2000» и отношение ее к информационной индустрии достаточно косвенное — как к равной среди многих. Эта выставка о технологиях вообще. Технологиях будущего. К этому событию расширяют дороги и строят новые автостоянки. Честью стать центром мировой технологии периферийный Ганновер обязан другому шоу, уже который год потрясающему умы мировой компьютерной общественности. Это — CeBIT. В марте город с населением чуть больше миллиона буквально распирает от посетителей (до 700 тысяч!) самой большой европейской выставки информационных технологий. Весь город живет этим событием. В кафе, барах и ресторанах основные клиенты — участники или гости выставки. Трамваи (нечто среднее между их отечественными тезками и метро) забиты ими же. Гостиниц катастрофически не хватает, приезжающих селят куда попало — вплоть до проходных комнат в частных домах. Наружная реклама по-доброму (еще бы, ведь изрядную долю бюджета Ганновера составляют доходы именно от этой выставки) посмеивается над «пингвинами» — образом, с которым ассоциируются у местного обывателя посетители шоу: обязательная белая рубашка, темный бизнес-костюм и галстук.
Устроители называют CeBIT «выставкой номер один» в мире, и похоже, они правы. К ней традиционно (куда серьезнее, чем к американской COMDEX) готовятся ведущие мировые производители. Здесь планируется будущее мировой информационной индустрии.
Последние годы выставка интенсивно развивалась. Она доросла до того, что пришлось разделить ее пополам — на «взрослую» и «детскую», но размеры первой даже в этом виде поражают воображение — с десяток, а то и больше наших выставок Comtek.
Однако... экспоненты уже поговаривают о целесообразности дальнейшего участия. Народу много, но все больше любопытствующих и зевак, среди которых профессионалы «от компьютера» просто растворились. Оно и понятно: новых технологий практически нет.
Вот мы и добрались до самого главного. Новых технологий практически нет («практически» — только для того, чтобы не обидеть тех, кто получает жалованье за создание видимости, будто они, новые технологии, все-таки есть). Даже претендующие на роль таковых (Pentium III, например) по существу оными не являются. Это всего лишь интеграция давно и хорошо известного, так сказать, осмысление накопленного опыта. Видимо, поэтому, дабы в буквальном смысле подсластить пилюлю, производители компьютерной техники щедро раздавали кондитерские изделия с логотипами фирм или продуктов.
Отсутствие новых идей пагубно сказалось абсолютно на всех отраслях информационной индустрии, от телекоммуникации до персональных компьютеров. CeBIT-99 не показала ничего нового, причем не только революционно, но даже эволюционно нового. Стремительность, с которой на рынке появлялись новые продукты, за последние несколько лет «сожрала» индустрию изнутри. Все идеи, аккумулированные человечеством в этой отрасли, оказались вдруг реализованными, лишив информационные технологии той основы, без которой невозможно дальнейшее развитие.
Американские производители уже почувствовали на своем затылке ледяное дыхание стагнации. Их европейские коллеги пока еще не настолько озабочены: некоторое технологическое отставание дает им запас в несколько лет, и местный рынок информационных технологий все еще продолжает расти. Но специалисты Старого Света тоже осознают близость последствий кризиса идей.
В попытке пересидеть (мол, дай бог, обойдется) производители укрепляют завоеванные позиции. Особенно это касается юго-восточных конкурентов, которые поставляют чудовищную долю основных компонентов для компьютеров и систем. Появляются, правда, некоторые забавные решения типа двух микросхем BIOS на одной системной плате, но это, скорее, технический курьез, чем реальная технология.
Сегодня на повестке дня победное шествие достижений цифровых технологий. Персональный компьютер постепенно переходит в класс бытовых приборов. Большинство представленных на CeBIT-99 моделей снабжены ЖК-мониторами, и в результате получились вполне завлекательные устройства «все-в-одном», корнями уходящие в концептуальную модель компьютера, выпущенную Apple к 20-летию Macintosh (20 Anniversary Macintosh). При этом явно прослеживается влияние дизайнеров эксклюзивной бытовой аудиовидеоаппаратуры фирмы Bang &Olufsen. Заметно, что за дело наконец взялись настоящие профессионалы, и компьютер получил реальный шанс превратиться из нелепого серого ящика во вполне импозантную дизайнерскую вещицу.
