НОВЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СБОРКИ ПАНОРАМЫ ОБЛЕГЧАЮТ СОЗДАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ МИРОВ.

Джим Хейд

Фотографирование "по циркулю"
Импортирование и редактирование
Сборка панорамы QuickTime
Сохранение и сжатие
Производительность и память
Совет Macworld: что покупать?

Панорама VR: четыре новых средства разработки


Tехнология QuickTime VR (Virtual Reality - виртуальная реальность) компании Apple - прекрасное средство создания интерактивных панорамных изображений, которые вызывают у зрителей истинный восторг и побуждают всесторонне исследовать любые сцены: от природных пейзажей до домашних интерьеров. Однако до настоящего времени конструирование подобных панорам было довольно мучительным процессом. И если не брать в расчет бесплатно распространяемые программы, не позволяющие, кстати, получать приемлемые по качеству результаты, единственным достойным внимания инструментом был пакет QuickTime VR Authoring Tools Suite компании Apple.

Теперь появились три новые программы, которые делают процесс создания фильмов QuickTime VR действительно безболезненным: Spin Panorama компании Picture Works, Nodester компании Panimation и PhotoVista компании Live Picture. Если программы Spin и Nodester написаны специально для работы с QuickTime VR, то пакет PhotoVista моделирует ролики с помощью технологии RealSpace (компании Live Picture), конкурирующей с QuickTime VR, но все же позволяет сохранять фильмы в формате QuickTime VR. Компания Apple также усовершенствовала свой пакет QuickTime VR Authoring Tools Suite. Как и предшественница, версия 2.0 этой программы не может похвастаться удобством использования, зато обладает некоторыми важными функциями, отсутствующими в других программах.

Фотографирование "по циркулю"

Первый шаг в формировании панорамы QuickTime VR - создание серии фотографий. После каждого снимка вы поворачиваете камеру, причем получаемые фотографии должны слегка перекрывать друг друга, чтобы программы могли смонтировать их в единое целое.

Из протестированных автором инструментальных пакетов управлять камерой в процессе фотографирования может только пакет Nodester. В его состав входят дополнительные модули для аппаратов QuickTake 100 и 150 (но не для модели 200) компании Apple, PDC-2000 компании Polaroid, а также для совместимой с QuickTime платы захвата видеоизображений. С помощью этих дополнительных модулей получить снимок можно щелчком мыши - это очень удобно, если к камере подключен портативный PowerBook. Компания Panimation планирует разработать и разместить на своем Web-узле дополнительные модули для других фотокамер.

Импортирование и редактирование

Завершив съемку серии изображений, следует импортировать их в пакет создания панорамы QuickTime VR. Для программы Nodester и пакета компании Apple необходимы исходные изображения в формате PICT; программы PhotoVista и Spin могут оперировать и дополнительными форматами, например JPEG.

Программы Nodester, Spin и PhotoVista предлагают рабочую среду, в которой вы задаете исходные изображения, соединяете их и сохраняете в виде законченных панорам. Для работы пакетов PhotoVista, Nodester и набора средств компании Apple необходимо указать фокусное расстояние объектива. По числу предусмотренных установок (десятки цифровых фотокамер и типов объективов) пакет PhotoVista превосходит Nodester - достаточно лишь указать вашу камеру, а все тонкие технические детали PhotoVista настроит за вас сама. Программе Spin не нужны данные об объективе: достаточно указать папку, в которой содержатся исходные изображения. К сожалению, за такую простоту придется расплачиваться на другом этапе технологического процесса.

В зависимости от того, как камера была ориентирована во время фотографирования, может оказаться, что исходные изображения надо повернуть на 90?. Если программы PhotoVista, Nodester и набор инструментов компании Apple позволяют поворачивать все изображения автоматически, то в пакете Spin вам придется вращать каждое изображение отдельно.

Пакет Nodester отличается от других программ тем, что в его составе есть встроенный редактор изображений, который можно использовать для ретуширования импортированных фотографий. В редакторе немного инструментов - аэрограф, различные кисти и резиновый штамп, но их вполне достаточно для простого редактирования, например удаления телеграфных столбов и других нежелательных объектов.

Сборка панорамы QuickTime

На этапе сборки программные пакеты QuickTime VR соединяют исходные изображения в бесшовную панораму. Все пакеты, за исключением Spin, выполняют эту операцию автоматически: вначале определяются области перекрытия, а затем изображения соединяются в этих точках.

