Конференция — это собрание, на котором люди говорят о вещах, которые давно следовало сделать.
Конференции, естественно, бывают разные, и интерес к ним тоже весьма различен — одни собирают большую аудиторию, другие не очень, на некоторых вообще почти никого. И задаешься вопросом: а почему же так получается? Потому ли, что тема неактуальна, что весть о ней до заинтересованных специалистов не дошла, что фуршет слабоват, что место непрестижное и скучное, а может, просто выступлений хороших маловато запланировано?
Как-то один специалист, организовавший конференцию, посетовал, что всем записанным в базу данных разослали именные письма-приглашения, а участников оказалось в десять раз меньше, да и то прибыли совсем не те, кого ожидали. Чем это объяснить?
Конечно, проведение подобных мероприятий — дело весьма непростое, ведь именно от того, кого и как позвать, во многом зависит их успех. Ну а далее все, видимо, определяется тем, удастся ли сразу же заинтересовать и удержать внимание аудитории.
Так зачем все-таки люди приезжают на конференции? Разумеется, чтобы узнать что-то новое и интересное. Это понятно. Но неужели не хватает информации, когда издается множество красочных фирменных буклетов, появляются различные демоверсии программ и можно, наконец, обратиться к Internet. Однако по поводу использования последнего в качестве источника достоверных и объективных сведений можно еще поспорить. Да к тому же вспоминается "плач" одного специалиста из отдела автоматизации: "Я послал запрос, а поисковая машина выдала полторы тысячи ссылок. Что же мне теперь со всем этим делать?" Знакомая ситуация, не правда ли? Информации-то великое множество. А вот на то, чтобы найти "золотые зерна", у специалиста, заваленного текущей работой, часто не хватает ни сил, ни времени.
Именно в подобных случаях и помогают профессиональные конференции, где можно встретиться с коллегами и обсудить накопившиеся проблемы, прослушать доклады зарубежных и отечественных специалистов о том, какие замечательные системы разработаны, выяснить, где они действительно работают и во сколько обошлось их внедрение. В общем, разузнать о них всю правду-матушку.
Давайте, взяв для примера типичную конференцию специалистов-"асушников", проводимую "Софтсервисом", — "Техникон", сообщим о ней предварительно некоторые сведения.
"Техникон" берет свое начало с конференций, проводившихся еще фирмой Nantucket. Первая из них, под названием "Конференция разработчиков Clipper в СССР", состоялась в 1991 г. в Обнинске, а с 1994 г. подобные мероприятия стали именоваться "Техникон" и ежегодно проходить в ноябре, причем они собирались даже в самые тяжелые, кризисные времена. Это конференции для тех, кто проектирует, создает, внедряет и эксплуатирует программные комплексы и системы. Основная цель их проведения — передача достоверной информации.
Активное участие принимают в них руководители отделов АСУ и ИТ, системные аналитики, специалисты-разработчики, администраторы информационных систем, Web-мастера.
Итак, проанализируем и разберемся, какие задачи помогает решать эта конференция. Причем исследование проведем, основываясь на письмах ее участников. Надеемся, это будет полезно и для тех, кто организует подобные мероприятия, и для тех, кто их посещает.
Обычно в нашем журнале публикуются статьи разработчиков, специалистов по консалтингу и создателей КИС. А вот руководителей и специалистов отделов АСУ, для которых все это делается, совсем не слышно, не видно, да и на наши просьбы писать они почему-то отвечают молчанием. Может, у них все отлично? Пожалуй, надо дать им шанс высказаться. Начнем с Федора Васильевича Фролова, зам. начальника управления автоматизации производства АО "Норильский комбинат". Ему, на наш взгляд, удалось четко сформулировать основные пути развития информационных систем отечественных предприятий:
? перевод задач на современные промышленные базы данных и клиент-серверные технологии;
? интеграция всех локальных задач в единый комплекс и в единое информационное пространство;
? объединение всех служб автоматизации, отказ от самостоятельной разработки задач, которые многие годы решаются специализированными фирмами,
? переход на современные технические средства и работу в корпоративных сетях.
А что же необходимо для этого? Из-за чего сейчас больше всего болит голова у руководителей служб автоматизации? По мнению г-на Фролова, из-за того, что приходится искать ответы на вопросы: какую выбрать СУБД; где найти оптимальные пути перехода к комплексным системам управления предприятием; какова должна быть технология такого перехода и как интегрировать решения локальных задач конкретного производства в общую корпоративную систему?
