При сканировании изображений основная задача обычно заключается в том, чтобы наиболее полно считать информацию с оригинала, т. е. получить его тоновый и цветовой диапазоны, а также разрешение. Кроме того, часто бывает необходимо подкорректировать оригинал, чтобы уменьшить недостатки, например компенсировать нежелательный цветовой сдвиг, убрать тоновый дисбаланс или подавить полиграфический растр оригинала.
Оригиналы
Слайды. Самым хорошим оригиналом для сканирования считаются слайды форматами 5х6 и 8х11 см. Они обладают наиболее широким диапазоном плотностей (разница между прозрачной пленкой и полностью засвеченной равна 4 единицам плотности, а у полиграфического оттиска — всего 2). Следовательно, необходимо тщательно выбирать белую и черную точки (самое светлое и самое темное место на изображении). Кроме того, слайды обладают лучшим разрешением (эта величина характеризует количество мелких объектов, различимых на оригинале, в частности штрихов, приходящихся на единицу длины). Эта величина близка к 100 линиям на миллиметр. Таким образом, можно было бы сделать вывод, что для слайд-сканера достаточно разрешения 2540 точек на дюйм (1 мм — 100 линий, 25,4 мм — 2540), но это не совсем правильно. Для качественного воспроизведения деталей желательно иметь двух-трехкратный запас разрешения сканера, что позволяет передать все детали оригинала и подавить зерно пленки.
Во время сканирования полиграфического оттиска трудно предотвратить появление муара без заметной потери резкости |
На втором месте по качеству стоят фотографии. Диапазон их плотностей намного ниже и приближается к полиграфическому, поэтому задача сохранения тонов еще важнее. Поскольку зерно фотобумаги намного крупнее, увеличение при печати фотографий ухудшает четкость ее деталей. Использовать фотоотпечатки следует лишь тогда, когда сканер не обладает оптическим разрешением, достаточным для обработки прозрачных оригиналов. Еще одна проблема — сканирование цветных негативов. В настоящее время широко распространилась технология цветной фотопечати таких фирм, как Kodak, Fuji и др., в своем распоряжении пользователь имеет и негативы, и отпечатки. Если сканер обеспечивает достаточное разрешение, а прилагаемое к нему ПО может корректно компенсировать сдвиг цвета в эмульсионном слое пленки конкретного производителя, то следует предпочесть негативы. Нужно помнить, что при сканировании негатива градационная кривая изменяет направления осей на 180O, а стандартная гамма, равная 1,5, должна быть доведена до 1/1,5=0,67. Отпечаток можно использовать как справочный материал, если, конечно, система правильно настроена, а в окне предварительного просмотра можно увидеть адекватный результат сканирования.
Наихудший из оригиналов — бумажный оттиск. Он не только обладает самым узким диапазоном плотностей, зависящим от качества бумаги, равномерности подачи краски и других параметров, но и имеет полиграфический растр, точнее, четыре развернутые под различными углами растровые структуры. Во время сканирования они накладываются на матрицу, генерируемую сканером. Такие многократные наложения приводят к муару, т.е. возникновению на оттиске нежелательной регулярной структуры низкой частоты. С муаром приходится бороться с помощью операции descreen или сглаживанием blur («размытие») в программе Adobe Photoshop на этапе сканирования, что приводит к потере резкости. И тогда полученное изображение можно использовать только в уменьшенном виде. Муар проявляется в различных каналах по-разному, и часто бывает достаточно подавить его лишь в некоторых из них.
Полиграфические оригиналы обладают очень низким разрешением, равным линиатуре печати, — 80—175 линий на дюйм. Сканировать их с более высоким разрешением имеет смысл только тогда, когда необходимо подавить муар. В таком случае нужно отсканировать один и тот же оригинал в пакетном режиме с различными значениями разрешения и descreen, а затем выбрать наилучший вариант. Муар можно увидеть на экране монитора, если вывести изображение в натуральную величину. Начинающему специалисту трудно определить на глаз линиатру печати, поэтому лучше воспользоваться уголковой дифракционной решеткой. Ее обычно можно получить вместе с массой других полезных линеек и приспособлений в специальных сервисных бюро. При наложении такой решетки на оттиск возникают муаровые узоры, центры которых совпадают или кратны линиатуре полиграфического растра.
Так как многие сканеры обладают значительной глубиной резкости, в качестве оригинала можно взять реальные объекты, в частности на этикетки помещали изображения, полученные сканированием настоящих яблок. В подобных случаях нужно позаботиться о равномерном освещении, например накрыть яблоко конусом из белой бумаги. Некоторые умельцы умудрялись даже сканировать неотклеенные бутылочные этикетки.
К сожалению, при выборе оригинала часто приходится довольствоваться тем, что есть у себя или у заказчика.
Монтаж
При работе с небольшими сканерами для дома и офиса бывает трудно удачно расположить оригинал на рабочей поверхности, поскольку такие устройства, как правило, укомплектованы лишь двумя-тремя рамками.
Уголковая дифракционная решетка выдает замечательный муар даже при взаимодействии с матрицей монитора |
При монтаже слайдов требуется обеспечить тонкий равномерный воздушный зазор между пленкой и стеклом сканера, чтобы предотвратить появление на изображении «колец Ньютона». Эти дефекты подобны муару, но имеют замкнутую концентрическую структуру и по форме повторяют пятно контакта слайда со стеклом. Ретушировать их крайне сложно, особенно в тех областях изображения, которые насыщены деталями. Для борьбы с «кольцами Ньютона» предлагаются различные спреи и масла. Их наносят между стеклом и слайдом, чтобы устранить воздушный клин. Масло помогает также бороться с царапинами на пленке. Однако после использования этих средств приходится мыть слайд и стекло сканера.
Будет лучше и, наверное, дешевле, если пользователь сам сделает рамки для слайдов из мелованного картона. Макетным ножом нужно вырезать рамки трех типоразмеров: под 35-мм пленку, под слайды размерами 5х6 см и 9х11 см. Слайды или неразрезанная пленка задвигаются по направляющим, что позволяет максимально использовать площадь стекла. Кроме того, в процессе сканирования пленка не коробится из-за нагрева лампы и создается гарантированный равномерный зазор между оригиналом и стеклом. Наилучшим решением, конечно, было бы совмещение фабричных рамок с технологией фирмы Agfa Duoscan, в которой при сканировании прозрачных оригиналов отсутствует стекло. Однако рамки в этих сканерах таковы, что можно сканировать только четыре слайда размерами 5х6 см.
К сожалению, фирма UMAX в своей популярной полупрофессиональной модели PowerLook 3000 не реализовала подобный способ. А ведь достаточно было лишь сделать стекло съемным, чтобы можно было заменять его на набор рамок различного формата. А чтобы было более удобно монтировать оригинал и контролировать установки сканирования, неплохо было бы сделать еще подсветку под стеклом и установить на крышке зеркало. Впрочем, подобные приспособления реализованы на более дорогих моделях.
К. Э. Бочков, оператор цветоделения, concord@ru.ru
Продолжение в следующем номере.