Mногие программы сегодня можно использовать как игрушку и как рабочий инструмент. Современные компьютерные технологии предоставляют теперь такие возможности, о которых раньше приходилось только мечтать. Я хочу рассказать вам о программах, с помощью которых на любом минимально экипированном средствами мультимедиа компьютере можно создавать довольно сложные музыкальные композиции.
Причем если традиционно, чтобы вот так в удовольствие сочинять музыку, требовалось наличие специализированного дорогого оборудования и знание хотя бы нотной грамоты, то для работы с этими программами нужно лишь иметь в своем распоряжении компьютер (пусть даже старенький 386-й), звуковую плату (в крайнем случае можно даже самостоятельно спаять звуковое устройство под названием Covox) и обладать каким-никаким музыкальным слухом.
Не берусь утверждать, что подобные программы позволят вам полностью решить свои проблемы и освободят от затрат, - для создания профессиональной музыки понадобится, конечно, специальная аппаратура, да и без музыкального образования не обойтись. Но для человека, никогда не занимавшегося музыкой, это реальный доступ в новый мир, который прежде для большинства пользователей был практически закрыт.
Своему развитию и распространению эти программы во многом обязаны сформировавшейся в 90-х годах специфичной среде (компьютерный underground), в которой работали и общались между собой через сети и BBS молодые хакеры, программисты и компьютерные музыканты. А первые такие музыкальные редакторы появились на знаменитом компьютере Amiga, который в свое время обеспечивал действительно уникальные возможности и являл собой, наверное, одну из самых ранних мультимедийных систем.
Люди хотели творить, и с помощью встроенного синтезатора Amiga, способного воспроизводить оцифрованные семплы (образцы звучания реальных инструментов) через четыре аудиоканала, они научились создавать оригинальные музыкальные произведения, сохраняемые в формате MOD. Это увлечение сыграло роль объединяющего фактора и привело к образованию многочисленных музыкальных групп и программистских коллективов, которые разрабатывали все более хитроумные музыкальные редакторы, различные демонстрационные программы и просто MOD-файлы (музыкальные модули). Впоследствии появилось много аналогичных редакторов для PC, были усовершенствованы форматы представления звука (STM, ULT и т.п.) и средства его обработки.
Что такое трекер
Программы, о которых идет речь, называются трекерами (от слова track - дорожка). Чтобы лучше уяснить это понятие, вспомним основы бытовой звукозаписи. Возьмем, к примеру, обычный магнитофон, который есть у всех дома. В нем две дорожки - два канала. Каждая дорожка обслуживает свой канал, а вместе они формируют стереосигнал. Если записать музыку на одну дорожку, то она будет слышна лишь через одну колонку.
Трекер - это аналог многодорожечного магнитофона, только кассеты он использует "виртуальные", создавая их образ в файле. Кроме того, аналоги всех основных функций трекера тоже можно найти в магнитофоне. При записи с микрофона вы получаете на ленте определенную последовательность сигналов в виде участков различной намагниченности. Точно так же и в трекере - для каждой колонки записывается последовательность команд. Интерпретирующая программа - проигрыватель, словно магнитная головка в магнитофоне, переводит эти команды в звуковые импульсы определенной частоты и громкости.
Как любое музыкальное произведение, записанное на кассету, состоит из фрагментов звучания различных инструментов, так и в трекере с помощью команд на каждой из дорожек вы воспроизводите семплы, которые были специально подобраны для соответствующей музыкальной композиции. Более того, можно изменять их параметры, такие как громкость и частота. В трекерах предусмотрены специальные функции для изменения свойств групп семплов (инструментов), а в вашем магнитофоне за это отвечают ручки эквалайзера, регуляторы баланса и громкости.
