И сегодня разговор идет о том, как сделать любовь эту взаимной, сохранить на долгие годы. На что важно обращать внимание при выборе провайдера, чтобы в скором времени не случился «развод». Способны ли сами поставщики услуг Internet обеспечить строгое выполнение записанных в контрактах «брачных обязательств»? Беседу ведет научный редактор журнала «Мир ПК» Михаил Глинников.
Николай Николаевич Репин - директор по Internet-технологиям компании «МТУ-Информ» |
— Давайте начнем разговор с истории — когда и как была создана Ваша компания и почему Вы занялись Internet?
— Компания «МТУ-Информ» была создана пять лет назад как телефонный оператор, и основная ее деятельность состояла в предоставлении именно телефонных услуг. Сейчас по объему номерной емкости это второй после МГТС оператор в Москве: у МГТС 4,5 млн. телефонных номеров, а у нас — 450 тыс., т. е. имеется потенциальная возможность подключить 450 тыс. абонентов.
Что касается второго вопроса, то теперь все операторы традиционной связи занимаются Internet, и мы не хотим быть исключением, ведь речь идет о cреде для предоставления новых, весьма перспективных услуг. Руководство «МТУ-Информ» понимало это с самого начала, поэтому с момента создания компании развитию Internet-сервиса придавалось большое значение.
— Как шло развитие компании?
— После того как была построена телефонная номерная емкость и волоконно-оптическая транспортная сеть, компания начала предоставлять в аренду Internet-провайдерам серийные телефонные линии для доступа в Internet и каналы связи.
Это был первый, «романтический», так сказать, период развития Internet и нашей компании. В результате сдали в аренду очень большую номерную емкость Internet-провайдерам. Практически все известные московские провайдеры — «Зенон», «Демос», «Релком», «Ситилайн», «Россия-Он-Лайн» — арендуют телефонные линии у «МТУ-Информ».
— Были проблемы?
— Естественно. Как оказалось, аренда Internet-провайдерами серийных линий создает существенные технические проблемы для телефонной сети. И главная из них — большое количество отказов.
Когда внешний Internet-провайдер арендует у телефонного оператора номерную емкость в условиях московского рынка Internet, возникают две довольно сложные ситуации.
В отличие, скажем, от сотового оператора, новый Internet-провайдер не оплачивает так называемую стоимость подключения к сети. Существует некая практика — при подключении к сети любой сотовый оператор платит за увеличение мощности, чтобы можно было без проблем пропустить нагрузку его абонентов. Ведь сеть имеет определенную инфраструктуру, узлы АТС связаны каким-то количеством соединительных линий, и их число четко рассчитано исходя из чисто телефонной нагрузки. Для сотовых сетей, например, стоимость увеличения мощности сети исчисляется миллионами долларов. А Internet-провайдеры создают значительно большую нагрузку и при этом платят лишь за аренду линий. Так как-то исторически сложилось. Они не увеличивают мощность сети, а потребляют ресурсы, и в результате страдают те же сотовые операторы, потому что то увеличение мощности, которое они оплачивают, «съедается» за счет возросшей нагрузки от Internet-операторов. И такая характерная картина наблюдалась в 1995-1998 гг. Все это, конечно, приводило к перегрузке сети.
Вторая сложность состоит в том, что многие Internet-провайдеры практикуют такие тарифные планы, как «неограниченный доступ». Тогда вы платите 40 долл. в месяц и пользуетесь Internet неограниченно. Скажем, включили доступ, соединились с Сетью и ушли завтракать. Вам все равно — доступ оплачен, но канал-то занят. В результате нагрузка на серийные линии оказывается значительно выше положенной по нормативам. Это вызывает и рост так называемой паразитной нагрузки: люди пытаются дозвониться и получают отказ, а модем в случае приема сигнала «занято» будет постоянно повторять вызов. В итоге паразитная нагрузка у некоторых операторов в несколько раз превосходит норму. Если оператор арендует, например, 100 соединений, то нагрузка на них приходится такая же, как на 200 или 300 линий. То есть телефонная сеть просто не работает вследствие ее переполнения.
— Каков же выход? Как Вы поступили, чтобы преодолеть все эти трудности?
— К сожалению, пришлось прекратить продажу серийных линий Internet-провайдерам. И в 1997 г. компания начала собственный Internet-проект, т. е. стала напрямую предоставлять услуги доступа своим абонентам. При этом мы полностью отслеживаем нагрузку, возникающую в телефонной сети, и не допускаем переполнения модемных пулов во избежание появления паразитной нагрузки.
