Настало время поговорить об общих принципах программирования спецэффектов в MIDI и рассмотреть некоторые приемы создания спецэффектов с помощью все тех же стандартных сообщений MIDI и функций секвенсера. И если вы знакомы с ними, то все покажется не таким уж и сложным.

Все описанные эффекты и приемы, за исключением тех, что приведены в разделе «Разгоним файл», связаны между собой и обычно могут применяться в комбинации (например, удвоение треков с эффектом эхо или использование панорамирования при битембральном звуке).

«Разгоним файл»

Часто бывает, что, создав новую MIDI-композицию, вы убедились, что она скучна и невыразительна. Как говорится, в музыке отсутствует «драйв». Применительно к формату MIDI это касается не только музыкального творчества, но и искусства программирования и аранжировки.

Попробуйте «разогнать» MIDI-файл, т. е. создайте эффект «подталкивания» долей, когда они звучат несколько раньше, как бы заставляя песню звучать быстрее. Этого можно добиться, подвинув барабанный и басовый треки на тик или два вперед (в зависимости от темпа песни). Используя возможности секвенсера, вы можете применить отрицательную задержку к трекам или просто физически сдвинуть все события на пару тиков вперед. Однако убедитесь в том, что не применяете задержку к вступительному такту. Всегда полезно иметь «пустой» вступительный такт в начале песни, ведь если отсутствует зона, куда можно сдвинуть все события, то придется передвигать назад остальные треки, что заметно усложняет работу с ними в редакторе.

Ритмический метод. Значительно более подходящий способ привнести «драйв» в ваше творение — уделить внимание основным ритмическим партиям во время их записи и редактирования. Для рок-композиций это обычно партии барабанов, баса, ритм-гитары и, возможно, клавишных. Барабаны и бас должны двигаться вместе, поскольку именно они придают основную энергию долям. Оставьте басовый барабан жестко привязанным к первым и третьим долям, но сместите на пару тиков вперед малый барабан на вторых и четвертых долях. Сдвиньте все хай-хеты, которые появляются между долями, вперед на один тик вместе с хетом, идущим на шестнадцатую долю перед или после ударов малого барабана. Затем измените партию баса, синхронизировав ее с отредактированным барабанным треком. Наиболее просто это можно сделать с помощью функции «квантизации по образцу», если ваш секвенсер таковую поддерживает.

Чтобы «оживить» композицию, отдельные элементы привносятся при изменении значений Velocity для отдельных и добавлении случайных нот. Благодаря дополнительным перкуссионным партиям (как, впрочем, и другим мелодическим инструментам) можно достичь еще более интересных результатов.

Вторичные ритмические партии. Привнеся живительную энергию в партии баса и барабанов, рассмотрим другие важные ритмические элементы звучания - как правило, это партии ритм-гитары и фортепиано. Они не могут быть подвержены квантизации, и не следует смещать ноты гитарного аккорда, так как гитарист ударяет по всем шести струнам в разное время. Клавишные аккорды почти всегда до некоторой степени арпеджированы в зависимости от конструкции инструмента и длины пальцев пианиста. Важно помнить, что в ритмических партиях инструментов, предполагающих исполнение звуков аккорда вразбивку (арпеджио), первые ноты аккорда не будут примыкать ни к одной границе доли.

Избегайте торможения. Пора подумать о мелодических линиях, подкладах и т. п. Это те детали, где свободный подход, обозначенный выше, вряд ли годится. Если вы не хотите разрушить баланс, полученный при записи предыдущих партий, избегайте аранжировок, которые могут притормозить их извне. Это не означает, что звуки с других треков никогда не могут запаздывать, но воспроизведение громких аккордовых партий с задержкой доли на протяжении нескольких тактов перечеркнет все ваши старания. Попробуйте поступить вот как: сместите все события фразы вперед, чтобы большинство из них были бы слегка преждевременными. В итоге вы сохраните внутреннее чувство фразы, не пожертвовав «драйвом».

Теперь рассмотрим звуки с медленной атакой, такие как подклады, струнные и некоторые синтезаторы. Если начало воспроизведения ноты приходится на начало доли, то может статься, что звук не будет слышен до ее середины. Некоторые звуки (при том же темпе) придется сместить вперед тиков на десять, чтобы побороть такой эффект.