Можно выполнить процесс корреляции вручную. Лучшими возможностями по ручной сборке обладает пакет PhotoVista - перетаскивайте одно изображение мышью до тех пор, пока не добьетесь его точного совпадения с соседним, или передвигайте картинку по одному пикселу с помощью клавиш управления курсором. Пакет Nodester не позволяет перетаскивать изображения: вам придется нажимать клавиши управления курсором или щелкать по кнопкам со стрелками в окне программы, зато в Nodester можно отменить выполненное действие. А вот в программе PhotoVista команды "Отменить" (Undo) нет, правда, это единственный пакет, предлагающий удобный режим предварительного просмотра результатов сборки: выполнив быстрое соединение изображений с низким разрешением, вы можете проверить настройки объектива и расхождения.

В пакете Spin возможна только ручная сборка. Вы сообщаете программе, в каких областях изображения перекрываются, задав по четыре набора контрольных точек для каждого, - признаемся, это довольно утомительный и длительный процесс. Лишь один этот недостаток уже делает пакет Spin непригодным для производства продукции QuickTime VR.

Сохранение и сжатие

В результате сборки появляется файл с изображением панорамы. Все протестированные программы позволяют сохранять этот файл для печати или последующего ретуширования в растровом редакторе.

Встроенный в пакет Nodester графический редактор довольно удобен для работы с готовыми панорамами; кроме основных операций редактирования, вы можете изменять размеры панорамы (это удобно, если вы хотите создать небольшие VR-ролики для быстрой загрузки через Web) и настраивать ее резкость. Функции тонкой настройки Nodester достаточно легки в использовании: просто перейдите в ту часть панорамы, которая должна быть видима, и щелкните по кнопке "Настройка" (Set). От комфорта придется отказаться, работая с инструментами набора компании Apple: они настолько "сырые", что вам предстоит вручную вычислять и вводить эти настройки.

После соединения изображений панорама сохраняется как фильм VR. Максимальный контроль над законченным роликом предусмотрен в пакетах Nodester и Authoring Tools Suite; например, вы можете указать ту область панорамы, которая должна отображаться при открытии фильма, а также начальный масштаб его отображения. В пакетах PhotoVista и Spin такие настройки отсутствуют.

В свою очередь, набор инструментов Apple и пакет Nodester - единственные программы, позволяющие выбрать схему сжатия законченного фильма. Для продуктов QuickTime VR популярным форматом является Cinepak, хотя новейшие дополнительные модули QuickTime VR компании Apple для браузеров поддерживают также и JPEG, использование которого обеспечивает получение файлов фильмов меньших размеров (а следовательно, быстрее загружаемых через Web). Размер VR-фильма, сжатого по алгоритму Cinepak, может варьировать от 180 Кбайт до 1 Мбайт, в то время как фильм, сжатый в формате JPEG, может занимать всего около 50 Кбайт.

Пакет PhotoVista разрабатывался для создания фильмов в формате RealSpace компании Live Picture. В этом формате для сжатия применяется алгоритм JPEG, а готовые панорамы исключительно компактны. Однако, когда вы сохраняете панораму PhotoVista в формате QuickTime VR, для ее сжатия используется алгоритм Cinepak - в результате этого получаются файлы значительно большего размера. Преимущества формата RealSpace над QuickTime VR заключаются в том, что посетители Web-узла могут начать перемещаться по панораме почти сразу же после начала ее загрузки, кроме того, этот формат поддерживает сферические панорамы (дающие возможность пользователям смотреть вверх и вниз). Но есть и недостаток: чтобы просмотреть фильмы RealSpace, посетители вашего узла должны загрузить и установить дополнительный модуль RealSpace для браузера. Для сравнения: дополнительный модуль QuickTime входит в состав Netscape Navigator 3.0, запланировано также включение в состав операционной системы QuickTime for Windows, что делает этот формат почти повсеместным.

Пакет Nodester и инструментальный набор компании Apple позволяют создавать "горячие" области, из которых пользователи по щелчку мыши смогут переходить к другим страницам Web или фильмам VR. (Ни PhotoVista, ни Spin не поддерживают "горячие" области.) Особенно легок в использовании редактор "горячих" областей пакета Nodester: достаточно нарисовать "горячую" область и ввести адрес URL. Зато набор инструментов компании Apple является единственным средством, позволяющим создавать комбинированный (multiple-node) фильм VR. В этом случае один файл фильма содержит несколько панорам, связанных через "горячие" области. (Комбинированные фильмы слишком велики для размещения в Web и обычно распространяются на дисках CD-ROM.)

