Массовый потребитель предпочтет компьютеру телевизор
Internet-приставки: достоинства и недостатки
Все - от Microsoft до фирм, выпускающих кабели, - уверены, что вы ждете не дождетесь Web в телевизоре. Если сейчас вы считаете, что по телевизору ничего интересного не показывают, ваше мнение, возможно, изменится, когда туда придет Internet.
Триста миллионов. Нет, это не сумма на мелкие расходы в тумбочке у Билла Гейтса, а приблизительное число телевизоров в американских домах. И если Microsoft выполнит свой план, эти телевизоры (наряду с телефонами, проигрывателями и другими бытовыми устройствами) - окажутся объединены в глобальную сеть с некой будущей версией Windows в качестве операционной системы.
Вы говорите, это дело далекого будущего? В действительности не такого уж далекого. В прошлом году Microsoft израсходовала 2,4 млрд. долл. на то, чтобы покорить американские гостиные так же, как в свое время завоевала персональные компьютеры. Поясним, на что были потрачены деньги: недавно Microsoft за 425 млн. долл. приобрела фирму WebTV Networks, которая создала технологию, позволяющую перемещаться по Internet, используя бытовой телевизор. Примерно 1 млрд. долл. она вложила в компанию кабельного телевидения Comcast, рассчитывая, и совершенно справедливо, на то, что у кабельного телевидения больше шансов обеспечить новые цифровые программы, чем у Internet-вещания. Кроме того, Microsoft поглотила компанию VXtreme и приобрела долю в компаниях VDOnet и Progressive Networks, специализирующихся в области передачи аудио- и видеоинформации по Internet. (Когда готовился этот материал, Департамент юстиции США исследовал три названных события с точки зрения возможного нарушения антимонопольного законодательства.) Прошел даже слух о том, что корпорация собирается полностью или частично использовать свои целевые 9 млрд. долл. на приобретение широковещательной сети.
"Золотая лихорадка" в сфере аппаратного обеспечения
Редмондский монстр программного обеспечения далеко не одинок. И Sun Microsystems, и Oracle, и ряд гигантов бытовой электроники жаждут сделаться законодателями стандартов для Internet-устройств. Так что в ближайшие месяцы мы станем свидетелями первых изменений в наших компьютерах, телевизорах, а главное, в том, что показывают те и другие.
Корпорация Microsoft, ее союзники и ее соперники добиваются одного и того же: чтобы миллионы потребителей, которые, возможно, никогда не купят компьютер, пользовались "умными" бытовыми устройствами, обеспечивающими взаимодействие с новыми формами электронных развлечений, а также образовательными и коммерческими программами. Первые устройства этого рода - так называемые Internet-приставки (Internet set-top boxes), обеспечивающие доступ в Internet через телевизор и модем, подключенный к телефонной линии, уже появились, многие другие готовятся к выпуску (см. "Репортаж из гостиной" Гарри Маккрэкена на с. 96).
Однако Internet-приставки - это, как говорится, лишь надводная часть айсберга. "Верхушка уже показалась, а в этом и в следующем году она всплывет еще намного выше", - считает Дэвид Спенхофф, директор по маркетингу продуктов отдела JavaSoft компании Sun Microsystems (Пало-Альто, шт. Калифорния). Так что мы получим новые возможности доступа к Internet, новые программы и, разумеется, новые способы что-то продать.
Скоро на экранах мониторов
Большинство аналитиков предсказывают, что через какой-нибудь десяток лет практически все бытовые электронные устройства станут полноправными членами цифрового сетевого сообщества.
"Точно так же, как электричество изменило нашу жизнь, превратив граммофоны в стереофонические проигрыватели, ледники в холодильники, а свечи в лампочки, Internet революционизирует все устройства, которыми мы пользуемся, - от компьютеров до телевизоров, телефонов и автомобилей", - утверждает Вэй Йен, президент NCI (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния), филиала Oracle, недавно объединенного с компанией Navio Communications. NCI - одна из компаний, занимающихся созданием стандартов программного обеспечения для бытовой техники будущего.
