одну фразу духовного вождя всех пользователей и друга программистов - г-на Билла Гейтса, с небрежностью оброненную им во время недавнего визита в Москву. Весьма замечательную фразу, бодрую такую и оптимистичную: "Через десять лет не останется ни одного бизнеса, не представленного в Internet". Возможно, так оно и будет, но здесь неплохо бы вспомнить еще одного классика - А. Соловьева, сказавшего устами своего героя: "А за это время обязательно кто-нибудь умрет: или я, или эмир, или этот вот ишак". Так что давайте вернемся из заоблачных высей грядущих великих свершений и обратим свой взор на день сегодняшний.

А сегодня по России с бизнесом в Internet дела обстоят, как с инопланетянами, - большинство в них верит, но реально никто из нас их не видел.

Только cразу договоримся, что рассматривать Internet мы станем не как удобное средство для выманивания из простодушных клиентов денежных сумм или проведения 1001-й рекламной кампании под общим лозунгом "Вот так мы победили сырость!"... Постараемся сосредоточить свое внимание на отрасли, которая, по мнению авторов, с одной стороны, совершенно не развита, а с другой, - может быть реализована достаточно легко.

Речь в этой статье пойдет о консалтинговом бизнесе вообще и возможности его реализации в Internet в частности. Дело в том, что времена кустарей-одиночек, способных брать нахрапом и поднимать могучие компании на одном энтузиазме, миновали и, надеемся, безвозвратно. Практически любой вид бизнеса требует серьезного планирования и экспертного анализа. Как говорят умные люди, "лучше посмотреть, куда прыгаешь, до прыжка, чем сразу после". Так что, с вашего позволения, два слова о консалтинге и консалтинговых компаниях.

Что такое консалтинг, сейчас могут сказать не только люди, владеющие английским (в переводе - консультирование), но и руководители предприятий, которые пользуются услугами консалтинговых фирм. Вы спросите, почему это выгодно - прибегать к услугам других компаний? Да потому, что содержание в штате высокопрофессиональных специалистов всегда обходится дороже, чем сотрудничество с подобной фирмой.

Такое консультационное сопровождение давно принято на Западе. Зарубежные консалтинговые фирмы имеют богатую историю, обширную географию партнеров, огромные информационные базы ресурсов компаний и, главное, хорошую репутацию. Их приход на российский рынок (в 1991 г.) сыграл свою положительную роль. Во-первых, уровень консультационных услуг сразу резко повысился, во-вторых, накопленный опыт позволил осуществить более быструю интеграцию отечественного бизнеса в мировой, в-третьих, расширился спектр этих услуг, и, в-четвертых, появились новые формы комплексного сопровождения предприятия клиента.

Отечественные консалтинговые фирмы, которые в большинстве случаев образовались на базе бывших управленческих структур, имеют хороший плацдарм: наличие высококлассного персонала, знание специфики самого рынка и российского законодательства. Основными клиентами таких компаний являются крупные государственные структуры и частные предприятия.

Спрос на эти услуги растет, хотя число консалтинговых фирм увеличивается в среднем на 30% в год. Перспективы развития рынка показывают, что уже в недалеком будущем практически все предприниматели начнут пользоваться теми или иными услугами консалтинговых компаний.

Причины обращения руководителей предприятий в консалтинговые фирмы очень изменились за последнее время. Если еще недавно они обращались в такую фирму лишь за тем, чтобы спасти свое предприятие, балансировавшее на грани разорения, то сейчас их чаще всего интересуют экономическая диагностика состояния компании, поиск слабых мест в организационной структуре, прогнозирование рисков и перспектив развития спроса, оценка конкурентоспособности проектов, составление бизнес-планов.

Хотелось бы подчеркнуть, что грамотно построенный консалтинг может служить, помимо всего прочего, и делу интеграции различных мелких и средних предприятий. Важно (почувствуйте разницу!) понимать различие между предоставлением обычных посреднических услуг и обеспечением консолидации предприятий - с отрабатыванием возможных вариантов сотрудничества и учетом всех вероятных последствий.

Думается, что люди, хоть раз столкнувшиеся с недобросовестностью посредника, по достоинству оценят методику фирмы, которая сводит вместе двух партнеров не для того, чтобы затем, как Понтий Пилат, умыть руки.

Серьезная консалтинговая фирма курирует совместную деятельность компаний - от самого знакомства и подготовки первичных документов вплоть до получения доходов. Разумеется, в значительной мере на нее ложится и ответственность за успех либо неуспех рекомендованного предприятия.

Что же, надо полагать, разница между предоставлением информации по запросу и построением экспертного заключения, целевого прогноза вполне очевидна. В Сети уже достаточно много узлов, где за умеренную плату можно получить список фирм, отобранных по ряду критериев. Сложнее обстоит дело с экспертными заключениями, прогнозами и рекомендациями. Сейчас такие работы проводятся только по индивидуальным заказам клиентов, причем самым обычным способом, и Internet здесь столь же полезна и необходима, как зонт от дождя в ясную погоду. Вероятно, пока подобные работы носят единичный характер либо требуются большие нетрадиционные и нестандартные расчеты, все останется так и впредь.

