Тем не менее практически все сверхновые стратегические игры ничем по сути не отличаются от той самой "второй Дюны", которой скоро стукнет шесть лет. И за время, прошедшее с момента выхода Dune II, игровая стратегическая мысль, пожалуй, если и ушла вперед, то не далеко. Однако относительно недавно увидели свет две совершенно не похожие на остальные, но близкие по стилю игры - Uprising и Armor Command. О последней мы сегодня и поговорим.

До сих пор создатели стратегий в реальном времени соревновались между собой лишь в графике. У кого елки (болота, танки, здания) трехмерней, у того и игра, стало быть, лучше. Но все, как известно, имеет предел. Потенциал трехмерных акселераторов - не исключение. Поэтому долго продолжаться это соревнование не могло. Чтобы выиграть борьбу за деньги пользователей, нужно было придумать уже что-то другое. Первыми и почти одновременно к такому выводу пришли фирмы Cyclone Studios и Ripcord Games, разработавшие две упомянутые выше игры. Причем Armor Command являет собой абсолютно новый взгляд (в буквальном смысле этого слова) на стратегию в реальном времени.

Новый "взгляд" на поле боя или просто на поле - главная отличительная особенность Armor Command. Чем-то эта игра напоминает военно-стратегическую игру Myth, где камера была максимально приближена к местам боевых действий и создавала тем самым своеобразный эффект присутствия. В Armor Command любой объект можно обозревать как минимум с трех сторон - находясь в непосредственной близости от него, чуть выше или вверху над ним (в режиме как бы тактической карты). Переключение между видами происходит мгновенно и без каких-либо задержек. Это позволяет не только самому всегда быть в центре событий, но и легко осуществлять всевозможные маневры, пользуясь видом сверху. Чтобы было еще понятнее, стоит представить себе на минутку, скажем, WarCraft, в котором можно в любой момент спуститься с небес на землю и наблюдать за событиями уже отсюда, вращая головой на все 360 градусов. И что самое важное - в таком режиме не теряется контроль над постройками и техникой. Все функции, доступные нам "с высоты", сохраняются и в других режимах.

Несомненно, столь продвинутые возможности игры должны сильно сказываться на скорости, но авторы учли и это. Во-первых, здесь предусмотрена поддержка огромного количества трехмерных акселераторов (два с половиной десятка наименований от дюжины производителей), во-вторых, доступны семь разрешений (от 512x384 до экзотического 1600x1280) и, в-третьих, используются довольно однообразные текстуры - они действительно не самые лучшие, но чем-то надо было пожертвовать.

Сюжет Armor Command не отличается оригинальностью. На Землю прилетели гуманоиды под общим названием Vrass Slavers и начали бряцать своими железками. Земляне объединились в единую военную структуру United Terran Forces и стали бряцать в ответ. У нас есть возможность присоединиться к любой расе: различия в вооружении столь незначительны, что говорить о подавляющем преимуществе какой-либо стороны не приходится. И у тех, и у других имеется определенный "базовый" набор средств уничтожения и построек - скауты, легкие и тяжелые танки, что-то типа вертолетов, пушки, вертолетные площадки, ремонтные мастерские, мастерские для модернизации, станции по сбору ресурсов и, конечно, штаб.

Принципы, положенные в основу игры, тоже весьма примитивны. Есть штаб, он же - источник военной техники, завод по переработке ресурсов и т. д. Передвижная станция собирает ресурсы, разбросанные по карте. Интересно, правда, что, после того как месторождение будет полностью выработано, мобильный заводик складывается и переезжает к следующему. Сам ресурс доставляется в штаб специальным транспортом. Здесь производится всевозможная техника и осуществляется переход на очередной технический уровень, что дает нам возможность строить новые здания и выпускать новые виды техники.

