Обзор современных акустических систем


Altec Lansing
Yamaha
Philips
Sony
Jazz Hipster
Несколько полезных советов

Как добиться хорошего звука


В последнее время компьютеры стали агрессивно вторгаться в те области нашего быта, которые раньше "принадлежали" совсем другому электронному оборудованию. Можно предположить, что рано или поздно они вытеснят из обихода телевизоры, видеомагнитофоны, телефоны, автоответчики, факсы и музыкальные комплексы, объединив в себе все присущие им функции. Ведь современные звуковые платы обеспечивают качество звука на уровне хороших Hi-Fi систем, новейшие графические акселераторы и компьютерные ТВ-тюнеры позволяют просматривать телевизионные передачи или полнометражные фильмы, цифровые мониторы имеют значительно более высокое качество изображения, чем бытовые телевизоры.

Пройдет еще год-два, и благодаря внедрению технологии DVD любой пользователь сможет превратить свой компьютер в настоящий домашний театр с впечатляющим цифровым видео и объемным звуком Dolby Surround. В преддверии этого мне хотелось бы поговорить о компьютерных акустических системах.

Еще сравнительно недавно компьютер был практически нем. Встроенный динамик, присутствующий в любой стандартной конфигурации, способен качественно воспроизводить разве что звуки типа "бип", генерируемые системой, однако большего для работы с текстовыми процессорами или электронными таблицами от него и не требовалось. Но вот появились звуковые платы, а чуть позже и первые накопители CD-ROM. Не заставили себя ждать и новые игры, один из наиболее известных хитов - мистическая игра The 7th Guest компании Trilobyte - коренным образом изменила представление людей о том, что может компьютер. В ней, кроме эффектной трехмерной графики, впервые была использована хорошая музыка, рассчитанная на волновой синтез в формате General MIDI.

Для многих представителей индустрии успех этой игры стал сигналом того, что начинается мультимедийный бум. И вскоре слабый ручеек мультимедийного ПО превратился в бурный поток. Правда, для нормальной работы новых программ требовались все более и более серьезные системные ресурсы: быстрый процессор, хороший графический акселератор, качественная звуковая плата, что послужило в итоге для большинства пользователей мощным стимулом к модернизации своих компьютеров.

С тех пор мы оказались втянутыми в непрерывную "гонку вооружений". Каждый год приносит с собой новые технологии и новые "минимальные требования" к конфигурации компьютера, необходимые для того, чтобы запустить долгожданную игру или программу. Подобная ситуация, с одной стороны, стимулирует развитие компьютерной индустрии и способствует прогрессу технологий, с другой - заставляет каждого из нас тратить немало денег на "поддержку" своего компьютера. Хорошо это или плохо? Трудно сказать, но одно ясно: за качество всегда приходится платить. Однако вернемся к нашей теме. Вначале несколько слов о том, как можно обустроить рабочее место, чтобы наилучшим образом "услышать" собственный компьютер.

Очевидно, что речь пойдет прежде всего о вашей звуковой плате. Она обеспечивает либо цифровой звук (записанные аудиофрагменты, а в играх - речь и спецэффекты), либо музыку в MIDI-формате. Их качество зависит от параметров самой платы, и, к сожалению, волшебные слова "16-бит" и "волновой синтез" не всегда гарантируют чистое звучание и реалистичную музыку (подробнее о выборе звуковой платы см. статью "Аудиомания", "Мир ПК", #1/97, с. 168). Кроме того, через эту плату практически всегда микшируется звуковой сигнал с накопителя CD-ROM (чтобы можно было прослушивать музыкальные компакт-диски). К ней также могут быть подключены и внешние источники звука, например микрофон.

А теперь попробуем выбрать подходящую акустическую систему или, проще говоря, - компьютерные колонки. К сожалению, при всем желании у меня не было возможности включить в предлагаемый вашему вниманию обзор все модели, представленные на российском рынке, поэтому остановимся на самых популярных и наиболее, с моей точки зрения, интересных.

Altec Lansing

Английская компания Altec Lansing является одним из крупнейших OEM-производителей акустических систем для компьютеров таких известных фирм, как Dell, Gateway, Compaq. Однако, на мой взгляд, модели Altec Lansing начального уровня (ACS-5, ACS-40, ACS-51 и ACS-52) не представляют особого интереса. Конечно, они соответствуют своей цене и обладают хорошими качественными параметрами, но не более того. Дизайн - угловатый и консервативный, и хотя все эти колонки звучат сами по себе вполне прилично, чувствуется, что их оптимизация проводилась для работы в комплекте с НЧ-динамиком, поэтому без него звук оказывается не всегда достаточно сбалансированным. Совсем другое впечатление производят предназначенные для розничной продажи дорогие модели, которые и принесли компании наибольшую славу.