Разумеется, Microsoft настаивает на том, что лучшей начинкой для электронных мозгов этих устройств будет вариант Windows CE - облегченной версии главной ОС корпорации. Фактически операционная система новых приставок WebTV содержит на нижнем уровне фрагмент Windows CE. Таким способом Microsoft поощряет разработчиков писать программы для ее приставок, используя уже знакомые им инструментальные средства для Windows CE. Ожидается, что уже в 1997 г. для WebTV появятся небольшие прикладные программы, игры и другое "домашнее" ПО.
Конечно, немалое расстояние отделяет нынешние WebTV от ОС для холодильников Icebox OS 4.0, которую когда-нибудь разработает корпорация Microsoft. Но в ожидании роста рынка Internet-устройств она вместе с другими компаниями постепенно превращает домашний компьютер в нечто, более напоминающее телевизор.
Согласно спецификациям, предложенным ранее в этом году компаниями Intel, Microsoft и Compaq (а все они весьма влиятельны в подобных вопросах), к осени будущего года большинство новых ПК будут снабжаться платой тюнера, позволяющей принимать цифровые телепередачи. Утверждается, что это удорожит компьютер менее чем на 50 долл., - сумму, которая полностью растворится в нормальных колебаниях цен на ПК.
Возможности работы с телевидением добавляются в систему Windows 98, выпуск которой запланирован на второй квартал 1998 г. Она будет иметь несколько новых функций, связанных с поддержкой "компьютера-приемника" (broadcast PC), в частности, обеспечит прием видео-, аудио- и двоичной информации.
По сообщению Пьера Деврие, менеджера Microsoft по перспективным телевизионным проектам, в Windows 98 предполагается встроить механизм под названием Television Explorer - аналог Internet Explorer, но предназначенный не для WWW, а для телевидения. Операционная система сможет собирать информацию из различных телепрограмм, доступных в электронной форме, включая обычное, кабельное и спутниковое телевидение, и выводить на экран единую сетку для них. Такая сетка позволит делать многие вещи, которых не умеют наши верные "бумажные" телепрограммы, - например, найти фильм по жанру или по имени актера и даже помочь запрограммировать видеомагнитофон для записи нужной передачи.
Эти новые продукты подготовят ваш ПК для грядущих изменений в том, что показывают по телевизору, и в том, что размещают в Web. Два типа информации вторгаются на территорию друг друга.
Это контент, тупица!
Сейчас те из нас, у кого в компьютере есть плата телевизионного тюнера, находят ей лишь очень ограниченное применение. Но вскоре все может перемениться. Фирмы Intel, Microsoft, Compaq и Lucent Technologies давят на телевизионные компании, уговаривая их начать разработку нового типа развлекательных и образовательных программ, - в терминологии Кремниевой Долины "контента" (content), т. е. объединения видео с интерактивными Web-страницами и электронной торговлей. Возможно, вы слышали стандартный пример: в одном окне показывается футбольный матч, а в другом в это время можно просматривать информацию об игроках, имеющуюся на Web-узле или обмениваться мнениями с другими болельщиками.
Но главное - это, конечно, торговля. Самый одиозный пример - всплывающий текст типа: "Вам нравится рубашка Джерри? Закажите такую прямо сейчас всего за 39 долларов 95 центов". А для истинных мазохистов уже разработаны новые технологии передачи потокового видео, позволяющие созерцать 30-минутные рекламные фильмы, встроенные в Web-страницы, и даже перематывать их, чтобы просмотреть еще раз.
Цифровой контент можно будет смотреть и по телевизору, и на экране компьютера. Однако это не означает, что Web-узлы начнут походить на популярные телепередачи, - скорее в телепередачи добавятся элементы Internet.