Несколько слов по поводу интерфейса игры. Все имеющиеся в нашем распоряжении постройки и военные подразделения вынесены в виде пиктограмм в нижнюю часть экрана. Перемещаться между ними можно двумя способами. Первый - с помощью средств управления курсором, что чрезвычайно удобно. Второй способ более эффективен: каждой боевой единице, подразделению или постройке присваивают одну из функциональных клавиш с тем, чтобы в дальнейшем вызывать их лишь нажатием на соответствующую кнопку. Допускается сортировать пиктограммы по определенному признаку - выводить на экран только средства наступления, радары, ресурсодобывающие подразделения или все сразу. Примерно так же разбиты функции самого штаба - нападения, радарные, защиты и т. д. Удачной находкой авторов является и то, что на пиктограмме, принадлежащей какому-либо подразделению, отображается степень повреждения каждой входящей в него боевой единицы. В общем, на сегодняшний день это один из самых лучших "стратегических" интерфейсов - он абсолютно логичен и в то же время интуитивно понятен.

В целом же Armor Command, безусловно, заслуживает внимания со стороны поклонников стратегических игр. Прекрасный звук, гибкая система графических настроек, неплохая трехмерная графика, хорошие спецэффекты, наличие удобного интерфейса, возможность играть по модему, локальной или глобальной сети и выбирать точку обзора - все это выводит игру почти на уровень лидеров в данном столь популярном жанре.

Материалы предоставлены отделом тестирования клуба Keyray. Тел.: (095) 338-79-61.


Armor Command

Стратегия в реальном времени
Платформа: Windows 95
Системные требования: Pentium-90 (при наличии трехмерного акселератора с 2-Мбайт ОЗУ) или Pentium-166, 16-Мбайт ОЗУ, 4X-дисковод CD-ROM, видеоплата SVGA с 1-Мбайт ОЗУ, 30 Мбайт свободного места на жестком диске.
Рекомендуется: Pentium-166, 32-Мбайт ОЗУ, 8X-дисковод CD-ROM, трехмерный акселератор с поддержкой Direct 3D, видеоплата SVGA с 4-Мбайт ОЗУ.
Разработчик и издатель: Ripcord Games
Язык: английский
Цена: 51 долл.


Рейтинг (по стобалльной системе)

Сюжет: 50
Сложность игры*: 75
Искусственный интеллект: 90
Зрелищность: 85
Музыка: 80
Графика: 90
Интерфейс: 100

* Чем сложнее игра, тем ниже балл.


Где купить:
"CompuLink "Библио-Глобус", Мясницкая, 6, тел.: (095) 924-26-73
"R-Style", Декабристов, 38/1, тел.: (095) 403- 90-03
"Белый ветер", Никольская, 10/2, тел.: (095) 928-73-92
"Дом технической книги", Ленинский просп., 40, тел.: (095) 137-68-88
DIAL Electr., Строителей, 11, корп.1, тел.: (095) 928-85-81
"Виртуальный мир", Волгоградский просп., 1, тел.: (095) 742-50-00
"Электронный мир", Ленинский просп., 70/11, тел.: (095) 742-40-00

Советы, помогающие выиграть

Очень важно правильно понять задание. Следует четко представлять себе, где первичная цель, а где вторичная и все остальные.

Учтите, что захватить месторождение - не самое главное, его нужно еще и удержать. Нельзя оставлять без охраны и свои месторождения. То же самое относится и к штабу.

Используйте скаутов не для боя, а для разведки боем. Даже когда их много, в сражении они бесполезны.

Если есть возможность, всегда переходите на новый технический уровень.

Объединяйте боевые единицы в одну группу и присваивайте каждой группе определенную функциональную клавишу - так легче маневрировать.

Не забывайте, что с высоты даже очень большой холм выглядит как равнина, поэтому иногда нажимайте на "пробел", чтобы оглядеться на местности.

Помните, что радар - не архитектурное излишество, а полезный инструмент, помогающий обнаружить врага.

Умело используйте рельеф в своих целях - атака из-за холма, патрулирование у стратегически важных мостов и т. д.