О рынке деловых программ, прогнозах и предчувствиях.
Летела птица куда попало, А все подумали — осень настала!
Если у вас на работе есть компьютер, то, скорее всего, на нем установлены бухгалтерские, офисные, торговые, управленческие, строительные, правовые или справочные деловые программы. И даже дома, где компьютер в основном используется для развлечения и обучения, многие имеют два-три таких продукта. По нашим расчетам, в России годовой объем рынка деловых программ вместе с услугами — составлял около 500 тыс. долл. Мы получили эту цифру как раз накануне августовского кризиса, после которого многое рухнуло. Но ведь обрушилось лишь то, что всегда было неустойчивым. Когда рассеялся дым «пожарища», оказалось, что рынок деловых программ остался. Он, конечно, похудел, но все же выжил, так как никогда не зависел ни от бюджетных денег, ни от помощи западных партнеров. А раз он выстоял, значит, есть смысл ответить на три вопроса: что было, что есть и что будет?
В 1998 г. компании развивались быстрыми темпами. Уже к середине года стало ясно, что оборот фирмы «Парус» достиг почти 15 млн. долл., а фирмы «1С» — превысит 20 млн. долл. Но даже после сорвавшего эти планы кризиса темпы роста «1С» составили около 20% в год.
Основным событием первого полугодия 1998 г. стало объединение «Паруса» и «Галактики». Все это сопровождалось слухами и спорами о том, кто кого «съел», но говорили, как зачастую бывает, не о том. Вот самое главное, что можно сказать об этом слиянии: образовалась крупнейшая российская корпорация, причем в перспективе планировалось участие крупного западного партнера, что позволило бы ей осуществлять свою деятельность в принципиально иных масштабах. Но предполагаемый компаньон испугался кризиса, и главный козырь был утрачен. И в результате — «развод» и настолько тихий, насколько шумным было объединение. Еще более незаметно исчезали периодические издания. Лично мне очень жалко еженедельник «Софт-Маркет», который был одним из первых компьютерных изданий.
Впрочем, все это в прошлом. А чем компьютерный рынок живет сегодня? Несмотря на то что какие-то события происходят там постоянно, наиболее реально оценить сложившуюся ситуацию можно на различных профильных выставках, например, таких как «Бухучет и аудит», Comtek, SofTool, «Управление» и т. д. Прошедшая осенью 1998 г. выставка SofTool преподнесла сюрприз в виде довольно большого числа посетителей. Впрочем, все проиcходило скорее по инерции. Фирмы оплатили свое участие еще до кризиса, да и посетители еще в полной мере не осознали размеров бедствия. Как говорили ее участники, их поразило следующее: посетители ничем не интересовались, ничего не покупали, а просто смотрели, да к тому же некоторые из них даже пытались там устроиться на работу.
В январе 1999 г. прошла главная профильная выставка «Бухгалтерский учет и аудит», которая выглядела вполне серьезно. Пик потрясений остался позади. И именно она позволяет судить о жизни рынка в посткризисную эпоху, поэтому расскажем о ней поподробнее.
Ходоки по выставкам
Всего в выставке участвовало немногим более ста фирм. Аудиторов было менее 16% от общего числа компаний, причем доля их с каждым годом сокращается, чего нельзя сказать о разработчиках программ. Поток посетителей в течение всего времени ее работы был довольно равномерным, и они не столько «знакомились вообще», сколько имели твердые намерения что-то приобрести, подкрепленные реальными деньгами. Но следует отметить, что в отличие от других выставок там вообще не было студентов и праздношатающихся.
Как и ожидалось, в основном выставка вызвала интерес у бухгалтеров и экономистов. Центр «Бизнес-Программы-Сервис» проводил традиционный опрос посетителей, в результате которого было собрано и обработано свыше пятисот анкет. Состав опрошенных оказался следующим (рис. 1.). Анализ цифр показывает, что начавшаяся было тенденция к увеличению доли управленцев не получила дальнейшего развития. Возможно, это связано с тем, что кризис влечет за собой массовую примитивизацию спроса. Основную часть посетителей составили представители небольших по численности предприятий. Так, 42% опрошенных отметили, что у них работают 10—50 человек. А вот отраслевой состав, точнее их распределение по видам деятельности представляемых ими организаций изменился. Ниже приведены только те виды работ, которые набрали больше 0,5% (рис. 2.). Наибольшие изменения коснулись таких секторов, как промышленность и строительство, наука и образование, а также госструктуры, причем доля последних увеличилась в десять раз. Но лидируют по-прежнему представители торговых организаций. Именно они чаще других ходят на эту выставку и действительно «заказывают музыку» на рынке массовых деловых систем.
«Тайные» оптимисты
Каждый разработчик желает знать, о чем думает покупатель, что у него в голове и как ему угодить. В этом же состояла одна из целей анкетирования. С одной стороны, вопросы ставились так, чтобы выяснить общий настрой посетителей, а с другой — чтобы определить конкретные аспекты при выборе программы.
«Что будет с экономической ситуацией в стране в ближайший год?» — вот один из вопросов анкеты. И потенциальные пользователи программ отвечали так.
Нечего сказать, «веселый» прогноз, когда 45% опрошенных считают, что ситуация ухудшится. Но все-таки сворачивать бизнес еще рановато, ведь при социализме в магазинах тоже было негусто, а вот в холодильниках всегда что-то лежало. Поэтому в анкету был добавлен вопрос, позволяющий выяснить «домашние запасы» клиента: «А что будет с экономической ситуацией в Вашей организации?»
Интуиция не подвела! Как бы все вокруг ни рушилось, бизнес фирмы постепенно стабилизируется (46%). Это значит, что потенциальный потребитель будет развивать свою компанию и ее технологическое оснащение, покупать новые программы и размышлять об оптимизации управления. Следовательно, появятся заказы, и наша работа будет расширяться благодаря этим оптимистам.