К примеру, компания WebTV работает с продюсерами самых популярных телевизионных шоу над созданием контента для владельцев новой приставки WebTV. Подписчик WebTV при просмотре соответствующей передачи сможет воспользоваться новой возможностью "картинка в картинке" и одновременно с шоу видеть на экране информацию из Web - страницу, посвященную этому шоу, адреса электронной почты звезд, разные интересные подробности и расписание бесед в реальном времени. Кое-что из такого рода контента должно быть готово к октябрю, когда выйдут новые WebTV, еще больше будет развернуто в течение 1998 г. Уже в этом году многие телепередачи обзаведутся Web-контентом, а Web-узлы - телевизионным контентом, но слияния их в обозримом будущем не произойдет.
Почему? По мнению Марка Р. Андерсона, президента аналитической компании Technology Alliance Partners (Фрайди-Харбор, шт. Вашингтон), публикующей бюллетень Strategic News Service, в первую очередь потому, что в очень многих домах компьютер и телевизор стоят в разных комнатах. Лучшие программные продукты для цифрового телевидения будут использовать его сильные стороны - например, усиливать интерактивный элемент в передачах, которые уже сейчас поддерживают прямую связь со зрителями. Официальная точка зрения Microsoft примерно такая же. Для мелкой работы, когда ваш нос должен находиться в полуметре от экрана, удобнее компьютер, а смотреть передачу семьей или компанией с расстояния метра в три лучше по телевизору.
Новые скорости
Остался один камень преткновения, и это, конечно же, пропускная способность каналов. Естественно, передавать дополнительно с основной информацией небольшие элементы Internet по широкополосным кабелям и спутниковым каналам намного проще, чем громадные объемы видеоданных по тоненьким линиям, которыми обычно подключаются к Internet персональные компьютеры. Но и здесь грядут большие перемены.
Компании, ведущие вещание, недавно получили в свое распоряжение широкий диапазон общедоступных каналов для передачи телевизионных сигналов высокого разрешения. Пока еще не вполне ясно, как именно будет использоваться этот диапазон, но компьютерные фирмы пропагандируют идею принятия такой стратегии, которая уже к началу 1998 г. обеспечила бы передачу видеоинформации и компьютерных данных на ПК. Это будет намного раньше, чем появятся телевизоры с высокой четкостью (High Definition Television sets), для которых предназначался новый диапазон, - их придется ждать еще не один год.
Основная дилемма, перед которой стоят вещательные компании, заключается в выборе системы развертки: принять ли последовательную развертку, которая используется во всех мониторах для вывода изображений на экран, или чересстрочную, принятую в телевизорах? Если вещание не будет обеспечивать последовательную развертку, радужные планы компьютерных компаний пойдут прахом - разве что удастся убедить кабельное и спутниковое телевидение найти обходной путь.
Миллиард, который Microsoft поставила на Comcast и за которым, возможно, последуют вложения в другие компании кабельного и спутникового телевидения, - это один из способов повлиять на лагерь "кабельщиков". Теперь, когда кабельные компании несколько оправились после предпринятых в начале 90-х годов безуспешных попыток организовать "интерактивное телевидение", большинство из них вновь заинтересовались пользователями домашних компьютеров. Они будут состязаться за право принести в дома скоростные службы с поддержкой видео, звука и компьютерных данных по оптоволоконным и коаксиальным кабелям, спутниковым каналам и цифровым телефонным линиям.
Отношения между Microsoft и вещательными компаниями некоторое время будут пребывать в постоянном движении. Если Microsoft станет поставлять контент для цифрового вещания, то приобретет гигантский новый источник доходов, и, похоже, она планирует это сделать. Корпорация уже потратила сотни миллионов долларов на расширение своей сети Microsoft Network и телевизионного канала MSNBC, а также на создание электронных потребительских служб, таких как Car Point (продажа автомобилей) и Expedia (путешествия). Параллельно она работает с вещательными компаниями над дополнительным контентом для существующих телепрограмм, считая своей задачей придание контенту, а также аппаратному и программному обеспечению формы, соответствующей этому новому полю деятельности.
