А общее число различных моделей за четыре года превысило три десятка, и некоторые из них мы даже успели отнести к разряду морально устаревших. Так что самое время подвести итоги достигнутого и определить общие тенденции развития.
В таблицах 1—3 сведены основные характеристики современных DV-камер из уже предлагаемых к продаже или ожидаемых в самом ближайшем будущем. Условно все камеры можно разделить на три группы. К первой из них (табл.1) относятся ультракомпактные и достаточно легкие (390—530 г) модели, помещающиеся в дамской сумочке или кармане пиджака. Внешне их отличает оригинальный «прямоугольный» дизайн: либо угловатый вертикальный (NV-EX1, DCR-PC1/PC10, GR-DV33/DVM55), либо фронтально-горизонтальный (DM-MV100, VL-RD1). Платой за миниатюрность стало определенное неудобство расположения клавиш управления, сравнительно дешевая оптика объектива (светосила F 1,8) и простая механика. Самая представительная вторая группа (табл. 2) объединяет более весомые (600—900 г) камеры с проверенным временем эргономичным дизайном (travel — для путешествий). Их несомненными достоинствами являются качественная оптика и совершенная конструкция объектива (светосила до F 1,2, многократное увеличение (функция Zoom - до 17X), богатый набор функциональных возможностей и большой (до 4 дюймов по диагонали) ЖК-монитор, используемый для наводки на резкость, просмотра видео и отображения диалогового меню команд управления. Наконец, в третью группу (табл. 3) сведены полупрофессиональные камеры с тремя регистрирующими ПЗС-матрицами, позволяющими достигать наиболее высокой четкости и цветовой точности сохраняемого видеофрагмента.
mini-DV или полноформатные DV-кассеты?
Прежде всего необходимо отметить, что стандартом де факто стало использование кассет mini-DV. Это и понятно, поскольку их размер (66348312,2 мм - чуть больше спичечного коробка) позволяет обеспечить малые габариты камер, а компактность всегда в цене. Что касается емкости кассет, то 60 мин записи видео (в режиме LP - 90 мин) — не столь существенное ограничение, ведь в нагрудный карман можно уместить несколько таких кассет. Фактически единственной цифровой камерой, использующей стандартные кассеты (размером 125378314,6 мм и емкостью до 180 мин — иногда их называют большими DV-кассетами), была и остается полупрофессиональная модель Sony DCR-VX9000, поэтому мы не включили ее в данный обзор. Даже ее ближайший конкурент Canon DM-XL1 использует mini-DV.
DV-выход? Обязательно!
В дополнение к стандартным аналоговым (Composite и S-Video) выходам у камер обязательным стало наличие DV-выхода. Действительно, несколько странным выглядело отсутствие в первых камерах JVC (GR-DV1, DVM1 и DVX Pro) и Panasonic (NV-DX1) возможности вывода записанного видео в цифровом формате. Для этих камер единственный путь перезаписи фильма на DV-кассету и/или его редактирования и монтажа на компьютере был неизбежно связан с преобразованием из цифрового формата в аналоговый и обратно. Таким образом, поначалу не было реализовано одно из принципиальных преимуществ цифрового подхода — перенос данных без преобразований и потерь. К счастью, абсурдность подобного решения (быть может, вынужденного) изжита в современных камерах. Более того, многие из них теперь обладают не только DV-выходом, но и DV-входом. Это позволяет осуществлять перезапись с камеры на камеру или, скажем, обратную запись отредактированного цифрового видео с компьютера на камеру. А также допускает возможность использования камеры как аппаратного преобразователя форматов DV — Composite/S-Video в режиме реального времени. Для этого достаточно подавать данные в формате DV на вход камеры и снимать результирующий сигнал с соответствующего аналогового выхода. Последнее особенно актуально для компьютерного видеомонтажа, так как большинство видеоплат для DV-редактирования (например, miroVideo DV300) имеют только цифровые вход-выход.
DV-звук
Следует отметить возросшее качество звука. Как известно, цифровая запись звука может производиться согласно одному из трех режимов:
- один стереоканал (т. е. две аудиодорожки) 16-бит, 44,1 кГц (соответствует CD-качеству);
- один стереоканал 16-бит, 48 кГц (DAT-качество);
- два стереоканала (четыре дорожки) 12-бит, 32 кГц.
При этом наличие второго канала обеспечивает возможность наложения звука, дополнительной записи фона и создания звуковых эффектов поверх основного (собственного) стереоканала фильма (подобное решение было заимствовано из стандарта Hi8). В первых моделях Sony (DCR-VX700, VX1000 и PC7) при записи допускался только режим 12-бит, 32 кГц (остальные режимы, по-видимому, считались необходимыми только для профессиональных целей), хотя при воспроизведении поддерживались все три режима. К счастью, подобная дискриминация уже в прошлом.