Когда синхронизация разваливается. Если вы обнаружили, что смещаете треки, фразы и ноты все дальше и дальше, чтобы поймать ускользающий напор, проверьте установки Velocity. Если различия в этом параметре для четвертных, восьмых или шестнадцатых нот слишком малы, изменения в синхронизации недостаточны, чтобы решить проблему отсутствия «драйва». Попробуйте применить более отчетливое динамическое разнообразие — увеличьте диапазон используемых значений Velocity. А можно прибегнуть и к функции компрессии вашего секвенсера.

Рис. 1

Еще несколько «разгоняющих» эффектов.

  • Мелодический звук с резкой атакой, играющий восходящую мелодию шестнадцатыми нотами, оттенит шаг с низкой ноты басового барабана на высокую, производимую малым барабаном. Обычно для этого хорошо подходит полностью квантизированная синтезаторная мелодия, и для усиления эффекта вы можете попробовать сместить ее вперед на один или несколько тиков.
  • «Драйв» при тяжелых вторых и четвертых долях можно получить, если добавить хлопки к каждому удару малого барабана, но сместите их при этом на тик или два вперед. Это придает явный утяжеляющий характер долям и, что более важно, приводит к тому, что они будут начинаться чуть раньше. Конечно, такой прием больше годится для стиля диско 70-х годов, чем для тяжелого рока.
  • Восьмые ноты прекрасно подходят для «разгона» файла. Попробуйте добавить непрерывную пульсацию восьмых нот, сыгранных стаккато на приглушенной гитаре (на октаву ниже среднего «до»). Придерживайтесь тоники каждого аккорда, уменьшите значения параметра Velocity для «внутренних» восьмых нот. Сдвиньте все это вперед на три тика. Вы можете получить более интересный звук, используя овердрайв-гитару и укоротив ноты, скажем, до десяти тиков. Этот способ весьма эффективен, если мелодия баса явно скудна и не синкопирована.
  • Для более тяжелого «драйва» в стиле рок ответом могут быть четвертные ноты. Попробуйте зафиксировать яркую пульсацию четвертных долей, производимую басовым барабаном, малым барабаном и хай-хетом. При этом вторая и четвертая доли должны быть смещены вперед несколько сильнее, чем при восьмибитовой пульсации. Используйте либо сильные четверти в басу, сопровождаемые стаккато восьмых нот (как в предыдущем примере), либо бас, построенный из восьмых нот в разных октавах.
  • В медленных вещах, таких как баллады, «разгонять» файл излишне. Но иногда дополнительная динамика все же пригодится. Добавьте легкую латиноамериканскую ритмическую перкуссию вроде конги или кабасы. Двух-трех нот на такт будет вполне достаточно, чтобы получить хороший результат, но попробуйте изменять рисунок так часто, как только возможно: постоянно повторяющийся рисунок конги надоедает очень быстро.
  • Простая, но слегка синкопированная мелодия приглушенной гитары, размещенная параллельно основной мелодии, поможет «разогнать» балладу в медленном или среднем темпе. Это также привнесет своеобразное фанковое звучание, поэтому такой прием особенно годится в балладах стиля соул.
  • Добавление случайных восьмых или шестнадцатых нот к мелодии баса в балладах может совершенно изменить песню. При этом, вероятно, вообще не придется касаться барабанов или ритмических инструментов.
Рис. 2

Дублирование треков и задержка

Дублирование треков — это копирование трека с каким-либо инструментом на другой канал и их одновременное звучание. Правда, с некоторыми звуками выполнять такую операцию опасно, так как может возникнуть неприятный эффект, при котором общий звук становится неестественным. Для того чтобы справиться с такой проблемой (в том случае, конечно, если вы не стремитесь к такому эффекту специально), дублирование треков сочетают с задержкой.

Удвоение треков производится для звуков, которые нормально должны быть панорамированы по центру или близко к нему. Такой звук копируется, и один трек направляется в правый канал, а другой — в левый. Применительно к MIDI это очень просто: скопируйте записанный трек на другой канал и панорамируйте один полностью влево, а другой — полностью вправо, убедившись, что все остальные установки совершенно одинаковы. Вот и все. Звук станет «жирнее», пространственно шире. Кроме того, останется место для других звуков, панорамированных по центру.

