«Магия домашнего кино», №3/2000, с.86). Продолжая тему создания кино на компьютере, мы поговорим о том, как правильно выбрать плату ввода-вывода для IBM PC.
Согласитесь, странно спорить, какое блюдо вкуснее — пирожное или маринованная селедка. Так и с платой нелинейного монтажа: прежде всего она должна обеспечить ввод-вывод тех форматов, с которыми вы работаете.
При покупке комплектующих весьма важно позаботиться о наличии последних версий соответствующего программного обеспечения и возможности регулярного обновления драйверов, отследив перечень разработчиков, с которыми сотрудничает производитель аппаратных средств. В противном случае вы обречете себя на постоянное «латание дыр».
Тесное сотрудничество производителей оборудования и программного обеспечения, в результате которого сегодня создаются монтажные комплексы «под ключ», помогает избежать проблемы несовместимости продуктов различных поставщиков. Например, такие киты мира нелинейного монтажа, как семейство плат TARGA, являются аппаратными компонентами комплексов с программами Adobe Premiere, Apple Final Cut, discreet edit*, а плата DigiSuite DTV комплектуется пакетами Speed Razor и Adobe Premiere. Причем иногда бывает целесообразнее выбрать сначала именно ПО, так как в некоторых программно-аппаратных системах может быть использована строго определенная плата. В любом случае взаимодействие производителей аппаратного и программного обеспечения позволяет рассчитывать на бо`льшую производительность.
На первый взгляд может показаться, что многим российским студиям самое современное оборудование просто не по карману. Однако найти золотую середину, т. е. оптимальное соотношение производительности и цены, можно. Для этого стоит при выборе руководствоваться следующими критериями:
- Четко представлять свои задачи, т. е. что и как вы собираетесь монтировать. Например, dpsVelocity может работать с видеоматериалом без сжатия, а следовательно, эта плата больше подойдет тем, кто занимается сложным монтажом с элементами компьютерной графики. В свою очередь, система Matrox DigiSuite DTV предлагает работу с MPEG-2 и тем самым хорошо вписывается в состав не только современной мастерской, но и видеостудии будущего.
- Заранее определить, с каким видеооборудованием будет работать ваша система нелинейного монтажа. Так, плата Matrox RT2000 хорошо стыкуется с недорогими камерами форматов DV и S-VHS. В то же время возможности плат dpsVelocity и DigiSuite DTV реализуются полностью только с профессиональной видеотехникой.
- Очень тщательно отнестись к выбору рабочего инструмента — монтажной программы, поскольку от этого во многом зависит производительность и возможности вашей системы, в конечном итоге то, сколько времени у вас будет уходить на выполнение монтажа.
- Позаботиться о надежности и эффективности аппаратного обеспечения вашей рабочей станции. Зачастую главным фактором, определяющим конфигурацию машины, предназначенной для системы нелинейного монтажа, многие считают быстродействие центрального процессора и закладывают в смету самый быстрый, а значит, и самый дорогой, при этом «экономя» на всем остальном. Это не совсем правильно. Дело в том, что многие современные платы ввода-вывода умеют выполнять различные монтажные эффекты в режиме реального времени за счет собственных аппаратных ресурсов, без загрузки центрального процессора. А значит, две-три сотни долларов вы заплатили за то, что практически не определяет производительность вашей монтажной станции.
Matrox DigiSuite DTV
Плата DigiSuite DTV (6400 долл.) фирмы Matrox Video Products Group завоевала вполне заслуженную популярность как аппаратный компонент, на базе которого разработчиками ПО создаются профессиональные комплексы нелинейного монтажа, и до настоящего времени продолжает уверенно удерживать одну из лидирующих позиций в данной области компьютерного рынка. При этом соотношение цены и производительности продукта весьма выгодно для широкого круга потребителей, в том числе — для небольших творческих коллективов, не располагающих гигантскими денежными средствами.
Плата DigiSuite DTV создана для работы с видео формата MPEG-2, который сегодня является не только международным стандартом сжатия и передачи аудио- и видеоданных, но и ведущим средством обработки видеопотока при производстве телевизионных программ.
