В Российской академии государственной службы состоялась шестая отраслевая научно-техническая конференция-выставка «DOCFLOW 2000», в которой участвовали около 1500 представителей из 890 организаций, а 30 компаний — ведущих разработчиков, интеграторов и поставщиков оборудования для информационных систем — экспонировали свою продукцию. По устоявшейся за истекшее пятилетие традиции сразу в нескольких залах параллельно были заслушаны краткие сообщения о новых продуктах и технологиях и доклады представителей отечественных компаний о подходах к решению задач, связанных с системами электронного документооборота, архивирования, а также с безбумажными технологиями.
Лейтмотивом конференции стало обсуждение проблем, связанных с местом систем документооборота в электронном бизнесе. По мнению некоторых специалистов, «DOCFLOW 2000» стала событием для разработчиков информационных технологий вследствие узкой тематической направленности, позволившей привлечь множество участников, в том числе потенциальных заказчиков. Продемонстрированные на выставке системы отличались высоким научным и техническим потенциалом, что вызвало интерес у покупателей. Среди докладчиков и экспонентов выставки были такие известные компании, как «1С», ABBYY Software House, «АйТи», «Весть-Метатехнология», «Гарант Интернешнл», ЭОС, «Ланит», «Оптима» и др.
Анализируя материалы конференции, с сожалением констатирую, что основной ее идеей все еще остается «Электронный документооборот — одно из основных средств повышения эффективности управления». Еще год назад это казалось вполне справедливым, однако в настоящее время рынок столкнулся с выдвигаемым заказчиком требованием системного решения проблемы управления бизнесом, и потому правильнее было бы рассматривать электронный документооборот в качестве одной из подсистем системы управления компанией, в том числе и ее бизнесом. Разумеется, были прочитаны доклады, где говорилось о повышении эффективности управления за счет «электронизации» документооборота и даже о необходимости перехода от «формального к императивному» способу управления. Но дело в том, что с практической точки зрения — и это принципиально — никакая система документооборота не может быть управляющей, так как ей просто на роду написано лишь предоставлять информацию для принятия решений по управлению какой-либо системой.
Однако несомненно, что успехи в развитии информационных технологий реализуются и в новых разработках систем электронного документооборота. Так, среди них были представлены распределенные системы управления электронными документами на базе Lotus Domino. Doc, корпоративные информационные порталы компании «ТерраЛинк», информационно-справочный комплект «Документовед-Архивист», решения «1С» по электронному документообороту, система управления вузом «Университет» фирмы Redlab и др.
Завершим краткий обзор работы «DOCFLOW 2000» своими впечатлениями от «круглого стола» на тему: «Электронный бизнес и электронный документооборот, их роль в современном бизнесе, соотношение и влияние друг на друга», который проводил К. Ахметов, главный редактор журнала CRN Enterprise Partner. Даже имея в виду весьма жесткий регламент, предложенный выступавшим, тем не менее отмечу, что обсуждение проблем проходило не слишком удачно — за деревьями леса не увидели. А. Громов, представитель компании «Весть-Метатехнология», увлекшись парадоксами, сообщил, что проблемы электронного документооборота в России находятся в «идеологически зачаточном состоянии». На что замечу: «Это для кого как».
«Идеологически» подсистемы документооборота, включая национальные стандарты на них, были оформлены более десяти лет назад. Многие из них входили как подсистемы в отраслевые АСУ и вполне сносно (в духе времени) функционировали, например в ГВЦ Госплана СССР. Конечно же, за это время много воды утекло, особенно в свете аппаратных и программных достижений, но нынешние системные взгляды производителей пока все еще мало устраивают пользователей. Отсюда вытекают весьма путаные представления об отношениях электронных бизнеса и документооборота. А без устали повторяемое утверждение, что мир всеобъемлюще гомогенен, т. е. без электронного бизнеса, как говорится, завтра будет «и ни туды и ни сюды», скорее всего, неверно, к тому же оно напоминает строки из «Интернационала»: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим...» Ведь широко известны примеры устойчивых систем (биологических, социальных и технических), которые как раз и характеризуются своей гетерогенностью, придающей им структурную надежность. Кроме того, предпринятые попытки обсуждать проблемы вне исторического контекста, не пользуясь модельным мышлением, постоянно грешат ошибками вроде подмены понятий или неточностей при определении, что первично, а что вторично. Поэтому многие эксперты, говоря в своих выступлениях об электронном бизнесе, не всегда к месту акцентировали роль Internet, но для пользователя эта роль прояснится лишь тогда, когда он сформулирует для себя, хотя бы на уровне модели, какова интересующая его система (а не только документооборот или способ ведения бизнеса), а также чем и как он собирается управлять.
В заключение отмечу, что «DOCFLOW 2000» имела заслуженный успех, и надеюсь, что ей предстоит долгая жизнь. В качестве пожелания: хотелось бы, чтобы сохранилась и на следующей конференции прежняя форма непосредственного общения участников между собой — отложим виртуальное общение на потом.