Похоже, всеобщая тенденция смены традиционных ЭЛТ-мониторов на ЖК-дисплеи в скором времени окончательно доконает первые. Особенно если промышленность найдет возможность удовлетворить взрывной спрос на эти изделия. Сегодня уже все производители представляют полные линейки ЖК-экранов. Более того, почти все показали и новые версии больших газосветных (плазменных) экранов. Такие экраны уже не новинка, но представленные модели выглядели очень привлекательно, даже когда им приходилось спорить с солнцем (во многих павильонах в крыше сделаны окна, что позволяет сократить расход электроэнергии, но доставляет массу неудовольствия экспонентам). Кстати, все подобные экраны имеют видеовход и могут быть использованы в качестве телевизора. Осталось дождаться, когда же они в конце концов подешевеют до приемлемого уровня.
Правда, очередная вековая мечта человечества наконец свершилась. Появился видеотелефон. Насколько соблазнительна эта игрушка, еще предстоит выяснить, но многие производители уже решились продемонстрировать такие устройства. Большинство из них ориентированы на сети ISDN или на прямое подключение к Internet, так что нашим потребителям снова придется погодить.
Интенсивное развитие сделало цифровые технологии доступными для массовых бытовых применений. Основа всех предметов такого типа — высокоемкие и ультракомпактные устройства оперативной памяти. Именно они инициировали маленькую революцию в области всевозможных видео- и звукозаписывающих устройств. Цифровые диктофоны и компактные фотокамеры демонстрировали все, кто имеет к таким устройствам хотя бы косвенное отношение. Заметно внимание производителей и к разнообразным сменным модулям памяти (притом внушительной емкости). Огорчает только отсутствие какого бы то ни было стандарта.
Соотечественники новыми идеями тоже не баловали. Точнее, вообще ничем не баловали. Все то же, что год и два назад. Унылый объединенный стенд под лозунгом «Computer Science» не удосужился позаботиться об агитационных материалах на немецком или хотя бы английском языке. Видимо, экспоненты слишком увлеклись национальной идеей.
И все же: приятно порадовала фирма ABBYY и ее президент Давид Ян. Ничего нового они тоже не продемонстрировали, но их настойчивость в освоении мирового рынка производит впечатление. Говорили, что где-то в недрах выставки затерялся еще один групповой стенд соотечественников, но искать его не хотелось, а сам он на глаза не попался. Отдельно выставлялась МТС, но это совсем другая история.
В общем, CeBIT-99 — красноречивое свидетельство застоя буквально во всех областях — телекоммуникациях, сетях и суперкомпьютерных системах...
Правда, на фоне технологического безвременья одно явление все же может быть названо революционным. Это рождение моды в информационных технологиях. Нет, совсем без моды не обходилось и раньше, но она больше диктовалась целесообразностью, нежели попытками сыграть на эстетических чувствах. Теперь не так. Стагнация заставила обратиться к приемам, хорошо отработанным на тех рынках, где уже давно ничего нового не происходит, а побудительным мотивом для покупателя выступает скорее внешний вид, нежели внутреннее содержание.
Начало тенденции положила компания Apple, выпустив свой iMAC в нетрадиционном обличье, но по существу не предложив ничего нового. Идею подхватили. В итоге появились полупрозрачные провода, соединители, концентраторы, корпуса компьютеров и CD-дисководы. Апофеозом зеленой полупрозрачности стал сканер в стиле iMAC, который к тому же не имел сетевого шнура, получая все необходимое от компьютера по USB-кабелю.
Apple, надо сказать, сделала еще один шаг в том же направлении, раскрасив не только iMAC в разные цвета радуги, но и нарядив традиционные модели в прозрачную пластмассу. Интересно, в какой цвет выкрасится компьютерная индустрия к следующей CeBIT?