Утроение треков. В этом случае дополнительная копия трека панорамируется по центру. В результате получается очень плотный звук, который может быть полезен для усиления тихих солирующих инструментов. Но надо помнить, что теперь используется три голоса для каждой ноты, поэтому убедитесь, что синтезатор обеспечивает необходимую полифонию. Еще можно транспонировать центральный голос на октаву вверх или вниз (и, вероятно, понизить его громкость) так, чтобы основная работа выполнялась все-таки левым и правым треками, а центральный голос привносил лишь дополнительный эффект.

Побочные эффекты. Для некоторых звуков (например, фортепиано) на определенных моделях синтезаторов дублирование треков может привести к появлению неприятного побочного эффекта, похожего на тяжелый хорус. Но если вам нужен такой звук, это самый простой способ его получить.

Задержка. Данный прием является прекрасным способом избежать побочных эффектов при дублировании треков. Сместите один из треков вперед или назад на тик или два, и все проблемы исчезнут. Но задержка имеет гораздо большее значение как самостоятельный эффект. Поместив скопированный трек на четыре-шесть тиков позднее оригинала, понизьте его Velocity, и вы можете достичь превосходного результата для любого звука с достаточно быстрой атакой. Захотите ли вы панорамировать звуки раздельно или оставите их вместе, зависит от того, какого эффекта вы хотите достичь. Степень задержки зависит от типа звука и темпа песни, поэтому ее значение стоит подбирать на слух.

Параметр Velocity — очень серьезный инструмент при использовании задержки. Чем дальше друг от друга отодвинуты оригинальная и скопированная ноты, тем больше надо уменьшать Velocity копии. Иначе возникает ощущение плохой синхронизации.

Использовать ли раздельные каналы? Эффект задержки обычно требует различных каналов для треков. Если вы используете набор барабанов или мелодические перкуссионные инструменты, такие как ксилофон, то можете оставить дополнительные треки на том же канале, что и оригинал, поскольку есть возможность в достаточной степени укоротить ноты. Но все-таки лучше использовать раздельные каналы — это упрощает редактирование.

Множественные задержки. Если полифония позволяет, то можно сделать несколько копий оригинала и задержать их на разное время. Количество копий зависит от звука, который вы используете: обычно не больше двух или трех. Для мелодических перкуссионных инструментов с короткими нотами допустимо использовать большее количество копий, и это не будет противоречить ограничениям полифонии.

Автопанорамирование. Сделайте три-четыре (или больше) копий с задержкой и панорамируйте все их по-разному, так, чтобы звук «прыгал» в стереопространстве по мере затухания. Этот прием работает лучше всего для коротких перкуссионных звуков: долгие звуки имеют тенденцию захватывать значительную часть стереопространства, куда бы вы их ни панорамировали, так что эффект все равно будет мало заметен.

Предварительная задержка — очень простой прием, который работает почти для всех звуков, хотя и требует большего времени на эксперименты. Сделайте копию, как обычно, но поместите ее так, чтобы она звучала на несколько тиков раньше оригинала. Громкость копии должна быть понижена сильнее, чем при стандартном эффекте задержки. Затем сдвиньте оба трека так, чтобы копия трека воспроизводилась на три тика раньше доли, а оригинал — на три тика позже.

Предварительная задержка может придать дополнительную выразительность и «разогнать» темп песни. Это ощущение будет совсем не лишним для партий ритм-гитары и клавишных. Но вы можете использовать предварительную задержку и в барабанных партиях, для ударов малого барабана или для том-тома. Результат будет похож на форшлаг, но в нашем случае предваряющие ноты должны быть намного тише.

Затухания и перемещения звука

Затухание громкости, возможно, наиболее часто употребляемый эффект. Его используют, чтобы создать динамическую окраску для партий струнных или для звуков подкладов, для завершающего аккорда песни или для постепенного введения нового звука в микс.

