Мир сканеров
Разнообразие моделей сканеров столь велико, а число их достигло такой величины, что уже вполне можно говорить о собственном мире этих устройств, образованном ими самими, людьми, которые непосредственно с ними связаны, и полем интересов, без которого ни одна ассоциация сколь-нибудь долго существовать не может.
Действительно, то, что мы обычно видим в офисах и на прилавках компьютерных салонов, лишь вершина айсберга. Если присмотреться, то оказывается, что кроме планшетных сканеров фирмы Hewlett-Packard существует продукция других фирм, иного назначения, размеров, веса, цены. На рынок выходят производители, предлагающие зачастую принципиально новые разработки.
"Круглый стол" "Продавцы и дистрибуторы сканеров", организованный фирмой Cognitive Technologies, начался без представителя фирмы Hewlett-Packard Ниф Спелман, которая досточтимое собрание покинула еще до начала встречи. Но, уйдя, она незримо осталась, поскольку подавляющее большинство офисных сканеров, которые, по прогнозу фирмы-организатора "круглого стола", будут проданы в России в 1997 г., изготовлены именно этим производителем. И конечно, это не секрет для участников встречи - уважаемых представителей фирм-продавцов и дистрибуторов сканеров: С. Мироновой (Compulink), В. Хасанова (Erimex), Е. Лившица (Kodak) А. Виданова (MAS Electronikhandels Gmbh), Д. Щербачева ("ПроСофт"), А. Немкевича (Seiko Epson), А. Романова (Yam International), В. Зубовича (Microexpress), а также для журналистов, среди которых был и ваш покорный слуга.
А есть ли мальчик?
Непростые проблемы, связанные с формированием рынка сканеров, а попросту говоря, отношение пользователей к этим устройствам и стало главной темой разговора. Пользователи вообще, как выяснилось на встрече, думают, что планшетные сканеры выпускает только фирма Hewlett-Packard и других просто не бывает.
По данным фирмы Cognitive Technologies, число сканеров в России в пересчете на 100 ПК превосходит среднемировое. Но их как будто бы у нас и нет, поскольку, как сказал первый же выступающий: "Если мы возьмем, например, таможенные документы, положения по сертификации, то не найдем там такого слова. В официальном языке слово "сканер" отсутствует!"
Но нам не привыкать к официальному отсутствию, а фактическому избытку то того, то другого. Никто из присутствующих этому факту даже не удивился, и разговор покатился дальше.
Сканеры: наука или искусство?
Парадоксальная мысль была высказана представителем фирмы Emirald.
Чтобы объясниться, он предложил автомобильную аналогию.
- Мы все ездим на автомобиле, и нас не волнует, например, каково давление масла в двигателе. Главное - чтобы красная лампочка не горела. Поэтому основная задача - рассказать, чем поможет сканер отдельному человеку или организации. И тогда потребитель будет сам выбирать, какая продукция ему нужна, по параметрам (Ага, так все-таки параметры нужны!), по цене. Он сможет оценить, что ему выгоднее: держать десять сотрудников, которые будут набирать для него текст, или взять одного, который то же самое сделает с помощью систем распознавания.
Общая ошибка такова: помещая статью о каком-либо сканере, мы тут же начинаем заочно полемизировать с производителями других моделей и говорим об их недостатках. Потом в другом журнале читатель встречает еще одну статью, где упоминается очередная модель. В результате у потребителя складывается впечатление, что сканеры все еще очень несовершенны. И это наносит нам только вред. Hаша задача - с помощью прессы разъяснить, для чего служит сканер и какие программы нужны для его использования.
А. Орлов ("Мир ПК"):
- Если подходить к этим на вид простым, а на деле чрезвычайно сложным оптико-электромеханическим устройствам с такой меркой, то, может быть, вообще стоит считать их произведениями искусства, не поддающимися познанию научными методами? Действительно, если система параметров, которыми производители обычно описывают сканер, не дает полного представления о его реальных возможностях и зачастую вводит в заблуждение, то, может быть, стоит от нее вообще отказаться и подобно некоторым автомобильным фирмам, описывающим свои изделия одним параметром - фразой типа: "Машина достаточно мощна", писать: "Сканер ручной, очень хороший"?