Altec Lansing ACS-45

До недавнего времени покупка акустических систем в комплекте с НЧ-колонкой влетела бы вам в копеечку. Но специалистам Altec Lansing удалось удешевить производство и одновременно сохранить качество. Новая модель ACS-45 представляет собой своеобразный симбиоз НЧ-динамика и двух компактных колонок, которые прекрасно дополняют друг друга. При сравнительно небольших размерах они обеспечивают столь мощный и чистый звук, что это поражает людей, не подозревающих о наличии НЧ-динамика под столом. Управление громкостью осуществляется электронным способом на правой колонке. Кроме того, можно регулировать уровень басов на НЧ-динамике. Прочие сервисные функции не предусмотрены. Видимо, все остальные параметры для достижения наилучших результатов оптимизируются на заводе. Интересно, что нет даже кнопки питания: колонки работают в энергосберегающем режиме - сами включаются, когда на них подается звук, и "впадают в спячку" при его продолжительном отсутствии. В общем, рекомендую их как оптимальный выбор по соотношению цена/качество и надеюсь, что вы не будете разочарованы.

Altec Lansing ACS-55

Эти акустические системы высшего класса предназначены для настоящих "игроманов". Самое главное их достоинство - наличие встроенного декодера Dolby Surround, который обеспечивает настоящий трехмерный звук в программах, поддерживающих данный формат. В комплект входят две колонки необычного вида (они имеют три независимых динамика, расположенных под разными углами, - каждый со своим усилителем) и мощный НЧ-динамик. Благодаря специальному дизайну трехмерность достигается даже с помощью двух колонок, но для получения оптимального звучания желательно установить еще два динамика позади себя.

Игры с поддержкой Dolby Surround прошли у меня просто замечательно, а вот прослушивание обычных MIDI-файлов и компакт-дисков оставило тяжелое впечатление. Многочисленные динамики старательно воспроизводили все положенные частоты, присутствовали хорошие басы, но иногда эти звуки почему-то просто отказывались формироваться в единую музыкальную картину. Особенно явственно разлад ощущался в классических композициях: как будто симфонический оркестр, состоящий из одних виртуозов, играл сам по себе, без дирижера. При запуске же какой-нибудь современной музыки или игры все сразу становилось на свои места. Поэтому ACS-55 можно рекомендовать именно для игровых компьютеров - уж в этом качестве они не имеют себе равных!

Altec Lansing ACS-300.1

Об этой модели мы уже писали - она была признана лучшей акустической системой для мультимедийной студии (см. "Лучшие продукты 1997 г. для мультимедиа-производства", "Мир ПК", #12/97, с. 170). А впервые я познакомился с ACS-300 еще на выставке Comtek'95, когда, прогуливаясь по одному из павильонов в поисках мультимедийных новинок, вдруг услышал на фоне всеобщего шума четкое и мощное звучание какой-то мелодии, прорывающейся из глубины зала с небольшого стенда. Там демонстрировали музыкальную студию для ПК, но собравшихся интересовали именно удивительные колонки. И до сих пор эти колонки привлекают внимание своим уникальным дизайном и качественным звуком. Они выполнены в виде раскрывающихся ракушек, на внутренних сторонах которых размещены два динамика (каждый с независимым усилителем). Кроме того, в комплект включен НЧ-динамик, управляемый с контрольной панели на одной из колонок. Регулируя положение створок относительно слушателя, можно менять качество звучания, что, кстати, позволяет добиться оптимального звука в помещениях со сложной геометрией.

Altec Lansing ACS-500

Уже один вид новой акустической системы внушает уважение: высокие белые колонки, возвышающиеся по бокам монитора. По конструкции они схожи с ACS-55 - для создания иллюзии трехмерного звука в каждой из них под разными углами размещены четыре независимых динамика. Однако это более дорогая модель. Здесь предусмотрена большая мощность, используется профессиональная технология Dolby Surround Pro Logic, имеется система шумоподавления. Если вы планируете покупку DVD-комплекта, то ACS-500 является лучшим вариантом для организации собственного домашнего театра.

