Microsoft и AOL лидируют в предложении новых поисковых механизмов.
В настоящее время компании AOL и Microsoft существенно усовершенствовали устройство своих поисковых механизмов и выступают проводниками идеи объединения технологической мощи вычислительных систем с мыслительными возможностями человеческого интеллекта, чтобы вознаградить-таки поисковые усилия обескураженных пользователей некими осмысленными результатами.
Поисковая машина MSN компании Microsoft (www.msn.com), использующая сочетание различных технологий поиска, вполне оправдывает возлагавшиеся на нее надежды — всякий раз, обращаясь к ней, мы быстро находили искомое. Напротив, AOL (www.aol.com) показала результаты не лучше, а порой даже хуже, чем классическая поисковая машина Yahoo (www.yahoo.com).
Однако в дополнение к таким надежным старым механизмам поиска, как Yahoo и HotBot (www.hotbot.com), всплыло множество всяких новичков, носящих зачастую весьма необычные имена. Мы постараемся выделить из них те, в которых есть толк.
Большинство существующих поисковых механизмов получают результаты одним из двух способов: либо они перемещаются по Web-узлам, отмечая обнаруживаемые в них ключевые слова, как это делается в классическом устройстве AltaVista (www.altavista.com — в настоящее время в этом сервере применяют комбинацию различных методов поиска), либо используют для обнаружения и классификации указания на конкретные ресурсы (URL) человека-редактора.
Арсенал MSN
Трансформируя узел MSN.com, компания Microsoft сконструировала поисковое устройство MSN Search фактически «с нуля». Новый расширенный механизм включает в себя «встроенный интеллект», использующий систему ранжирования узлов по популярности и сезонным изменениям, а также предполагает помощь со стороны человека-редактора. И подобного рода стремление объединить разные подходы, судя по всему, приносит свои плоды.
Предположим, приближается Рождество, и добрые самаритяне разыскивают рецепты приготовления праздничной индейки. Когда в этот период времени делается запрос по ключевому слову turkey (что по-английски означает «индейка», а при написании с заглавной буквы — «Турция»), поисковое устройство MSN устанавливает связь между словом и приближающейся датой и «догадывается», что вы желаете получить рецепт праздничного блюда из индейки, а вовсе не сведения о Турецкой Республике.
В результате в верхней части списка выдается набор рекомендуемых компанией Microsoft кулинарных Web-узлов. На тот случай, если эмпирическая догадка неверна, вам будут выданы также и те позиции, которые ведут на узлы, посвященные Турции. Помимо этого, в нижней части выдаваемой страницы информацией поисковое устройство перечисляет наиболее популярные узлы, посещавшиеся теми, кто запрашивал поиск по такому же слову.
Работая с HotBot и Yahoo и указав в графе ключевых слов вместо turkey recipes (т. е. «рецепты блюд из индейки») просто turkey, для нахождения нужных информационных ресурсов придется предпринимать дополнительные раскопки. Кроме того, если вы осуществляете запрос по ключевому слову или выражению, которое может относиться к нескольким категориям (скажем, вас интересует фильм «Десять заповедей», по-английски «The Ten Commandments»), то Yahoo и HotBot заставят вас пробираться через результаты поиска, относящиеся к различным областям, связанным с религией, прежде чем вы разыщете те один-два Web-узла, которые и были нужны. Напротив, поисковый механизм Microsoft помещает искомую категорию Кино/ТВ в число пяти первых ссылок.
AOL не на высоте
Компания AOL, крупнейший провайдер услуг Internet, состязаясь с Microsoft, дебютировала с новым поисковым механизмом AOL Search, который также объединяет усилия человека-редактора с более интеллектуальной технологией. Центральное место в AOL Search занимает проект дочерней компании Netscape, носящий название Open Directory Project (проект «Открытый каталог»). Это созданный вручную указатель для более чем миллиона Web-узлов, собранных со всей «Всемирной паутины». Результаты поисковой работы AOL Search сходны с полученными в Yahoo: их аккуратность прямо зависит от конкретности запроса, и если ключевые слова и выражения оказываются многозначными, возможно, список, состоящий из десятков категорий, придется пролистывать до конца.