Но есть и другой спектр данного рынка. Специалисты фирмы "Партнер М&К" отмечают, что большинство предприятий малого и среднего бизнеса заняты в cходных областях предпринимательства и по сути нуждаются в однотипных рекомендациях и советах. Но однотипных - не значит одинаковых! Ибо советы вроде "пришла пора покупать дубленки" или "даешь инвестиции в разработки сетевого ПО", если они будут даны без учета конкретной специфики предприятия, разумеется, кроме вреда, ничего принести не могут.

С другой стороны, проводить отдельное глубокое маркетинговое исследование для каждой маленькой фирмы не представляется возможным просто потому, что после его оплаты денег на собственно бизнес у такой фирмы может и не остаться. Иными словами, образуется классический порочный круг: нет денег - нет исследований, а нет исследований - и денег не будет. И здесь помощь доброй старой Internet, подкрепленная инициативой прогрессивно мыслящих консалтинговых компаний, может оказаться просто неоценимой. В каком смысле? Давайте подумаем вместе.

В идеальном варианте ситуация складывается следующим образом. Некая солидная консалтинговая структура проводит регулярный анализ произвольной сферы рынка, определяя тем самым основные тенденции его изменения, прогнозируя рост или упадок спроса на ряд товаров, рассчитывая потенциальную перспективность абстрактных инвестиций и т. д. В другом случае это может быть рынок ценных бумаг, прогноз подъема, падения и устойчивости акций различных компаний. Так создается аналитическая платформа, экспертная модель или базовый прототип выбранной предметной области, с помощью которого уже довольно легко построить конкретное консалтинговое заключение.

Далее, какая-то фирма обращается за консультацией и сообщает свои данные: объем производства, количество товара на складе, возможность и условия импорта некоторых изделий. На основе полученных сведений экспертная система, используя созданный рабочий прототип анализируемой сферы бизнеса, автоматически генерирует набор рекомендаций именно для этой фирмы. Остается лишь добавить, что при наличии мощного сервера, соответствующего программного обеспечения и штата специалистов консалтинговая компания может предоставлять услуги подобного рода посредством Internet.

Рассмотрим преимущества такого подхода:

  • резкое, многократное уменьшение стоимости консалтинговых услуг - насколько это важно, тем более для малого бизнеса, не стоит и говорить;
  • оперативность получения подобной информации - по прогнозам фирмы"Партнер М&К" время генерации окончательного заключения будет занимать от нескольких минут до нескольких часов;
  • привлечение новых слоев клиентов - скажем, частных лиц, когда речь идет о приобретении небольшого числа акций: ведь лучше потратить два-три десятка долларов на такую услугу, чем лихо вложить пару тысяч в очередное АО "МММ" (помните: "нет проблем, нас знают все"?);
  • конфиденциальность как вносимых данных, так и предлагаемых рекомендаций - опять же, в идеале, пользователь работает только с базой данных и экспертной системой, получая свои материалы напрямую, возможно, в зашифрованном виде.

Здесь настала пора слегка придержать безудержный полет фантазии, а то по оптимизму авторы, похоже, перещеголяли самого Билла Гейтса. Конечно, приятно на досуге в кругу друзей порассуждать на подобные темы, лишний раз показав, что уж чем другим, а способностью мечтать русский человек не обделен, но вернемся на грешную землю. Реальность же, господа, такова, что сей дерзкий прожект свой мы не рискнули бы опубликовать, если бы не одно интересное обстоятельство. Оказывается, дельные мысли приходят в умные головы одновременно.

Недавно в Москве в Совете Федерации прошла встреча, на которой было принято решение о реализации совместного российско-итальянского проекта под общим названием "Сеть регионального сотрудничества. Направление Италия-Россия". Со стороны Италии для его осуществления будет привлечена служба MONDIMPRESA (Agenzia per la mondializzaziona dell'Impresa Scpa). Совет Федерации был признан как российский представитель, а непосредственным исполнителем проекта стала фирма "Партнер М&К". Цель - создание информационной сети для обмена разного рода бизнес-информацией между Италией и Россией. Программой предусмотрены организация маркетинговых исследований в регионах, разработка автоматической системы построения экспертных заключений о перспективности инвестирования средств и делового партнерства для предприятий итальянской стороны.

Важно, нам кажется, подготовить почву для принятия таких систем, когда они наконец-то будут реализованы в достаточном количестве.


Андрей Анциферов - эксперт по сетевым технологиям, Юлианна Катулина - директор фирмы "Партнер M&K". Контактный тел.: (095) 490-08-16, факс: (095) 490-59-11, e-mail: ntprt_mk@cityline.ru, http://www.user.cityline.ru/~ntprt_mk.