Что дальше?
Домашний видеотеатр
Лоцманы в море звука

Окружают? Так это же хорошо!

Советы покупателю


"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - произносим мы, оценивая различные явления и события. Однако есть нечто, к чему эти слова неприменимы, более того, их следует трактовать "с точностью до наоборот". Звук, восприятие звука, звуковоспроизведение, звук и персональный компьютер - вот о чем пойдет речь.

Стоит ли говорить о том, насколько глубокое переживание могут вызвать услышанные нами звуки. Речь, музыка, разные шумы, имеющие в основе звуковые волны, способны повергнуть в неописуемый ужас или стать причиной неподдельного ликования.

Чтобы не слишком утомлять читателя теорией распространения звуковых и электромагнитных волн, напомним только, что большинство из нас воспринимают звуковые сигналы в диапазоне от 80 до 14 000 Гц, причем основная часть сигналов, включая человеческую речь, умещается в диапазоне средних частот с пиком в 3150 Гц. Отдельные люди слышат и способны оценить звуки несколько большего диапазона частот: от 40 Гц до 16 000 Гц. Люди с "абсолютным слухом" (как правило, музыканты) воспринимают диапазон частот как цельный гармонический ряд.

И все-таки восприятие звука - очень сложный процесс, и для его описания недостаточно только частотной оценки сигнала. Существуют окраска звука, тембр, обертоны и др. Именно их совокупность и приводит к тем ощущениям, о которых мы упоминали. Собственно говоря, все это и составляет основу требований, предъявляемых к звуковоспроизводящей аппаратуре. Для акустических систем высшего класса (Hi-Fi) диапазон воспроизводимых частот определен рамками 20-20 000 Гц.

За последние 20 лет уровень качества записи и воспроизведения звука достиг небывалых вершин. Имея аппаратуру даже среднего класса, можно самостоятельно создать вполне сносный речевой или музыкальный трек. Однако услышать всю музыкальную гамму собственного либо чужого произведения невозможно без хороших средств воспроизведения звука, или попросту колонок.

"Однако при чем здесь ПК и компьютерные технологии?" - спросит читатель в недоумении. Электронщик попросту пропустит начало статьи в поисках сути, ценитель музыки с ехидцей заметит: "Это мы уже проходили".

Что дальше?

В мире, где существуют стереокино, компакт-диски, вовсю эксплуатируются системы шумоподавления и схемы Surround для бытовой, музыкальной и телевизионной техники, живет и органично вписался в домашнюю обстановку очередной "великий немой" - компьютер. Начало внедрения звука в компьютерные технологии было не столь впечатляющим. Всего 3-4 года назад рынок наводняла дешевая продукция в виде плат, обеспечивающих звук времен зарождения звуковоспроизводящих технологий. Однако выбор профессиональными музыкантами компьютера в качестве средства для работы со звуком, возрастающий поток различного рода образовательных, развлекательных программ для детей и взрослых, появление качественных 3D-игр для ПК с фрагментами живого видео и превосходными спецэффектами и музыкой сделали свое дело - все это стало приманкой, которую охотно заглотили акулы-производители звуковой техники с мировым именем.

И компьютерный рынок дрогнул. С разработкой платы SB16 как стандарта на 16-разрядные звуковые платы, с появлением плат, использующих волновой/табличный синтез (Creative AWE32, Gravis Ultrasound, Aztech WaveRider и др.), звук на ПК перестал быть пасынком для разработчиков программного обеспечения и периферии. Современные компьютерные звуковые колонки по своим характеристикам вплотную приближаются к системам Hi-Fi, при этом выгодно отличаясь по стоимости. Современный дизайн, наличие автономного блока питания со стабилизатором напряжения, встроенный усилитель мощности, удобные регуляторы уровня громкости, тембра и баланса, наличие разъема для подключения непосредственно через колонки головных телефонов - вот отличительные признаки таких систем. И еще кнопка Surround Sound (окружающий звук). Теперь окружать можно не только теплотой, заботой и вниманием, но еще и звуком.

Домашний видеотеатр

В отличие от кинозала (см. врезку "Окружают? Так это же хорошо!") объем пространства около рабочего стола, в котором необходимо воспроизвести 3D-звук, невелик. Пожалуй, это основное и единственное отличие от кинотеатра. Пять колонок располагают, как показано на рисунке. Фронтальным источником звука служит сабвуфер (subwoofer) - низкочастотная колонка с интегрированным усилителем мощности для всей системы. Существует одна чисто компьютерная особенность. Разработчикам акустических систем для ПК приходится считаться с тем, что звуковые колонки создают магнитные поля, которые отрицательно воздействуют на монитор, а также (с момента внедрения технологии магниторезистивных головок) на жесткий диск.

