Так, не без грусти узнаем, что шахматные школы, в которых обучались азам шахматной игры многие дети и совершенствовали свое мастерство юные дарования, уходят в прошлое, и дело не только в финансовых трудностях и других проблемах нашего государства. Причины следует усматривать в том, что на смену учителям подобных школ во многих случаях приходят обучающие программы для ПК.
Давайте ознакомимся с программой "Стратегия 2.0", любезно предоставленной ее разработчиком АО "Информ-Системы". Она не только помогает освоить основные стратегические темы, используемые в шахматной игре, и приемы их реализации, но и позволяет получить хорошую практику с игровой программой "Дракон".
"Стратегия 2.0" при первом входе в нее на основе решения предлагаемого тестового примера (из тех, что проходят в режиме практики) присваивает пользователю начальный коэффициент ЭЛО (по имени венгерского математика-любителя шахмат Арпада Эло, предложившего способ вычисления рейтинга, принятый ФИДЕ), который, по-существу, соотносит его шахматный уровень с общепринятым и позволяет вести индивидуальный контроль за обучением, следя за ростом или убыванием текущего значения. Коэффициент ЭЛО учитывается автоматически при работе с программой. Насколько эффективен процесс обучения, показывает цветная гистограмма зависимости значения коэффициента Эло пользователя от рассмотренных им позиций.
Программа "Статистика 2.0" имеет ряд режимов, соответствующих процессу обучения. Первый из них - "Изучение" - позволяет на большом количестве примеров шахматных партий рассмотреть основные стратегические темы (центр, расположение фигур, пешечное превосходство, блокада, изолированные и висячие пешки, слабые поля и пешки) и овладеть приемами их использования. Закреплению полученных знаний служит следующий режим - "Практика". Здесь можно на большом количестве примеров попробовать свои силы в принятии стратегических решений. Программа в ходе решения поддерживает подсказки с помощью маркеров и вариантов опровержения хода, выбранного пользователем. Автоматически сохраняются характеристики решения: потраченное время, изменение значения коэффициента ЭЛО и т. д.
Для углубления обучения предусмотрен режим "Игра с встроенной программой", и если в любом из режимов текущая позиция вызывает сомнения или вопросы, можно перейти в режим игры с актуальной версией встроенной игровой программы "Дракон". В этом режиме, как в любой другой игровой программе, можно изменять контроль времени на обдумывание хода, выбор цвета фигур, а также записывать сыгранную партию и брать ходы назад. В программу включено более трехсот позиций - специально подобранных типовых примеров разыгрывания партий, соответственно темам по стратегии игры.
Чтобы контролировать, как усваивается материал, предусмотрен режим "Контрольные". В его меню можно выбрать: тему контрольной работы, диапазон сложности (в значениях коэффициента ЭЛО), число задач, использование примеров и т. д. Программа сама выбирает какую-нибудь партию внутри заданного диапазона и допускает гибкий процесс решения, например, возможен любой порядок выбора позиции и переход от одного примера к другому с последующим возвратом. В зависимости от времени и результата решения, программа оценивает способности пользователя коэффициентом ЭЛО для текущей контрольной.
В режиме "Статистика" выполняется сбор статистических данных по режимам и критериям: "Практика", "Контрольные", "ЭЛО" и "Сравнение учеников". Так, по режиму "Практика" накапливается и отображается на экране монитора вся статистика не только по каждой теме (число решаемых примеров, успех решения), но и по каждому примеру (очки, потраченное время, количество допущенных ошибок).
Режим "Настройки" позволяет изменять размер доски, шрифты и цвета любых комментариев и самой игровой доски по вкусу пользователя, а также задавать скорость перемещения фигур и интервалы между ходами. Кроме того, имеется подробная "Помощь" на русском языке.
Шахматный материал, предоставляемый программой, подготовлен российскими шахматными мастерами. Он предназначен для работы шахматистов, имеющих уровень от 2-го разряда до мастера национальной классификации включительно. Информационное наполнение программы "Стратегия 2.0" - 80 примеров для обучения, примерно 900 - для решения и 300 - типовых игровых позиций для программы "Дракон".
Заинтересовавшимся читателям можно порекомендовать обратить внимание на статью в журнале "64", # 12/97.