Более того, существенную пользу от наиболее значительного усовершенствования процедуры поиска в AOL Search могут извлечь только подписчики AOL. А сводится это усовершенствование вот к чему: если раньше клиенты AOL могли искать нужную информацию только внутри того или иного раздела (например, нельзя было найти данные о спортивных соревнованиях из раздела, посвященного генеалогии), то теперь из любого раздела можно прочесывать все информационные массивы AOL, однако доступ к их содержимому открыт только клиентам данного провайдера.
Выскочки
Google (www.google.com) и Oingo (www.oingo.com) — это отчасти поисковые машины, а отчасти и новые технологии. Coogle при выдаче результатов принимает во внимание как узлы, связанные ссылками с данной страницей, так и их значимость. Так что при запросе по слову turkey вы получите список тех узлов, на которые чаще всего ссылаются респектабельные Web-страницы. Это хороший подход — при условии, что вы не имеете в виду какой-то конкретный узел (его в результате может и не оказаться) и используете однозначное ключевое слово или выражение. В противном случае забудьте об этой поисковой машине, иначе вам придется продираться через полученные результаты целыми неделями.
Oingo подобно AOL использует для поиска в Internet результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Открытый каталог», но после этого прибегает к помощи человека-редактора для построения некоторого ассоциативного словаря. Таким образом, если вы вводите ключевое слово cars («автомобили»), то Oingo распознает, что вы разыскиваете узлы, посвященные автомобилям, после чего вовлекает вас в процесс уточнения поиска. Если вы вводите неоднозначное ключевое слово наподобие все того же turkey, поисковая машина попросит уточнить, интересует ли вас страна, мясо птицы или сленговое слово для обозначения неудачи. Интерфейс Oingo нуждается в доработке, но в целом этот поисковый узел выдает вполне осмысленные результаты.
Дебютировавший в январе новичок — поисковый механизм Albert (www.albrt-inc.com) генерирует пользовательский профиль, отражающий ваши поисковые привычки, и в дальнейшем система использует эту информацию для того, чтобы помочь вам в «тонкой настройке» поиска. Подобно еще одной поисковой машине, Ask Jeeves (www.askjeeves.com), Albert позволяет формулировать запрос в виде вопроса на естественном языке.
Дополнения к браузерам
Утилиты Flyswat (www.flyswat.com) и GuruNet (www.gurunet.com), не являясь полноценными поисковыми механизмами, снабжают пользователя хорошими словарными определениями, энциклопедическими статьями, бизнес-профилями и разнообразными цитатами. При использовании GuruNet вы выбираете слова, о значениях которых вы хотели бы узнать побольше, и утилита соединит вас с нужными узлами или выдаст справочный материал. Если базы данных этой утилиты не содержат готовой справочной информации или ссылок, можно заказать поиск в Internet. Кроме того, GuruNet нормально взаимодействует с приложениями Windows.
Дополнение к браузеру под названием Flyswat осуществляет поиск на посещаемых вами страницах. Основываясь на распознаваемых ключевых словах, система генерирует ссылки на похожие по содержанию фрагменты, добавляя их к идентифицированным и выделенным желтым цветом частям текста на просканированной странице. Основной недостаток этой утилиты заключается в том, что она, постоянно осуществляя поиск информации в Internet, занимает значительную часть пропускной способности вашего информационного канала. Кроме того, если Flyswat распознает слишком много слов, страница будет выглядеть захламленной.
Те времена, когда число результатов поиска исчислялось миллионами, да этим еще и хвастались, прошли. Если вы устали просеивать не относящиеся к делу ссылки, попробуйте воспользоваться поисковым устройством MSN Search. На настоящий момент это, быть может, лучший ресурс, который поможет быстро получить нужную информацию.