Обсуждая качество звука, стоит отметить, что постоянное стремление к миниатюризации видеокамер порой приводит к некоторым издержкам. Так, у первых представителей ультракомпактных камер (например, JVC GR-DV1 и Sony DCR-PC7) при записи звука малой громкости могли проявляться слабые помехи (от двигателя лентопротяжного механизма). Современные компактные модели от этого дефекта практически избавлены. Компания JVC реализовала для этого специальную схему стереомикрофона (в моделях GR-DV33 и DVM55). Кроме того, почти обязательным элементом камер стало гнездо для подключения внешнего (выносного) микрофона.
Фоторежим
Теперь стоит остановиться на фоторежиме, предназначенном для регистрации отдельных кадров со звуковым сопровождением в течение 5—7 с. Этой функцией обладают почти все современные камеры (из представленных в таблицах исключение составляет только Sharp VL-PD1). На мини-кассету может быть записана последовательность до 700 таких кадров, и в этом качестве видеокамера может использоваться как цифровой фотоаппарат большой емкости. Однако очевидно, что эффективное разрешение кадров, отснятых с помощью DV-камеры, будет заметно ниже, чем у современных моделей настоящих цифровых фотокамер. Действительно, в то время как у последних размер ПЗС-матрицы, используемой для регистрации, обычно превышает миллион пикселов, у видеокамер он ограничен 450 тыс. Кроме того, существенным для качества снимаемых отдельных кадров является режим сканирования матрицы (развертки изображения). Для видео он традиционно чересстрочный, т.е. каждый формируемый кадр состоит из двух последовательно регистрируемых полей (полукадров) длительностью по 20 мс. При этом сначала записываются четные строчки кадра (первое поле), а затем нечетные (второе поле). При съемке быстроменяющихся объектов это приводит к «зубчатому» смещению элементов изображения между соседними строками. В первых моделях цифровых видеокамер для устранения этого дефекта в фоторежиме предлагались различные схемы программной фильтрации уже зарегистрированных изображений. Но все они не приводят к желаемому результату: наблюдается определенная смазанность картинки, т.е. снижение четкости деталей. Существенно более эффективным, но технически сложным решением является переключение режима сканирования ПЗС-матрицы с чересстрочного на прогрессивный (последовательно-строчный). Впервые оно было реализовано в камере Canon DM-MV1, а затем в JVC GR-DVL9000 и Sony DCR-TRV900.
Важной проблемой стал перенос фотокадров в компьютер. Безусловно, эту задачу можно решать и с помощью уже упомянутой DV-видеоплаты для компьютерного монтажа. Но проще и, кстати, дешевле передавать цифровые кадры с камеры по последовательному интерфейсу RS-232. Такой подход предлагает Panasonic (комплект DV-Studio) и JVC (JLIP Video Producer). Однако самым привлекательным представляется способ, впервые реализованный в Sony TRV900, — это запись кадров на 3,5-дюймовую дискету (соответствующий внешний дисковод предлагается вместе с камерой).
Лучшие из лучших?
Каждая камера из представленных в настоящем обзоре обладает своей особой «изюминкой», выгодно отличающей ее от конкурентов. Так, компания Sharp представила модели VL-PD1 и RD1, оснащенные реагирующим на нажатие сенсорным экраном, позволяющим управлять функциями камеры с помощью отображаемых на нем пиктограмм.
Стоит отметить и новую цифровую камеру GR-DVL9000 компании JVC с интегрированным (наконец-то!) DV-выходом. Она имеет светосильный объектив, большой ЖК-монитор и набор программного обеспечения с необходимыми кабелями для сохранения (через RS-232) и обработки в компьютере отдельных кадров. По интерфейсу JLIP возможно компьютерное управление камерой при линейном монтаже видеофильмов (выделение и склейка до 99 фрагментов с разнообразными эффектами). Впрочем, возможности такого «компьютерного» монтажа весьма ограниченны, так что требовательным пользователям рекомендуем для полноценного цифрового (нелинейного) монтажа использовать компьютер с соответствующей DV-видеоплатой. Что касается ультракомпактных моделей JVC GR-DV33 и GR-DV55, то необходимо подчеркнуть появление DV-входов (именно этим они отличаются от предыдущих моделей GR-DV3 и GR-DV5 соответственно).
