Особенно сильно бурный прогресс в области коммуникационных технологий влияет на дистрибуторскую деятельность, поскольку взаимодействие с производителями, с одной стороны, и дилерами, с другой, лежит в основе работы подобных компаний.
Дистрибутору уже нельзя, как прежде, полагаться на телефонную или почтовую связь. Возросший темп жизни требует повышения оперативности и степени информативности контактов. Помочь в этом могут лишь специальные системы, поддерживающие электронную коммерцию. И российские дистрибуторские компании приняли вызов времени. Так, «Марвел» во время проведения ежегодной дилерской академии на теплоходе организовала обсуждение своей новой системы электронной дистрибуции, находящейся на этапе опытной эксплуатации.
Необходимость создания подобной системы назрела давно. По данным представителей «Марвел», число ее дилеров превысило тысячу, располагаются они в 96 городах России и ближайшего зарубежья. Сейчас компания расширяет свое присутствие и в дальнем зарубежье. Генеральный менеджер по дистрибуции Константин Шляхов сообщил о том, что их представительство успешно функционирует в Нидерландах. Правда, деятельность в Голландии существенно отличается от работы в Москве и Санкт-Петербурге. Во-первых, тем, что гораздо проще решаются вопросы кредитования, во-вторых, часть функций офиса, в частности организацию склада и доставку продукции, берут на себя сторонние компании, в-третьих, страховая фирма страхует риски.
Число производителей оборудования и комплектации, с которыми работает «Марвел», тоже велико. Некоторые из них принимают заказы от дистрибуторов через Internet, например Intel работает со своими дистрибуторами исключительно в электронной форме. Кроме того, информация о прохождении партий товара также теперь доступна в WWW, а у Intel и Cisco подобные системы появились еще в 1998 г. И это лишний раз подтолкнуло «Марвел» к созданию системы электронной дистрибуции.
На первом этапе развертывания системы была организована информационная поддержка дилеров через Internet. Для этого на закрытой части Web-узла компании, доступной только имеющим собственные пароли дилерам, был организован специальный раздел. В нем находятся данные о ежедневных изменениях различных позиций в прайс-листе компании, подробное описание специальных предложений, детальная информация о состоянии дистрибуторского склада, сведения о транзите товаров и т. д. Естественно, освещаются и другие вопросы, связанные с поставляемой продукцией. Так, директор «Марвел» по продажам и маркетингу Сергей Пацкевич особо отметил, что решаются проблемы сертификации товара. Конечно, это в первую очередь задача самого производителя, но дистрибутор также может участвовать в данном процессе, особенно если изготовитель не имеет в России своего основного представительства. А сейчас вследствие изменения российского законодательства своевременная сертификация товара становится более актуальной.
Не секрет, что введение новых законодательных актов ограничило число тех компаний, которые могут продолжить развитие дистрибуции широкого профиля. Многие малые и средние предприятия уже не обеспечивают нормального сопровождения товара всеми необходимыми документами. Современная российская дистрибуторская компания организует специальное подразделение, занимающееся подобными вопросами. Информация, собираемая таким отделом, должна как можно скорее становиться достоянием дилеров. А поскольку «Марвел» отличается развитостью своей региональной сети, необходимость создания полноценной электронной дистрибуторской системы стала еще актуальнее. Поэтому компания приступила ко второму этапу разработки системы электронной дистрибуции, на котором предусматривается реализация двух режимов взаимодействия с дилерами. При работе в первом, называемом «Запрос», приходят необходимые данные из уже существующего модуля информационной поддержки, формируется модель пробного заказа, оценивается его стоимость, устанавливаются сроки реализации и другие параметры. Во втором режиме, «Заказ», условия являются обязательными для выполнения как дилерами, так и компанией «Марвелом».
Сейчас предусматривается два варианта обработки запроса: автоматический и полуавтоматический. При первом работа ведется в режиме on-line, и дилер практически сразу получает развернутый план поступления заказанного оборудования. Во втором случае к работе подключается менеджер «Марвел», и тогда время обслуживания запроса составляет около часа. Естественно, при обоих вариантах товар будет отгружаться в зависимости от состояния счета дилера у дистрибутора и с учетом кредитной линии.
Поскольку компания охватывает своей сетью большинство регионов, возникает и такая проблема, как согласование часовых поясов. Так, обновление данных системы информационной поддержки утром в Москве появится во Владивостоке лишь в конце рабочего дня. Подобный вопрос также будет решаться на втором этапе внедрения системы электронной дистрибуции. И если в двух первых кварталах текущего года объем продаж на 50% превысил продажи в тот же период 1999 г., то можно предположить, что в следующем году использование новых современных форм взаимодействия с партнерами поможет «Марвел» достичь большего.
С автором можно связаться по e-mail:argo@pcworld.ru