Сегодня Леонид Александрович отвечает на вопросы научного редактора журнала "Мир ПК" Михаила Глинникова.


- Что Вы включаете в понятие "информационная система предприятия"?

- Информационная система представляет собой некоторую формализованную модель ведения бизнеса на данном предприятии. С ее помощью отображаются все основные процессы, которые здесь происходят. Задача информационной системы - с высокой степенью точности и достоверности отслеживать процессы, выявлять тенденции, на основе которых руководитель принимает управленческое решение и сразу же получает возможность оперативно увидеть результат своих действий.

Однако такое определение подходит скорее для Запада. У нас же точность ведения учета тех или иных процессов зачастую если и составляет 20%, то это уже хорошо. А ведь процессы в бизнесе могут не только быстро меняться, но быть еще и "знакопеременными": то, что выгодно сегодня, завтра станет невыгодным, а послезавтра - опять выгодным. Говорить в этих условиях о нормальной модели бизнеса, как такового, вообще невозможно. Отсюда следует вывод, что информационная система фрагментарна подобно самой компании. Стандартная информационная система крупного предприятия или вертикальной структуры напоминает Русь времен феодальной раздробленности - отдельные функционирующие системы, самостоятельные "княжества", которые каким-то образом, подчас весьма слабо, связаны между собой.

- Это справедливо именно для промышленных предприятий или для торговых тоже?

- В торговом бизнесе с автоматизацией дело обстоит проще. Есть учет товара, его реализации, поступления денег. Здесь, по моему мнению, бизнес более понятный и прозрачный, чем на предприятии, у которого несколько разных направлений деятельности - и реализация, и производство плюс сложнейшие связи с энергетикой. Или вот еще типичный пример: вертикальная структура, где вы сами добываете, транспортируете, перерабатываете, опять транспортируете и сбываете. Это может быть холдинг предприятий, например, нефтяной или энергетической отрасли. Там происходят исключительно сложные процессы.

- А в чем конкретно заключается основная сложность этих процессов?

- В раздробленности. Сама вертикальная структура изначально раздроблена, территориально распределена. Было время, когда такое распределение считалось вполне жизнеспособной формой существования. Да и сейчас эта форма зачастую наиболее оптимально отвечает нынешнему состоянию дел.

- Насколько в наших условиях применимы мощные западные информационные системы?

- Они приемлемы только на верхних этажах власти вертикальных структур, а когда эти системы пытаются своими информационными щупальцами проникнуть на нижние уровни информационной пирамиды, то получают такую информацию, которая просто выводит их из строя. Если мы сейчас посмотрим на процесс внедрения крупных информационных систем в России, то увидим, что внедрены только верхние модули.

Многие зарубежные системы управления финансами и производством могут быть с успехом использованы и на российских предприятиях. Единственным ограничением является то, что для их эксплуатации необходимо полностью уволить наш персонал и нанять соответственно американских, немецких, французских или японских специалистов.

- Ну а если говорить серьезно?

- Зарубежные системы могут успешно применяться в тех отраслях, до которых у российских разработчиков руки еще не дошли, и, безусловно, в уникальных инженерно-исследовательских комплексах. Конкретнее это можно сформулировать следующим образом:

  • на предприятиях, где пользователем зарубежной системы будет массовый российский работник, который не знает английского языка, а пользовательский интерфейс достаточно сложен, ее применение невозможно;
  • если при тех же условиях система имеет простой, лаконичный интерфейс для выполнения рутинных операций, ею вполне можно пользоваться;
  • но если от пользователя требуются уникальные знания и число таких пользователей на всей планете измеряется одной-двумя тысячами, как, например, в отраслях, связанных с геолого-геофизическими исследованиями, то придется задействовать уникальные штучные зарубежные системы, самостоятельно развивая и подстраивая их под свои нужды.

- Иными словами, речь идет о SAP R/3? Или это относится и к отечественным системам?

- Да, о SAP R/3. Что касается отечественных систем, то они уже достаточно приспособились к нашему "информационному бездорожью" и идеологически хорошо соответствуют российскому бизнесу.

- А что Вы можете сказать по поводу Baan?

