С чего начать?
Что дальше?
Где поместить Web-узел?
Последний шаг

Еще совсем недавно минимальным участием в виртуальном мире было наличие адреса электронной почты. "Если у фирмы нет электронной почты, это свидетельствует о ненадежности и несерьезности бизнеса", - так было вчера. Сегодня жизнь указывает на другие ориентиры и ставит иные цели. Теперь говорят, что "если вас нет в Web, то вы не существуете в природе".

Итак, свершилось! Вы решили построить свой дом в виртуальном мире WWW. С чего начать, что нужно делать обязательно и чего ни в коем случае делать нельзя? Попробуйте воспользоваться предлагаемыми советами, чтобы создать интересный, полезный, красивый и окупаемый Web-узел.

С чего начать?

Если вы создаете Web-узел с нуля, то следует найти ответы на совсем, казалось бы, простые вопросы: зачем он мне нужен? Кому он будет интересен? Как посетитель найдет то, что ему нужно? Почему на него захотят вернуться?

Зачем мне нужен Web-узел? Это первый вопрос, который встанет перед вами, когда вы начнете строить "виртуальный дом". От ответа зависит все - стиль оформления планируемого Web-узела, необходимые для его создания и последующего функционирования затраты труда и денег, формат представления информации для размещения в Web, инструментарий и даже критерии, предъявляемые к программному обеспечению Web-сервера и каналам связи с Internet.

Если вы создаете Web-узел для фирмы, то основной целью может быть либо распространение информации о фирме или реклама продукции, либо организация виртуального магазина.

Запишите в порядке значимости все цели, преследуемые созданием Web-узла, например:

  • Улучшение имиджа и поднятие престижа компании;
  • Продвижение торговой марки;
  • Доступность информации о продукции и ценах для клиентов;
  • Поддержка дилерской сети, доступность информации о продукции и ценах для дилеров;
  • Прямая продажа продукции в Internet, организация виртуального магазина;
  • Доступность внутренней информации для сотрудников, работающих вне офиса;
  • Другоe

Как узнать, что наиболее важно? Спросите вашего заказчика. Если вы создаете Web-страницу для себя, то обратитесь к своим партнерам, друзьям и клиентам. Подумайте, какие требования вы предъявили бы исполнителю, если бы сами заказывали эту работу "на стороне". Найдите и прочтите доступные материалы, посвященные бизнесу в Internet.

В дальнейшем все вопросы о целесообразности какого-либо действия, связанного с Web-узлом, должны проходить проверку на соответствие требованиям, приведенным в списке.

Кому будет интересен мой Web-узел? Предполагаемую аудиторию необходимо точно определить еще на этапе планирования. Затем с помощью опроса (анкетирования) посетителей можно выяснить, кому действительно интересен ваш Web-узел, и заодно проверить остроту вашего делового "нюха". Знание потенциальной Web-клиентуры поможет отсеять заведомо ненужную информацию. Так, благодаря этому на Web-узел розничного продавца бытовой техники попадут не электрические схемы пылесосов, а их фотографии и описания.

Запишите данные о предполагаемых посетителях, сверьте их со "списком целей" и отберите только необходимую информацию.

Как посетитель найдет то, что ему нужно? Теперь пришло время наметить структуру вашего Web-узла, распределить подготовленную информацию по Web-страницам, продумать связи между ними и предусмотреть дополнительные навигационные возможности, например поисковую систему по содержимому Web-страниц.

Типичная структура Web-узла фирмы может быть представлена примерно так:

  • Информация о фирме. На этой странице следует рассказать о целях и деловом облике фирмы, ее истории, философии и т. д. Покажите вашим клиентам, какую выгоду они получат от сотрудничества именно с вами, а не с другими компаниями.
  • Информация о продукции и услугах. Представьте фотографии или рисунки своей продукции. Опишите ее свойства и преимущества, дайте примеры использования. Не сваливайте всe в одну кучу, сделайте несколько страниц, объединив товары или услуги по какому-либо признаку. Если имеется бумажный каталог продукции, то просто перенесите его структуру и содержание в Web-страницы. Это облегчит создание и дальнейшее обновление электронного варианта каталога. Если вы планируете принимать заказы на свою продукцию или услуги через Internet, то разместите здесь бланк заказа, который будут вам отправлять, например, по электронной почте.
  • Поддержка. При необходимости публикуйте в этом разделе дополнительную техническую информацию, спецификации на вашу продукцию, списки "часто задаваемых вопросов", советы по устранению неисправностей и т.п.
  • Новости. Проинформируйте о новых товарах и услугах, предоставляемых фирмой, покажите пресс-релизы и т. п.
  • Обратная связь. Предложите форму для отзыва, гостевую книгу, адреса электронной почты, на которые клиент может отправить запрос, и т. п.

Попробуйте распределить имеющуюся информацию по этим разделам. Если одни из них останутся пустыми, то решите, нужны ли они вообще на Web-узле. Новости могут появиться и не сразу, но место для них следует предусмотреть заранее. Если часть информации не вписывается в предложенную схему, то добавьте новый раздел. Продумайте заголовки каждого раздела (стоит ли говорить, что они, естественно, должны соответствовать содержанию). Предусмотрите возможность расширения разделов и добавления новых.