"Они просто крутят рулетку и ставят на все номера подряд, - говорит Адам Шенфельд, аналитик из нью-йоркской исследовательской фирмы Jupiter Communications. - Так они гарантируют, что останутся в игре, куда бы ни повернул рынок".
В состязание вступают Sun и Oracle
Кто сможет состязаться с Microsoft? У Sun и Oracle определенно хватит сил на то, чтобы попытаться. Компания Sun недавно заключила сделку (ее стоимость Jupiter Communications оценивает приблизительно в 60 млн. долл.), приобретя компанию Diba (Менло-Парк, шт. Калифорния). Эта компания разрабатывает программное обеспечение и технологии, продавая лицензии на них производителям бытовой электроники для новых программируемых устройств - от телефонов до телевизионных приставок.
Фарид Дибачи, генеральный менеджер по бытовой технике фирмы Sun Microelectronics, оптимистично оценивает шансы Sun на успех. "Microsoft стремится владеть всем от "а" до "я", да еще и контентом впридачу, - сказал он. - Главное наше отличие от них в том, что мы поставляем техническое обеспечение для других. Придет время, и марка Microsoft столкнется на рынке с марками крупных компаний, производящих бытовую электронику".
Со своей стороны, Sun продвигает в качестве средства создания "начинки" для управления бытовыми устройствами свой язык Java, позволяющий, "раз написав, запускать где угодно". Представители Sun утверждают, что Java лучше, чем Windows CE, сможет обеспечить управление новым поколением дешевых и потребляющих мало энергии интеллектуальных устройств. По их мнению, если потребители вынуждены обращаться к Сети с помощью мощного ПК с процессором Pentium и операционной системой Windows, это означает провал сетевой технологии.
Компания Oracle в августе приобрела компанию Navio Communications (до этого ею владела Netscape), создающую браузеры для телеприставок и других бытовых устройств. В результате сделки, также оцениваемой аналитиками примерно в 60 млн. долл., Navio была включена в группу Oracle по сетевым компьютерам (Network Computer group). Когда готовился этот материал, несколько фирм, выпускающих бытовую электронику, включая RCA и Zenith, работали над устройствами с применением технологии Oracle.
Что в итоге?
Еще не время сравнивать планы трех компаний и решать, чьи выглядят наиболее многообещающими. Но совершенно ясно, что через год у многих появятся ПК с более широкими телевизионными возможностями, а многие другие будут путешествовать по Web, пользуясь не компьютером, а иным устройством. Новое устройство WebTV - видимо, наиболее совершенная из современных приставок - это в лучшем случае пробный вариант, и Microsoft планирует выпустить улучшенную версию службы WebTV в течение 1998 г.
Эти изменения наверняка скажутся на контенте, но как? Приведут ли они к появлению более интеллектуального телевидения или лишь будут способствовать оглуплению Internet? В нарождающейся области электроники нас ожидают и потенциальные выгоды, и опасности.
"Телевидение на настоящий момент просто глупое, - говорит Марк Андерсон (Strategic News Service). - Оно одностороннее, построено по принципу вещания: молчите, слушайте и смотрите, а я буду показывать. Все это скоро переменится. Власть перейдет от вещателя к клиенту. Будет больше сетей и больше типов доступной информации, поскольку у людей появится выбор".
Гэри Чепмен, возглавляющий проект 21st Century в университете штата Техас в Остине, смотрит на вещи менее оптимистично. "Новая индустрия электронной информации быстро превращается в оцифрованную версию старых информационных средств под властью тех же гигантских корпораций, снабжающую тот же массовый рынок той же безвкусной стряпней", - говорит он.
Так и продолжается технологическая мыльная опера. Начнут ли компьютеры определять будущее вещания? Смогут ли Sun и Oracle помешать планам Microsoft о полном господстве? Услышим ли мы вскоре: "Милый, ответь, пожалуйста, телевизору - я телефон смотрю"?