- У меня к этой системе доброжелательное отношение, ведь у нее те же корни, что и у Man-Man/X. Продукт весьма добротно сделан. Все будет зависеть от того, насколько правильно фирма выстроит свой бизнес. Если на Западе у Baan все сложится нормально, то и в России дела пойдут неплохо.

- Но и с российскими разработками есть свои проблемы. Какая из них, на Ваш взгляд, главная?

- Главная проблема у нас с разработками уровня крупного предприятия, и заключается она в относительно устаревших технологиях их реализации. Обычно это Xbase. Хотя надо учитывать, что системе не всегда тесно в рамках Xbase и смена технологии не является самоцелью. Трудности с переходом на новые технологии испытывают в первую очередь фирмы, чьи продукты стали применяться на больших предприятиях или там, где резко (на несколько порядков) возрос объем обрабатываемых данных и повысились требования к их целостности. Переход на Oracle сегодня достаточно декларативен, существенные возможности этой системы еще не востребованы большинством российских разработчиков. Ситуация напоминает конец 80-х годов, когда зачастую Clipper использовали только для создания исполняемых EXE-модулей.

- А в связи с чем возник спрос на КИС?

- Начнем с главного. Внедрение информационных технологий вроде бы не является самоцелью. Но если раньше говорили, что информационные системы нужны для повышения эффективности управления, то сегодня уже всем очевидно, что без подобной системы управлять бизнесом вообще невозможно. Руководству любой вертикальной компании жизненно необходимо знать движение своих товарных и материальных потоков, графики транспортировки, переработки, реализации и поступления денег за эту самую реализацию. И только потом уже над всем этим должна строиться аналитика. Попробуйте получить такие данные, например, в энергетике. Там и неплатежи, и претензии потребителей, которых нельзя отключать, и просто отсутствие учета (вдруг стали недоступны счетчики). Конечно, здесь нужны КИС, и их сейчас делают. А прежде, при развитом социализме, ничего не считалось, ведь все было общее. Теперь же, если кто-то пока и обходится без информационной системы, то, вероятнее всего, он нашел тихую пристань, где нет еще конкурентных отношений, и когда в его жизнь войдет настоящий рынок, это может привести к большим личным разочарованиям и потерям.

- Можно ли считать, что КИС уже на подъеме?

- У них сейчас, я бы сказал, подростковый возраст. Эти бесконечные разговоры о КИС напоминают мне рассуждения подростков о сексе. Все так много говорят, видимо, в расчете на то, что проходящий мимо потенциальный клиент прислушается и скажет: "Вот, они, кажется, что-то понимают и не попросить ли их сделать систему для моей конторы?"

Но заказчики должны отдавать себе отчет в том, что современная информационная система является весьма сложным аппаратно-программным комплексом, который с той или иной степенью соответствия отражает бизнес-процессы предприятия. Обеспечить устойчивое функционирование такого комплекса - очень непростая и ответственная задача. Ее решение представляется достаточно трудоемким и требует постоянного внимания, а следовательно, и затрат.

- С чего же надо начинать?

- C вопросов. Какой у вас бизнес? Как вы им собираетесь управлять? Какая схема должна обеспечить оптимальное функционирование вашего бизнеса? И уже потом, в самом конце, нужно задать вопрос об аппаратном обеспечении. А у нас, как всегда, все перевернуто с ног на голову.

Желание поставщика ввести новую терминологию (КИС, реинжиниринг, MRP и т.п.) вполне объяснимо. Очень удобно таким способом подавить у клиента волю к сопротивлению: он слышит так много незнакомых слов, что понимает - самостоятельно ему с этим не разобраться, и начинает верить столь умудренным опытом людям, которые "сделают все как надо".

На самом деле система не создается на голом месте - она существует уже с первых дней работы предприятия, пусть даже в виде записей в соответствующих книгах или на разрозненных компьютерах. Если предприятие действует и не разорилось, то система управления есть.

Правда, перед вами всегда стоит задача совершенствования уже имеющейся информационной системы, которая должна наилучшим образом соответствовать требованиям вашего бизнеса. В рамках этой же задачи нужно решать вопросы, связанные с повышением производительности, живучести и безопасности самой системы.