Для современных систем источником электромагнитных волн является сабвуфер, который следует располагать как можно дальше от монитора и системного блока. Практика и технические измерения показывают, что НЧ-колонку лучше установить на пол под монитором на расстоянии около 2 м от системного блока. Некоторые проблемы могут возникнуть с установкой двух оставшихся колонок, располагаемых сзади по левую и правую сторону от слушателя. Однако и эта задача разрешима. В результате вы в буквальном смысле оказываетесь в окружении звука, ощущая полный эффект присутствия.

Собственно, это и есть основа домашнего видеотеатра, который сегодня немыслим еще без одной новинки от Dolby - системы Dolby Surround Pro Logic. Благодаря заложенным в эту новинку алгоритмам происходит электронная обработка сигнала, позволяющая улучшить разделение стереоканалов и достигнуть принципиально нового качества звуковых эффектов.

Центральная колонка выдает сигнал, который получается в результате сложения сигналов левого и правого каналов и имеет уровень на 3 дБ ниже. В те моменты, когда сигналы правого и левого каналов находятся в противофазе, они подаются в тыловой (окружающий) канал. Эффект живого звука достигается за счет 20-мс задержки сигнала, поступающего именно на этот канал*.

Лоцманы в море звука

После того как читатель, надеемся, разобрался в терминах и принципах получения 3D-звука, попробуем оценить рынок таких систем. Остановимся на четырех фирмах, производящих акустические системы высокого класса для ПК, которые можно рекомендовать пользователям. Их имена, вероятно, уже знакомы. Это AIWA, Altec Lansing, Jazz Hipster и Yamaha. Все эти фирмы, помимо известной торговой марки, обладают собственным производством и ведут свои научно-исследовательские разработки. Кроме того, выпуская конечные продукты, они сами производят большинство электронных компонентов и комплектующие, начиная от микросхем и излучателей магнитных головок и заканчивая пластиком и облицовочными материалами. К этому можно добавить огромный опыт компаний, каждая из которых производит звуковые системы для автомобилестроения, музыкальную аппаратуру и бытовую электронную технику. И последнее - цены на предлагаемые устройства не столь высоки, как у чисто музыкальных фирм-конкурентов, и вполне себя оправдывают, особенно если сопоставить денежные затраты с тем качеством, которое вы получите.


Yamaha Corporation

Компания-эксперт в области всего, что связано с музыкой, уверенно чувствует себя и на рынке ПК. Хорошим качеством звучания обладает система, в состав которой входят колонки YST-M7 и сабвуфер YST-MSW10. Хочется отметить глубину и насыщенность звучания низких частот, обеспечиваемые этими устройствами. Активно продвигая собственную технологию YST (Yamaha Active Servo Technology), компания по сути предложила альтернативу разработкам Dolby в области 3D-звука, реализовав в модели YST-M20 DSP новое решение - Digital Surround Processing (DSP). Единственным недостатком можно назвать несколько усиливающиеся собственные шумы колонок при воспроизведении звуковых компакт-дисков. Этого явления практически нет при воспроизведении музыки и спецэффектов в компьютерных играх.


Jazz Hipster Corporation

Колонки этой фирмы получали награды практически от всех ведущих компьютерных изданий Америки и Европы. Обладая прекрасными характеристиками и великолепным дизайном, последние модели входят в состав мультимедиа-систем многих именитых производителей.

Чем удивит меломанов и любителей компьютерных игр компания в этом году? Бросается в глаза непривычно большое количество кнопок управления на передней панели колонок JS-300. Однако это не излишества или бутафория. Данная система совместно с сабвуфером J-900 позволяет самим регулировать звук, выбирая, как это делается в хороших музыкальных центрах, фиксированный режим звучания. Однополосные системы J-888+3D благодаря продуманной конструкции корпуса и наличию фазоинвертора (специальное отверстие в колонке, с помощью которого улучшается звучание на низких частотах) выдают неплохой для систем такого класса звук. Важно также, что и их цена доступна. Несколько выше цена на колонки серии J 707. Однако данная модель предназначена более требовательному покупателю. Об этом говорят, с одной стороны, габариты корпуса колонок и материалы, из которых он изготовлен (используется натуральное дерево), с другой - возможность подключения этих колонок к любой аппаратуре класса Hi-Fi.


AIWA Co., Ltd.

Один из мировых лидеров бытовой аудио- и видеотехники представлен в нашем обзоре двумя системами. Это акустический комплекс TS-CD20, в состав которого входят сабвуфер мощностью 10 Вт и 2 колонки по 5 Вт. И хотя кому-то может показаться недостаточной такая выходная мощность, смеем заверить, система Super Bass Sound, которой оснащен комплекс, заслуживает похвалы.

Гордостью компании сегодня могут считаться колонки SC-C55. Эти однополосные системы Surround Sound благодаря технологии DSL (Data Super Linear Bass) обеспечивают на выходе звук, превосходящий по качеству многие двухполосные системы.

