Информационные технологии — основа современного бизнеса
Они перестают быть незаметными обслуживающими подразделениями и постепенно выходят на первые позиции в организации деловых процессов и планировании развития компании. Более того, для современных предприятий, занимающихся бизнесом в Internet, ИТ составляют саму основу всей их деятельности.
Теперь, находясь в центре деловых потоков, отделы ИТ должны не просто поддерживать инфраструктуру, а стать быстрым и гибким реализатором стратегии всего бизнеса компании. Именно поэтому новые сетевые и системные решения внедряются со столь впечатляющей быстротой. Радикальное изменение уровня сложности систем сопровождается значительным увеличением объемов услуг, предоставляемых ИТ.
Два способа управления ИТ
Многие аналитики предсказывают, что в течение ближайших трех лет количество электронных транзакций возрастет приблизительно в десять раз.
В этих условиях становится очевидной необходимость нового подхода к управлению ИТ, тем более что во главу угла ставятся потребности бизнеса.
Исторически сложилось так, что крупные поставщики ПО для предприятий реализовывали в своих продуктах такой подход к управлению организацией, схема которого строилась «снизу вверх». В этом случае приложения определяли неисправные или неправильно функционирующие элементы (например, маршрутизатор, жесткий диск или процессор) и подробно анализировали их состояние для выяснения основной причины неисправности.
Некоторые решения, появившиеся позднее, использовали подход «сверху вниз». Они устанавливали степень готовности и производительность системы для клиента, находящегося на рабочем месте. Однако и эти решения не были лишены недостатков, так как не позволяли локализовать отдельные неисправные элементы автоматизированной системы, по вине которых у сотрудников предприятия возникали проблемы. Пытаясь выяснить главную причину неполадок, сотрудники ИТ были вынуждены обрабатывать управляющие данные различными инструментами, чьи форматы, пользовательские интерфейсы и организация потока заданий подчас были несовместимы.
Решение предлагает НР
Hовый продукт семейства OpenView, выпущенный в феврале компанией Hewlett-Packard, cоединяет в себе качества обоих применявшихся ранее подходов. Это пакет VantagePoint, ориентированный на создание решений для высокотехнологичной организации работы подразделений ИТ в различных областях бизнеса. Основной его особенностью является высокая степень интеллектуализации.
При разработке VantagePoint было создано новое поколение элементов управления, или «агентов», состоящих из двух частей: базовой и настраиваемой пользователем. Эти «агенты» реализуют автоматическое создание карты услуг, предоставляемых серверами автоматизированной системы, которая демонстрируется клиентам.
Важно, что «агенты» не только определяют наличие сервисов, но и постоянно контролируют их состояние и доступность. Если обнаруживаются отклонения в работе автоматизированной системы (как в аппаратном, так и в программном обеспечении), то задействуется механизм активизации специальных элементов управления, призванных уточнить неисправность и устранить ее, т. е. происходит самовосстановление системы. При учащении сбоев подключаются дополнительные «агенты», которые производят более глубокий и детальный анализ состояния всего комплекса.
Пользователи VantagePoint могут закладывать структуру своих бизнес-процедур в модели управления ИТ. Обнаруживаемые и устраняемые неисправности рассматриваются и оцениваются с точки зрения затрагиваемых ими деловых служб и приложений, а не с точки зрения инфраструктуры ИТ. Пакет дает наглядное представление о взаимодействии ресурсов ИТ и позволяет при необходимости получить общий вид системы или крупный план конкретного управляемого объекта и его связей.
Андрей ЕздаковКаков он — OpenView VantagePoint?
Модули пакета VantagePoint отыскивают в сети физические компоненты, определяют иерархию и взаимосвязи в распределенной среде, в которой используются основные операционные системы, базы данных и прикладные программы. Исходя из полученных данных строится модель управления, которая накладывается на карту сервисов. Эта модель автоматически адаптируется к изменениям в инфраструктуре и оперативно отражает новые ресурсы и связи.
Интерфейс VantagePoint близок к привычному Проводнику Windows, но в нем предусмотрена графическая часть, отображающая взаимосвязи различных сервисов и их состояние на текущий момент. Это помогает оператору связывать обнаруженные сервисы с существующими бизнес-процессами. Более того, имеется возможность индикации состояния системы в специальном окне: красный цвет указывает на возникновение критической ситуации, оранжевый — на наличие серьезной проблемы, желтый — на небольшую неполадку. В том же окне отображаются инструментальные средства настройки системы, предоставляющие набор шаблонов, которые и являются настраиваемой частью «агента».
Система интеллектуализации процессов ИТ VantagePoint состоит из трех компонентов: Operations (управление операциями), Performance (управление производительностью) и Transaction (контроль за транзакциями), — и работает под управлением различных ОС, среди которых Windows NT, HP-UX и Sun Solaris.
Продукт недешев, его цена 25 тыс. долл., а подготовка персонала в российском учебном центре Hewlett-Packard обойдется заказчику примерно в 1000 долл. за каждого специалиста.