В музыкальном модуле может быть максимально задействовано до 64 каналов-дорожек, а в некоторых редакторах и того больше. Как же их прослушивать, если обычные стереофонические звуковые платы имеют всего два канала? В действительности все просто - звуковые сигналы из всех каналов в итоге сводятся в один стереоканал (два моно), хотя это требует определенных аппаратных ресурсов. Именно поэтому в некоторых современных звуковых платах, работающих на шине PCI (например, TB Montego A3D), предусмотрена аппаратная поддержка микширования и обработки до 32 и более аудиоканалов в режиме реального времени. Таким же образом обрабатываются через DirectSound аудиоэффекты в играх. В трекере вы сами выбираете стереоканал для каждой дорожки.
Наглядно и удобно
Сегодня среди трекеров наиболее известны программы Scream Tracker, Fast Tracker и Impulse Tracker, которые имеют общий принцип работы и отличаются в основном интерфейсом и набором дополнительных функций. Некоторые трекеры используют собственный формат музыкальных файлов, но, как правило, все они поддерживаются и другими программами.
Для работы с трекерами вполне годится 386-й компьютер (хотя 486-й, конечно, лучше). Необходимо наличие видеoплаты VGA (SVGA) и, естественно, звуковой платы. Можно задействовать и встроенный динамик, но вряд ли вас это устроит. Наивысшее качество звука в трекерах обеспечивает формат Ultrasound, но подойдет и любой SoundBlaster.
Программа Impulse Tracker отнюдь не является самой популярной. Например, она проигрывает Fast Tracker в богатстве функциональных возможностей и числе утилит. С помощью Fast Tracker можно не только собирать композиции из готовых семплов и инструментов, но и самостоятельно создавать их, для чего здесь предусмотрена возможность записи сигнала с линейного входа (или микрофона). При редактировании этого сигнала в рабочем окне отображается амплитудная характеристика звуковой волны. Манипулируя мышью, можно выделять нужные участки волны и производить над ними различные действия, включая их перестановку или удаление. Однако пользовательский интерфейс Impulse Tracker более интуитивен и понятен, так что научиться работать с ней намного легче, чем с другими программами. Именно поэтому мы и выбрали ее как образец при написании данной статьи.
Музыкальный редактор Impulse Tracker осуществляет прямой контроль над 64 каналами и может загружать и проигрывать файлы в форматах S3M, MTM, MOD и, конечно, IT, а сохранять - только в форматах S3M и IT. Модули поддерживают максимум 99 семплов, 99 инструментов, 200 паттернов (фрагментов музыкальной композиции, состоящих из нескольких выполняемых последовательно строк, - обычно от 32 до 256), очередь на 256 паттернов, 64 канала с прямым управлением и 256 каналов для виртуального управления.
В программу по сравнению с предыдущими версиями были добавлены новые функции и эффекты, необходимые для профессиональной работы со звуком. Теперь она обеспечивает загрузку внешних семплов и инструментов в виде файлов XI, ITI, XM, IT.
Трекеры обычно позволяют редактировать музыкальную композицию без изменения исходного файла - видоизменяется его копия в памяти. Максимально возможный размер файла для загрузки в Impulse Tracker составляет 4 Мбайт. После открытия файл можно просмотреть, познакомиться с нотной структурой и использовать какие-то компоненты для создания собственных композиций. В нижнем окне вы увидите, какая строка нот сейчас воспроизводится, в левом - какова активность каналов, в правом - в какой стереоканал выводится звук каждого канала, а в центральном - какой инструмент играет в данный момент.
При воспроизведении музыки, нажимая на клавиши-стрелки курсора "вправо" и "влево", можно прослушивать желаемую "дорожку" выбранного произведения.
Необходимо отметить очень важную деталь, делающую навигацию в редакторе удобной, - все окна, требующиеся для работы, вызываются с помощью функциональных клавиш F1 - F12. Причем, что особенно ценно, они связаны между собой. Это означает, например, что ту или иную ноту можно обрабатывать на нескольких экранах: на одном видоизменять ее характер, на другом громкость, тон, октаву, ставить на нужное место. В этой программе применена технология, благодаря которой можно прослушать любую ноту или фрагмент, даже когда композиция еще не закончена. Такой принцип позволяет создавать музыку на слух. Вы руководствуетесь здесь скорее своими ощущениями, нежели знанием нотной грамоты. Конечно, никто не отрицает, что нотная грамота нужна, но даже без нее можно реализовать какой-нибудь простейший проект. А после долгой работы в трекере знание нот обычно приходит само.