— Что составляет техническую основу Вашей компании?
— Наша транспортная волоконно-оптическая сеть имеет протяженность около 1,5 тыс. км и объединяет более 150 городских АТС. Топологически это 32 SDH*-кольца, равномерно охватывающих город. Пропускная способность — от 2,5 Гбит/c в центре города до 155 Мбит/c на периферийных станциях. Сеть довольно надежная, в случае проблем она автоматически производит перемаршрутизацию трафика. Причем мы впервые в отечественной практике применили технологию IP over SDH (по этой сети SDН напрямую передаются IP-пакеты Internet без использования промежуточных наложенных сетей, приводящего к росту расходов). По такой технологии построена наша внутренняя IP-сеть, являющаяся одной из самых высокопроизводительных в Росcии. При этом она постоянно раcширяется и совершенствуется.
Сейчас «МТУ-Информ» — массовый Internet-провайдер. Компания ориентируется на конечных пользователей и в настоящее время имеет более 100 тыс. абонентов.
— Как Вы получили эту цифру?
— Cначала нашими абонентами считались все, кто прошел у нас регистрацию, — на сегодняшний день их уже 600 тыс. Регистрация эта бесплатная, и ее легко пройти не выходя из дома. Но потом мы стали измерять число абонентов более точно, а именно идентифицируя их с положительными лицевыми счетами, т. е. считать тех, кто платит деньги. И в настоящее время у нас более 100 тыс. положительных лицевых счетов в базе.
— Существуют ли какие-то критерии оценки провайдера? Как его грамотно выбрать?
— Сложно сказать. Человек привыкает к своему Internet-провайдеру, пользуясь его услугами. Тут на самом деле даже тарифы не имеют решающего значения. Бывает, что и не очень обеспеченные люди прибегают к услугам дорогих Internet-провайдеров, — я сам знаю таких.
— Чем это объяснить?
— Скорее всего, силой привычки. Есть также некий внутренний «патриотизм», чувство принадлежности к Internet-cообществу именно через данного провайдера.
— Можете ли Вы назвать некие характерные черты, отличающие «МТУ-Информ» от других Internet-провайдеров?
— Конечно. Их две. Во-первых, мы сильны в техническом плане благодаря нашей телефонной сети, которая составляет основу всего доступа в Internet. И во-вторых, наша специализация — это мелкие клиенты. Дело в том, что тарифные планы у нас устроены так, что человек платит ровно столько, на сколько он работает: можно работать на 100 долл. в месяц, а можно и на 10 центов. Есть и такие клиенты, которые месяцами хранят положительный баланс в 50 центов, пользуются электронной почтой — и все. Но это тоже в порядке вещей - у нас имеются технические ресурсы для обслуживания мелких клиентов. А ведь с такими клиентами всегда работать сложнее, чем с крупными. Для этого нужна мощная биллинговая система. В нашей компании, например, на сегодняшний день хранится 600 тыс. записей о клиентах.
— А тарифы?
— Ну, «МТУ-Информ» — не самый дешевый провайдер Internet. У нас действуют следующие повременные тарифы: 90 центов за час стоит доступ днем и 45 центов ночью. И мы не предоставляем «неограниченный» доступ, так как в этом случае о высоком качестве не может быть и речи.
В Москве сейчас около сотни Internet-провайдеров, из них семь-восемь крупных. И если говорить о рынке солидных провайдеров, то именно наши тарифы формируют сегодня рыночную стоимость доступа в Internet.
— Все, о чем мы с Вами говорили, очень интересно, но относится только к Москве. А как обстоят дела в области?
— И в области работаем. Прежде всего, совместно с областной электросвязью и компанией «Мотеко» мы cейчас предоставляем услуги коммутируемого доступа в Internet на всей территории Московской области — из любого города и поселка можно позвонить по местному телефону и получить доступ в Сеть. Да, тарифы в разных районах области отличаются. Зато прямо на районном узле можно купить карточку и активизировать ее. В крупных же подмосковных городах, таких как Подольск, Чехов или Кашира, услуги предоставляются с цифровым качеством, и оно там иногда выше, чем в Москве.