Затухание не обязательно должно быть гладким. Попробуйте следующее: запишите аккорд, который должен нарастать, и поместите его с начала такта. Последовательно введите события СС11: Expression прямо перед началом нот и на каждой восьмой доле такта. Пусть значения СС11 возрастают так: 15, 30, 45, 60, 75, 90, 105, 127. Результат — ритмическое нарастание, похожее на шлюзовый эффект (Gate).

Перекрестное затухание звука — метод, позволяющий плавно преобразовать один звук в другой, когда один из них затухает, а другой в это время нарастает. Наиболее хорошо это получается при использовании гладкого затухания, но можно попробовать и ступенчатый метод работы с громкостью (Expression). Сделайте копию записанного трека и назначьте ей другой канал, но с той же панорамой. Выберите два звука, которые будут перерастать один в другой: для максимального эффекта возьмите warm pad и metalic pad (или resonant pad). Теперь создайте нарастание громкости (Expression), которое начинается со значения 30 и возрастает до 127 на протяжении одного такта. Скопируйте события СС11: Expression на второй трек, которому назначен другой канал, и поменяйте направление затухания. Теперь звук будет затухать со значения 127 до 30 (убедитесь, что треки начинаются со значений 30 и 127 соответственно).

Для того чтобы создать постоянно изменяющееся перекрестное затухание между двумя звуками, скопируйте затухания, построенные в одном такте, на каждый следующий такт (или через такт), чередуя затухания и нарастания.

Динамическое перемещение панорамы. Если ваш синтезатор не поддерживает динамическую панораму, этот эффект работать не будет. Динамическое перемещение панорамы почти идентично затуханию громкости (Expression): вы просто играете протяжный аккорд и используете СС10: Pan вместо СС11: Expression, чтобы звук перемещался в стереопространстве. Эффективный способ реализовать динамическую панораму — комбинировать ее с Expression. Например, записывается трек с подкладом и используется СС11: Expression, чтобы добавить постоянные изменения громкости аккордов, затем события СС11: Expression копируются на отдельный трек и конвертируются в события СС10: Pan. Когда громкость возрастает, звук будет сдвигаться вправо (и наоборот), создавая эффект, похожий на морской прибой.

Ритмическая панорама. Панорамирование не обязательно должно быть гладким. Изящный эффект создает динамическая панорама с протяжными звуками вроде подкладов: попробуйте ввести ступенчато события СС10: Pan, как будто это ноты с определенным ритмом (шестнадцатые, восьмые триоли, синкопы), и задайте всем им разное значение. Вы можете начать с нуля и двигаться к 127, прыгая каждый раз на 30 (и потом возвращаясь), или использовать случайные значения. Ритмический эффект будет более заметен, если значения реверберации останутся минимальны.

Экономичное перемещение панорамы — это быстрый и экономичный с точки зрения используемых событий метод создания изменяющейся панорамы для ритмических треков. Сделайте копию трека, отредактируйте ее, сведя аккорды к одной-единственной ноте, и потом конвертируйте ноты в события СС10: Pan. Установите для каждого полученного события свое значение (случайное или запланированное) и переместите каждое событие (или весь трек) немного вперед, так, чтобы каждое событие панорамирования появлялось прямо перед нотой или аккордом на этом же тике. Выгода от этих действий двойная: вы определяете, где каждый аккорд или нота будут появляться в стереопространстве, и удаляете все ненужные данные панорамирования.

Перекрестное панорамирование. Этот эффект очень похож на перекрестное затухание, описанное выше, но с использованием событий СС10: Pan вместо СС11: Expression. Организуйте треки и затухания точно таким же образом, но на всем диапазоне от 0 до 127. В результате два звука, начиная звучать в левом и в правом канале, будут двигаться навстречу друг другу, пересекаясь, расходясь и меняясь местами. Можно комбинировать этот эффект с перекрестным затуханием, получая преимущества обоих.

Расщепленная панорама — эффект, очень похожий на экономичное панорамирование. При этом он весьма привлекателен. Возьмите какую-либо ритмическую партию, которая обычно панорамируется по центру, и последовательно введите события панорамирования прямо перед каждым аккордом, позволив последним менять позицию в стереопространстве. Получится эффект звучания двух инструментов «в диалоге».