В верхней части любого экрана можно видеть название композиции (Song Name), имя файла (File Name), порядок воспроизведения паттернов (Order), сам паттерн (Pattern), строку нот (Row). Порядок воспроизведения устанавливается для того, чтобы облегчить создание музыки с повторяющимися элементами. Он задается номерами паттернов, которые записываются в нужной последовательности в списке Order. Для упрощения записи используется клавиша N, означающая "next" - ввод следующего номера. Если в паттернах что-либо записано, то это уже готовый модуль. Знак <---> показывает конец произведения, а <+++> представляет собой маркер, введенный для поддержки формата ST3 и игнорируемый проигрывателем. Остальные колонки отображают активность каналов. Этот экран вызывается нажатием клавиши
Создание музыки
Уникальность предлагаемой авторами трекеров методики состоит в том, что с ее помощью вы можете составлять свои композиции, просто слушая, как звучит тот или иной инструмент, и выбирать подходящий звук. А чтобы вам не было скучно в ваших поисках, возьмем для примера одну из самых известных мелодий, которая сохраняется в памяти многих поколений. Пусть это будет знакомая всем с детства песенка "В лесу родилась елочка".
Воспользовавшись двумя инструментами, размещенными каждый в своем канале, мы попытаемся добиться приятного и узнаваемого звучания. Композиция занимает два паттерна по 64 строки. Для написания этой композиции необходимо в редакторе паттернов ввести последовательно ноты в соответствии с табл. 2.
Функциональные возможности музыкального редактора
А теперь на примере музыкального редактора Impulse Tracker, который распространяется бесплатно в Internet, рассмотрим более подробно, на каких принципах строится работа в трекерах.
Главное рабочее меню в редакторе вызывается клавишей
При редактировании музыки необходимо знать несколько "горячих" клавиш. Комбинация
Следует упомянуть и о системе помощи. Это небольшой, но полный список команд, который появляется при нажатии
Октава ноты определяется путем добавления к октаве текущей ноты значения базовой октавы. Последняя может быть изменена нажатием клавиш: серые > и <*>,
Второй столбец схемы редактора включает музыкальный семпл или инструмент в зависимости от того, в каком режиме работает трекер. Допустимый диапазон - от 01 до 99.
Чтобы изменить октаву воспроизводимой ноты, вовсе не обязательно писать ее снова - достаточно в колонке, где пишется октава, поставить новое значение, опустив название ноты.
Примеры интерпретации записи в столбце паттерна приведены в табл. 2. Как видите, если значение одного из параметров не задано в текущей команде, используется предыдущее.
Таблица 2. Нотная запись композиции "В лесу родилась елочка" для трекера Impulse Tracker | |||
паттерн 0 | паттерн 1 | ||
Канал 0 | Канал 2 | Канал 0 | Канал 2 |
G-4 02 | A-4 02 | F-4 04 | |
A-4 04 | |||
E-5 02 | C-4 04 | A-4 02 | C-5 04 |
E-4 04 | |||
E-5 02 | G-4 04 | F-5 02 | F-4 04 |
G#4 04 | |||
D-5 02 | G-4 04 | F-5 02 | C-5 04 |
B-4 04 | |||
E-5 02 | D-5 04 | E-5 02 | E-4 04 |
G#4 04 | |||
C-5 02 | C-4 04 | D-5 02 | B-4 04 |
E-4 04 | |||
G-4 02 | G-4 04 | C-5 02 | A-4 04 |
C-5 04 | |||
C-4 02 | G-5 02 | E-4 04 | |
G-4 02 | E-5 02 | E-4 04 | |
F-4 04 | |||
E-5 02 | C-4 04 | E-5 02 | A-4 04 |
E-4 04 | |||
E-5 02 | G-4 04 | D-5 02 | G-4 04 |
B-4 04 | |||
F-5 02 | F-4 04 | E-5 02 | D-5 04 |
A-4 04 | |||
A-5 02 | C-4 04 | C-5 02 | C-4 04 |
E-4 04 | |||
G-5 02 | C-4 04 | G-4 04 | |
E-4 04 | |||
G-4 04 | |||
C-4 04 | |||
G-5 02 |
Третий столбец схемы содержит значения громкости или панорамирования ноты. Для переключения ввода того или иного параметра нужно нажимать клавишу <~>. Уровень громкости варьируется в пределах от 0 (самый низкий) до 64 (максимально высокий). Если громкость не указана, устанавливается значение, принятое по умолчанию.
