Да здравствует император!
Но который из двух?

Илья Кудряшов

Компания "Интерсофт" порадовала любителей истории. Первый компакт-диск, действительно заслуживающий название исторического, погружает нас в романтическое время конца XVIII - начала XIX в.: наполеоновский период. Диск посвящен двум историческим персонажам. Один из них - человек, именем которого названа эпоха, император французов Наполеон Бонапарт, а другой - глава европейского государства, с переменным успехом воевавшего и дружившего с Наполеоном, российский император Александр Павлович.

Первый приятный сюрприз ожидает нас в самом начале. Красивая, с приятной музыкой заставка сразу вводит нас в ту героическую эпоху. Приятно также, что в отличие от многих других отечественных производителей компания "Интерсофт" с уважением отнеслась к пользователям своего продукта - однажды насладившись заставкой, нет необходимости лицезреть ее в дальнейшем, ее показ можно прервать, щелкнув в поле экрана мышью. Сразу замечу, что без звуковой платы трудно будет в полной мере оценить старания создателей диска. Звук сопровождает мультимедийные разделы, а фоновая музыка - не что иное, как увертюра П.И. Чайковского "1812 год" в исполнении Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой. Благодаря превосходной музыке воссоздается некая романтико-героическая атмосфера наполеоновской эпохи. Впрочем, если она все же надоест, то ее можно отключить. При этом необходимое звуковое сопровождение все же останется. Текст за кадром читает Василий Лановой, хорошо известный всем любителям истории, - его голос стал непременным атрибутом документальных фильмов.

Энциклопедия удачно построена, и пользоваться ею легко. После запуска программы открывается главное меню, из которого можно попасть в пять основных разделов.

Авторы не стали встраивать справочную систему в программу, да она и не нужна. Везде, где курсор принимает вид указательного пальца, достаточно щелкнуть мышью, и вы перейдете к соответствующему разделу.

Компакт-диск создан компанией "Интерсофт" в сотрудничестве с музеем-панорамой "Бородинская битва". Это наложило свой отпечаток. По большому счету трудно назвать этот продукт энциклопедией. Например, почти полностью отсутствует возможность поиска - нельзя найти по одному слову все упоминания во всех статьях, а такая функция, согласитесь, для исторического издания очень полезна. Самая сильная сторона диска не в справочном материале, да и по построению он напоминает скорее не справочник, а путеводитель по музею.

Как и должно быть в музее, можно воспользоваться услугами экскурсовода. Он на протяжении трех часов будет живописать историю взлета и падения Наполеона, которого почтительно именует просто императором, и Александра, который (видимо, для избежания путаницы) назван везде просто Александром. Можно посмотреть исчерпывающую экскурсию по всем "залам", а можно посетить каждый "зал" в отдельности.

В шести главах раздела "История в образах" содержится 88 сюжетов, собранных в хронологическом порядке.

Каждый из них посвящен определенному историческому событию, а Бородинскому сражению отведено даже три сюжета. Это и есть ваш экскурсовод - можно начать с любого места, включить "фильм" и смотреть, не прерываясь, сюжет за сюжетом. Удачно составленные коллажи служат иллюстрациями к рассказу экскурсовода. На экране появляются карты походов и сражений, фрагменты картин и гравюр, портреты полководцев и дипломатов. Если же желания следовать за экскурсоводом нет, выключите "фильм". Тогда после каждого сюжета будет предложено посмотреть биографические справки, описания сражений и политических событий и две-три картины, посвященные данной теме. Кстати, именно здесь можно найти все картины и гравюры, доступные для просмотра.

Увы, добраться до картин без "нагрузки" трудно. Придется "вызвать" нужный сюжет, затем, щелкнув мышью, бесцеремонно перебить экскурсовода (он вряд ли обидится - в этом его несомненное достоинство), и только тогда перед вами предстанет небольшая галерея. Трудно сказать, почему разработчики сделали именно так, но помню, что в Бородинской панораме тоже не пускали в залы по одному человеку, а всегда ждали, пока соберется группа, и тогда уже в сопровождении экскурсовода... Еще одно неудобство: картины, к сожалению, не снабжены (совсем не по-музейному) необходимыми подписями - кто автор и когда она написана.

В разделе "Страницы истории" можно найти сопровождающий экскурсию текст.

Здесь также есть картины и гравюры, но, увы, далеко не все из имеющихся на диске (собственно, что удивляться: в путеводителях по музею не печатаются все экспонаты). Статьи содержат гипертекстовые ссылки, благодаря которым можно перейти в раздел "Комментарии" и подробней узнать, как и когда Наполеон выиграл или проиграл какое-либо сражение, где родился шведский наследный принц Карл-Юхан Бернадотт и как звали кучера Александра. Раздел "Комментарии" состоит из трех частей: "Битвы и сражения", "Персоналии" и "Разное". В первой части, как нетрудно догадаться, описаны битвы и сражения, которые произошли в ту эпоху. Одно, правда, не понятно - как туда попали события русско-турецких войн XVIII в. (Чесма и Кагул), совершенно никакого отношения к наполеоновской эпохе не имеющие. В части, названной мудреным словом "Персоналии", находятся биографии почти 190 человек: от Александра Невского (это, должно быть, чтобы не спутали Александра Павловича с Александром Ярославичем - иначе как объяснить его присутствие?) до якобинца Эро де Сешеля, т.е. всех, кто имел пусть даже косвенное отношение к данной эпохе.