Аналогичное соображение высказал Валентин Зубович, представитель белорусской фирмы Мicroexpress.
Что ж, два совпадающих мнения уже можно считать выражением общественного течения мысли. Осталось только каждому случаю в жизни поставить в соответствие нужный сканер.
Страсти по классификации
Однако голос из зала двинул дискуссию в другую сторону:
- Сканеры - отнюдь не однопараметрические устройства. Взять, к примеру, сканеры за 100 тыс. долл. Они никакого отношения не имеют к рынку домашних сканеров. Очень важно прояснить качественную картину на рынке сканеров. Ведь и среди домашних есть сканеры для профессиональной работы. Одно дело, если вы делаете машинописные работы, сканируете текст, потом распознаете его, другое - если вы оформитель или делаете собственную Web-страницу. Поэтому я просил бы структурировать информацию о сканерах, объясняя, для какой ниши предназначено изделие, чем оно отличается от родственных.
И тогда отчаянную попытку создать всеобъемлющую классификацию сканеров предпринял представитель фирмы Seiko Epson А. Немкевич:
- Я буду говорить о представлении нашей фирмы о сканерах общего назначения. Я бы их разделил на три категории. Это ручные сканеры, листовые и планшетные. Немного подробнее о планшетных сканерах общего назначения (кроме этого есть планшетные сканеры для полиграфии, это совсем другой класс, об этом вам, наверное, расскажет представитель фирмы UMAX). Что касается сканеров общего назначения, то они делятся на три группы: для дома и малого офиса, для бизнеса и профессиональные.
Устройства для дома и офиса - это цветные планшетные сканеры с разрешением 300 точек на дюйм. Основными пользователями данной группы являются студенты, переводчики, работающие на дому, люди, использующие сканеры в составе домашней настольно-издательской системы или для автоматизации домашнего делопроизводства. Цена - от 200 до 400 долл.
Сканеры для бизнеса обычно используются в офисах для подготовки презентаций, цветных документов. Если я нахожусь в командировке и у меня есть фотографии, то для подготовки отчета я могу применить сканер и на выходе получить цветные документы или материалы для презентации. Эти сканеры имеют обычно разрешение 400 точек на дюйм и глубину цвета 24 или 30 разрядов. Они стандартно комплектуются дополнительным оборудованием - устройствами для автоматической подачи документов и для сканирования слайдов. Их ценовой диапазон - от 400 до 750 долл.
И наконец, цветные планшетные сканеры общего назначения повышенного качества. Их разрешения и цветопередачи может не хватать для использования в полиграфии, но они вполне пригодны для решения дизайнерских, архитекторских и конструкторских задач.
Это сканеры со стандартным разрешением 600 точек на дюйм, глубиной цвета 24, 30 и даже 36. Диапазон цен - от 800 до 1100 долл.
Но уже есть тенденции к развитию и смене стандартов. Скорее всего, через год-два сканер для дома или малого офиса будет иметь разрешение 600 точек на дюйм при глубине цвета 30 разрядов.
В то же время разрешение бизнес-сканеров поднимется до 800 точек на дюйм, а разрядность кодирования цвета - до 30. Для третьей группы сканеров стандартным станет разрешение 1200 точек на дюйм, а глубина цвета - 36 разрядов. Таков наш прогноз. Возможно, он сбудется в течение 2-2, 5 лет. Ценовой диапазон у первых двух групп не изменится, а у третьей поднимется чуть выше.
Согласитесь, что А. Немкевич (Seiko Epson) предложил довольно стройную схему "сканерной вселенной" и даже заглянул в ее будущее. Практически во всем согласен с ним представитель фирмы "ПроСофт" Дмитрий Щербачев. И все-таки его видение несколько отличается:
- Самым универсальным сканером является офисный сканер среднего класса и ценой порядка 500 долл. Это центр того, о чем мы сейчас говорим. Устройство может сканировать как документы, слайды, так и штрих-коды и отпечатки пальцев. Оно может иметь устройство автоматической подачи. В общем, в нем - все, что должен делать сканер. Этот тип как бы в центре рынка. Если нужны более дешевые изделия, то мы можем обратиться к ручным сканерам. Если мы имеем дело с полиграфией, то для нас существуют сканеры, которые хоть и не могут обрабатывать слайды, но зато имеют очень высокое разрешение. Или, скажем, барабанные сканеры колоссальной производительности и высокого разрешения. А еще существуют документные сканеры, которые работают только с черно-белым изображением. Они решают свою конкретную задачу.
