В конкурсе участвовали 38 продуктов, а еще 3 шли вне конкурса. Больше всего дисков было представлено в номинации «Бизнес, презентации и профориентированные диски», видимо, потому, что теперь многие фирмы мультимедийной рекламной продукции отводят такое же место, как и печатной. Как положительный момент следует отметить, что расширяется география производства таких дисков, а как отрицательный — что региональные разработчики обычно допускают те же ошибки, свойственные «болезням роста», что и столичные. И даже удачные идеи порой страдают «незавершенностью», кажется, приложить бы еще немного усилий..., ан нет. Наверное, что-то мешает? Возможно, что во время подобных смотров разработчики и издатели смогут обменяться опытом, что позволит им поднять планку качества своих изделий. Тем не менее с художественной точки зрения столичные и региональные разработки очень похожи.
К сожалению, на нынешнем конкурсе никто не продемонстрировал принципиально новых технологических решений, однако появились работы, отличающиеся интересной содержательной частью, а главное, новой тематикой, например диск «От Кремля до Рейхстага», созданный к 55-летию Победы. Ему свойственна нестандартная форма подачи материала, а с художественной стороны он настолько хорош, что его даже можно считать в своем роде произведением искусства.
Еще одна работа выделяется из общего ряда и по форме, и по содержанию — продукт с интригующим названием «Шерлок Холмс. Дело о радиации», выпущенный Институтом проблем безопасного развития атомной энергетики РАН. Этот конкурсант попал в номинацию «Социальный диск», хотя его скорее можно отнести к образовательным, поскольку там рассказывается о воздействии радиации на организм человека. Его разработчики адресуют свой продукт специалистам центров социально-психологической реабилитации ЮНЕСКО, учителям, представителям администрации и жителям населенных пунктов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, однако он вполне может заинтересовать и более широкую аудиторию. Обзор представленных продуктов позволил выявить тенденцию к созданию дисков, выпускаемых небольшими тиражами и предназначенных для узкого круга.
Так, тираж упомянутого выше «Шерлока Холмса» всего 40 шт., а альбом «От Кремля до Рейхстага», который пригодился бы на уроках в школе, был заказан Правительством Москвы. Возможно, первое объясняется экономическими затруднениями, а второе — требованиями заказчика. Но ведь пользователям вообще-то безразлично, какие причины побудили разработчиков так поступать, — им бы дисков побольше «хороших и разных».
На конкурс было представлено множество узкоспециализированных продуктов, в основном образовательных, например «Автоматизированные испытания в технике» Казанского государственного технического университета им. Туполева и «Нейрогистология» Казанского государственного медицинского университета. Естественно, узок круг их пользователей и далеки они от интересов народа, но одно несомненно — чем больше информации на цифровых носителях, тем лучше.
Следует также отметить бурное развитие образовательных программ, предназначенных для презентаций. Самым интересным по исполнению последних стал продукт под названием «Калашников», позволяющий познакомиться с создателям легендарного автомата М. Т. Калашниковым и разработанным им оружием.
В продемонстрированных образовательных программах хорошо продумана методология подачи материала — текстовой материал удачно дополняется иллюстративным, что реализовано средствами компьютерной графики, видео и анимации.
Итог конкурса таков. «Гран-при» вполне оправданно достался «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2000» компании «Кирилл и Мефодий». Первый приз был присужден «Истории России и ее ближайших соседей» фирмы «Кордис & Медиа». Приз «Мое Отечество» получил диск «Грушинский фестиваль» Медиаассоциации «Эстафета». В номинации «Обучающие и образовательные программы» был отмечен диск «Органическая химия», разработанный «Мультимедиа лабораторией Марийского ГУ». Продукт «От Кремля до Рейхстага» Республиканского мультимедиа центра удостоился звания «Лучший мультимедиа альбом». В номинации «Развлечения, хобби» победил диск «Вышивка крестом» компании «Новый Диск». В «Бизнесе, презентациях и профориентированных дисках» первое место получил диск «Калашников» — продукт интересный и вполне самодостаточный. Он разработан Мультимедиа-центром Удмуртского государственного университета г. Ижевска. Были присуждены и специальные призы: «За воплощение народного духа» — диску «Народные промыслы. Русская береста»; «За глубину раскрытия и актуальность темы» — диску «Москвоведение. 5—11 класс» (оба продукта разработаны фирмой «Кордис & Медиа»). Серия дисков компании «Гарант-Сервис» получила приз «За шаг к правовому обществу»; «Математика на планете счетоводов» компании «МедиаХауз» — как «Детская развивающая программа (Локализация)». И наконец, диск Terra Musicalis фирмы «ГиперМетод» был отмечен призом Министерства культуры РФ «За лучший мультимедиа CD-ROM по культуре и искусству».