Yamaha

Компанию Yamaha вряд ли нужно специально представлять нашим читателям. Эта крупнейшая японская корпорация давно уже приобрела имя в области создания музыкальных инструментов и синтезаторов, поэтому ее недавний выход на мультимедийный рынок оказался удачным, а звуковые платы и акустические системы за последние два года стали широко известны в России. Колонки Yamaha, подобно акустическим системам Sony, находятся в среднем ценовом диапазоне: где-то между массовыми моделями тайваньской фирмы Jazz Hipster и элитными системами Altec Lansing. Они имеют хорошо сбалансированный звук и приемлемые технические параметры. Даже низкие частоты воспроизводятся вполне явственно, насколько, конечно, это возможно при малом объеме динамиков и отсутствии НЧ-колонки. Однако ее всегда можно добавить (MSW10 или любую другую), и уж лучше такой "правильный" звук, чем искусственно выделенные низы в некоторых популярных моделях, забивающие или искажающие любой музыкальный фрагмент, выходящий за рамки звукового сопровождения игры Doom.

Yamaha YST-M7

Это, безусловно, колонки начального уровня. Они не претендуют на музыкальный Олимп и вряд ли смогут заменить домашний музыкальный центр, однако со своими задачами справляются на редкость хорошо, будь то игры или мультимедийные программы. Звук достаточно насыщен, без искажений; мощности хватает, чтобы его можно было услышать даже в шумном офисе, и к низким частотам особых претензий нет. От столь небольших колонок я, признаться, такого не ожидал. Особо хотелось бы отметить обилие сервисных функций: два линейных входа, выходы с регулируемой громкостью и на наушники, регулировка уровня звука и тембра - все это очень удобно и тщательно продумано.

Yamaha YST-M15
Yamaha YST-M20DSP

Модели M15 и M20 похожи как близнецы-братья, только в M20DSP встроен еще цифровой процессор (DSP) для имитации трехмерного звука. Эффект, правда, все равно получается довольно посредственный и никакого отношения к настоящему объемному звучанию Dolby Surround не имеет, однако процессор всегда можно отключить. В целом же это очень хорошо сбалансированные колонки без заметных недостатков и с неплохими техническими характеристиками. На мой взгляд, специалистам компании Yamaha удалось добиться максимальных результатов при весьма компактном дизайне, а лучшего можно достичь только с помощью более дорогих технологий, подобных реализованным в моделях Altec Lansing. Ради справедливости надо отметить, что кроме M15 и M20 на первые места в данной качественной и ценовой (до 100 долл.) категории могут претендовать модели Altec Lansing ACS-40 и Philips SBC BM220.

Yamaha MSW10

Одна из наиболее известных НЧ-моделей, MSW10, вызвала много споров. Журнал Game.EXE (#8/97) присудил ей специальный приз "За профессиональное звучание", приведя в пример слишком правильный и качественный звук, выявляющий "все огрехи музыкальных композиций и изъяны в качестве их записи". Мои же коллеги, профессиональные музыканты и звукоинженеры, считают, что эта система просто плохо сбалансирована для работы с мультимедийными колонками и сама по себе имеет довольно посредственное звучание. Я присоединяюсь к их мнению, так как имел возможность убедиться в этом при сравнении MSW10 с НЧ-динамиками из комплекта Altec Lansing ACS-300.1 во время прослушивания эталонных музыкальных фрагментов, воспроизводимых через профессиональные студийные мониторы Genelec 1030A.

Philips

Для компании Philips производство мультимедийных колонок скорее дань моде, чем серьезная специализация. Однако на российском рынке эти колонки получили довольно широкое распространение, поэтому имело смысл включить их в данный обзор. Да и единственная заслуживающая внимания модель, BM220, действительно продемонстрировала неплохие результаты.

Philips SBC BM220

Необычный дизайн, мягкое и хорошо сбалансированное звучание с четкими басами, режим "удивительного звука", расширяющий стереобазу для имитации его объемности, - все это прекрасно сочетается в новых колонках BM220 компании Philips. Поэтому, выбирая между ними и колонками M20DSP (Yamaha), вы должны обращать внимание в основном на дизайн, эргономичность и сервисные функции, а о качестве звука беспокоиться в обоих случаях не стоит.

