На этом "реально-временном" фоне авторы все реже появляющихся на рынке пошаговых (turn-base) стратегий предстают довольно смелыми людьми. Одни из них, скажем, специалисты фирмы SSG, разработавшие знаменитую игру Warlords, всегда работали в этом жанре, другие же решились на подобный эксперимент именно в эпоху расцвета реально-временных стратегий, что, несомненно, заслуживает похвалы. К таким смельчакам относится прежде всего польская фирма Longsoft, дебютирующая на рынке с проектом Clash. Европейская премьера программы намечена на весну, но в России она уже появилась (под названием "Схватка", - Прим. ред.), поскольку ее локализацией еще с ноября 1996 г. занималась зеленоградская компания "Дока", известная всем по игре "Противостояние". Что касается Clash, то у нас в руках побывал польский вариант этой игры, о котором и пойдет речь.

По своему графическому исполнению Clash весьма напоминает сериал WarCraft. Это относится и к внешнему оформлению персонажей, и к прорисовке всевозможных мельчайших деталей, а их в игре предостаточно - начиная от тщательно выписанной елочки и заканчивая водопадом.

Сюжет игры таков. Было королевство. Как и в любом нормальном королевстве, в нем раскинули свои загребущие щупальца разнообразные партии власть имущих, которые угнетали народ. Естественно, в скором времени вспыхнула революция, но власть оказалась в руках, точнее в щупальцах, олигархий. Потерпевший поражение народ настроился реваншистски и стал готовиться ко второй революции. Кто в лес подался, кто еще куда, а наша задача - сколотить свою команду и организовать альтернативное королевство.

Мы начинаем игру уже облеченные властью, с собственным замком и несколькими подручными. Замок располагается внутри верного нам города. Рядом с замком и соответственно в данном городе можно возводить полезные постройки, которые в Clash довольно разнообразны. И если о назначении бараков, госпиталя, кузницы, школы говорить нет особой необходимости, то о суде, например, следует сказать пару слов. Никто никогда не догадается, для чего в гуманной игре Clash нужен суд. Вовсе не для того, чтобы кого-нибудь осудить или оправдать, - здесь эти понятия отсутствуют. У тех, кто попал в так называемое "здание суда" только два выхода - либо в камеру пыток, либо на плаху. Подход в принципе здравый - зачем кормить и поить кого-то, если можно его казнить, тем более что противников смертной казни в нашем королевстве уже нет (на них мы и испробовали плаху).

Но более всего Clash отличается от других подобных игр своей экономической моделью. Наша казна пополняется двояким образом: во-первых, за счет сбора налогов с мирных крестьян (платят налоги тут исправно, потому что боятся получить повестку в суд) и, во-вторых, в результате раскопок, причем приходится усердно трудиться, разыскивая зарытое исчезнувшими цивилизациями золотишко. Предполагаемые места хранения драгметалла обозначены на карте лопаткой, что существенно облегчает поиски. Заведует этим промыслом "строитель". Кроме того, он умеет строить крепости, башни, мосты и другие важные народнохозяйственные объекты.

Еще одной немаловажной особенностью игры является широкий выбор персонажей, которых условно можно разделить на гражданских и военных. К первым относятся уже упоминавшиеся фермеры (напомним, это основной источник нашего процветания), строители, лесники и прочие. Ко вторым - лучники, всадники, пехотинцы и т. д. Воинственно настроенных граждан куда больше, и все они отличаются друг от друга внешним видом, силой удара, крепостью брони, а также способностью преодолевать то или иное число километров за один ход.

На местности "добрыми" авторами раскидано множество построек. Некоторые из них, например морской порт, служат для пополнения нашей армии (очевидно, за счет рекрутского набора из портовых голодранцев). Но есть и другие сооружения, в частности храмы, при заходе в которые эти доблестные воины почему-то постоянно и бесславно погибают.

Сражения в Clash также происходят в пошаговом режиме, для чего предназначен отдельный экран - он же поле битвы. Во время баталии нашим подразделениям можно отдавать несколько различных приказаний - атаковать, защищаться или, наоборот, спасаться бегством.

Тем, кто предпочитает мыслить масштабно, авторы предлагают провести эту кампанию от начала до конца. Остальные же могут сразиться либо с товарищами, либо с собственным процессором, способным играть сразу за нескольких соперников.

Советы, помогающие выиграть

Точный расчет траектории передвижения подразделения - залог вашей победы. Здесь следует учесть то, что по дорогам наши войска продвигаются быстрее, чем по пересеченной местности, дубравам и всяким прочим заповедникам.

Основа вашего процветания - денежная масса. Законопослушные фермеры без какой-либо нужды не должны отвлекаться от дела, а следовательно, и от уплаты налогов. Формировать из крестьян отряды народного ополчения - все равно, что топить буржуйку ассигнациями: и тепла мало, и невыгодно.

Найденные в земле кладоискателем деньги первой же подводой едут в замок. Но без должного конвоя их по стране лучше не возить, поскольку любой прохожий может ими завладеть.

Прежде чем начать битву с врагом, следует убедиться в численном перевесе собственных войск. Не стоит забывать, что даже десять солдат могут выглядеть на карте как один.


Материалы предоставлены отделом тестирования клуба Keyray. Тел.:(095)338-79-61.