году я внимательно сравнивал модели с разрешением 8005600, а в предыдущем обзоре ("Цифровые фотокамеры: зимний парад", "Мир ПК", №2/98) восторженно писал о первых двух камерах (Kodak DC210 и Olympus C-1400L), преодолевших миллионный рубеж, то сегодня разрешение менее миллиона пикселов считается просто неприличным. Причем речь идет не о дутых псевдопикселах, полученных путем математической интерполяции, а о полновесном аппаратном разрешении, обеспечиваемом качественной оптикой и реальным числом элементов регистрирующей ПЗС-матрицы. Так давайте же посмотрим на эти прекрасные модели, претендующие на роль хитов в осеннем сезоне.

Буду честен: на момент написания данного обзора большинство рассматриваемых в нем цифровых фотоаппаратов в Москве были еще недоступны и известны мне лишь по европейским весенним выставкам. Но тем не менее этот материал может стать если не практическим путеводителем, то, по крайней мере, ориентиром, который поможет вам сделать правильный выбор. Наш рынок сейчас очень быстро реагирует на появление новых продуктов и технологий, поэтому, уверен, уже в скором времени многие из описываемых моделей появятся на полках магазинов.

Анализируя характеристики представленных в таблице цифровых фотокамер, несложно выделить их общие черты. Это прежде всего единодушный отказ от применения для хранения изображений встроенной памяти в пользу сменных флэш-карт емкостью 4-8 Мбайт, соответствующих стандарту CompactFlash или SmartMedia (единственным и настораживающим исключением здесь является модель QV-5000SX фирмы Casio). Почти обязательно наличие жидкокристаллического дисплея, используемого в качестве видоискателя, а также для просмотра отснятых кадров, отображения экранного меню и текущих параметров съемки (даты, числа записанных и свободных кадров, режима компрессии и т. п.). Разработчики предоставляют пользователю все более широкий выбор между несколькими уровнями качества регистрируемых изображений: от предельно высокого (максимальное разрешение при минимальной компрессии) до предельно низкого (четверть разрешения и значительная компрессия).

Стандартный набор функций предусматривает теперь автоматическую установку фокуса, экспозиции и баланса белого, наличие встроенной вспышки (до пяти различных режимов, в том числе подавление эффекта "красных глаз") с дальностью действия не менее 3 м и автоспуска с задержкой до 10 с. Всегда присутствует цифровой интерфейс для передачи изображений на компьютер (как правило, последовательный RS-232). В то же время большинство камер имеет дополнительный видеовыход для просмотра изображений на ТВ. Некоторые модели, кроме собственно фотографий, позволяют записывать и сопроводительные звуковые комментарии длительностью до 8 с/кадр.

Что касается существенных отличий, то здесь в первую очередь, думаю, необходимо обратить внимание на разрешение, возможности оптики и габариты. Причем все параметры взаимосвязаны и в конечном счете определяют пользовательскую нишу. С этой точки зрения камеры можно разделить (весьма условно) на две группы: любительские и полупрофессиональные. К любительским относятся компактные модели, не только помещающиеся в нагрудном кармане, но и не отягощающие его. Это, естественно, Olympus C-840L, Fuji MX-700, а также Konica Q-M100, Casio QV-5000SX и Panasonic NV-DCF5E. Их вес не превышает 300 г, а по размерам они аналогичны классическим пленочным "мыльницам". Подобной портативности обычно соответствует несколько упрощенная оптика, да и цена сравнительно доступная - менее 800 долл.

Вторую группу составляют более сложные и дорогие модели. В этой группе лидируют Fuji DS-300, Canon PowerShot Pro70 и Kodak DC260. Сюда же можно отнести Kodak DC220, Olympus C-1400L, Ricoh RDC-4300 и Nikon Coolpix 900. Миниатюрными их уже, конечно, не назовешь - вес без аккумуляторов и флэш-карт памяти может превышать 600 г, но зато все они имеют многоэлементный объектив-трансфокатор с оптическим увеличением (не путать с цифровым, позволяющим просто масштабировать-интерполировать выделенный участок уже зарегистрированного изображения в два - четыре раза) и предлагают расширенный набор функций.

Дело в том, что профессиональные камеры не только обладают высоким разрешением и имеют сменную оптику. Их отличительной чертой является наличие функции контроля над процессом съемки, т. е. возможность ручной наводки на резкость, установки экспозиции и баланса белого. Это действительно важно, поскольку обычно автоматика хорошо справляется со своей задачей лишь на "простых" сценах без глубоких теней, ярких световых точек, встречного света и т. д. К сожалению, ни одна из представленных моделей в полной мере не удовлетворяет таким критериям. Но лучшие из них уже вплотную приближаются к идеалу. Это отражает наметившуюся в последнее время общую тенденцию, когда цифровые фотокамеры, ориентированные на массовый рынок (от 500 до 2 тыс. долл.), постепенно заимствуют у профессиональных цифровых фотоаппаратов многие уникальные свойства.