Секрет привлекательности этого формата прост. Дело в том, что производство современной телевизионной программы, как правило, включает несколько основных этапов: съемка, передача материалов в телевизионный центр, монтаж, архивирование и выдача в эфир. В настоящее время на каждом из них применяется оборудование, работающее с различными форматами. А это значит, что, проходя по всей цепочке, видеосигнал несколько раз подвергается процессу перекодировки, что, естественно, ухудшает качество конечного продукта. Использование MPEG-2 на протяжении всего цикла производства телевизионной программы позволяет этого избежать и, следовательно, свести потери качества видеосигнала к минимуму. Соответственно, если плата ввода-вывода поддерживает MPEG-2, то это ее большой плюс при работе в составе студийного комплекса.
DigiSuite DTV разработана так, что все микросхемы: кодек, микшер, два 2D DVE-процессора (DVE — digital video effect, цифровой видеоэффект; DVE-процессор позволяет создавать цифровые видеоэффекты в реальном времени), контроллер видеоэффектов, графический контроллер, мультимедиа-процессоры — находятся на одной плате. Это минимизирует себестоимость продукта.
Специального рассмотрения заслуживает кодек. В DigiSuite DTV используется кристалл DVExpress-MX50 фирмы C-Cube. Он работает с двумя потоками видео в форматах DV, DV50 или MPEG-2 (422P@ML, MP@ML), причем поток может быть преобразован из одного формата в другой и обратно, что делает удобным использование этой платы с аппаратурой формата DV и DV50 (или совместимого).
Спектр видеовходов-выходов DigiSuite DTV включает композитный, Y/C и аналоговый компонентный; 4 канала балансного/небалансного звука. Дополнительно поставляется плата цифрового интерфейса SDI/SDTI, позволяющая осуществлять ускоренную передачу данных между системой нелинейного монтажа и цифровым студийным видеомагнитофоном. Контроллер IEEE-1394 для DigiSuite DTV также можно приобрести дополнительно.
Плата DigiSuite DTV позволяет одновременно обрабатывать в режиме реального времени два слоя видео и один слой графики, работать с масками 2D-эффектами (масштабирование, картинка в картинке), осуществлять гамма-коррекцию.
В комплект программного обеспечения, поставляемого вместе с DigiSuite DTV, входит программа Adobe Premiere RT, ставшая благодаря своей простоте одной из самых популярных в мире. Для более требовательных монтажеров есть вариант поставки с пакетом in-sync Speed Razor.
dpsVelocity
Монтажный комплекс dpsVelocity (6995 долл.), основой которого является дисковый рекордер DPS Reality (устройство для записи изображения на жесткий диск), обеспечивающий вещательное качество, — одна из хорошо зарекомендовавших себя в мире систем нелинейного монтажа.
Поскольку аппаратное и программное обеспечение в данном случае создавалось «под ключ» единым производителем Digital Processing System Inc., функциональные возможности комплекса используются оптимально, обеспечиваются максимальная производительность и надежность. А если у вас все же возникли проблемы, их можно быстро разрешить в одной фирме.
Аппаратная часть Velocity объединяет в себе двухканальный дисковый рекордер, видеомикшер, 3D-DVE-процессор для работы в режиме реального времени с 3D-эффектами, восьмиканальный аудиомикшер, а также встроенный UltraWide SCSI-контроллер, позволяющий подключать до 16 устройств, и два фрейм-буфера (модули памяти для хранения изображения).
Плата dpsVelocity выпускается в нескольких конфигурациях: dpsVelocity-2D и dpsVelocity-3D. Однако российским пользователям доступна только версия dpsVelocity-3D. Она, как уже отмечалось выше, отличается наличием аппаратного процессора 3D-DVE, позволяющего использовать в реальном времени 3D-видеоэффекты (такие как перспектива, картинка в картинке и т. п.).
В пакете поставляемого вместе с аппаратными средствами ПО особый интерес представляет программа dpsVelocity Editor. Она может одновременно оперировать с двумя видеопотоками, двумя графическими изображениями и четырьмя звуковыми стереоканалами. Ввод видео осуществляется с помощью кнопки (Quick capture) либо по тайм-коду (через порт RS-422). При этом качество и параметры видеосигнала контролируются программным модулем DPS Quality Control Center.