На телефонные узлы в этих городах мы выходим с помощью цифровых каналов. Ведь в области уже есть города, которых пока, правда, немного, где налажена цифровая телефонная связь, и качество последней мили здесь весьма приличное. А абоненты действительно работают на скоростях от 40 до 50 кбит/c по протоколу V.90. Часто это оказывается лучше, чем в некоторых районах Москвы, где стоят старые аналоговые АТС.
Кроме того, «МТУ-Информ» строит в области сеть радиодоступа. Абонент сможет поставить у себя антенну и подключиться к Internet на скорости 10 Мбит/c. У нас уже работают такие станции в Химках и Мытищах — в радиусе 5 км от каждой станции мы готовы предоставлять там эти услуги. Планируем в скором времени задействовать также Красногорск, Люберцы и ряд других городов.
— Видимо, и здесь не обойтись без проблем?
— Увы, общая проблема радиодоступа, самый дефицитный ресурс - это радиочастоты. В Москве весь диапазон забит, и ничего «выкроить» невозможно, поэтому мы и реализуем свой проект в области, где у нас есть определенные частоты.
— Хорошо, а какова Ваша политика в регионах России?
— Значительных региональных амбиций у нас нет. Тем не менее мы ведем проект в Рязани - через свое дочернее предприятие, которое занимается предоставлением услуг Internet. Это крупнейший в городе Internet-провайдер, а результаты выполнения проекта покажут, как нам двигаться дальше.
В целом же наша региональная стратегия следующая. Дочернее предприятие «МТУ-Информ», которое называется «Персональные коммуникации», имеет лицензию на предоставление услуг cотовой связи стандарта CDMA в Москве, Московской области и во всех областях, граничащих с Московской. Это территория, на которой проживает порядка 30 млн. населения. Создавая здесь точки присутствия для предоставления услуг сотовой связи, мы сможем предлагать одновременно и услуги Internet.
— Хотелось бы получить и общую картину - что сейчас происходит с Internet? Каковы перспективы?
— Картина здесь более или менее понятная. Internet ведь возник в военной и научной среде. Потом телекоммуникационные операторы осознали, что это услуга связи. И он стал развиваться несколько иначе: каналы, телефония, услуги доступа. Сейчас на 99,9% доходы Internet сосредоточены в области доступа. Далее — рост популярности. Начали создаваться контент-проекты. Возникла иллюзия, что Internet является средством массовой информации. Довольно бессмысленное утверждение. Сайт конкретный - да, пожалуй, но Internet не может быть таким средством.
А теперь Internet рассматривается уже как глобальный рынок для электронной коммерции. На самом же деле и это тоже всего лишь одно из наиболее модных приложений Сети.
То же самое происходило и с Internet-телефонией. Это было практически первое профессиональное приложение Internet для телекоммуникационных операторов. Государство где-то в течение года обдумывало, стоит ли выдавать лицензию на предоставление таких услуг, после чего сознательно приняло позитивное решение. В настоящее время Министерством связи РФ выдаются лицензии на телематическую услугу передачи пакетной речевой информации. Мы были пионерами в этой области и среди первых шести лицензий получили две - на «МТУ-Информ» и «МТУ-Интел». Сейчас наша компания активно предоставляет эти услуги и уже можно подвести первые итоги.
Сегодня Internet-телефония достигла вполне приемлемого уровня качества и в этом отношении не уступает сотовой связи. В сети «МТУ-Информ» оно уже сравнимо с качеством нормальной цифровой телефонной связи.
И первой услугой, выведенной на массовый рынок, стала Internet плюс телефония.
— А почему именно на эту услугу была сделана ставка?
— В Москве очень острый дефицит телефонных номеров в малых офисах. Небольшой организации, как правило, требуются два — четыре телефонных номера максимум. Им не нужна крупная офисная АТС. Четырех телефонных номеров и Internet в офисе из двух комнат вполне достаточно для нормальной работы.
Наша компания первой в Москве начала предлагать такую услугу. C помощью собственной сети передачи данных мы подаем канал Frame Relay в офис клиента по стандартной медной паре, устанавливаем там маршрутизатор Cisco 1600, имеющий подключение к локальной сети и снабженный четырьмя розетками для телефонов. Предоставляя на эти четыре линии нормальные городские номера, мы передаем голосовой трафик как в Москву, так и в другие города страны через сеть Internet. То есть имитируется обычная городская телефонная связь. У нас сейчас несколько десятков таких клиентов. Цена на эту услугу складывается из платы за выделенный канал Internet и стоимости телефонии. То есть примерно за 300-400 долл. в месяц организация имеет выделенный канал и четыре прямых телефонных номера.