В каждой из рассматриваемых моделей второй группы есть своя изюминка, которая делает их совершенно неотразимыми. Так, RDC-4300 и Coolpix-900 для удобства съемки предлагают поворотный (на 1808) объектив. Canon PowerShot Pro70 оснащен двумя разъемами расширения для установки карт памяти CompactFlash, которые удваивают его потенциальную емкость, а также специальным разъемом для подключения и синхронизации с внешней вспышкой от серии фотоаппаратов Canon EOS - на рисунке камера изображена с установленной вспышкой. Аналогичный разъем имеет и Kodak DC260, но здесь он выполнен в виде специального кабеля синхронизации и более универсален: можно подключать еще и студийный свет. Кроме того, DC260 и DC220 снабжены разъемом USB для ускоренной (в 40 раз по сравнению с RS-232) передачи изображений на компьютер. Так, модели Kodak позволяют сохранять сценарии установок, т. е. задавать их совокупность и порядок выполнения, что полезно при многократном повторении найденных удачных вариантов съемки.

Фотопринтеры

C развитием цифровой фотографии увеличился спрос и на доступные по цене фотопринтеры (см. "Цветные принтеры для фотопечати", "Мир ПК", №6/98, с.25). Однако даже при столь ошеломляющем прогрессе струйной технологии, на искушенный (и вооруженный лупой) взгляд придирчивого покупателя, не пожалевшего выложить тысячу долларов за достойную камеру, растровые (точечные) картинки с разрешением в 14405720 тнд выглядят "грязными" и нереалистичными. Во всяком случае они заметно уступают отпечаткам, получаемым по сублимационной технологии. Здесь путем точечного нагрева краски, нанесенной на ленту с восковым покрытием, осуществляется ее дозированный перенос в газообразном состоянии на специальную бумагу. При этом соседние точки сливаются, а краски при переносе смешиваются, создавая гамму оттенков. В результате отпечаток становится похожим на фотографию - та же непрерывная пространственная структура и полный цветовой спектр.

Цветные сублимационные принтеры всегда высоко ценились профессионалами от печати. Но их цены до недавнего времени оставались весьма "кусачими" (тысячи долларов), да и стоимость одного отпечатка по расходным материалам была слишком высокой (несколько долларов). Среди сравнительно дешевых моделей в России наиболее известна продукция американской фирмы Fargo Electronics, впервые выпустившей сублимационный принтер для дома, - FotoFun. Он печатал с разрешением всего в 203 тнд (но, напомним, полноцветных точек), а размер отпечатка не выходил за рамки формата A6 - 10515 см. Но при цене в 600 долл. это фактически было единственное решение, которое рекомендовалось при создании домашней компьютерной фотостудии.

В настоящее время выбор принтеров не столь ограничен. Почти все крупные производители цифровых фотоаппаратов предлагают под собственной торговой маркой различные фотопринтеры, представляющие собой вариации на тему FotoFun, но по более доступной цене - от 300 до 600 долл. При этом большинство из них оснащено специальными входными разъемами, обеспечивающими возможность печати зарегистрированных изображений непосредственно с цифровой камеры. Однако их слабым местом является невысокое разрешение - обычно 144 тнд при отпечатке размером 654 дюйма, что по количеству точек просто не соответствует разрешению современной камеры. Поэтому я лично предпочитаю принтер Olympus P-300, который при 300 тнд позволяет получать действительно фотореалистические картинки.

Особое место в этом ряду занимает аппарат Fuji DS-300. Начнем с того, что он, как и Olympus C-1400L, построен на ПЗС-матрице размером 2/3 дюйма. Известно, что чем больше физический размер пиксела, тем меньше шумов возникает при регистрации и переносе электронного изображения. Именно по этой причине профессионалы от видео предпочитают оборудование, основанное на матрицах размером 2/3 дюйма или по крайней мере 1/2 дюйма, старательно избегая 1/3 и тем паче 1/4. Далее, DS-300 использует высококачественную оптику - профессиональный объектив Super EBC Fujinon - и истинный фильтр RGB (фильтр основных цветов обеспечивает более точное разделение, чем стандартный фильтр дополнительных цветов), в результате чего получаются четкие изображения с чистыми цветами.