Битембральность

Излюбленный студийный прием — создание битембрального звука путем совмещения одной и той же мелодии, сыгранной с использованием двух различных инструментов. При аналоговой записи чаще всего наслаивают друг на друга солирующий инструмент и вокал: прекрасный пример — многослойный звук вокала и гитары у Джорджа Бенсона.

Второй слой. Создание многослойного звука — процесс несложный. Записываете трек, копируете его на другой канал и используете для него инструмент, отличный от первого. Вот вам и второй слой. Конечно, тут есть к чему приглядеться внимательнее, например, необходимо решить, какой выбрать инструмент. Однако действительно ли ваша запись звучит, как один инструмент? Если очевидно, что это просто два инструмента, играющие одно и то же, то возникает необходимость в смешивании слоев.

Смешивание слоев. Если необходимо получить звук, похожий на один инструмент, то очевидно, что оба канала должны иметь одинаковую панораму. Схожими должны быть и установки эффектов. Но главным элементом является относительная громкость двух треков. Обычно не следует изменять значения Velocity для отдельных нот, поскольку нужно, чтобы динамически обе мелодии были одинаковыми. Настройте контроллер СС7: Volume для всего трека во вступительном такте; для части трека используйте глобальную команду изменения Velocity или вставьте событие СС11: Expression перед первой нотой. Результаты будут зависеть от характера инструментов, но, скорее всего, вы обнаружите, что для одного из звуков требуется существенное понижение громкости.

Редактирование слоя. Существует много способов для редактирования слоев:

  • транспонируйте один из треков на октаву вверх или вниз (или, может быть, даже на несколько октав);
  • измените настройку (detune) одного из звуков, получив эффект хоруса, или вставьте небольшой пик pitch-bend перед началом мелодии, или используйте RPN№1 (fine tuning) — только не забудьте обнулить их в конце мелодии;
  • для звука, построенного из двух слоев перкуссионных инструментов, можно сместить один из треков на пару тиков вперед, тогда получится более «жирный» звук;
  • поэкспериментируйте со звуками: попробуйте использовать их за пределами привычного диапазона (например, пусть маримба звучит на пару октав ниже обычного для нее диапазона при использовании второго слоя из басовой мелодии);
  • используйте в качестве слоев звук с быстрой атакой и подклад с медленной атакой или струнные и ритмические инструменты, играющие медленную мелодию. Пусть звук подклада будет более тихим;
  • широко известный прием — наслаивание фортепиано и струнных, хотя это может вызвать некоторые сложности, так как фортепиано обладает звуком с естественным затуханием, а струнные — нет;
  • добавьте вибрафон или электропиано, чтобы придать более теплый характер тембру аккустического пианино;
  • добавьте звук синтезатора к звуку струнных или к хору;
  • создайте слои из мелодии баса и приглушенной овердрайв-гитары (на октаву выше);
  • используйте для слоев тембр электропиано и тихий колокольчик, транспонированный вверх на две или три октавы;
  • попробуйте наслаивать сольные партии электрогитары и гармоники, возможно транспонировав последнюю на одну или две октавы вверх и понизив громкость.

Эффекты эхо

Эхо имеет много общего с эффектом задержки. Основное различие состоит в том, что эхо — самостоятельный эффект, в то время как задержка — способ работы с существующим треком. Эхо обычно состоит из нескольких повторений с фиксированными промежутками (шестнадцатые ноты, восьмые триоли и т. п.) и применяется обычно к коротким фразам.

Отдельные аккорды. Эхо работает лучше всего с громкими одиночными аккордами, например, медных инструментов. Сделайте копии аккорда на одинаковых интервалах после оригинала, укоротив ноты, скажем, на каждой шестнадцатой ноте, на двух или трех долях такта. Затем обработайте аккорды, понижая их Velocity (или вставляя события СС11: Expression перед каждым из них). В идеале громкость первого повторения должна быть около 75% от громкости оригинала. На каждом следующем повторении она должна падать на 10%. Значения Velocity, таким образом, должны выглядеть следующим образом: 127, 95, 86, 77, 71, 65, 59, 53, 48 и т. д.