В часть "Разное" попало все неодушевленное, что не вписалось в категорию битв и сражений, - договоры, конгрессы, государства, партии и пр.

Если сухой язык "Комментариев" наскучит, отвлекитесь и перейдите из главного меню в раздел "Битвы и сражения" (не перепутайте: к сожалению, в данном программном продукте существуют в разных местах два одинаковых названия). Вам предъявят четыре крупнейшие битвы, в которых Наполеон сражался с русскими войсками, - Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Бородино и Лейпциг. Сражения представлены в виде анимационных сюжетов с разъяснением изначальной расстановки войск и хода боя. Грохочущие пушки и марширующие колонны войск непременно доставят вам удовольствие. Досадно, но здесь порой встречаются ошибки: погибший в 1809 г. маршал Ланн принимает участие в битве 1813 г. под Лейпцигом (чтобы, по-видимому, взять в плен удивленного нежданной встречей австрийского генерала Мерфельдта), а русские солдаты тысячами тонут подо льдом Меницкого и Зачацкого прудов под Аустерлицем, хотя на самом деле это были всего лишь запруды глубиной не более полуметра. Но несмотря на эти промахи, вы получите полное представление о сражении и через какие-нибудь пару минут уже сможете с видом знатока рассказывать, как шло сражение, кто атаковал, где Наполеон допустил роковую ошибку и как поступили бы вы сами.

Название диска предполагает сравнительный анализ двух исторических фигур - Александра и Наполеона. Уже во вступлении, чтобы никаких сомнений не возникало, сказано, что среди политиков конца XVIII - начала XIX в. "не было равных двум вершителям судеб человечества". Действительно, двум - не было. Это если на одной чаше Наполеон и Александр, а на другой - остальные "вершители". Однако с помощью раздела "Биохроники" можно разобраться с ними по отдельности. Здесь показаны основные политические, военные и личные события из жизни двух императоров. Отсюда можно перенестись к соответствующему сюжету из раздела "История в образах" или прочитать краткую справку в "Комментариях". События расставлены в хронологическом порядке, и можно одновременно видеть, что происходило в жизни наших героев.

Что же предстает перед нашими глазами? С одной стороны - биография деятельной натуры, активность которой, начиная с двадцати лет и вплоть до ссылки в 1815 г., не утихает. С другой - жизнеописание, имеющее редкие, почти случайные всплески, за исключением неожиданного пика в 1812 г. (оно и понятно - один наш герой вторгся в жизнь другого). Характер событий тоже весьма показателен: сражения, конституции, учреждение орденов, мирные договоры у одного персонажа и многочисленные приезды-отъезды и встречи с августейшими братьями и сестрами у другого. Как вы уже догадались, первый наш герой - это Наполеон, а второй - Александр (не путать с Невским).

Что подвигло авторов сделать нас зрителями этого неравного боя? Возможно, это комплекс национального сознания - если у них есть Наполеон, то должен же быть кто-то и у нас. Англичане придумали себе Веллингтона, немцы - Блюхера, только австрийцы вместе с империей избавились заодно и от комплексов. У нас же все непонятно - то это народный герой Кутузов, то благословенный царь Александр. Наполеон - человек действия, он сделал себя сам, он ставил перед собой цели и добивался их. Александр - прожектер, он помазанник божий (а потому непогрешим), он играет в конституцию, в либеральные реформы, не желая доводить начатое до конца. Только в 1812 г., под влиянием обстоятельств он был вынужден ненадолго изменить своим барским привычкам. Сравнивать кого-либо с Наполеоном - игра, где проигравший известен заранее, вопрос лишь в том, с каким счетом.

И все же, и все же... Благодаря этому в целом добротному компакт-диску можно многое узнать о той замечательной эпохе, окунуться в романтический и героический мир наполеоновской Европы, многое понять и многое осмыслить заново. Перед вами пронесутся образы великих мужей и их деяния, а также судьбы стран Европы в то переломное время. Все хорошо, только... Александра жаль.


Илья Юрьевич Кудряшов - игротехник. Urfin Juice Games, тел. в Москве: (095) 242-47-06; E-mail: urfinjg@msk.tsi.ru.

Коротко о продукте

Александр и Наполеон. История двух императоров
Интерактивный мультимедиа-экскурсовод по виртуальному музею наполеоновской эпохи.
Минимальные системные требования: 486DX2-66; 8-Мбайт ОЗУ; видеосистема, поддерживающая разрешение 6405480 точек при отображении 256 цветов; 2Х-дисковод CD-ROM; 16-разрядная звуковая плата; мышь. Программа работает в среде Windows 3.x, Windows 95, Windows NT.
Цена: 25 долл.
"Интерсофт",
тел. в Москве: (095) 361-98-16,
e-mail: intrsft@glasnet.ru