Анализ предварительного сканирования
При сканировании черно-белой графики лучше использовать «шкалу серых тонов» (Grey scale), а не Bitmap, тогда можно будет управлять изображением. С помощью уровней или градационной кривой можно почистить фон, срезая светлые оттенки, и изменить насыщенность изображения (т. е. толщину штрихов графики), регулируя средний тон. Затем можно перевести изображение в режим Bitmap с помощью различных методов растрирования, предусмотренных в Photoshop.
Цветные оригиналы сканируются в модели RGB или CMYK. В первом случае доступны все средства управления процессом сканирования, а во втором — сканирование возможно тогда, когда программа оснащена модулем программного цветоделения, — строится на базе цветовых профилей сканера и типа предполагаемой печати. Вмешиваться в эти настройки, имея простой сканер, обычно нельзя, потому и обсуждать этот вариант не имеет смысла.
При сканировании негативов важно правильно указать производителя пленки (Agfa, Kodak, Fuji и т. д.), чтобы избежать нежелательных цветовых сдвигов в полученном изображении.
Вопрос выбора разрешения при сканировании всегда вызывал множество дискуссий, поскольку следовало учитывать размер изображения в публикации и линиатуру печати. Причем последняя обычно известна заранее, число растровых элементов на единицу длины для шелкографии находится в диапазоне 45—60 точек на дюйм, для газет — 60—80, для журналов и рекламной полиграфии — 133—175 точек на дюйм, а вот размер картинок в публикации, как правило, неизвестен до момента утверждения эскиза. Поэтому приходится выбирать разрешение с запасом, что хотя и приводит к временному перерасходу дискового пространства ПК, зато позволяет избежать повторного сканирования. Выбирайте сами, что для вас удобнее. Обычно ориентируются на размер полосы издания, причем следует учитывать, что разрешение сканирования дополнительно увеличивается в зависимости от коэффициента качества (параметр, указывающий, сколько точек изображения (пикселов) формируют одну растровую ячейку). Обычно этот параметр принимают равным величине, находящейся в диапазоне от 1,5 до 2. Для примера рассчитаем разрешение сканирования для полосной горизонтальной иллюстрации формата А4 (170 мм с учетом ширины полей 20+20 мм) на линиатуру 150 точек на дюйм со слайда размером 36х24 мм.
Resскан=ResихM,
где Resи=Lхk — разрешение изображения в публикации;
L=150 точек на дюйм — линиатура;
k=2 — коэффициент качества;
М=170/36=4,72 — масштабный коэффициент увеличения изображения.
Таким образом, Resскан= 150х2х4,72=1416 точек на дюйм.
Выбираем ближайшее разрешение в программе сканирования с запасом и желательно кратное максимальному оптическому разрешению, т .е. Resскан=1400 или 1600 точек на дюйм.
Так как при создании эскиза публикации возможно кадрирование (обрезка) сюжета, может потребоваться еще более высокое разрешение сканирования. Не стоит выбирать его большим, чем максимальное оптическое, которое получается математическим интерполированием в программе сканирования. Если в документации на сканеры указаны два значения максимального оптического разрешения, то следует ориентироваться на меньшее, поскольку оно определяется числом чувствительных элементов сканера на единицу длины, в то время как большее — частотой считывания показаний с этих элементов при движении каретки. Тогда либо интерполируется информация, либо пикселы выйдут не квадратными, а прямоугольными.
Предварительное сканирование надо выполнять при разрешении, позволяющем легко найти характерные области изображения (белую и черную точки, нейтральные цвета) и оценить их тоновые и цветовые характеристики. Обычно бывает достаточно установить его равным 150—250 точек на дюйм.
Рассмотрим все операции сканирования с использованием программы MagicScan 4.3, наиболее приемлемой для непрофессиональных сканеров фирмы UMAX.
Итак, сначала нужно правильно обозначить зону будущего сканирования. Важно, чтобы в нее попали характерные для будущего изображения области, а посторонние, такие как рамки слайда, перфорация, бумага, не содержащая изображения, и т. п., были отсечены. Затем можно открыть закладки с гистограммой, градационной кривой, цветовым кругом и др. Единственное, что позволяет объективно оценить изображение, — это гистограмма, которая раскрывает тоновый (яркостный) характер иллюстрации. Такой график отображает распределение по уровням яркости точек графики, число которых может достигать 256 (0 — для черного цвета, 255 — для белого). Такое же распределение можно посмотреть и в отдельных каналах, или аддитивных составляющих цвета: Red — красный, Green — зеленый, Blue — синий. Может возникнуть резонный вопрос: зачем пользоваться гистограммой, когда и так хорошо видно, каков характер изображения? Зимние пейзажи днем обычно имеют светлые тона, ночью — темные, а подавляющее большинство изображений имеют, как правило, сбалансированный тоновый диапазон. Однако это все справедливо лишь для стандартных оригиналов, не требующих значительного вмешательства оператора. В сложных же случаях гистограмма помогает правильно оценить оригинал и сделать корректировку на этапе сканирования.