— Вы предлагаете эту услугу во всех районах Москвы?
— Да, ведь кроме транспортной сети SDH мы располагаем наложенной сетью передачи данных ATM/Frame Relay, которая имеет около 80 узлов, расположенных на городских телефонных станциях. С ее помощью практически в любую квартиру в Москве можно подать канал с пропускной способностью от 64 кбит/c до 2 Мбит/c.
— Какие услуги, на Ваш взгляд, являются перспективными в области Internet?
— С 10 мая мы ввели еще одну услугу для наших абонентов — доступ к Internet-телефонии по карточкам. Причем карточка универсальна: по ней можно получать и доступ в Internet, и услуги Voice over IP. Звонок в Соединенные Штаты стоит теперь около 21 цента за минуту. Это довольно удобно для клиентов, и компания будет развивать свои услуги в данном направлении. Весьма перспективны так называемые услуги хостирования, т. е. открытие и хранение Internet-страничек для организаций. Эти услуги находятся, пожалуй, где-то на стыке областей связи и информатики, здесь основную работу выполняют уже не связисты, а программисты. К сожалению, в России в массовом объеме эти услуги до сих пор не предоставлялись.
Какая обычно наблюдается картина? Web-дизайнер, сделав вам страничку, размещает ее на своем компьютере, который стоит у него под столом. Ногой двинул — и ваша страничка работать перестала. В Америке все устроено совершенно по-другому. Там есть специализированные фирмы, которые подключены к пяти-семи Internet-провайдерам, гарантирующим канал высокой емкости. Эти фирмы имеют гигантские ангары, где стоят компьютеры абонентов - сотни тысяч страниц. У нас ничего такого пока нет. Но в качестве пилотного проекта мы сейчас подготовили специальное помещение и с 1 июня начали предоставлять массовые услуги Web-хостинга. Это очень дорогостоящая затея: гарантированное электропитание от двух трансформаторных подстанций, кондиционирование и охлаждение, обеспечение безопасности и т. п. Стоимость одного квадратного метра в таком помещении составляет несколько тысяч долларов.
— И кого Вы видите пользователем такой услуги?
— Например, контент-провайдеров. У любого из них имеется набор серверов, которые должны где-то стоять. Где? Ведь и место специальное для этого нужно, и за канал платить необходимо. Поэтому серверы всегда размещают у Internet-провайдера. По мере роста контента такая услуга будет все более и более востребована. А электронная коммерция? Это тоже потребность в вычислительной мощности, размещенной у провайдера и подключенной к Internet. Так что мы считаем хостинг одной из самых перспективных услуг и будем ее развивать. У нас есть уже и некоторый опыт - около 30% российского трафика генерируется в том самом специальном помещении, о котором я выше упоминал. Здесь стоят серверы ряда ведущих русскоязычных контент-проектов, в том числе: Yandex, Infoart, List, Algorithm.
— Спасибо. Надеюсь, что первая любовь к Internet Ваших пользователей станет серьезным постоянным чувством на всю жизнь. И будет взаимной. А теперь - несколько слов в заключение нашим читателям.
— В настоящее время на базе крупных Internet-провайдеров кристаллизуется новый слой операторов, предоставляющих сетевые услуги. Недавно «МТУ-Информ», «Ростелеком» и «Зенон» заключили соглашение о частном обмене трафиком, т. е. были организованы каналы «каждого с каждым», по которым мы обмениваемся трафиком. После вступления в силу этого соглашения наши трафики (прямой и обратный) с «Ростелекомом» выросли в 1,5 раза. Надеюсь, что инициативу поддержат и другие Internet-операторы.
Сегодня происходит, я бы сказал, ревизия инфраструктуры Internet в России, обусловленная тем, что сетевые услуги вышли на новый профессиональный уровень, стали индустриальными. В двух словах ситуацию с Internet можно охарактеризовать, пожалуй, так: десять лет назад это было что-то вроде научной работы, а сейчас это как воздух, эфир некий, который пронизывает буквально все сферы нашей жизни, многие - думаю, Ваши читатели со мной согласятся — уже просто не мыслят без него своего существования.
* SDH — основная технология передачи информации в транспортных волоконно-оптических сетях на скоростях от 50 Мбит/с до 2,4 Гбит/с.