Как и Canon, он имеет специальный разъем для синхронизации и установки внешней вспышки. Надежность аппарата подтверждается его прочным и легким корпусом, причем не обычным пластиковым, а металлическим, на основе магниевого сплава. Предусмотрены специальный противопылевой пластиковый чехол и жесткий кофр, который для удобства переноски включен в комплект поставки. Наконец, перевод изображений с камеры на компьютер возможен не только через медленный порт RS-232, но и через интерфейс SCSI. Впрочем, для этого необходим дополнительный внешний блок расширения EU-D3(A). Подключение этого блока также гарантирует режим непрерывной съемки - до 12 кадров с частотой 4,5 кадр/с.

На этом режиме следует остановиться подробнее. Одним из существенных преимуществ цифровых фотоаппаратов считается оперативность получения конечного результата - изображения в виде компьютерного файла или принтерного отпечатка. Но собственно в процессе съемки они отнюдь не блещут скоростью. Обычное время записи снимка в память составляет около 10 с (Fuji MX-700 как особое достижение декларирует 5 с), так что задача ввода последовательной серии кадров с подвижного объекта требует повышенного внимания.

Наиболее типичным ее решением является реализация режима быстрой съемки последовательных "малых" кадров в объеме одного полного кадра. Такое решение предлагают Konica M-100 (четыре четверть-кадра), Panasonic NV-DCF5E (девять кадров размером около 1/9) и Casio QV-5000SX (до 64 мини-кадров, образующих микрофильм длительностью 6,4 с). Практикуются и более сложные решения. Например, модели Kodak DC220, DC260, Nikon Coolpix 900 и Canon PowerShot Pro70 позволяют с частотой 2-4 Гц вводить по 10-20 кадров в четверть от максимального разрешения (6405480 - 7685512), т. е. непрерывно заполнять память на несколько полноразмерных кадров. Можно надеяться, что в скором времени цифровые фотоаппараты будут снимать непрерывную серию в сотню кадров - с учетом всего объема доступной памяти.

В заключение несколько коротких замечаний. Выше уже упоминалось о том, что современные цифровые фотоаппараты для записи и хранения регистрируемых изображений используют сменные карты флэш-памяти, поддерживающие стандарты CompactFlash и SmartMedia. Для чтения изображений с этих карт в компьютере обычно применяется специальный адаптер, с помощью которого их можно воспринимать как обычные PC-карты памяти. Почти все блокнотные компьютеры оснащены разъемом для таких карт, а настольные компьютеры требуют установки соответствующего устройства чтения. Но более оригинальным и перспективным представляется решение на базе адаптера FlashPath. По габаритам и форме он похож на 3,5-дюймовую дискету, в которую вставляется тонкая карта SmartMedia. Такой адаптер может быть установлен и считан в стандартном флоппи-дисководе 3,5 дюйма. К сожалению, аналогичное решение для более "толстых" CompactFlash-карт отсутствует.

Хотя в мире цифровыми фотоаппаратами занимаются несколько десятков фирм, лидерство, очевидно, остается за производителями из Японии. Впрочем, это не нашло должного отражения в данном обзоре, поскольку в основном они ограничивают свой модельный ряд более дешевыми (но массовыми) камерами с разрешением до 10245768. Так, Sanyo в прошлом году выпустила весьма конкурентоспособную модель VPC-X300 c разрешением 10245768 на ПЗС в 810 тыс., а на этот год анонсировала камеры VPC-G210 и VPC-G100 на 350 тыс. пикселов (6405480). По этой же причине, к сожалению, в обзор не попала Agfa - ее последняя модель ePhoto 1280, несмотря на заявленное разрешение 12805960, реализована на матрице всего в 810 тыс. пикселов, а новая модель ePhoto 1680 пока недоступна. Зато продолжает радовать Kodak, не уступающая японским камерам и даже впервые поднимающая планку. Что касается тайваньских фирм, то многие из них уже стартовали. Они еще заметно отстают, но разрыв стремительно сокращается, и в скором времени мы наверняка услышим о несложных и добротных цифровых фотоаппаратах по доступной цене. Сегодня наиболее близки к группе лидеров компании UMAX c моделью MDX-8000PRO (на КМОП-матрице размером 10005800) и Tekom с заявленной моделью TekCam-200 (на ПЗС в 1,45 млн.). Что ж, как говорится, цыплят по осени считают...

ОБ АВТОРЕ: Андрей Ряхин - директор фирмы "Стоик". Контактный тел.: (095) 366-90-06, e-mail: stoik@aha.ru