Почему на ваш Web-узел захотят вернуться? Важным критерием успешного бизнеса является наличие постоянных клиентов. В виртуальном мире те же законы. Чем больше людей возвращаются на страницы вашего Web-узла, тем успешнее идут дела. Что же заставляет посетителя вернуться? Безусловно, полезная информация и услуги, которые он нашел и которые ожидает получить в будущем. Не скупитесь, выкладывайте в Web как можно более подробные сведения о ваших товарах и услугах. Не забывайте об анонсах новых проектов, обещайте и предоставляйте в Web самую свежую информацию.

Что дальше?

Делайте Web-узел, а не набор страниц. В процессе работы вы будете иметь дело и с набором Web-страниц, и с каждой из них в отдельности. И тем не менее, никогда не следует забывать, что вы делаете цельный Web-узел, а не набор разрозненных страниц. Чем Web-узел отличается от набора страниц? Тем, что его страницы объединены оформлением и средствами навигации.

Бытует мнение, что однообразно оформленные страницы свидетельствуют об отсутствии "творческой жилки" у создателя, однако это неверно. Единый стиль оформления - один из показателей, отличающих любительский Web-узел от профессионального. Благодаря единообразно сделанным страницам пользователи будут отличать ваш Web-узел от других и запомнят его. Это не значит, что его страницы должны быть похожи друг на друга как две капли воды, но общая идея, единый стиль должны "красной нитью" проходить через все оформление.

То же относится и к средствам навигации между страницами. Не стоит рассчитывать, что посетитель знает структуру Web-узла так же хорошо, как вы. Он должен без труда понимать, где он находится сейчас и как можно попасть в любое другое место. Предусмотрите возможность перехода на первую страницу, на страницу поиска или к карте Web-узла, а также отправки письма.

Кроме того, единство стиля позволяет создавать и использовать шаблоны - страницы, содержащие только общие элементы оформления и навигации (без информационного наполнения). С их помощью можно быстро и эффективно создавать новые страницы и распределять работу по их созданию между несколькими людьми. Действительно, при использовании шаблонов для получения готовой страницы достаточно лишь внести в него необходимую информацию.

Последовательность, логичность, постоянство - вот необходимые элементы вашей виртуальной "постройки".

Придумайте Web-страницу, а не ее HTML-код. Теперь пришло время заняться созданием собственно Web-страниц. Первое, что нужно сделать, - отложить в сторону HTML-редактор, взять лист бумаги и карандаш (если вы не умеете рисовать, воспользуйтесь программами типа CorelDRAW, QuarkXPress, PageMaker, FreeHand и т. п.). Нарисуйте страницы такими, какими они выглядят в ваших мечтах, а не как это позволяет HTML.

Действительно, HTML - прекрасный язык для описания гипертекста, но, к сожалению, ужасный, когда дело касается художественного оформления. Например, текст, разбитый на несколько колонок, и картинка, точно позиционированная на странице, просто реализуются на бумаге, но неимоверно сложно в HTML. Не стоит и говорить, как трудно изменять или передвигать элементы оформления, добиваясь их наилучшего внешнего вида и расположения, если страница делается сразу в HTML.

После создания окончательного варианта макета приступайте к его переводу на язык HTML. Воспользуйтесь возможностями новой версии HTML 4.0 (http://www.w3c.org). Вероятно, конечный результат будет значительно отличаться от оригинального макета, но, по крайней мере, вы сделали все, от вас зависящее.

Не забыли о содержании? Очень часто в погоне за красивым оформлением разработчики как-то "забывают", что для посетителя информация первична, а оформление все-таки вторично. Полезное содержание искупит все огрехи в оформлении, но никто не будет возвращаться, чтобы еще раз посмотреть на красивые, но бесполезные страницы.

Где поместить Web-узел?

Один из важных моментов при планировании Web-узла - решение вопроса о его размещении в Internet. Он должен быть доступен 24 ч в сутки, а Web-сервер должен обеспечивать всем пользователям необходимую скорость доступа даже при пиковой нагрузке.

Возможны два варианта размещения вашего Web-узла в Internet: первый - компьютер, который вместе с Web-сервером и Web-узлом находится в вашем офисе, подключается к Internet по выделенной или коммутируемой линии; второй - воспользоваться для размещения Web-узла услугами организаций, специализирующихся на этом. Ниже рассмотрим второй вариант.

Правильный выбор фирмы, предоставляющей доступ к Web-узлу, позволит вашим клиентам с максимальным удобством получать необходимую информацию. Кроме того, поддержка Web-сервером специальных возможностей значительно облегчит разработку Web-узла.

Итак, на что следует обратить внимание при выборе фирмы, размещающей ваш Web-узел?

Пропускная способность каналов. Чтобы вашим посетителям не пришлось слишком долго ждать загрузки страниц, провайдер должен обладать надежным высокоскоростным соединением T3 или T1.