Чтобы потренироваться, начинающим пользователям имеет смысл перевести свои домашние архивы слайдов и фотографий в цифровую форму, что полезно с различных точек зрения. Во-первых, это отвечает техническому прогрессу — сейчас многие люди уже имеют дома ПК, а смотреть слайды гораздо удобнее на мониторе. Во-вторых, можно быстро использовать архив изображений для каких-либо целей, например для изготовления поздравительных открыток. В-третьих, правильно отсканировав и отретушировав оригинал, можно улучшить свои домашние слайд- и фотоархивы.
В-четвертых, прекратится дальнейшая порча слайдов и фотографий от долговременного и частого использования. В-пятых, заметно поднять свой профессиональный уровень, так как, сознательно обработав несколько сотен изображений, можно приобрести богатый опыт и хорошие навыки. Фотографии можно записать на компакт-диск в формате JPG с разрешением, например, 800х600 точек. Тогда каждая из них будет иметь объем примерно 200 Кбайт и всего на диск поместится около 3000 иллюстраций.
Кроме характера изображения, на гистограмме хорошо виден уровень яркости в самых светлых и темных областях картинки, называемых белой и черной точкой соответственно. Это очень важные понятия цветокоррекции. Часто можно существенно преобразить иллюстрацию, лишь установив нужное значение для белой точки, которая, впрочем, совсем не обязательно должна быть абсолютно белой, т.е. иметь яркость, равную 255. В полиграфии за уровень белого в изображении принимают такой процент красочного покрытия, который может быть гарантированно воспроизведен при печати. Так, для высококачественной печати на мелованной бумаге яркость белой точки принимается равной 245 (96%), или в системе триадных красок: Cyan — 5%, Magenta и Yellow по 3%, Black — 0%, а для газетной бумаги — 6—8%. Для черной точки в печати тоже не- применим абсолютно черный цвет, так как количество наносимой на оттиск краски ограничено, и потому яркость ее обычно не превышает 320—350% в системе CMYK, или 4% в процентной шкале яркости. Если оригинал сканируется только для просмотра на мониторе, например в Internet, то значения для белой и черной точек могут составлять 255 и 0 соответственно.
Нетрудно заметить, что гистограмма (см. рис.) больше соответствует «теневому» сюжету, хотя очевидно, что он должен быть близок к сбалансированному, т. е. налицо ситуация, когда требуется вмешательство оператора. Правая область гистограммы свидетельствует о малом количестве светлых точек в изображении и, возможно, об их случайном происхождении (царапины и иные дефекты). Чтобы верно установить белую точку, надо найти в изображении требуемый участок с максимальной яркостью, — в данном случае это кепка мальчика (Red — 249, Green — 240 и Blue — 179). Красный канал говорит о том, что если провести сканирование с параметрами по умолчанию, то, возможно, получится незапечатанная область изображения (на сленге операторов цветоделения — «дырка»), ведь уровень яркости в любом канале не должен превышать 245. Значит, в области белой точки потеряются оттенки, которые при сканировании будут «срезаны» и которые в дальнейшем восстановить невозможно. Поэтому нужно отодвинуть правый треугольник на гистограмме на четыре единицы вправо.
Известно, что три основных, воспринимаемых рецепторами человеческого глаза цвета — красный, синий и зеленый — в равных пропорциях дают нейтральный серый (ахроматический) цвет. Предположим, что кепка у мальчика белая, но цифры свидетельствуют о наличии на слайде явного сдвига цвета в сторону желтого (недостаток синего). Это заметно и на глаз. Чтобы нейтрализовать белую точку, т. е. привести значения в ней к 245, необходимо скорректировать положение правого треугольника гистограммы для каждого канала.
В рассматриваемой программе MagicScan 4.3 почему-то отсутствуют средства настройки пипеток белой и черной точки. Им просто жестко приписаны значения 255, 255, 255 и 0, 0, 0. Это тем более странно, что такая возможность была в предыдущих версиях. Можно, конечно, сначала дотянуть тоновый диапазон до максимума, а затем отойти от его краев на четыре-пять единиц с помощью выходной шкалы гистограммы, но это уже просто от безвыходности.
Кроме того, такой способ не позволяет сохранить цветность белой и черной точек. Дело в том, что иногда по сюжету картинки требуется сохранить цвета крайних точек тонового диапазона. Например, пейзажи, полученные при закате солнца, имеют в белой точке ярко выраженный оттенок желтого. В сложных пакетах сканирования предусмотрена полная или частичная нейтрализация белой точки, и оператор сам выбирает режим в зависимости от сюжета.