Интересно, что великолепная система по считыванию отпечатков пальцев, мощный документный сканер и барабанный высокой производительности для сканирования слайдов стоят примерно одинаково - около 100 тыс. долл.
ПО? Все стандартно
Для потребителя очень важна укомплектованность сканера ПО. Как он работает с приложениями? Есть ли TWAIN-модуль? Это очень важно.
И вновь слово берет А. Немкевич (Seiko Epson):
- В этом году наша фирма выпустила новый TWAIN-драйвер, который помогает решить проблемы калибровки системы сканер-монитор-принтер. Для того чтобы откалибровать систему, необходимо сделать распечатку специального изображения на принтере, затем отсканировать его и нажать несколько клавиш. На этом процесс заканчивается.
Постигнуть многие секреты может любой, купивший сканер Epson. Достаточно посетить учебный класс фирмы, где покажут, как подключить сканер, как его откалибровать, как работать с Cuneiform, Evfrat, FineReader, и познакомят с PhotoShop и Corel PhotoPaint.
Стандартом становится сегодня и SCSI-интерфейс сканера. И все фирмы бесплатно включают в комплект соответствующие адаптеры.
Например, HP поставляет специальный адаптер, предназначенный только для сканера, Epson - универсальную плату, к которой можно подключить еще четыре других периферийных устройства. Существуют весьма небольшие различия между комплектами ПО: в один входит, например, Stylus, в другой не входит. В принципе, все стандартно.
Совсем бесплатное бывает!
А вот и вопрос практичного пользователя:
- Как быть, если уже есть сканер и установлены прилагающиеся к нему программы? При модернизации или покупке нового в комплект опять дают те же программы, что и раньше. Но зачем нужен второй комплект? Продавцы говорят, мол, извините, но вы уже за все заплатили. Надо сделать двойную цену - с программами и без.
Надо сказать, что ответ представителя Seiko Epson вызвал всеобщее оживление. Оно и понятно - он заявил:
- То ПО, о котором я уже говорил, поставляется бесплатно! Если, например, наша фирма позиционирует какой-то сканер против конкретного изделия другой фирмы, то мы никогда не пойдем на повышение стоимости. Это вопрос регулирования цен на рынке. Компании заинтересованы в поддержании их определенного уровня. Это маркетинговая политика каждой фирмы в отдельности. И совершенно никакой разницы не будет, продам ли я сканер с ПО или без него.
200 точек и не больше!
Обсуждение более "тяжелой" сканерной техники обнажило совсем другие проблемы. И речь пошла уже не о простоте подключения сканера и работы с ним конечного пользователя, а о квалификации персонала. Ведь для качественного сканирования очень важен опыт. Я даже придумал по этому поводу слово "сканерщик" по аналогии со "сварщик", а из зала уточнили: "Это отдельная профессия типа архивариуса..."
А. Романов (Yam International):
- Сканер достаточно полно можно охарактеризовать тремя параметрами: это оптическая разрешающая способность, глубина цвета и диапазон оптических плотностей.
Наша фирма поставляет сканеры, которые тоже называются планшетными, но они стоят порядка 40 тыс. долл. Это сканеры для профессиональной работы в полиграфии.
На домашних и на офисных сканерах тоже можно получать отличные результаты. И хотя они не всегда подходят для полиграфии, для большинства других применений вполне достаточны.
Результат работы на наших сканерах во многом зависит от того, насколько хорошо человек разбирается в принципах сканирования, в ПО.
Е. Лившиц (Kodak):
- Я представляю подразделение, которое занимается промышленными сканерами ротационного типа. Здесь я много слышал о разрядности, цветности и других интересных вещах, так вот у нас ничего этого нет. У нас все скучно и черно-бело. Наша аппаратура решает совсем другие задачи. Если вы спросите уважаемых представителей Epson, UMAX, каков размер файла, получаемого после сканирования на их изделиях, то мы услышим, что он доходит порой до 100 Мбайт. Наши сканеры предназначены для крупных организаций, где требуется ввод тысяч документов в день. И если их электронные образы будут занимать по 100 Мбайт, то результат для этой организации окажется плачевным. Поэтому мы сознательно не используем цвет, хотя цвет - это полезно. Информацию мы сжимаем в формате tiff, и в итоге файл имеет размер 15-20 Кбайт в зависимости от качества.