Поддержка сервером провайдера SSI. Использование SSI (Server Side Includes, расширения серверной стороны) позволяет Web-серверу вставлять небольшие объемы динамических данных непосредственно в HTML-документ, пересылаемый пользователю. Запрошенная HTML-страница "просматривается" в поисках элементов SSI. Обнаружив такой элемент, сервер вставляет требуемую динамическую информацию. С помощью SSI можно включать один файл в состав другого, исполнять CGI-сценарии и передавать множество другой информации. Узнайте, какие именно функции SSI поддерживаются на сервере провайдера.

Поддержка сервером провайдера CGI-сценариев. CGI (Common Gateway Interface, общий шлюзовой интерфейс) - спецификация, позволяющая Web-серверу выполнять произвольные прикладные программы. В результате работы таких программ (сценариев, или "скриптов") создаются HTML-документы. С помощью CGI-сценариев могут приниматься данные от пользователя, поэтому именно с их помощью на многих Web-узлах организован диалог, запросы к базам данных и т.д. Подготовить CGI-сценарий можно с помощью любого популярного языка программирования: Perl, Basic, Си, Cи++, Pascal и т.п.

Однако, когда провайдер хочет защитить свою систему, он может ограничить права вашего CGI-сценария или настаивать на проведении его проверки на безопасность. За это может взиматься дополнительная плата. Множество полезных CGI-сценариев доступны на http://www.cgi-resources.com.

Поддержка моментальной перекодировки. К сожалению, для русского языка в Internet при работе на разных платформах (Windows, Mac, Unix и т.д.) приняты различные кодировки. Чтобы пользователь просматривал ваши страницы без проблем, Web-сервер провайдера должен уметь автоматически перекодировать документы. В противном случае либо содержание вашего Web-узла для некоторых посетителей будет нечитаемым, либо вам придется обеспечивать несколько копий Web-узла - по одной на каждую поддерживаемую кодировку.

Название первой страницы. Для Web-сервера существует такое понятие, как имя страницы "по умолчанию", т. е. при обращении по адресу http://www.что-то.ru будет показана страница, например http://www.что-то.ru/index. html. В этом случае первая страница вашего Web-узла должна называться index. html. Таких названий не очень много, в частности index.html, default.html и home.htm. Выясните, как называется эта страница у вашего провайдера. Следует учитывать, что в большинстве случаев в именах файлов также важен регистр, т. е. Default.html и default.html - разные файлы.

Способ обновления страниц. Обычной практикой является обновление страниц по протоколу FTP. Некоторые FTP-клиенты позволяют работать с файлами на компьютере провайдера так же, как с вашим собственным диском, - копировать, удалять, переименовывать и т.п. Всевозможные FTP-клиенты ищите на http://tucows.rinet.ru/tucows/ftp95.html.

Возможные варианты. Как правило, возможность размещения Web-страниц провайдер предоставляет своим пользователям за небольшую плату или бесплатно.

Существуют службы, которые предоставляют место под Web-страницы бесплатно вместе с адресом электронной почты и другими услугами. Как правило, условием такого "бесплатного" размещения является выделение на ваших страницах некоторого места под рекламу. Кроме того, накладываются ограничения на размер, занимаемый вашими файлами.

Из российских серверов, выделяющих бесплатное место под Web-страницы, хочется отметить http://www.chat.ru (максимум 2 Мбайт), http://www.halyava.ru (0,5 Мбайт), http://www.i-connect.ru (2 Мбайт), а из зарубежных - GeoCities (http://www.geocities.com). Вы, наверное, будете поражены обилием ссылок, набрав в любой поисковой системе фразу "free web page".

Однако такой бесплатный вариант чреват нестабильной работой Web-сервера, перегрузкой каналов, отсутствием технической поддержки и другими проблемами, поэтому стоит обратить внимание на фирмы, предлагающие размещение Web-узлов за плату (как правило, очень небольшую) и гарантирующие надежный доступ к вашей информации (например, "Демос", http://www.dol.ru).

Последний шаг

Итак, все страницы созданы и загружены на сервер провайдера. Теперь необходимо, чтобы про открывшийся Web-узел узнали ваши партнеры, клиенты, а также все, кому он может быть интересен. Во-первых, известите всех заинтересованных лиц об открытии Web-узла. Включите его адрес вместе с почтовым адресом, телефоном и факсом в ваши реквизиты. Во-вторых, "расскажите" о вашем Web-узле поисковым системам Internet. Существуют даже специальные службы, которые сделают это за вас, например http://www.submitit.com или http://www.design.ru/free/addurl.

Советы, приведенные в этой статье, не инструкция по выпеканию свеженьких Web-узлов. Они не помогут вам подготовить содержание, не научат программировать или красиво рисовать. В конце концов, главное - уникальность Web-узла, интересная информация, оригинальное оформление. За работу!


Александр Эрлих - Web-мастер фирмы F-BIT, erlikh@fbit.ru, http://www.fbit.ru