Altec Lansing Technologies, Inc.

Имя этой компании пока не слишком известно в России. Связано это с несколько запоздалым выходом Altec на российский рынок мультимедиа-систем для ПК. Тем не менее продукция фирмы безусловно завоюет сердца истинных ценителей хорошего звука. За плечами компании многие годы работы на рынке Car Audio - звуковых систем для автоиндустрии, а также прекрасные акустические системы для бытовой и Hi-End аппаратуры. Однако из сказанного вовсе не следует, что акустические системы для ПК являются приложением к основному производству. Похоже, для специалистов из Altec не бывает мелочей, о чем свидетельствуют самые современные технологии, которые применены в изделиях для мультимедиа-систем. К ним следует отнести практически все разработки Dolby Laboratories, и в первую очередь Dolby Pro-Logic Surround Sound. Компания первой предложила звуковые системы, отвечающие спецификации USB. Оценивая продукцию Altec Lansing, остановимся на уникальной системе ACS500. Стройные, высокие трехполосные колонки мощностью по 22,5 Вт каждая в совокупности с мощной НЧ-системой прекрасно себя показывают как во время различных игр, так и при воспроизведении звуковых компакт-дисков. Еще одна новинка - USB46 Power Cube. Эти кубики-малютки, несомненно, колонки будущего. Разработанные по спецификации Universal Serial Bus, они наделали на последних весенних мультимедиа- и игровых выставках этого года много шума. Специально для поклонников компьютерных игр разработана система ACS55. Необычный, стильный дизайн (черный цвет пластика), по мнению разработчиков, должен способствовать успеху их детища на рынке развлечений. Помимо самих колонок в комплект входит программное обеспечение WaveCube.

Компания-производитель
Aiwa Co., Ltd. (www.aiwa.com)
Jazz Hipster Corporation (www.jazzspeakers.com)
Yamaha Corporation (www.yamaha.co.jp)
Altec Lansing Technologies, Inc. (www.altecmm.com)
Модель
TS-CD20
SC-C55
JS-300
J-888+3D
J-707
YST-M7 with (YST-MSW10)
YST-M20 DSP
ACS500
USB46
ACS55
Мощность (RMS), Вт
10+5+5
5+5
2x28
2x22
2x28
Subwoofer: 25 Satellite: 2x6
10W+10
Subwoofer: 40 Satellite: 2x22,5
Subwoofer: 20 Satellite: 2x6
Subwoofer: 40 Satellite: 2x12
Диапазон воспроизводимых частот, Гц
Subwoofer: 40-250 Satellite: 250-20.000
100-20.000
60-20.000
100-15.000
75-20.000
Subwoofer: 35-250 Satellite: 90-20.000
70-20.000
32-20.000
42-18.000
32-20.000
Наличие 3D Sound
-
-
Да
-
-
-
Да (Digital Surround Processing)
Да (Dolby Pro-Logic)
-
Да (Dolby Surround Sound)
Регулировки
Super T-Bass
DSL
Full Range
-
-
Active Servo Technology
Full Range
Full Range
-
Full Range
Габариты, мм
Subwoofer: 143x240x297 Satellite: 100x119x135
96x180x120
127x280x127
150x230x142
170x348x183
Subwoofer: 280x200x259 Satellite: 82x211x124
94x245x155
140x550x120
120x130x120
120x320x100
Масса, кг
Subwoofer: 3,6 Satellite: 0,56
Левая: 0,62 Правая: 0,56
н/д
н/д
н/д
Subwoofer: 5,5 Satellite: 2x0,6
Левая: 0,8 Правая: 1,0
Subwoofer: 5 Satellite: 2x3
Subwoofer: 3,5 Satellite: 2x0,7
Subwoofer: 5 Satellite: 2x1,5
Цена, долл.
120
51
105
75
125
63
85
349
159
245
н/д - нет данных

Константин Яковлев - технический директор Издательского дома "Открытые Системы". E-mail: topgun@osp.ru

Окружают? Так это же хорошо!

Термину, как, впрочем, и технологии Surround Sound (дословно - "окружающий звук"), дали путевку в жизнь специалисты из Dolby Laboratories. Впервые применил на практике этот эффект еще в 1940 г. не кто иной, как Уолт Дисней.

Однако по тем временам стоимость оборудования для реализации его проекта смутила даже американцев, и он был вплоть до середины 70-х годов похоронен. Продолжая заниматься своим фирменным блюдом - системами шумопонижения (Dolby A, B, C, HX Pro), компания не оставляла без внимания и разработку, которой в скором времени благодаря фильмам Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга было суждено завоевать весь мир. Сегодня технология Surround Sound - непременный атрибут любого шедевра Голливуда, а логотип Dolby гордо красуется в титрах фильмов.