В IT версии 2.08 и выше введены некоторые дополнительные функции, позволяющие работать с амплитудой звука непосредственно во время воспроизведения всей композиции. Вы можете, например, повышать или понижать основной тон ноты и громкость ее звучания, а с помощью средств управления панорамой придавать различную окраску тембру.
Затем следуют команды для регулирования громкости и тона. Они обозначаются буквами от А до Н (табл. 3):
Таблица 3. Команды регулирования параметров | |
Ах | Скольжение громкости на x вверх точно |
Bx | Скольжение громкости на x вниз точно |
Cx | Скольжение громкости на x вверх грубо |
Dx | Скольжение громкости на x вниз грубо |
Ех | Повышение тона на x |
Fx | Понижение тона на x |
Gx | Установка portamento к ноте со скоростью x |
Hx | Установка vibrato с глубиной x |
Последний столбец отображает функции управления эффектами. Тем, кто только начинает изучать Impulse Tracker, я советую отложить пока эксперименты с этим разделом, чтобы накопить прежде кое-какой опыт. В данном столбце определяются некоторые специальные параметры звучания, и если с ними немножко "переусердствовать", то ваша музыка получится довольно сумбурной. Чрезмерное увлечение эффектами - одна из наиболее распространенных ошибок начинающих "музыкантов". На это постоянно обращает внимание и автор программы Impulse Tracker в своей аннотации.
Эффекты вводятся с помощью клавиш "a - z". За буквой обычно следует шестнадцатеричное число, определяющее параметры эффекта. К достоинствам программы нужно отнести и наличие так называемой "памяти" (специального буфера данных), позволяющей повторять эффект без полного его написания. Например, вместо того чтобы вводить
Важно отметить, что в IT везде задействованы десятичные числа, что, несомненно, очень удобно для начинающих. Исключение составляют только команды по управлению эффектами. Список эффектов "первой необходимости" и их значения представлены в табл. 1.
Таблица 1. Наиболее часто используемые эффекты | |
Axx | Установка скорости воспроизведения (hex) |
Bxx Jump to order (hex) | Переход на следующую строку по списку (hех) |
Cxx Break to row xx (hex) of next pattern | Прерывание воспроизведения и переход на следующую строку |
D0x Volume slide down by x | Уменьшение громкости на х |
Dx0 Volume slide up by x | Увеличение громкости на х |
DFx Fine volume slide down by x | Уменьшение громкости на х точно |
DxF Fine volume slide up by x | Увеличение громкости на х точно |
Exx Pitch slide down by xx | Понижение тона на х грубо |
EFx Fine pitch slide down by x | Понижение тона на х точно |
Fxx Pitch slide up by xx | Повышение тона на х грубо |
FFx Fine pitch slide up by x | Повышение тона на х точно |
Hxy Vibrato with speed x, depth y | Vibrato со скоростью х и глубиной у |
Ixy Tremor with ontime x and offtime y | Tremor с началом в х и концом в у |
Jxy Arpeggio with halftones x and y | Арпеджио с полутонами х и у |
Mxx Set channel volume to xx (0->40h) | Установка громкости канала в хх (00-40h) |
N0x Channel volume slide down by x | Уменьшение громкости канала на х |
Nx0 Channel volume slide up by x | Увеличение громкости канала на х |
NFx Fine channel volume slide down by x | Уменьшение громкости канала на х точно |
NxF Fine channel volume slide up by x | Увеличение громкости канала на х точно |
P0x Panning slide to right by x | Изменение панорамирования вправо на х |
Px0 Panning slide to left by x | Изменение панорамирования влево на х |
Txx Set tempo to xx (20h->0FFh) | Установка темпа в хх |
Uxy Fine vibrato with speed x, depth y | Точное vibrato со скоростью х и глубиной у |