Поражение информационной системы может привести к тяжелым последствиям, вплоть до "летального исхода". По оценкам зарубежных экспертов, 80% корпораций, утерявших свои базы данных, обанкротились.

- В каком же случае целесообразно внедрение сторонней, тиражируемой системы, которую предлагают разработчики КИС?

- Только тогда, когда вы абсолютно уверены, что ваша организация готова функционировать по тем правилам, которые заложены в новой системе. К сожалению, это зависит не столько от вас самих, сколько от внешних, часто непредсказуемых факторов.

Итак, если после анализа выяснилось, что продолжение эксплуатации старой системы угрожает вам большей головной болью, чем внедрение новой, если свои основные претензии вы действительно адресуете существующей системе, то можно подумать и о модернизации. Но здесь перед вами возникает еще целый ряд вопросов:

  • Каковы главные цели модернизации?
  • В чем именно вы хотели бы усовершенствовать свою систему и каковы ваши требования к модернизированной версии?
  • Какие изменения в ведении бизнеса (желательные и нежелательные) произойдут при модернизации?
  • Какие затраты и в какой срок вы готовы нести? Ожидаемая очередность получения результатов модернизации?
  • Какую работу следует выполнять своими силами, а какую - силами внешних подрядчиков?

Задайте себе эти вопросы и попытайтесь честно на них ответить. Это поможет вам принять верное решение.

- От чего прежде всего зависит успешный ход работ по внедрению КИС?

- От способности среды к изменениям, готовности к этому конкретных работников, степени их рутинной загрузки и уровня подготовки персонала.

Естественно, значительная часть сотрудников предприятия будет сопротивляться любым нововведениям, но это сопротивление должно рассматриваться не как безусловно вредное (тормозящее), а скорее как стабилизирующее. Следует также подчеркнуть важность специализированного обучения менеджера информационной системы заказчика.

- А что является тормозом?

- Информатизация деятельности предприятия значительно сдерживается низким уровнем подготовки специалистов. Причем речь идет не о профессиональных навыках, а об общем кругозоре, с одной стороны, и владении конкретными технологиями, с другой. Специалисту в конкретной области трудно выйти из круга типичных проблем и привычных способов их решений. Его знания естественным образом в большей степени развиваются в направлении предметной области, и без помощи сторонних и, главное, независимых консультантов ему не обойтись. В то же время сторонний консультант не знает предметной области клиента и не может самостоятельно решать локальные проблемы. Формирование политики на основании мнения двух-трех собственных сотрудников, как, впрочем, и на основании мнений только независимых экспертов, не дает уверенности в глубине ее проработки.

- Теперь перейдем к консалтингу. Откуда, по Вашему мнению, пошла "мода" на консалтинговые услуги? В последнее время список фирм, которые их предлагают, стремительно растет.

- Начнем с того, что человек постоянно испытывает такое ощущение, будто где-то там "за горизонтом" или "за поворотом" идет настоящая насыщенная жизнь, а здесь у нас все не так. И специалисты наши, конечно же, не те, что в столицах. Ничего не поделаешь - приглашаем "тех", сторонних, платим им большие деньги за те самые рецепты, которые не хотелось слушать от своих местных. А затем нанимаем шабашников (можно и с мировыми именами) и совместно с ними разрушаем действующую информационную систему. Стороннему специалисту все равно, что будет потом. Он заинтересован в собственных валовых показателях, поэтому настроен разрушить "до основания" существующую систему и внедрить современную на уровне лучших мировых стандартов, включая и стоимостные. Последними в этом процессе истребляются старые кадры, которые просто уходят с предприятия.

Но при внедрении новой системы вдруг выясняется, что "чужаки" совершенно не знают предметной области вашего бизнеса. Они быстро теряют лоск и уверенность, после чего и сами куда-то исчезают, произнося при этом какие-то мудреные заклинания на компьютерном жаргоне. В итоге же вы остаетесь наедине с проблемой.