Аналогичные устройства предлагают и другие изготовители - BankTeck, которую представляет "ПроСофт", Fujitsu и др. Единственное отличие нашей продукции - высокая скорость, с которой вводятся документы. Кроме того, на наших сканерах можно обрабатывать такие документы, которые трудно обработать на офисных сканерах.
Сейчас компании - производители промышленных сканеров стали поставлять готовые решения - программное и аппаратное обеспечение, с помощью которого можно не только получить электронный образ документа, но и поставить ему в соответствие, например, запись в базе данных.
А. Романов:
- Для системных интеграторов очень важна комплектация профессиональных сканеров, есть ли у них надпечатка на обрабатываемом документе или нет. Важно, умеет ли сканер превращать изображение с полутонами в черно-белое, сохранив все нужные детали. Быстрые сканеры должны уметь это делать в своем процессоре "на лету". И хотя они имеют разрешение всего 200 точек, именно с таким разрешением лучше всего работают системы распознавания. Распространенное заблуждение - для распознавания нужно разрешение 400 точек на дюйм.
Е. Лившиц:
- Более того, в системах потокового ввода переход с 200 на 400 точек на дюйм уменьшает скорость в три раза!
Все ли стало понятно?
Ну, в основном - да. Мир сканеров есть, есть его объекты и субъекты, есть проблемы, и даже уже созрели их решения. А что же пользователь? Тот самый потребитель, за которого собственно и должны бороться производители? Он задает свои вопросы:
- О ремонте после года гарантии. У некоторых фирм стоимость ремонта после года гарантии превышает стоимость самого сканера. И компьютерным изданиям ничего не надо выдумывать - надо обзвонить фирмы и узнать стоимость ремонта во время гарантийного срока и после его окончания. Попробуйте-ка найти такую информацию в российской прессе.
Знаете, каков самый частый ответ на вопрос о стоимости послегарантийного ремонта? "Независимо от типа неисправности ремонт будет стоить больше, чем новое устройство!" У них такая ценовая политика. Поэтому важно, чтобы пользователь представлял, что его ждет в случае поломки сканера.
Ведь на самом деле есть несколько градаций гарантийного обслуживания. Есть полная гарантия, когда фирма присылает инженера, а он привозит готовый блок независимо от того, что сломалось. Это высший уровень обслуживания, но так бывает очень редко. (Шум в зале.) Далеко не все фирмы имеют здесь технические центры. Одно дело, когда фирма располагает сертифицированными специалистами здесь, и совсем другое, когда изделие надо куда-то везти, например, в другую страну. Там, на заводе, конечно, разберутся, а что вы будете два месяца делать, пока они починят?
Вяло порассуждав на тему послегарантийного обслуживания, коротко обсудив вопросы русификации, уважаемые представители фирм все-таки осторожно упомянули Hewlett-Packard, вспомнив, что она первая вышла на российский рынок, а мощная рекламная кампания решила исход дела. И что здесь уже, скорее всего, ничего не попишешь. Хотя и некие предпосылки к изменению позиций на рынке все же появились...
Вспомнили, как какой-то зарубежный журнал объявил, что сканер фирмы Musteck лучше, чем устройство фирмы Epson. При молчаливом согласии присутствующих, к которому, правда, не присоединился А. Виданов, сотрудник фирмы MAS Electronikhandels Gmbh, представляющей сканеры Musteck,
А. Немкевич (Seiko Epson) объявил это тестирование непрофессиональным. Такое же определение дружно дали и всем обзорам и тестированиям сканеров, когда-либо появлявшимся в российской компьютерной прессе.
Не забыв посетовать на низкую мотивацию потенциальных покупателей, участники разошлись.
Мы же решили, что не имеем права оставлять наших читателей без информации, и провели собственное тестирование сканеров. При этом постановили считать их устройствами принципиально познаваемыми и описываемыми расширенным (относительно обычно применяемого) рядом параметров. А нужны ли эти числа пользователям, пусть решат они сами.