Эхо мелодии. Вы можете добиться замечательного эффекта, добавляя эхо к одноголосной мелодической партии, в частности для ритмических инструментов, таких как гитара, фортепиано и мелодическая перкуссия. Все установки по большей части те же, что и при построении множественных задержек. Скопируйте мелодию дважды на новые каналы, уменьшите значения Velocity на треке, содержащем первое повторение примерно на 30, а для второго повторения на 50 (при условии, что значение Velocity оригинала максимальное). Затем сдвиньте треки, чтобы создать эхо. Если ваша мелодическая линия состоит по преимуществу из четвертных и восьмых нот, попробуйте располагать повторения на расстоянии восьмых триолей — обычно это дает превосходный (и естественный) эффект эхо. Если все ноты на оригинальном треке достаточно коротки и заканчиваются прежде, чем воспроизводится первое повторение, можно поместить все эхо на тот же канал.

Панорамирование эхо. При использовании одного из описанных видов эха, можно осуществить экономичное панорамирование, чтобы заставить эхо перемещаться в стереопространстве. Если вы используете разные каналы для повторений, то понадобится ввести правильную панораму один раз в начале.

Слепбэк был очень популярным эффектом в эпоху рок-н-рола — он придает звуку напряжение и пространственную широту. Единственная разница между ним и эхом одного короткого аккорда состоит в том, что в этом случае используется только одно повторение, отстоящее обычно на шестнадцатую или тридцать вторую от оригинала и звучащее заметно тише. Этот прием наиболее эффективен для барабанов и любых коротких звуков с быстрой атакой.

Предварительное эхо — довольно мудреный в применении эффект, но иногда имеет смысл о нем вспомнить. Следуйте всем описанным правилам, но поместите повторения аккордов на три шестнадцатых впереди оригинального аккорда. Громкость повторений должна постепенно нарастать. Предварительное эхо должно быть значительно тише того, которое располагается после аккорда. Панорамирование может усилить эффект: поместите первое предваряющее повторение в левом стереоканале, следующее - со значением панорамы, равным 20 пунктам влево, третье — вправо, а сам аккорд — полностью вправо.

Эффект шлюза (стробирования). Шумовой шлюз (noise gate) — один из наиболее любимых приемов в студийных условиях. В общих чертах, это срезающий переключатель: когда сила сигнала падает ниже определенного значения, шлюз запирается и звук выключается. Хорошим примером может служить шлюзовая реверберация, которая используется в барабанах Фила Коллинза.

Эффект шлюза (Gate) создается введением событий СС11: Expression со скачкообразными изменениями значений (обычно это 0 и 127), с помощью которых имитируется открывание и запирание шлюза. Основное применение эффекта — построение ритмов, но в качестве побочного продукта вы получаете возможность отделить протяжную часть звука и придать ей резкую атаку.

Основной шлюз. Опишем построение простого шлюзового ритма. Для начала выберите любимый звук подклада и запишите отдельный аккорд длительностью в две доли такта при темпе около 100 ударов в минуту. Затем на отдельном треке вставьте события СС11: Expression в позициях и со значениями, показанными на рис. 2. Скопируйте события СС11: Expression еще три раза и заполните ими два такта.

Панорамированный шлюз. Для того чтобы добавить панораму, скопируйте все события СС11: 127 на отдельный трек, конвертируйте их в СС10: Pan; редактируя затем значения, вы создадите желаемое перемещение панорамы (не копируйте СС11: 0 — в этих точках трек не звучит).

Перекрестный шлюз похож на перекрестное затухание: когда один звук срезается, второй возникает. Панорамируйте два звука в противоположные стороны и получите прекрасный эффект. Для того чтобы создать перекрестный шлюз, запишите два трека аккордов с разными подкладами и постройте стробированный ритм в точности так, как делали это раньше для одного трека. Затем скопируйте данные шлюза на второй канал и измените все СС11: 127 на СС11: 0 и наоборот.

«Удушение» барабана. И наконец, вот интересный способ «задушить» отдельный барабан или перкуссионный звук без использования СС11: Expression, который бы заглушал весь набор барабанов. Через несколько тиков после удара барабана снова вставьте этот же инструмент со значением Velocity, равным 1. На большинстве тон-генераторов (если не на всех!) это срежет голос инструмента с эффектом, похожим на то, как срезается звук открытого хай-хета закрытым хай-хетом. Этот прием особенно хорош для звука цимбал.