекаться и писать все, включая среднюю школу и курсы вязания, не стоит - имеет смысл указать только то, что подтверждает вашу специальность и профессиональную подготовку.
После этого - опыт работы. Это, наверное, самая важная часть резюме. Здесь сведения приводятся в обратном порядке, начиная с последнего места работы. Схема: годы, название учреждения или фирмы, профиль фирмы, отдел или подразделение, ваша должность и должностные обязанности. Постарайтесь уложиться в один абзац по каждому месту работы, причем эта информация должна отличаться от следующей, где вы укажете навыки работы.
Если в "опыте работы" вы пишете, чем занимались на каждом рабочем месте, то "навыки" - это то, что вы знаете и умеете вообще. Именно здесь вы можете припомнить все, с единственным ограничением - это все должно подтверждать вашу специальность. Кстати, именно в этот раздел помещается владение иностранным языком, выделять его отдельно стоит только переводчикам с соответствующим образованием и опытом работы. То же самое относится к водительским правам и навыкам вождения.
Специфика раздела "навыки работы" для специалиста-компьютерщика - подробность и структурированность в описании технических навыков. Мало написать: "Опыт администратора сетей - 5 лет", надо написать: "Администрирование сети под управлением Windows NT 4.0 из 80 машин". Вообще лучше всего выглядит схема: операционные системы и среды; языки и средства программирования; аппаратные и программные средства; сетевое оборудование; прикладные программы и пакеты; базы данных - в любом порядке и в любом наборе, но подробно, например, OС: MS DOS, MS Win 3.x/ '95/ NT, UNIX, OS/2 (пользовательский уровень), Novell NetWare 3.12.
И наконец, завершающий аккорд - награды, призы, победы в соревнованиях (если есть), хобби, увлечения и таланты (если хотите их указать) и вообще все, что вы хотите написать о себе, но что не относится к специальности. Никаких рекомендаций здесь дать нельзя - эта часть резюме под заголовком "дополнительная информация" целиком в вашей власти и зависит только от вашего вкуса.
В заключение - универсальная рекомендация: писать в резюме можно только правду, иначе вы можете испортить себе репутацию. Единственно, что допускается в резюме, - умолчать о чем-нибудь малозначительном. В общем, важно соблюдать чувство меры. Если у вас получится нечто среднее между рекламным проспектом, user manual и анкетой - значит, вы правильно составили резюме.
Петр Левицкий - консультант компьютерного кадрового агентства Enter. E-mail: enter@osp.ru http://www.osp.ru/enter или www.online.ru/osp/enter