Philips SBC BM140

Колонки BM140, младшие братья BM220, произвели на меня неважное впечатление, причем не только по качеству звучания, но и с эстетической точки зрения - мне очень не понравился их дизайн (хотя это, конечно, оценка субъективная). Звук невыразительный: недостает и высоких, и низких частот. Цена явно завышена. На мой взгляд, уж лучше добавить немного денег и купить более серьезную модель или выбрать подходящую акустику из широкого спектра систем Jazz Hipster.

Sony

Акустические системы не являются сильной стороной этой многогранной компании. Все модели Sony - от самых дешевых до самых дорогих - показали при тестировании весьма средние результаты. В каждой ценовой категории у них находились значительно более заманчивые альтернативы. Правда, многие модели имеют очень интересный и оригинальный дизайн, прекрасно упакованы, несут на себе отпечаток "большого имени", и с точки зрения конструктивных особенностей их не в чем упрекнуть. It`s a Sony!

Sony SRS-PC41

Средняя цена, средние технические характеристики, и даже дизайн самый что ни есть обычный. Если у вас нет каких-либо корпоративных соображений в пользу Sony и вы имеете свободу выбора, - смело переходите к следующим моделям. Если же такая модель уже стоит на вашем столе, то не расстраивайтесь: PC41 вполне сносно звучит для систем своего класса (да вы, наверное, это уже заметили).

Sony SRS-PC51

Эта модель попала в обзор только благодаря своему эффектному внешнему виду - даже не верилось, когда распаковывал ее, что такое может звучать. Она очень похожа по параметрам на PC41 (правда, имеет несколько лучшие басы) и отлично смотрится на мониторе.

Sony SRS-PC71

Видимо, основной принцип, которым руководствовались специалисты Sony при разработке новых моделей, состоял в том, чтобы создавать акустические системы, непохожие на конкурентов. Им это прекрасно удалось. Колонки звучат вопреки всем моим представлениям о физике звука (хотя, каюсь, этот предмет я знаю весьма посредственно), извлекая из своих недр сносные басы, хорошие средние и явственные высокие частоты. Не стану утверждать, что это было замечательно, но при прослушивании PC71 мало в чем уступали нашим фаворитам.

Sony CSS-B100

И снова необычная акустическая подставка под монитор плюс коммутатор всевозможной мультимедийной периферии (через нее можно подключить к компьютеру микрофон, внешний CD-плеер, дополнительные колонки и т. п.). Стильный дизайн и довольно приличный звук - с мягким тембром и выраженными низкими частотами. Все-таки умеют инженеры Sony добиваться хорошего звучания в самых, казалось бы, неподходящих условиях! Мне эта модель понравилась именно своей оригинальностью и удобством, тем более что и монитор у меня Sony...

Sony SRS-PC3DW

Очень технологично выполнена НЧ-колонка. Несмотря на внушительный вид, она достаточно компактна и удобна в эксплуатации. Звук, правда, имеет несколько жесткий и резкий оттенок, но общая оценка будет зависеть от ваших пристрастий - если вы предпочитаете классике современные аранжировки, то PC3DW вам вполне подойдет.

Jazz Hipster

Наконец мне удалось добраться и до "массовки", а именно до колонок тайваньских производителей. Чем хорош ассортимент компании Jazz Hipster, так это своим разнообразием. Однако после безуспешной попытки прослушать все возможные модели стало ясно, что у этой компании есть лишь несколько вариантов динамиков и схем их технологической компоновки. Богатство же выбора определяется чисто внешним видом, а отнюдь не качественными параметрами. Причем корпуса некоторых моделей слегка искажали звук. К сожалению, пройдясь по всей линейке Jazz Hipster, я уже не смог найти ничего нового и оригинального у других компаний (Primax, Genius, QuickShot), поэтому решил отказаться от освещения их продукции (да простят меня читатели, но журнал просто не вместил бы еще два десятка описаний колонок, звучание которых можно характеризовать только степенью отрицательного воздействия на слушателя в сравнении с уже приведенными моделями).

Jazz Hipster J-511AV

При скромном бюджете эти модели могут стать для вас вполне приемлемыми кандидатами. Большие динамики хорошо справляются со спецэффектами, громкими взрывами и динамичной музыкой в любой современной игре. Компакт-диски тоже воспроизводятся без сильных искажений, а большего от мультимедийных колонок этого уровня ждать не приходится.

Аналогичные модели данного класса: Primax SoundStorm 240, Jazz Hipster J-590AV.