Vxx Set global volume to xx (0->80h) | Установка общего значения громкости в х |
W0x Global volume slide down by x | Уменьшение общей громкости на х |
Wx0 Global volume slide up by x | Увеличение общей громкости на х |
Другие эффекты, в том числе и видоизменяющие форму волны, можно найти в окне помощи. Точное и приближенное воздействие на звук отображается соответственно как
Особо хотелось бы выделить одну из самых полезных и часто применяемых функций, без которой процесс ввода музыкальных команд был бы очень трудоемким, - это обмен данными. Вы можете скопировать (или вырезать) в буфер обмена любой нужный вам блок нот для их последующего многократного использования.
Cемплы
Семплы (Sample), как вы уже знаете, представляют собой записанные на жесткий диск фрагменты звучания реальных инструментов или образцы различных звуков. Обычно они берутся из готовых библиотек либо делаются из оцифрованных WAV-файлов. Impulse Tracker использует 16- и 8-разрядные семплы и может импортировать их из различных форматов, принятых в звукозаписывающих программах.
Семплирование, т. е. процесс записи уже готовых музыкальных отрывков и различных звуков, а затем создание на их основе оригинальных композиций и аранжировок (как из мозаики складывается картина) - весьма распространенное занятие. И дело даже не в том, что использовать готовое значительно проще, чем творить самому, а в тех удивительных возможностях, которые предоставляют семплерные технологии в распоряжение музыканта, не имеющего под рукой большого симфонического оркестра. Да и чтобы выстроить сложную и более или менее реалистичную композицию, необходимо опять же заимствовать что-то из реального мира.
Что касается работы с семплами в Impulse Tracker, то здесь часто практикуется следующая методика: музыкант (один или с друзьями) наигрывает на своих инструментах определенные фрагменты будущего произведения, подготавливает образцы звучания и т. п., записывает весь этот материал в файлы, пригодные для трекера, и затем уже экспериментирует с возможными вариантами.
Семплы имеют несколько параметров - название, громкость по умолчанию, общую громкость - и содержат информацию о vibrato, цикличности и частоте. Vibrato различается по скорости колебания звука (0-64) и глубине (максимальное отклонение от среднего значения). Семплы могут быть зациклены, что обеспечивает непрерывное звучание (так называемый луп - loop). Начало и конец цикла при этом должны быть обязательно определены, равно как и метод его работы. Выдерживаемые циклы работают до тех пор, пока не встретится команда Note Cut, и таким образом создается эффект "послезвучия". В других случаях используются нормальные циклы.
Рабочее окно редактора семплов вызывается нажатием
Для расширения рабочей библиотеки семплов удобно задействовать образцы из готовых модулей S3M, MOD, IT и т. д., написанных другими. Эти модули в списке обозначаются как Library. Свойства семплов можно редактировать, изменяя их параметры в правой части окна. Будьте внимательны: некоторые образцы из таких модулей содержат ошибки или требуют дополнительной конвертации в подходящий формат. А иногда заимствование чужих семплов может обернуться нарушением авторских прав, особенно если вы применяете коммерческие библиотеки, не имея на них лицензии. Бесплатные семплы можно найти на специализированных BBS или в Internet. Но все же интереснее и практичнее сделать собственную библиотеку с помощью какой-нибудь программы для записи и редактирования звука, например Sound Forge или WaveLab (см. статью Антона Павленко "Конкретная музыка", "Мир ПК", #6/97, с. 172).