Компания Panasonic, развивая успех популярных моделей NV-DS1 и NV-DS5, анонсировала новую камеру NV-DS77. Это облегченный (на 60 г), более компактный (на 20 мм у?же) и энергосберегающий вариант NV-DS5. Добавлено несколько новых удобных функций, например одновременный просмотр на ЖК-экране девяти последовательных мини-изображений. Еще одна модель этой компании, NV-DA1, привлекает внимание благодаря 17-кратному оптическому увеличению.
Сравнительно поздно появившись на рынке DV-камер, компания Canon активно взялась за дело и порадовала несколькими серьезными новинками. Наиболее сильными их сторонами являются высококачественные объективы (с оптической стабилизацией изображения), а такие камеры, как DM-MV1 и DM-MV10, обладают специальными разъемами для установки дополнительного света и вспышки (для фоторежима). Камера DM-MV100 по оригинальному дизайну и размерам напоминает обычные 35-мм компактные фотоаппараты, но при этом обладает полноценным набором функций и обеспечивает на выходе высококачественное видео. Единственной существенной расплатой за ее миниатюрность является отказ от оптической стабилизации в пользу цифровой. Настоящим успехом Canon стал выпуск полупрофессиональной камеры DM-XL1 — это прямой вызов Sony с ее DCR VX-1000 и VX-9000. Сменная оптика (а высокое качество объективов Canon хорошо известно), оптическая стабилизация, 16-кратное увеличение, регистрирующая система на базе трех ПЗС-матриц с эффективной системой горизонтального сдвига, продуманность и элегантность дизайна, доступность функций управления, наконец, полноценная поддержка DV-интерфейса... Столь уникальное сочетание привлекает и искушенных любителей, и профессионалов, серьезно рассматривающих эту камеру как альтернативу некоторым моделям стандартов DVCAM и DVCPRO, но более доступную по цене.
Ну а что же общепризнанный лидер Sony? Как всегда, на высоте. Новые камеры TRV-9 и TRV-900 заслуживают самой высокой оценки. TRV-9, продолжая линию TRV-7, предлагает более сильную оптику (15-кратное оптическое увеличение). Однако ее действительно уникальной особенностью является возможность съемки в ночных условиях с инфракрасной подсветкой, пусть даже получаемое в полной темноте изображение и является черно-белым. Но вот что интересно. При такой подсветке можно снимать и днем, правда, тонкие ткани могут оказаться прозрачными для ИК-лучей и результаты съемки станут поистине неожиданными. Что касается TRV-900, то эта трехматричная камера с оптической стабилизацией дает адекватный ответ на выпуск модели Panasonic NV-DX110. Следуя общей тенденции развития, она предлагает прогрессивный режим развертки для регистрации отдельных кадров (в фоторежиме). Стоит отметить, что ко всему прочему эта камера отличается соседством цифровых и аналоговых входов-выходов. Таким образом ее можно использовать как полноценный цифро-аналоговый преобразователь DV — Composite/S-Video.
DV-магнитофоны
Завершая рассказ о цифровых видеокамерах, нельзя не затронуть важную тему DV-магнитофонов. До недавнего времени они были представлены единственной моделью Sony DHR-1000, поддерживающей как стандартные, так и мини-кассеты. Однако и эта монополия осталась в прошлом: Panasonic анонсировал свой первый цифровой магнитофон NV-DV10000 (в полупрофессиональном исполнении он получил название AG-DV2700). Но главной новостью 1998 г., существенно укрепившей позиции mini-DV, стало появление DV Walkman — компактных цифровых магнитофонов mini-DV, сравнимых по цене c DV-камерами. Известны две модели: Sony GV-D900 c 5,5-дюймовым ЖК-монитором для просмотра видео и более дешевая GV-D300 без монитора. В остальном они идентичны и имеют следующие входы-выходы: цифровой DV, аналоговые S-Video, Composite и Audio. Обе модели просты в обращении, причем возможно дистанционное управление ИК-пультом от любой DV-камеры Sony. Кроме того, в них предусмотрено выполнение простейших монтажных функций (до 10 сцен), а для работы в студии они оснащены разъемом Control-L. И все это в столь малых размерах (у GV-D300 — 1483483135 см при весе 610 г), что без натяжек можно говорить о полнофункциональном портативном монтажном комплексе (например, на базе камеры Sony DCR-TRV900 и магнитофона GV-D300), легко помещающемся в портфеле.
Теперь наконец-то можно выполнять полный цикл работы с цифровым видео — от съемки исходного материала до результирующего монтажа фильма, — оставаясь в рамках DV-формата, т.е. без потери качества на всех этапах!