Ответы на них очень трудно найти самостоятельно — требуется дискуссионный и детальный анализ возможностей средств разработки и существующих систем. Поэтому и организуются подобные конференции, ведь именно на них специалисты-разработчики и автоматизаторы-потребители (пользователи) могут провести сей анализ и оценить трудозатраты по внедрению подобных систем.
"Тормозом во внедрении на российских предприятиях комплексных систем управления является как "специфичная" для России финансовая бухгалтерия, так и отсутствие тесной связи разработчиков комплексных систем с производственниками", — считает Ф.В. Фролов, а в заключение добавляет следующее: "Конференция... в состоянии определить, почему ни одна из систем (и зарубежных, и российских) не находит "красивого" внедрения на крупных промышленных предприятиях России? Все технические возможности сегодня для этого существуют. А проку нет!" — заключает г-н Фролов.
Вероятно, для того чтобы хоть какой-то прок от этой автоматизации был и деньги на ветер не выбрасывались, и проводятся такие конференции. Понятно.
А теперь дадим слово даме, Web-мастеру OPT Ирине Бржевской.
"В условиях, с одной стороны, изобилия информации в центре, а с другой — нехватки оной в регионах, — говорит она, — на конференциях происходит как бы "информационное перемешивание", и одни ее участники избавляются от "пресыщения", а другие обогащаются нужными сведениями. Кроме того, из-за загруженности оперативной работой программистам и техническим работникам просто некогда отслеживать появление нового программного и аппаратного обеспечения. А во время конференции можно за три-четыре дня узнать много полезного от коллег... Для меня лично еще важна сама атмосфера, в которой проходят подобные действа, — добавляет Ирина. — Ни для кого не секрет, что руководители российских фирм частенько вообще не понимают, зачем им вся эта автоматизация, компьютеризация, Internet и прочая чепуха. Поэтому программисты оказываются в положении "лишних людей", чуждых элементов, и им порой думается: а зачем мне все это надо, не пойти ли на рынок бананы продавать? Но, оказавшись в атмосфере себе подобных, получаешь как бы стимул к работе, борьбе, освоению нового".
Отлично.
Передаем теперь слово "простому ИТ-менеджеру" (как он сам себя называет), Андрею Самарину, начальнику отдела автоматизации АО "Транснефтьгазстрой-Балтика". "Очень полезно оторваться на несколько дней от производственных проблем и провести их в кругу коллег, — считает он. — Обсудить свои проблемы, рассмотреть способы их решения, узнать о том, что происходит в мире, не из рекламных буклетов, а от людей, державших в руках (профессиональных!) новые продукты и готовых поделиться всеми их "плюсами" и пойманными ошибками. Опять же не слишком часто одновременно можно встретить такое количество профессионалов (как модно было говорить при коммунистах, конференции — кузница кадров). Вряд ли можно еще где-нибудь получить за три дня целый "букет" примеров применения живых современных технологий, причем именно технологий, пусть даже и в "экспресс-варианте", а не нескольких строчек из "хелпов". Есть вопросы — бери докладчика и в кулуары!" В заключение Андрей добавляет: "Главное, что нужно в жизни, — это от той самой жизни не отстать и в потоке рекламы не утонуть".
И наконец, надо дать высказаться кому-нибудь из службы АСУ банков — куда ж без них, особенно сейчас! Денис Удод и Инга Пивоварова — ведущие специалисты Латвийского сбербанка из славного города Риги — считают, что конференция "позволяет понять направление, в котором двигается развитие программирования и информационных систем... выбрать стратегию развития информационной среды в фирме исходя из современных технологий и их развития, не уйти в сторону от всех и не отстать".
И в конце немного статистики. Да простят нас читатели за то, что мы засоряем их светлые головы разными диаграммами, но одну — с составом приезжающих на конференцию специалистов по отраслям — мы все-таки приведем. Она показывает, что картина складывается следующая: участники из российских регионов — 65%, из Москвы — 35%. Теперь очевидно, кто больше всего нуждается в информации.
Пожалуй, достаточно. Нужно ли подводить итоги и делать анализ? Нам кажется, нет. Вы, уважаемые читатели, из всего сказанного выше сможете сделать выводы и сами. n