Вера в чудеса пришла к нам с детства. Жизнь постоянно учит, что если чудеса и происходят, то не с нами. Но мы продолжаем верить в существование простых решений для сложных проблем. И вот появляется сладкоголосый представитель зарубежного "кудесника", обещающий за три месяца построить классический капитализм на нашем, отдельно взятом предприятии. В эти моменты нам удается забыть все - и разбитые цеха, и некормленных работников, и многое другое... Однако наступает час расплаты, и когда "кудесник" называет свою цену, руководитель с жизненным опытом трезвеет и вспоминает, что обещанного, в общем-то, долго ждут.

- В чем же кроется причина всех этих неприятностей?

- В попытках "поскорее догнать", в вере и ожидании революционных изменений. Наша повседневная жизнь показывает, что практически ничего не происходит неожиданно и всякое событие можно было бы предвидеть. Однако в своей производственной деятельности мы порой слишком увлекаемся "образованщиной" и легко доверяем нескольким страницам малопонятных, но солидных выкладок при всей видимой несуразности предлагаемых нам выводов. Нас еще в школе приучили к тому, что "формула всегда права".

- Наверное, сказывается и наш менталитет?

- Конечно, ведь мы с вами еще не жили в обществе массового потребления и совершенно не имеем опыта оптимального выбора из множества предложений. Зато довольно долго пребывали в атмосфере распределения и дефицита, поэтому часто хватаемся за первое попавшееся предложение или становимся жертвами недобросовестной рекламы либо избыточной и потому неусвоенной информации. Нередко принимаем напористость за компетентность, а вдумчивость и ответственность - за неуверенность. И вот печальный итог: крупные предприятия, наполненные дорогой, исправной, но совершенно ненужной и устаревающей техникой. Типичная ошибка - желание перевалить на плечи сторонней фирмы собственные проблемы и в то же время стремление самостоятельно решать задачи, которые по силам лишь сторонним экспертам.

Отмечу еще одну очень важную проблему. Огромное множество предложений на нашем рынке пока не сегментировано по областям применений. Все только формируется, одним словом - подростковый возраст. Поэтому можно встретить попытки информатизации крупных вертикальных структур только с помощью продуктов Microsoft и, наоборот, решения вести разработки на Oracle там, где было бы достаточно использовать табличный процессор в сочетании с Xbase-приложениями.

- Какова основная задача консалтинга?

- Поставить вопросы. Он может и не дать верных ответов, но должен выявить болевые точки. Конечно, от этих вопросов сегодня могут отмахнуться, но задумаются, а завтра начнут перестраивать свою деятельность. Нормальный консалтинг все равно нужен. Я, кстати, сторонник российского консалтинга - здесь учитывают менталитет того, с кем работают.

- А клиенты понимают, что консалтинг стоит денег, готовы ли они к оплате услуг, в том числе и почасовой? И как Вы лично относитесь к консалтингу?

- Понимают и платят. Клиент часто обращается за помощью в консалтинговую фирму уже тогда, когда ему просто некуда деваться. Мне самому консалтинг непонятен по логике своей. Как может тот, кто прочел несколько общетеоретических книг, научить меня правильно вести мой бизнес? Я могу поверить специалисту, если он этим же или подобным бизнесом занимался десятилетиями.

Нередко специалист по консалтингу пытается решить задачу путем применения пары готовых формул, не видя ее в целом. Консалтинг в этом плане страшно опасен, потому что, во-первых, часто проводится людьми, которые обладают лишь теоретическими знаниями, а во-вторых, даже если будут даны правильные рекомендации, где гарантия того, что клиент им последует?

- Многие крупные разработчики КИС имеют собственные консалтинговые подразделения. И выбор системы для клиента, обратившегося в такое подразделение, обычно уже предопределен - при любом раскладе ему подсунут свою "родную" систему. Звучит все это, я понимаю, наивно, но как же быть с независимостью и объективностью консалтинга? Какова позиция Вашей фирмы в данном вопросе?