Процесс создания музыки на основе семплов в трекерах относительно прост. Существуют два пути. Первый состоит в следующем. В рабочем окне кроме удаления команды сдвигает на одну строку всю композицию.
Второй путь - непосредственный ввод нот в основном окне редактора (например, при переложении на компьютер композиций, уже представленных в виде нотной партитуры).
Воспроизводится модуль разными способами. Для того чтобы прослушать всю композицию целиком, в соответствии с установленным
Инструменты
Научившись работать с семплами, вы сумеете оценить и те возможности, которые обеспечивают инструменты. Их рабочие окна схожи между собой. Чтобы воспользоваться инструментами и задействовать их функции, включая специальные эффекты, надо в окне установки переменных
Трансляция образцов управляется столбцом General в окне работы с инструментами, который показывает, как каждая отдельная нота инструмента будет транслироваться.
Несколько образцов объединяют в один инструмент для того, чтобы упростить подключение, например, барабана. Вам больше не надо заменять инструмент, если вы хотите использовать другой образец. Такое объединение семплов делает их более удобными в работе - можно определять громкость, эффекты или затухание звука применительно сразу ко всем образцам в списке. При сохранении инструмента на диске сохраняются и все связанные с ним образцы. Это помогает упорядочить процесс разработки композиции, а имея уже готовые инструментальные подборки, можно переходить и к творчеству.
Создание музыки на основе инструментов аналогично работе с семплами, что существенно облегчает жизнь пользователю. Но в инструментальном режиме предусмотрены еще и дополнительные возможности для изменения свойств инструмента, позволяющие регулировать громкость, панорамирование и тональность во время звучания ноты. Причем можно реализовать эффект динамического перемещения звука между каналами, не выстраивая для этого цепочку из последовательно играющих одинаковых нот инструмента. Библиотеки инструментов также можно найти в других готовых модулях.
Комментарий специалиста
С помощью вышеописанных методик вы можете сами попробовать написать музыку. Однако помните следующие правила.
Не пытайтесь завершить свою первую песню сразу, как только сядете за трекер. Сделать качественную композицию вот так, с ходу, могут лишь немногие - лучше попрактикуйтесь и накопите кое-какой опыт в общении с программой. После окончания работы прослушайте новую песню через пару дней и тогда уже сможете увидеть и исправить недочеты.
Очень полезно послушать композиции, созданные в трекерах профессионалами. Поразмыслите, как другие композиторы добивались того или иного звучания, и поэкспериментируйте самостоятельно. Пишите музыку, которую вы часто слушаете, - не начинайте со сложных партий и инструментальных произведений. При написании композиций, которые вам хотелось бы вынести на суд публики, важно правильно и качественно настроить семплы. Это даст более чистый звук. Обидно, когда хорошо выстроенные модули страдают некоторым тональным диссонансом (за исключением, конечно, тех случаев, когда все так и задумано). Не останавливайтесь на достигнутом - изучайте возможности трекера. Неплохо было бы проанализировать какие-то "чужие" музыкальные эффекты. Если вы собираетесь сделать свою музыку реалистичной, то представьте себя дирижером, управляющим целым оркестром. Определите, как должен звучать каждый инструмент, каким будет баланс между низкими и высокими частотами.
При написании композиции, особенно если вы готовите ее к выпуску в свет, попробуйте придумать что-нибудь яркое и индивидуальное. Множество композиций сегодня имеют одинаковый стиль, а людям всегда приятно попробовать что-либо новенькое. Не мешало бы навести порядок и в ваших музыкальных библиотеках. Отсортируйте все образцы в каталогах - если семплы, из которых создается композиция, будут плохи, то ничего стоящего у вас не получится.
Ну и самое главное - в процессе работы чаще сохраняйте музыкальные фрагменты на жестком диске. Это поможет спасти вашу нервную систему и избежать больших неприятностей.