Jazz Hipster J-521AV

Еще одна качественная реализация концепции доступных по цене мультимедийных колонок. Здесь все в меру: ощущаются басы, присутствуют средние частоты, есть и высокие... Но громкая и простая музыка почему-то воспринимается легче, чем сложные симфонические произведения или инструментальные аранжировки, подобно тому как если сравнивать звучание какой-либо незатейливой мелодии на FM-синтезаторе (SB Pro) с богатством красок MIDI-файла на хорошей плате с волновым синтезатором.

Аналогичные модели данного класса: Genius SP-520, Defender SPKAOS, Aiwa SC-C77.

Jazz Hipster J-707AV

Эта модель пользуется большой популярностью, и в первую очередь за внушительный внешний вид и настоящий деревянный корпус. Надо отдать ей должное - при таких масштабах басы она держит хорошо, так что потребность в НЧ-колонке вряд ли возникнет. И качество звука, в общем, впечатля-ет ! Хотя при прямом сравнении... Мы запустили J-707AV на специальном музыкальном стенде параллельно с Altec Lansing ACS-45 и ACS-300 и имели возможность при прослушивании мгновенно переключаться с одной акустической системы на другую. Здесь-то и выявились их огрехи: при проигрывании сложных инструментальных произведений, как классических, так и современных, да еще с прекрасным вокалом в J-707 звучание различных инструментов смазывалось, возникали наложения, как это обычно бывает в однополосных системах. Такую же картину можно было в свое время наблюдать (слышать) при сравнении музыкального комплекса с большими советскими колонками "Электроника" и какого-нибудь Hi-Fi центра Pioneer. Ну есть разница, есть.

Аналогичные модели данного класса: Jazz Hipster J-702AV, J-703AV, J-818AV.

Несколько полезных советов

В завершение хочу поделиться некоторыми своими соображениями.Часто, сравнивая акустические системы, многие отмечают дребезжание той или иной модели при большой громкости и ставят это ей в вину. Я тоже встречался с подобной проблемой, но после ряда экспериментов на разных компьютерах и в разных помещениях пришел к следующим выводам:

  • даже самые совершенные акустические системы бессильны против плохой звуковой платы, и уж если она дает ощутимые наводки и ухудшает тембр, то хоть не выводите этот сигнал с максимальной громкостью через ее встроенный усилитель;
  • если колонки или (особенно) НЧ-динамик начинают дребезжать, то попробуйте поменять их расположение и ориентацию на вашем рабочем месте. НЧ-колонку обычно держат под столом, но иногда звук кардинальным образом преображается, если ее изъять оттуда и даже поставить на стол - недаром настоящие аудиофилы придают геометрии комнаты столь большое значение;
  • проверьте, имеется ли вокруг колонок свободное пространство и нет ли рядом с ними посторонних предметов (у меня резонировали пустая картонная коробка и плохо закрепленный корпус компьютера).
  • В итоге практически все проблемы со звуком сводятся к правильной установке и настройке акустических систем, ну и, естественно, к определению максимального уровня громкости в соответствии с их техническими параметрами.


    Александр Курило - ведущий рубрики "Мультимедиа"; контактный телефон: (095) 158-5386, E-Mail: azazello@online.ru

    Как добиться хорошего звука

    Что делать, если при работе звуковой платы явственно ощущаются фон и посторонние шумы? Попробуйте воспользоваться следующими рекомендациями:

  • в контрольной панели звуковой платы проверьте параметры всех входов и выходов - желательно, чтобы их уровень громкости находился не на максимуме, а в пределах 75-90%. В первую очередь это относится к регулировкам цифрового аудио (Wave Out), синтезатора (Synth) и CD-ROM (CD). Обязательно отключите (с помощью команды Mute) все незадействованные входы, особенно микрофонный и линейный;
  • если шумовой фон и помехи остались, то, возможно, имеет смысл переставить звуковую плату в другой разъем - подальше от остальных плат. Помехи иногда создают графический акселератор, модем или сетевая плата. В моей практике подобная перестановка часто помогала в самых, казалось бы, безнадежных случаях;
  • проверьте все соединительные шнуры и кабели внутри компьютера и между подключенными к нему внешними устройствами. Например, помехи могут появляться из-за плохого самодельного аудиошнура, который через всю комнату тянется от звуковой платы к домашнему музыкальному комплексу (убедился в этом на собственном опыте);
  • и наконец, если у вашей звуковой платы есть два аудиовыхода, усиленный и линейный, то пользуйтесь лучше вторым, так как встроенные в звуковые платы усилители имеют очень плохое качество.