Заблуждение производителей
А теперь о более конкретных аспектах опроса. Ясно, что люди шли на эту выставку в первую очередь за программами.
Можно было предугадать, что наибольший спрос будет именно на бухгалтерские программы. Но вот какими же критериями руководствуются бухгалтеры при выборе программ — это до проведения опроса было не столь очевидно. Ниже даны ответы на вопрос: «Что является главным при выборе бухгалтерской системы?»
Как оказалось, критерий «стоимость» занял последнее место. В связи с этим вспомним, что с осени многие фирмы проводили политику снижения цен, чтобы стимулировать спрос. Но похоже, что они ошибались, считая цену главным фактором при покупке программы. Судя по ответам, гораздо важнее улучшать характеристики программных продуктов.
Традиционно задавались вопросы о том, какие программы предпочитают посетители (точнее, организации) и кого из разработчиков (и их программ) они считают лидерами. И снова, как и год назад, определился круг программ, с которыми реально работают большинство пользователей, однако они не считают их создателей лидерами. К таким продуктам можно отнести, например, «Инфо-Бухгалтер», БЭСТ, Инфин, «ТурбоБухгалтер» и «Парус». Про них можно сказать, что маркетинговые отделы фирм, выпускающих эти программы, недостаточно эффективно работают.
Рок-н-ролл — жив!
Выставка «Бухгалтерский учет и аудит-99» еще раз показала, что рынок ПО России жив, точнее, рынок финансово-экономических программ, особенно отечественных. Дело в том, что он в меньшей степени, чем другие, зависит от западных кредитов, и в этом гарантия его независимости и высокой выживаемости.
Традиционно к выставкам принято готовить новинки. Но кризис, видимо, несколько нарушил планы разработчиков. Те программы, которые можно было быстро доделать и хоть в каком-то виде показать осенью, выбросили досрочно на рынок, — ведь расходы на рекламу резко сократились, а необходимость привлекать клиентов все равно осталась. Более сложные системы, доработка которых требовала значительных ресурсов, были и вовсе отложены. Разумеется, их не свернули окончательно, а просто сократили финансирование и отодвинули сроки выпуска.
Конечно же, почти каждая фирма продемонстрировала на выставке «новую» версию или даже «новейшую» систему, но при ближайшем рассмотрении оказывалось, что это лишь очередной ежемесячный релиз предыдущего варианта. Достаточно новым по сути и эффектно представленным оказался совместный проект корпорации «Парус» и Национального альянса управляющих и консультантов, изюминка которого — воплощенная в готовый программный продукт концепция ситуационного центра.
Корпорации «Парус» хватило мудрости именно в таком плане вводить в действие свой очередной торговый комплекс «Триумф», что позволило ему сразу же выделиться среди аналогичных. Национальный альянс, в свою очередь, приобрел мощного партнера, создающего продукты среднего и тяжелого классов, а также одну из наиболее развитых региональных сбытовых сетей. К тому же для раскрытия потенциала программ, моделирующих ситуационный центр, необходим постоянный источник информации, который охватывал бы все стороны деятельности предприятия. Только тогда он сможет в полной мере быть полезным, реализуя функции обобщающего анализа, прогнозирования и ситуационного моделирования, а поставщиком исходных данных является комплекс «Триумф». Действительно, новую версию программы, в значительной степени отличающуюся от предыдущей, представила на выставке фирма RSI, а точнее, группа фирм клана R-Style. Как и в случае предыдущей версии этой разработки с длинным названием «Универсальная бухгалтерия Кирилла и Мефодия», программа оказалась лучше, чем проводимый компанией ее маркетинг. Разработчики существенно исправили бухгалтерское ядро, добавили неплохую систему управления документами, доработали возможности встроенного бэйсикоподобного языка программирования и сделали еще более понятным и красивым интерфейс.
Компания «Инфин» не слишком уверенно познакомила со своим новым Windows-проектом бухгалтерской системы. Идеи, заложенные в нее, весьма интересны, но слишком большое внимание уделено надежности. Поэтому, в отличие от других, фирма-разработчик стесняется шумно рекламировать еще не обкатанную программу. Не можем мы не упомянуть и о своем детище — ежегодном конкурсе деловых программ «Бизнес-Софт-99». На выставке «Бухгалтерский учет и аудит» состоялось его торжественное открытие.
Выставку — в массы
Уже после окончания выставки, встречаясь с бухгалтерами и спрашивая, каково их впечатление от увиденного, мы столкнулись с еще одним видением ситуации. Люди не заметили множества программ! Им попадались в первую очередь те, о которых они узнали из рекламы. А еще нам с гордостью показывали невзрачную брошюру c подборкой самых свежих законов, инструкций и комментариев. Оказывается, ее раздавала фирма «Гарант», сделав твердую копию одной из своих многочисленных правовых баз данных. Но заметить ее мог на выставке только бухгалтер. Эта история еще раз подтверждает то, что никакая статья или пересказ не заменит посещения выставки. В какой-то мере это может компенсировать лишь организация виртуального варианта выставки, которая и была воплощена на специальном узле Web (www.expos.ru). Особенно полезной она может стать для тех специалистов регионов, которым трудно добраться до Москвы, ведь ездить на нее не нужно, да и работает она круглый год, невзирая на кризисы и плохую погоду.
ОБ АВТОРЕ
Николай Комлев — директор центра исследований экономических систем «Бизнес-Программы-Сервис», тел.: (095) 267-34-50, http://www.finsoft.ru*Сумма превышает 100 %, так как некоторые респонденты ответили, что работают сразу в нескольких отраслях.