Нельзя не сказать и об особых случаях ее установки. Так, если иллюстрация содержит блики (полированный металл, отражение фотовспышки в стекле и т. д.), то эти места нельзя выбирать в качестве стандартной белой точки — изображение получится затемненным. Блики не содержат информации (оттенков) и потому могут быть переданы цветом бумаги, т. е. «дыркой».
Ярко выраженный желтый цвет неба в этом сюжете вполне оправдан, так как отражает его эмоциональную основу |
Следующий шаг в процессе настройки параметров сканирования — выбор гаммы или яркости среднего тона. Гаммой называют показатель степенной функции, описывающей градационную кривую. Обычно значение гаммы устанавливают в диапазоне от 1 до 2. Меньшие числа соответствуют переосветленным оригиналам, а бо?льшие — затемненным. Для сбалансированного оригинала обычно устанавливают гамму, равную 1,5. Часто требуется «вытянуть» очень темный оригинал (гамма > 2), что весьма сложно. Дело в том, что при сильном искривлении градационной кривой оцифровка вносит специфические искажения в цветовую информацию — появляется «шум» в тенях. Эта проблема неразрешима для простых устройств — требуется сканирование на сложных аппаратах, обладающих большим диапазоном плотностей (3,6D) и глубиной оцифровки (48 разрядов вместо 24). При этом вдвое увеличивается объем файла, после чего можно провести его дополнительную цветокоррекцию в Photoshop. Перед переводом файла в режим CMYK нужно уменьшить его разрядность до 24.
«Теплое» освещение лампы накаливания окрашивает все в желтоватые тона |
Попытка нейтрализовать цвет побеленных стен приводит к грубым искажениям цвета |
Сканеры для дома и малого офиса отличаются плохой проработкой теней из-за недостаточного динамического диапазона, поэтому лучше не изменять значения черной точки и оставить его равным 0. В противном случае вся область теней перемещается в диапазон, недоступный для сканеров этого типа, и в тенях пропадают все оттенки (детали). Лучшим выходом будет, наверное, после сканирования в Photoshop кривыми «дотянуть» черную точку, зафиксировав 3/4 тени.
Некоторые фирмы-производители (например, UMAX) встраивают в свои устройства специальные алгоритмы, сглаживающие «шум» оцифровки, и тем самым добиваются более достоверных результатов сканирования.
При настройке среднего тона или гаммы нет точных цифровых критериев. Это можно сделать, если вместе с оригиналом отсканировать эталон с процентной серой шкалой. Так поступают при сканировании ответственных художественных работ, когда информация о тоновых характеристиках и цвете чрезвычайно важна. Чтобы компенсировать искажения фотосъемки, шкалу прикрепляют к раме картины и затем снимают их вместе.
Позолота купола отражает лучи солнца, и блик должен быть напечатан «дыркой». Настоящая белая точка находится на «барабане» |
На практике можно достаточно корректно откалибровать систему, добившись соответствия изображения на мониторе и цветопробе. Выбор оптимальной гаммы зависит от опыта и художественного вкуса. Важно, чтобы предварительный вид оригинала в программе сканирования и его изображение в окне Photoshop были достаточно близки.
Контрастность изображения, настраиваемая с помощью градационной кривой, заключается в сжатии или растяжении середины тонового диапазона. Усиливать контрастность следует для «вялых» изображений, которые, несмотря на грамотную установку белой и черной точек, имеют слабую контрастность в середине тонового диапазона, и тогда цвета выглядят грязными. Для излишне контрастной графики следует сблизить по тону тени и «света». Часто бывает нужно «разобрать» тени или увеличить контрастность в «светах». Более подробно о работе с градационной кривой будет рассказано в следующем номере журнала.
К. Э. Бочков,
оператор цветоделения,
concord@ru.ru
Продолжение в следующем номере.
Алгоритм сканирования
- Выбор режима (на отражение, на просвет, негатив).
- Выбор цветовой модели (Bitmap, Gray scale, RGB, CMYK).
- Выбор разрешения сканирования.
- Предварительное сканирование.
- Установка зоны анализа изображения.
- Установка ориентации изображения.
- Анализ изображения по гистограмме и палитре info.
- Установка белой и черной точек.
- Установка гаммы (полутона).
- Корректировка контрастности.
- Устранение нежелательных цветовых сдвигов.
- Корректировка отдельных цветов.
- Выбор фильтров.
- Корректировка зоны сканирования.
- Повторение предыдущих пунктов для других слайдов при пакетном сканировании.
- Проверка установок для всех изображений.
- Сканирование.
- Оценка результатов сканирования.