Производительность и память

Подгонка и соединение десятка или более изображений в панораму, которую можно просматривать, - это сложная задача, требующая значительного объема памяти и вычислительной мощности. Среди протестированных программ минимальные требования к ресурсам выдвигает PhotoVista - для работы ей нужно всего 1,8 Мбайт. Рекомендуемый объем выделенной памяти для пакета Spin - 12 Мбайт, Nodester требует около 16 Мбайт, а инструментальный набор компании Apple, не стесняясь, запрашивает целых 40 Мбайт.

Среди пакетов, выполняющих автоматическую сборку панорамы, быстрее всех работает PhotoVista, но от него не отстает и Nodester - на компьютере с 200-МГц процессором 603e пакет демонстрирует вполне удовлетворительную производительность. Что же касается инструментального набора компании Apple, то для него вопрос производительности не так важен, поскольку пакет не обладает мощным пользовательским интерфейсом для интерактивной работы, характерным для трех других пакетов: вы создаете сценарий и запускаете его, а затем, пока программа монтирует фильм, работаете с другими задачами.

Совет Macworld: что покупать?

В создании стандартных фильмов QuickTime VR нет равных пакету Nodester компании Panimation. Хотя в комплект пакета не входит печатное руководство и во время работы больше придется полагаться на экранные справки или другие источники информации, удобный и эффективный пользовательский интерфейс программы будет вашим верным помощником. Кроме того, Nodester позволяет лучше, чем Spin или PhotoVista, контролировать процесс создания фильмов VR. Пакет Spin компании PictureWorks подойдет для тех, кому приходится заниматься созданием продуктов VR от случая к случаю и на маломощных системах. Эта программа не обладает возможностями автоматической сборки панорамы, а также имеет ограниченные возможности по выводу, что в целом делает ее непригодной для серьезной работы. Набор QuickTime VR Authoring Tools Suite остается пока единственным инструментом для разработки комбинированных фильмов, используя преимущества улучшенных возможностей QuickTime VR 2.0. Однако пользоваться этим пакетом по-прежнему нелегко, и следует заранее быть готовым, что придется потратить довольно значительное время на его освоение. Если вы хотите создавать панорамы с помощью технологии RealSpace, отличным выбором будет программа PhotoVista, хотя преимущества RealSpace тускнеют, когда для просмотра панорам приходится загружать дополнительный модуль. В конце концов, чего стоят быстро загружаемые VR-файлы меньших, чем в формате QuickTime VR, размеров, если посетители вашего узла не смогут насладиться их содержимым без дополнительного модуля?

Хотя пакеты PhotoVista, Nodester и Spin облегчают создание фильмов VR, эти программы все же нуждаются в улучшении. Недостает, например, возможности настройки гаммы, позволяющей делать панораму более светлой для лучшего отображения на системах с Windows. При создании фильмов для Web совсем не помешает опция задания размера итогового файла - тогда программа сможет автоматически настроить параметры сжатия и масштабирования для подгонки под выбранный размер.

В конечном итоге новое поколение средств разработки - это осуществленная мечта для тех, кто давно хотел создавать фильмы QuickTime VR, но был напуган сложностью инструментальных средств компании Apple, ориентированных на маститых профессионалов. Удобная разработка продуктов QuickTime VR за приемлемую цену наконец-то стала реальностью.


Панорама VR: четыре новых средства разработки


Nodester PhotoVista QuickTime VR Authoring Tools Suite 2.0 Spin Panorama
Компания Panimation Live Picture Apple Computer PictureWorks
Рейтинг ****/8,0 ****/7,8 ****/7,8 ***/6,9
Цена (долл.) 169 129 395 99,95
Адрес Web www.panimation.com www.livepicture.com www.apple.com www.pictureworks.com
Достоинства Отличное управление выводом фильма; встроенный редактор изображений; широкий набор возможностей. Недорогой; быстрый; невысокие требования к памяти; панорамы в формате RealSpace довольно компактны. Лучший набор функций; поддержка комбинированных фильмов; полная поддержка QuickTime VR 2.0. Недорогой; легкий в использовании.
Недостатки Ограниченная поддержка камер и объективов; нет печатного руководства. Слабая поддержка экспорта в формат QuickTime VR; нет команды отмены. Исключительно сложен в изучении и применении; дорогой. Нет автоматической сборки; крайне ограничен контроль над готовым фильмом.