Чтобы получить ответы на все эти вопросы, запаситесь терпением до будущего года. Выбор между ПК и телевизором зависит от вас.
Питер Льюис - независимый журналист, живет в доме с тремя телевизорами в Остине (шт. Техас).
Борьба за контроль
"Большая тройка" тратит большие деньги на то, чтобы привести Сеть в бытовой телевизор.
Sun
Около 60 млн. долл.
Microsoft
Более 2,4 млрд. долл.
Oracle
Около 60 млн. долл.
Массовый потребитель предпочтет компьютеру телевизор
Электронные магазины наверняка станут бытовым явлением, причем основным инструментом "хождения" туда будут, вероятно, не персональные компьютеры, а телевизоры с расширенным набором возможностей. К такому выводу пришла, как сообщило агентство Рейтер, британская исследовательская группа Ovum. Согласно ее данным, потребители более склоняются к заказу продуктов и подарков "по телевизору", а не "по компьютеру". Число телевизоров, обеспечивающих доступ к Internet, по оценке Ovum составит к 2005 г. пятьдесят миллионов.
Internet-приставки: достоинства и недостатки
Все современные приставки предоставляют основные функции, необходимые для работы с Web и электронной почтой, но ни одна из них не поддерживает в полном объеме мультимедийные технологии Web. Наиболее многообещающими выглядят опытные образцы WebTV Plus, но если вы не согласны на компромисс, лучше купить недорогой ПК. Сравнительные характеристики четырех приставок следующие.
Продукт |
Фирма |
Розничная цена |
Плата за услуги Internet |
Достоинства |
Недостатки |
uniView 210 | Curtis Mathes, 800/864-8439, http://www.curtismathes.com | 399 долл. | 20 долл. в месяц, 15 долл. в год за подписку на телепрограмму | Служба телепрограмм - истинная радость видеоманов | Нечеткое изображение; с приставкой трудно работать; весьма аскетический браузер; отсутствует функция печати; клавиатура не соответствует стандарту |
ViaTV Model VC115 | 8x8, 888/843-9898, http://www.viatv.com | 599 долл. | Провайдер выбирается пользователем | Только приставка со встроенной поддержкой видеоконференций; работает с любым провайдером | Нечеткое изображение; лишь основные функции браузера; для перемещения и ввода информации служит телефонный пульт; отсутствует функция печати |
WebTV | Sony, 800/772-7669, www.sel.sony.com/sel/webtv;
Philips Magnavox, 888/813-7069, http://www.magnavox.com/ hottechnology/webtv/webtv.html |
200 долл. | 20 долл. в месяц либо 10 долл. в месяц за услуги WebTV, если вы находите собственного провайдера | Недорогая, проще в установке и использовании по сравнению с изделиями Curtis Mathes и 8x8, поддерживает больше типов информации, позволяет печатать, обеспечивает шифрование SSL для покупок в сетевых магазинах | Ежемесячная плата, даже если вы находите собственного провайдера; клавиатура не соответствует стандартной; для некоторых телевизоров дополнительно нужен адаптер стоимостью 40 долл.; пользоваться приставкой все же сложнее, чем видеомагнитофоном или микроволновой печью |
WebTV Plus | Sony; Philips Magnavox; Mitsubishi, 800/332-2119, http://www.mitsubishi.com | 299-379 долл. | Как для WebTV | Дополнительно: телепрограммы, ссылочная связь между телевидением и Web и многое другое | Ряд возможностей еще не будет доступен к тому времени, как приставка поступит в магазины; некоторые из них зависят от служб вещания |
Типичный ПК за 999 долл. | Выпускается AST, Compaq, Monorail и другими | 999 долл. | Провайдер или электронная служба выбирается пользователем | Работает с любыми браузерами; поддерживает все возможности Web и способен выполнять тысячи других программ | Подвержен программным и аппаратным сбоям и другим компьютерным напастям; на 400-800 долл. дороже приставки |