Так что же стоит за словами Surround Sound? В основе этой технологии лежат два непременных условия: специальное расположение излучателей (громкоговорителей) и специальная обработка сигнала. Опираясь на исследования по изучению природы слуха человека, специалисты Dolby Laboratories понимали, что приходящий звуковой сигнал ассоциируется с местом, откуда он поступает. При расстановке акустических систем в зале кинотеатра учитывалась и специфика постановки кадра - герои картины, как правило, располагаются в середине и именно оттуда ведут свой диалог. Поэтому фронтальный источник располагали в центре за экраном, при этом левая и правая акустические системы обеспечивали стереозвук и все шумовые эффекты, а два задних источника за счет специальных задержек сигнала (как по времени, так и по фазе) создавали эффект присутствия для зрителя. Чтобы добиться эффекта полного окружения звуком, по обе стороны зрительного зала располагают несколько таких систем.


Советы покупателю

Итак, вы собрались купить хорошую акустическую систему (AC) для своего ПК. Современные компьютерные салоны располагают, как правило, большим ассортиментом таких изделий. Будем считать, что вы определились в цене и поняли, каким требованиям, по вашему мнению, должна отвечать будущая система.

Направляясь в магазин, возьмите с собой несколько компакт-дисков (не хотим обидеть прочих производителей, однако желательно располагать оригиналами американских студий звукозаписи, например Atlantic, Columbia или Warner Bros). Быстрая, агрессивная музыка при этом не годится. Постарайтесь найти компакт-диск со спокойной, мелодичной музыкой. На другом диске может быть классическая музыка или джаз. Хорошо также захватить с собой и игровой компакт-диск, в котором используется технология 3D-звука. Обычно на упаковке такого диска горделиво красуется соответствующий указатель и логотип.

Теперь, находясь у витрин с экспонатами, сделайте свой выбор. Поначалу он, видимо, будет определен внешним видом (дизайном) колонок. Уже неплохо! Далее следуйте простой подсказке: качественные системы не могут быть легкими.

Из технического описания на AC узнайте количество излучателей (для систем класса Hi-Fi их, как правило, три, каждый из которых отвечает за свой спектр частот).

Обратите внимание на наличие или отсутствие фазоинвертора.

Взгляните на маркировку блока питания: там указано постоянное напряжение, подводимое к колонкам. Вы не ошибетесь, если решите, что чем большее значение оно имеет (сравните с другими моделями AC), тем больше будет максимальная выходная мощность.

Не поленитесь и проверьте кабель, соединяющий левую и правую колонки между собой. Его длина будет определять возможную стереобазу звучания (расстояние между колонками напрямую зависит от расстояния слушателя до акустических систем. Обычно для ПК оно составляет 50-70 см).

Поинтересуйтесь, какая звуковая плата установлена на компьютере, к которому предполагается подключить для оценки качества звука вашу AC. Будет хорошо, если она снабжена процессором, поддерживающим волновой синтез.

Теперь можно приступать непосредственно к прослушиванию. Раньше для этого существовали специальные комнаты. Теперь, скорее всего, на помещение со звуковой изоляцией рассчитывать не придется, а посему постарайтесь полностью отвлечься от посторонних шумов и всецело переключите свой слух на восприятие музыки и эффектов. Расположитесь на одинаковом расстоянии от левой и правой колонок (1,5-2 м) и прослушайте фонограмму на малой, средней и большой громкости. Обратите особое внимание на низкочастотные звуки. В хороших акустических системах они отчетливо слышны при малых уровнях сигнала, а на большой громкости не вызывают дребезжание AC. Высокие частоты будут слышны всегда, однако при любой громкости не должно быть перенасыщения ими (это особенно заметно при свистящих и шипящих звуках исходного сигнала/фонограммы).

Далее оцените общую картину звука и ваши ощущения. Не поддавайтесь на реплики посторонних и продавцов, доверьтесь полностью собственным ощущениям. В конце концов, не у них, а у вас в доме будут стоять эти совсем не дешевые штучки. И вот только после того, как ваша грудная клетка начнет трепетать от направленного волнового фронта и сочных низов, когда вы будете слышать каждую тарелку и барабан ударной установки, когда скрипка будет звучать, как скрипка, а контрабас, как контрабас, когда звуки от пролетающих рядом снарядов и трассирующих очередей рефлекторно заставят вас сделать движения корпусом, а скрип тормозов на вираже прижмет к спинке стула, смело выкладывайте деньги, ибо выбор ваш верен.


* Три канала (левый, центральный и правый) являются фронтальными по отношению к слушателю. Центральный воспроизводит диалог, левый и правый несут стереоинформацию, а тыловой канал создает эффект объемности. К нему применим термин "канал эффектов".