Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Денис СамсоновНачинающие верстальщики, страдающие от комплекса собственного несовершенства, могут вырезать эту фразу из журнала и читать ее каждый вечер раз по десять. Когда и это заветное средство перестает помогать, с ошибками можно попробовать бороться. Чем мы сейчас и займемся. Начнем с самых обидных (они же распространенные, они же заметные) - с ошибок на внимание. Известно, что максимальное число объектов, за которыми одновременно может следить человек, не превышает семи. Число параметров, на которые следует обращать внимание при верстке, гораздо больше. Разрыв, возникающий между возможностями человеческого мозга и требованиями производства, и есть причина большого числа ошибок. Опытные мастера компенсируют этот разрыв за счет навыка, доведенного до автоматизма. Но и навык спасает не всегда. Для тех же, кто большим опытом не располагает, существует ряд приемов. Однако и они не являются панацеей. Поэтому главная цель статьи - предупредить читателя о возможных неприятностях. Ведь тот, кто предупрежден, уже наполовину спасен. Кажется, так.
Решения
А теперь, как я и обещал, некоторые приемы, позволяющие избежать вышеописанных ошибок или "отловить" их на ранней стадии. Начнем с самого сильного средства - с цветопробы. Выведите свою работу на любом принтере, поддерживающем печать красками CMYK (подойдет даже струйный). Специалисты скажут, что для того, чтобы судить о качестве цветопередачи, необходимы специальные дорогостоящие устройства, и будут, конечно, правы. Но посмотреть, "поделились" ли картинки, правильно ли установлены параметры треппинга, да и просто составить представление о том, как будет выглядеть изображение на бумаге, можно и с помощью недорогого "струйника".Вместо цветного можно использовать и черно-белый принтер с поддержкой PostScript. На принтер можно вывести по плашкам цветоделенное изображение, что позволит получить представление (хотя и самое грубое) о качестве цветоделения.
Можно обойтись и совсем без принтера. Выведите свою работу в PostScript-файл. После этого конвертируйте полученный файл в формат PDF и откройте его в Acrobat Reader. Способ позволяет просмотреть цветоделенный PostScript-файл "по плашкам" и при должной внимательности отследить наличие вышеописанных ошибок.
Помимо цветопробы существует и ряд программных средств, призванных облегчить жизнь верстальщика. Самое популярное из них - пакет FlightChech компании Markzware Software (www.markzware.com). Программа поддерживает широкий диапазон файловых форматов и позволяет отследить практически все возможные ошибки, связанные со шрифтами и графикой. Но, к сожалению, неправильно установленные параметры треппинга она, скорее всего, "не заметит". Тем не менее это очень полезный инструмент - один из тех, которые наши американские коллеги относят к категории "must buy" (купи обязательно). Стоит FlightChech порядка 400 долл.
Если же вы работаете в QuarkXPress, то часть вопросов с цветоделением поможет решить расширение EfiColor. Однако следует помнить, что работает оно не всегда корректно и стопроцентной защитой от "неподеленных" иллюстраций служить не может.
Как видите, полной гарантии ни одно из предложенных средств не дает, но это все же лучше, чем ничего. И наконец, главный совет - будьте внимательны к себе: занимайтесь спортом, ешьте витамины и (я понимаю, что это почти невозможно) постарайтесь не работать по ночам.
Шрифты "полетели"
Шрифты "летели, летят и будут лететь" у всех и всегда. (Для тех немногих, кто не знает, как выглядит при печати документ со "слетевшими" шрифтами, мы подготовили несколько иллюстраций.) Как правило, проблемы со шрифтами возникают при передаче работы в электронном виде. Одно время в прессе долго муссировалась мысль о том, что передача шрифтов вместе с документом незаконна. Так вот, она еще и достаточно опасна - велика вероятность чего-нибудь "недоложить", и вполне безобидный на экране компьютера текст при печати превратится в набор непонятных символов. Кроме того, совершенно не обязательно, что шрифт, который отлично выводился на вашем конкретном принтере, так же отлично поведет себя и со всеми другими выводными устройствами. В первую голову это касается шрифтов неизвестных производителей и различных декоративных шрифтов. Последние вообще должны быть предметом особого внимания, так как имеют повышенную склонность к "полетам".Разделяй и печатай
Присмотритесь: если в журнальной статье среди ряда однотипных цветных иллюстраций попадется одна или две черно-белые, это значит, что их забыли "поделить". Ошибка может быть не так заметна непрофессионалам (по крайней мере, хочется на это надеяться), но тем не менее довольно неприятна. Дело здесь в следующем. Как правило, в процессе работы над документом все цветные иллюстрации хранятся в формате RGB. Но перед тем, как отправлять документ на фотонабор, следует произвести их цветоделение, т. е. перевести из цветового пространства RGB в CMYK. Если же этого не сделать, то программа для верстки интерпретирует "неподеленную" иллюстрацию как черно-белую. Конечно, можно переводить все иллюстрации в CMYK как можно раньше, хотя по большому счету это не очень правильно. Цветоделение - процесс достаточно тонкий. Качество его в значительной степени зависит от того, насколько точно будут учтены параметры конкретного печатного процесса. Поэтому верстальщик того журнала, в который вы отдаете свое рекламное объявление, сможет добиться качественной цветопередачи только в том случае, если получит от вас иллюстрации в RGB и "поделит" их самостоятельно. Однако на практике лучше не рисковать и отдавать иллюстрации в CMYK.Запечатывание
Современные программы для верстки позволяют размещать объекты на нескольких логических уровнях один над другим. При этом верхний объект может печататься как методом "запечатывания" (overprint), так и "вывороткой" (knockout). В первом случае верхний объект перекрывает нижние, во втором - нет. И если не проверить эти параметры, при печати может получиться совсем не то, что вы планировали.Денис Самсонов - главный редактор журнала Publish. С ним можно связаться по электронной почте denis@osp.ru