- Готового решения на все случаи жизни не существует. Типичная информационная система предприятия обычно представляет собой конгломерат cистем разных поставщиков - и западных, и "доморощенных", созданных специально для каких-то цехов (такие тоже нужны). Могут быть и системы класса "Галактика". Но ни R/3, ни "Галактика" всех задач предприятия не решат. Правда, в отличие от прочих, две последние системы дадут вам ожидаемый результат. Особенно "Галактика". Есть точки внедрения, можно реально посмотреть, где она конкретно работает. На мой взгляд, корпорация "Галактика" имеет очень грамотно организованный бизнес, и у нее большое будущее.

- У "1С" тоже эффективно построен бизнес. Сама фирма выступает скорее как разработчик базовых компонентов КИС и инструментария, а громадная сеть ее партнеров "1С:Франчайзи" уже вырабатывает отраслевые решения, участвует в тендерах, обслуживает конечного пользователя.

- Да, полностью с этим согласен. Во главе "Галактики" и фирмы "1С" стоят выдающиеся люди, обладающие колоссальными способностями.

- Что можно сказать о расстановке сил, например, о числе внедрений западных и российских фирм-разработчиков КИС на нашем рынке? Кто из них сильнее?

- Российских систем существенно больше. Они установлены уже на десятках тысяч предприятий, а у западных счет пока идет на сотни. Думаю, что будущее все-таки за отечественными КИС класса "Галактики" и их конкурентами, если фирмы смогут правильно построить свой бизнес.

- С какими конкретными проблемами обращаются к вам клиенты? Приведите типичный пример.

- Мощная нефтяная компания имела систему оперативной отчетности центрального офиса, которая создавалась эволюционным путем на протяжении шести лет очень сильными программистами. Когда специалисты начинали свою работу, ничего, кроме Clipper, у них не было, но владели они этим инструментом виртуозно, а со временем прекрасно поняли и предметную область компании. С точки зрения архитектуры созданная информационная система выглядела ужасно, так как строилась методом "улья": возникали новые проблемы - появлялись и новые компоненты системы. И специалисты рассчитали, что к середине следующего года система рухнет под собственной нагрузкой (Clipper ее уже не выдержит). Потребовалось перевести всю систему на нормальную СУБД, которая могла бы весь этот "пятилетний информационный груз" принять, позволить эффективно с ним работать и развиваться дальше. Вот такая была история.

- Ну и каким же образом вы все-таки решили проблему?

- Мы прямо сказали заказчику, что в такие сроки его предметную область все равно понять не сможем, а в консалтинг не верим - руководство компании привыкло работать по определенным правилам и вряд ли послушает советов, станет рисковать и менять эти самые правила. Зная технологию, мы просто перетащим все что можно в архитектуру клиент-сервер. Гарантируем вам, что в результате появится система, которая, с одной стороны, выдержит нагрузку, а с другой, будет полностью выполнять все прежние функции. Кроме того, у нее появится еще масса новых важных и очень полезных функций, которые вы сможете демонстрировать своему потребителю, постепенно развивая у него вкус и навыки работы с ними.

Весь этот проект удалось успешно провести. Работы выполняли в основном специалисты заказчика, а "тонкие вещи" на серверах пришлось делать самим, поскольку всего несколько десятков человек в России обладают опытом проектирования серверной части достаточно мощных и сложных систем под Oracle. Клиентские же приложения специалисты компании писали уже самостоятельно после обучения у нас и при нашей поддержке. К настоящему времени они создали массу таких клиентских приложений и теперь работают независимо от нас. Мы их консультируем, но необходимость в этом возникает редко (примерно раз в месяц).

- В заключение расскажите, пожалуйста, немного о своей фирме.

- Фирма существует с 1993 г. и позиционируется на рынке как организация, которая помогает командам-разработчикам. Консультируем тех, кто создает КИС, и беремся, как правило, за проекты для крупных вертикальных компаний. В работе используем главным образом продукты Oracle. Наиболее часто оказываемая нами услуга - проектирование серверной части на Oracle, клиентскую же часть заказчик разрабатывает обычно сам (мы выступаем в роли консультантов). В основном у нас проекты в энергетике, связи, банковском деле, металлургии. В общей сложности выполнено уже 16 крупных проектов.

- Благодарю Вас, Леонид Александрович, за интересную информацию. Успехов Вам!