А. П. Загуменнов Компьютерная обработка звука ДМК, 2000. 384 с.: ил.

Однако возможности домашних ПК сегодня таковы, что даже любители могут редактировать цифровой материал на вполне профессиональном уровне, не применяя дорогостоящего специализированного оборудования.

Данной проблеме и посвящена выпущенная в этом году издательством ДМК книга Александра Загуменнова «Компьютерная обработка звука» (имеется в виду IBM-совместимый ПК под управлением Windows 9x/NT). Это подробное методическое пособие, которое будет интересно прежде всего пользователям, занимающимся монтажом звука профессионально. Новичкам книга, пожалуй, покажется слишком сложной.

В работе систематизированы все методы обработки звукового материала, начиная с простейшего редактирования и заканчивая сжатием файлов без заметных потерь качества исходного сигнала для публикации в Internet. Описано использование этих методов на примерах самых популярных программ: Sound Forge, WaveLab, SAW Plus 32, Samplitude 2496, Cakewalk Pro Audio. Рассмотрено также приложение для ведения нотной записи Finale 98. Разъясняются основные теоретические положения и термины, правда, число этих разъяснений сведено к минимуму. В целом «Компьютерная обработка звука» отличается всесторонним подходом к рассматриваемой проблеме и детальным анализом применяемого программного и аппаратного обеспечения.

Книга включает 11 глав и предметный указатель. Вначале проанализированы важнейшие теоретические и методические аспекты монтажа цифровых аудиозаписей: простейшее редактирование (копирование, перемещение, вставка, удаление звуковых фрагментов), звуковые процессы (слияние волновых форм, инверсия, амплитудные преобразования, частотная коррекция), звуковые эффекты (модуляции и фазовые сдвиги, изменение высоты и времени звучания). Затем рассмотрены подключаемые модули (plug-in) крупнейших производителей — Twelve Tone Systems, Inc., Waves, Power Technology, TC Electronic, Sonic Foundry и других фирм.

Отдельные главы книги посвящены приемам и методам работы с ПО, предназначенным для создания и редактирования MIDI-файлов, ведения нотной записи, реставрации старых записей (в частности, рассказано о программе восстановления аудиоданных с виниловых носителей Vinyl Restoration). Достаточное внимание уделено форматам звуковых файлов. Так, подробно описан получивший широкое признание Audio MPEG Layer-3 (MP3), который хорошо сохраняет качество изначального сигнала при высокой степени сжатия данных. Изложена технология копирования дорожек с музыкального компакт-диска и конвертирования в МРЗ-файлы, рассмотрена также программа для их прочтения — проигрыватель WinAmp.

Не забыты и аппаратные средства, необходимые для обработки и длительного хранения звуковых данных: аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи, магнитооптические и жесткие диски, накопители CD-ROM и другие устройства. Проанализированы достоинства и недостатки, методы оценки емкости различных накопителей, их долговечность, а также зависимость качества сохраняемого звукового материала от особенностей конкретных носителей.

В заключение рассказано о работе в Internet, в частности о подготовке аудиофайлов к публикации в Сети (сжатие в различных форматах, создание файлов Microsoft NetShow и т. п.). Кроме того, сделан краткий обзор Web-узлов, посвященных работающим со звуком программам, а также содержащих бесплатные приложения, интересную информацию о MIDI, формате MP3 и музыкальные произведения различных направлений в этом формате.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что эта книга пригодится тем пользователям ПК, занимающимся обработкой звука, которые хотят применять передовые компьютерные технологии, но не могут купить дорогое специализированное оборудование.

Вера Васильева,
e-mail:vv@actuar.math.msu.su