А.И. Плис, Н.А. Сливина Mathcad 2000. Математический практикум «Финансы и статистика», 2000. 656 с.: ил. |
Книга О.В. Лобановой «Практикум по решению задач в математической системе Derive» обобщает опыт работы преподавателей Глазовского педагогического института Республики Удмуртия и Московского энергетического института. Она является методическим пособием для преподавателей вузов и студентов, учителей и учащихся школ, колледжей и лицеев для непрерывного образования и самостоятельной работы.
А издание А.И. Плиса и Н.А. Сливиной — это сборник материалов, требующихся для занятий по курсу высшей математики на экономических и инженерных специальностях. Авторы объясняют выбор Mathcad 2000 для практикума тем, что этот пакет имеет чрезвычайно простой интерфейс, доступный даже неопытным студентам. Кроме того, он предоставляет пользователю богатый набор средств реализации графических, аналитических и численных методов решения математических задач на ПК, что позволяет студенту приобрести устойчивые навыки работы с прикладными расчетами. Преподаватели, несомненно, с помощью данного пакета смогут улучшить свой учебный курс. Удобно, что А.И Плис и Н.А. Сливина, разбивая курс на разделы, привязывают их к определенной теме или методу решения задачи. Они включают в себя типовой набор подразделов от теоретического введения до описания порядка выполнения работы в среде Mathcad 2000, а также пример решения типовой задачи, который разбирается столь подробно, что ее можно самостоятельно реализовать на ПК. Цель практикума — «научить студента быстро и легко решать с помощью Mathcad 2000 простейшие математические задачи».
Данное пособие состоит из шести глав, которые посвящены пяти основным разделам курса: линейной алгебре, математическому анализу, обыкновенным дифференциальным уравнениям, теории вероятностей и математической статистике. В объемном приложении (около ста страниц) даны варианты заданий по разделам. Оно представляет самостоятельный интерес, так как помогает глубже усвоить материал.
Если обратить внимание на содержательный аcпект пособия, то оно, с одной стороны, отражает требования стандартной учебной программы на выбор методов и классов задач, а с другой, естественно, личный взгляд авторов. Однако повышенное внимание, уделяемое приемам расчетов с помощью пакетов программ, например при поиске пределов, может привести к полному игнорированию студентами техники математического анализа. Кроме того, и это особенно важно для студентов технических вузов, в подобных пособиях следовало бы обратить внимание на необходимость установления связи решаемых задач с их постановкой, так как начинающему пользователю в рафинированной задаче ее довольно сложно увидеть. То, что в вузах уделяют внимание этому лишь в рамках специальных курсов, следует считать неоправданным, поскольку у студентов хуже формируется модельное мышление, столь необходимое в эпоху информационных технологий.
Книга снабжена достаточно полным списком литературы, что, конечно, очень важно для преподавателей.
В заключение хочется поблагодарить авторов и издательство, которые подарили многим читателям такой хороший учебник.
Г.И. Рузайкин