Плата dpsVelocity работает с видеоклипами с различным сжатием, в том числе с несжатыми. Все клипы сохраняются в галерее (bins), их можно воспроизводить, сортировать, аннотировать, а также осуществлять поиск нужного фрагмента.
Для коррекции звука предусмотрен эквалайзер.
Файловая система DPS Virtual Tape File System позволяет использовать рабочие материалы одновременно с нескольких рабочих станций или распределять их между несколькими приложениями. Каждый кадр видео одновременно доступен в девяти форматах: SGI, TGA, BMP, PIC, TIF, IFF, VPB, RAS и RLA.
Matrox RT2000
Основанная на технологии Flex3D плата RT2000 фирмы Matrox Video Products Group, в отличие от рассмотренных выше продуктов, представляет интерес прежде всего для полупрофессиональных и любительских студий из-за низкой цены (1500 долл.) при вполне промышленных возможностях.
Технология Flex3D дает возможность плате RT2000 совместно с поставляемым в комплекте с ней графическим акселератором Matrox Millennium G400 обрабатывать 2D- и 3D-видео без DVE-процессоров.
Большим плюсом комплекса является также то, что для продуктивной работы не нужен суперкомпьютер, минимальные системные требования достаточно скромны: 300-МГц процессор Pentium II, 128-Мбайт ОЗУ, свободные PCI- и AGP-разъемы, 500 Мбайт свободного места на диске, отдельный жесткий диск для видео и звука, дисковод CD-ROM для установки программного обеспечения и операционная система Windows 98/2000.
Примененный в RT2000 кодек C-Cube обеспечивает работу с двумя потоками видео и форматами DV и MPEG-2. И все-таки система явно рассчитана на DV-формат: кодек поддерживает все существующие разновидности этого формата — Panasonic DVCPRO, SONY DVCAM, SONY Digital-8 (и совместимые).
Хотя формат DV и был изначально разработан для домашнего применения, но высокое качество изображения и звука в сочетании с невысокой стоимостью оборудования делают его привлекательным для профессионального применения. Однако для того, чтобы сохранить это высокое качество, система должна работать непосредственно с цифровым видео без дополнительных преобразований сигнала DV. Плата Matrox RT2000 оперирует с видео без дополнительных преобразований, а следовательно, без искажения сигнала.
Устройство RT2000 позволяет использовать в режиме реального времени более 500 монтажных переходов и цифровых 2D- и 3D-видеоэффектов (перспектива, масштабирование, картинка в картинке, титры и др.). Кроме того, можно создать нужный эффект самостоятельно, применяя SDK, или просто переписать модули, реализующие дополнительные эффекты из Internet (трехмерные деформации, отражение в воде, волна, эффект выдавливания и др.).
В комплект программного обеспечения входят пакет Adobe Premiere RT; модуль Matrox «Get instant feedback», предоставляющий возможность мгновенного доступа к любому кадру на монтажной линейке или предварительного просмотра фрагмента; пакет ACID Music для создания музыки; пакет Cool 3D для работы с титрами; пакет Sonic DVDit LE! для DVD-мастеринга; утилита для тестирования жесткого диска.
Редакция выражает благодарность фирме-поставщику Graphic Group за помощь в подготовке этого материала.
ОБ АВТОРЕ
Вера Васильева — редактор рубрики «Мультимедиа», e-mail: vv@actuar.math.msu.su
Видео | Аудио |
Входы: Композитный (CVBS), RCA jack, S-Video (Y/C), мини-DIN, NTSC, PAL, SECAM Выходы: Композитный (CVBS), RCA jack, S-Video (Y/C), мини-DIN, NTSC, PAL Форматы: ITU-R601 YUV 4:2:2 NTSC: 7205480 30 (60) кадров в секунду PAL/SECAM: 7205576 25 (50) кадров в секунду Поддерживается видео в окне NTSC и PAL 60/50 кадров в секунду | Синхронизация с видео SMPTE-272M и AES11-1991 Аналоговые входы-выходы Несимметричные стереовход -выход (1 пара RCA -вход, 1 пара RCA -выход) Звук 16 бит, 48 кГц Цифровой интерфейс:i-Link (IEEE-1394) |