Лауреатами конкурса «Аниграф. Контент-2000» стали следующие продукты: серия видеотренингов «Кадровый менеджмент» компании «Кордис & Медиа»; «Шерлок Холмс. Дело о радиации» Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН; «Чтение деловых контрактов» компании «МедиаХауз»; «Современное авторское художественное оружие в России» Республиканского мультимедиа центра; «Чепецкий механический завод» Мультимедиа центра УдмГУ; «Музей истории Донского казачества» Донского филиала Центра тренажеростроения (ДФЦТ); «Нейрогистология» Казанского государственного медицинского университета; «Автоматизированные испытания в технике» Казанского государственного технического университета.
В заключение следует отметить, что при довольно незначительных аппаратно-программных и денежных ресурсах большинство участников конкурса (не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из регионов) представили работы весьма достойные с технической и художественной точки зрения. Превосходно то, что появляются и развиваются совершенно новые тематические направления мультимедийных изданий. Можно надеяться, что они не останутся «вещью в себе» и найдут своего пользователя.
Об авторах
Вера Васильева — редактор раздела «Мультимедиа», v@actuar.math.msu.su.
Александр Коротков — редактор раздела «Компьютер дома», korotkov@pcworld.ru
Аниграф. Контент-2000
Справочные издания и альбомы
- «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000», «Кирилл и Мефодий», Москва.
- «Калашников», Мультимедиа-центр Удмурдского государственного университета, Ижевск.
- «Музей истории Донского казачества», Донской филиал Центра тренажеростроения (ДФЦТ), Новочеркасск.
- «Terra Musicalis», компания «ГиперМетод», С-Петербург.
- «Современное авторское художественное оружие в России», Республиканский мультимедиа-центр., Москва
- «Прогулки по Старой Казани», Казанский государственный университет, Казань.
- «Грушинский фестиваль», Медиа-ассоциация «Эстафета», г. Самара.
- «От Кремля до Рейхстага», Республиканский мультимедиа-центр, Москва.
- «Художники Волгограда», ЗАО «Волгоградское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса», Волгоград.
Обучающие и образовательные программы
- «Информационные технологии для студентов юридических вузов», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
- «Открытая физика 2.0», ООО «Физикон», Москва.
- «TOEFL. Курс подготовки к экзамену», «Новый диск», Москва.
- «Нейрогистология», Казанский государственный медицинский университет, Казань.
- «Автоматизированные испытания в технике», Казанский государственный университет, Казань.
- «Электронная энциклопедия «Государственная Дума: 1995 — 1999», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
- «Математика на планете счетоводов», «МедиаХауз», Москва.
- «Наука и искусство управления персоналом», Лаборатория мультимедиа Тюменского государственного университета, Тюмень.
- «Конституционное право», Лаборатория мультимедиа Тюменского государственного университета, Тюмень.
- «Москвоведение. 5-11-й классы», ООО «Кордис & Медиа», Москва.
- «История России и ее ближайших соседей», ООО «Кордис & Медиа», Москва.
Развлечения, хобби
- «Вышивка крестом», «Новый диск», Москва.
Бизнес, презентации и профориентированные диски
- «Чепецкий механический завод», Мультимедиа-центр Удмуртского государственного университета, Ижевск.
- «Фирма «Антика», Казанский государственный университет, Казань.
- «Информационно-правовое обеспечение Министерства по налогам и сборам», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
- «Информационное обеспечение арбитражного судопроизводства», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
- «Все о подоходном налоге», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
- «Информационно-правовое обеспечение Совета Федерации», НПП «Гарант-Сервис», Москва.
- «Чтение деловых контрактов», «МедиаХауз», Москва.
- «Камский кузнечный завод» (ККЗ), Студия VERTEX, ООО «Стремительный», Набережные Челны.
- Серия видеотренингов «Кадровый менеджмент» — «Правила телефонных переговоров», «Собеседование при приеме на работу», ООО «Кордис & Медиа», Москва.
- «Этикетка-2000», ЗАО «Фирма МИВАС»/КВЦ «Сокольники», Москва.
- «ПолиграфИнтер-99», ЗАО «Фирма МИВАС»/КВЦ «Сокольники», Москва.
- КВЦ «Сокольники», ЗАО «Фирма МИВАС»/КВЦ «Сокольники», Москва.
- Центр международной торговли, Студия медиа «MagIC», Москва.
- Sprachensoftware Multimedia, Компания ГиперМетод, Санкт-Петербург.
Социальный диск
- «Шерлок Холмс. Дело о радиации», Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, Москва.
Неопубликованный проект
- «Органическая химия», Марийский государственный университет, Йошкар Ола, Республиканский мультимедиа-центр, Москва.
- «Народные промыслы. Русская береста», ООО «Кордис & Медиа», Москва.
Вне конкурса
- «Основы социологии», Лаборатория мультимедиа Тюменского государственного университета, Тюмень.
- Серия «Абдоминальная эндоскопическая хирургия», ООО «Кордис & Медиа», Москва.
- «Свадебный альбом», Черневский Игорь, Нальчик.