Если же говорить о перспективах, то композиции, написанные с помощью трекеров (а наиболее распространенным и многофункциональным среди них считается Fast Tracker), при должном качестве применяемых семплов демонстрируют довольно высокое качество. Но для профессиональной работы они не очень подходят. Тут уж стоит присмотреться к другим программам. Например, обратите внимание на KeyClock - это музыкальный редактор для Windows, подобный трекерам, но более функциональный и требовательный к ресурсам. Он используется многими профессиональными музыкантами.
По мнению DJ Groove, программы типа Fast Tracker являются полупрофессиональными. Возможности у них гораздо скромнее, чем у редакторов класса KeyClock, потому что трекеры работают только с оперативной памятью, а значит, вмещают значительно меньше семплов и инструментов. КeyClock же работает с жестким диском, что обеспечивает куда большие объемы для хранения аудиоданных. Например, можно создать пятиминутный фрагмент и потом вставить его в композицию.
Возможно, прочитав эти строки, вы подумали, что трекеры - уже устаревшая технология. Неверно. У них масса преимуществ. Сегодня существует много групп, работающих на трекерах и даже выпускающих свои сборники. Организовано целое сообщество приверженцев такого творчества. Они обмениваются музыкальными модулями, распространяют через Internet готовые композиции и даже устраивают фестивали. Но все это происходит на любительском уровне, и конечно, выход для таких композиций на широкую публику практически невозможен.
Для того чтобы композиция, сделанная в трекере, хорошо звучала, необходимо использовать высококачественные семплы и инструменты (16-бит, 44 кГц). Но тогда нужен и очень большой объeм файла, что противоречит самой идее трекеров, призванных облегчить работу с музыкой за счет минимизации системных требований. Поэтому размер обычного музыкального файла редко превышает 300 Кбайт. KeyClock же работает большей частью с WAV-файлами, и пятиминутная композиция с несколькими дорожками (а дорожек там может быть великое множество) будет занимать порядка 200-300 Мбайт. Это уже профессиональный уровень.
Правда, в таком случае вам потребуется и профессиональное оборудование. Однако при наличии у большинства пользователей стандартных звуковых плат и отсутствии студийного оборудования и других музыкальных принадлежностей вряд ли найдется так уж много желающих потратить лишние деньги и время на "профессиональную" работу с музыкой. Трекеры же пока конкурентоспособны в своем классе и весьма привлекательны для массового пользователя.
А тем, кто уже попробовал свои силы в Impulse Tracker и заинтересовался подобным "сочинительством", советую обратить внимание на Fast Tracker. Кстати, в нем предусмотрено подключение MIDI-клавиатуры, хотя это вовсе не обязательно.
Так что написание музыки на компьютере давно уже перестало быть просто игрой. И независимо от того, насколько серьезны ваши намерения, трекеры предоставляют очень широкие возможности, чтобы можно было попрактиковаться и просто понять, что к чему. Ну а композиции, написанные профессиональными компьютерными музыкантами, можно послушать на радио "Станция", которая часто передает современную танцевальную музыку.
Сергей Чабунин - технический координатор сети The Basic Network. E-Mail: bcs@am.mati.ru. Fido: 2:5020/984.5. Комментировал статью Артем Joombo, музыкант, диск-жокей, участник музыкального проекта "ТриАДО".
Поиск трекера
Музыкальный редактор Impulse Tracker является свободно распространяемым и предназначен только для некоммерческого использования. Для обмена информацией по работе с трекерами существуют различные конференции. В Internet, например, это alt.binaries.sounds.mods newsgroup. Вот несколько адресов, по которым можно найти самую последнюю версию этого трекера:
Ftp.cdrom.com/pub/demos/incoming/music/programs
Ftp.cdrom.com/pub/demos/music/programs/trackers
Http://www.citenet.net/noise/it
Автор Impulse Tracker - Jeffrey Lim. E-mail: pulse@student.adelaide.edu.au