C Владимиром Ростиславовичем Ястрежембским, директором по продажам представительства компании Baan в Москве, беседует научный редактор журнала "Мир ПК" Михаил Глинников.
- Что Вы понимаете под корпоративной информационной системой (КИС)? Дайте, пожалуйста, ее определение.
- Корпоративная информационная система - это такая система, которая охватывает основной бизнес компании c целью предоставления оперативной информации для принятия решений. Прогнозы, сложная статистическая обработка данных и т. п. также имеют место, но относятся ко второму плану. КИС призвана служить прежде всего задачам повседневного управления предприятием, его ресурсами.
- Каково функциональное наполнение КИС?
- Система должна обслуживать главные структурные подразделения, компании. Ее функциональное наполнение зависит от рода деятельности фирмы, но в целом это функции управления финансами, проектами, производством, логистикой, а также контроль над оборудованием и транспортом.
- А управление кадрами?
- Эта функция в Baan 4 не предусмотрена, но она будет введена в Baan 5. Управление кадрами, зарплатой относится скорее к системе администрирования. Здесь же упор делается на бизнес. Предполагается, что система должна справляться с самым большим риском на предприятии, а такой риск существует всегда, если имеет место неправильное управление основными средствами. Например, вовремя не выполнили загрузку, образовался затор или возник брак на производстве.
- В чем Вы видите "корни" системы Baan, где она выросла?
- В производстве, конечно. Ее вырастили производственные компании.
- Какими силами создавалась эта система и как обстоят дела сегодня?
- У истоков производства всех больших хороших продуктов стоят обычно один-два человека. Компания была основана Яном Бааном, что и нашло отражение в названии системы. Сегодня у нас уже есть партнеры, и над системой работают несколько тысяч разработчиков.
- На кого ориентирована Ваша КИС?
- На Западе это в основном предприятия среднего и крупного сегментов рынка (формально - те, у кого годовой оборот составляет от 250 тыс. до 2 млрд. долл.). Однако имеются и клиенты - предприятия малого размера, приобретающие "всего" 10 рабочих мест.
- И как всегда, актуальный вопрос о цене.
- Cистема имеет не модульный, а монолитный принцип построения, и цена определяется числом лицензий - рабочих мест. Одна лицензия стоит 3000 долл.
- Cколько систем реально внедрено сейчас у нас в стране?
- О внедрении пока рано говорить, лучше о продажах. Представительство наше открылось недавно - 30 сентября 1997 г. Мы имеем десяток клиентов, продали уже 3000 пользовательских лицензий. Основные отрасли, с которыми работаем: целюллозно-бумажная, пищевая (кондитерская), торговля (оптовая и розничная), автомобиле- и авиастроение.
- Как же все-таки происходит процесс внедрения системы?
- Если рассматривать этот процесс с точки зрения структуры управления, то, поскольку Baan - очень гибкий пакет, содержащий множество функций, можно поначалу и не менять саму структуру управления. А затем с помощью системы нужно проанализировать проблемы и при необходимости оптимизировать соответствующие технологические участки. Идея состоит в том, чтобы система помогала постоянно совершенствовать работу на предприятии и динамично изменялась вместе с ним.
- Хорошо. Положим, предприятие закупило определенное количество лицензий. Систему внедрили, провели оптимизацию, и число рабочих мест на предприятии вследствие этого сократилось. Что делать с теми местами, которые оказались в результате лишними? Ведь деньги за них уже заплачены?
- На самом деле все происходит не так. Как это ни парадоксально, но внедрение новой технологии не ведет к сокращению рабочих мест. Прежде всего потому, что расширяются возможности и усложняются задачи. Ведь цель внедрения системы - управлять не бумагами, а процессами.
- Cистема Baan настолько проста, что ее, вероятно, можно внедрить силами АСУ предприятия самостоятельно?
- В принципе да, после соответствующего обучения. Существуют специальная программа, своя методика внедрения. Для сокращения сроков предпроектного обследования разработаны референтные модели управления для основных отраслей, которые можно "наложить" на структуру предприятия, чтобы понять, что здесь есть и чего нет. И дальше уже определяется порядок внедрения, формируется план-график и т. д. Все это в значительной мере сокращает время и расходы прежде всего на начальных стадиях внедрения.
- Во что обойдется предприятию обновление системы в течение года?
- Стоимость обновления КИС составляет 15% от стоимости ПО без замены версии и 18% с ее заменой.
- А как быть с документооборотом?
- Система Baan поддерживает стандартный документооборот предприятия, в том числе и российских предприятий. Возможна также интеграция с внешними системами.
- Спасибо, Владимир Ростиславович, что Вы нашли время ответить на наши вопросы. И в заключение скажите пару слов о перспективах развития.
- Прежде всего это совершенствование технологий и развитие функциональности. Cледующая версия системы, Baan 5, будет иметь компонентную, а не монолитную структуру. Предполагается ввести также большое число новых компонентов.