Михаил Владимирович Силин — первый заместитель генерального директора фирмы «Комкор ТВ» |
Вы только представьте себе — вместо одного телевизионного канала в квартиру можно передать цифровой поток на скорости до 50 Мбит/c! И не где-нибудь, а здесь, в Москве, на базе мультисервисной сети, которую строят фирмы «Комкор» и «Комкор ТВ». Но вот вопрос: оправдано ли это экономически? Мы ведь платим не за скорость, а за информацию, которую хотим получить. Насколько нужен нам «видеоконтент», имеющийся у провайдеров? Пока процесс его создания только начинается, однако технологическая основа уже заложена — необходимое (хотя и не достаточное) условие для предоставления мультисервисных услуг.
«Наша основная цель — стать не телекоммуникационным, а сервис-провайдером», — говорит Михаил Владимирович Силин, первый заместитель генерального директора «Комкор ТВ». Он рассказывает о том, как фирма идет к этой цели, какие предоставляет услуги и что собирается предложить в обозримом будущем. Беседу ведет научный редактор журнала «Мир ПК» Михаил Глинников.
— Телевидение по Internet — под этой услугой каждый понимает что-то свое. Некоторые, например, считают, что получат возможность формировать собственную телепрограмму по запросу из видеосерверов телекомпаний. Объясните, пожалуйста, как правильно трактовать такую услугу и насколько она перспективна?
— Скажу сразу — у нас такой услуги еще нет, но мы будем обязательно ее внедрять. Пока же речь идет о полноформатном телевидении через IP, по качеству не уступающем, а часто и превосходящем то, что передается по традиционным телеканалам.
И сейчас одна из наших главных задач — предоставление с помощью мультисервисной сети новых услуг и информации в такой форме, которая позволила бы нашим клиентам в полной мере воспользоваться достоинствами широкополосного доступа.
Просто ретранслировать, например, канал ОРТ — бессмысленно, у всех есть телевизоры. А вот в области доставки мультимедийного информационного контента наша мультисервисная сеть наверняка найдет применение. Ведь все провайдеры, естественно, уже знают, какого рода информацию хочет видеть их пользователь.
— Что дает потребителю так называемый широкополосный доступ и какой смысл Вы вкладываете в это понятие?
— У меня уже была как-то дискуссия с одним из ваших коллег по поводу того, что следует понимать под широкополосным доступом. Чтобы ответить на этот вопрос, уместно вернуться лет этак на двадцать назад и проследить развитие компьютерных технологий. Тогда сегодняшние скорости вычислений казались немыслимыми. И тем не менее, сейчас мы видим, что сами компьютеры весь этот ресурс и потребляют — создано соответствующее ПО. Нечто подобное происходит и в области телекоммуникационных технологий. Человек нуждается в получении все большего и большего объема информации, в средствах, которые будут передавать ее на высоких скоростях. Вот и развиваются параллельно как формы представления этой информации, так и новые технологические возможности ее доставки.
Cистема широкополосного доступа, по крайней мере на нынешнем этапе развития, в какой-то степени расширяет традиционные границы. Если раньше перед корпоративными пользователями, которые обращались к Internet-провайдерам, стояла задача выбора — что для них доступно: 64 или 128 кбит/c, то уже сегодня в нашей сети предложение начинается с последнего варианта.
— За счет чего это стало возможным?
— Благодаря внедрению новых технологий, существенно удешевляющих стоимость передачи информации. На их основе строятся гибридные волоконно-коаксиальные сети, которые называют также мультисервисными, или сетями с предоставлением полного набора услуг.
— И в чем их преимущество?
— Абоненту по одному кабелю предлагается целый комплекс услуг, что получается для него дешевле, чем если бы каждая услуга была предоставлена ему по отдельности.
— У Вас есть своя сетевая инфраструктура в Москве?
— Да, это большая волоконно-оптическая сеть общей протяженностью более 3 тыс. км (она так и называется — Московская волоконно-оптическая сеть). «Комкор» ведь работает в рамках программы правительства Москвы по построению сетей передачи данных в интересах муниципальных организаций. На базе нашей сети созданы наложенные сети мэрии, думы, прокуратуры, УВД, налоговой полиции, налоговой инспекции, сети аптек. Короче говоря, в ходе выполнения этой длительной муниципальной программы мы cтроим сети и предоставляем услуги городским организациям. Предлагаем также весь комплекс телекоммуникационных услуг, за исключением телефонии, и корпоративным пользователям. Четыре года назад «Комкор» принял решение на основе той же самой волоконно-оптической инфраструктуры построить сеть с предоставлением полного набора услуг.
— Серьезное решение. Ведь дело это было новое не только в России, но и в мире?
— У нас к тому времени уже существовала достаточно мощная сеть передачи данных — один из необходимых компонентов для организации полного набора услуг. На базе той же инфраструктуры появилась возможность реализовать и транспортную сеть кабельного телевидения. Мы это сделали и в результате теперь по одному кабелю можем предоставлять услуги и телевидения, и радиовещания, а также доступ в Internet. На этой же основе (и с тем же кабелем) можно строить системы пожарной или охранной сигнализации, осуществлять мониторинг состояния оборудования зданий, чем занимаются ЖЭКи, и т. п.
— Ну а что, на Ваш взгляд, все-таки является наиболее привлекательным именно для конечного пользователя?
— Безусловно, возможность получения широкополосного доступа к сетям передачи данных. Это определяется тем, что оптоволокно и даже привычный всем коаксиальный кабель в рамках таких вот гибридных волоконно-коаксиальных сетей обладают очень высокой пропускной способностью — до 5 Гбит/с.
— С волокном — понятно, но коаксиальный кабель?!
— И он тоже, как я только что об этом сказал. Просто еще три-четыре года назад всю его пропускную способность практически нельзя было использовать.
А затем началось развитие систем широкополосного доступа с использованием кабельных сетей. Благодаря тому что в кабельных сетях уровень помех существенно ниже, чем в эфире, в них оказалось возможным применять сложные виды модуляции, и в частности квадратурно-амплитудную, обеспечивающую очень высокую плотность передачи информации. Выпускаемые уже сегодня промышленностью системы позволяют передавать информацию с плотностью 8 бит/Гц.
— 8 бит/Гц? Звучит как-то непривычно. Давайте приведем эту цифру к «нашим» единицам измерения скорости передачи данных.
— Попробуем. Дело в том, что полоса обычного телевизионного канала в Европе и России составляет 8 МГц, а в США — 6 МГц, и мы можем передавать вместо телевизионного сигнала цифровой поток на скорости 64 Мбит (умножьте 8 бит/Гц на 8 МГц). Реально, с учетом защитных интервалов, эта скорость получается около 50 Мбит/c.
— Но вряд ли одному абоненту потребуется такая скорость.
— Конечно. Эта скорость делится между несколькими абонентами. При этом система широкополосного доступа позволяет для абонентов устанавливать различные приоритеты, управлять качеством передачи.
— Вы работаете над своим проектом уже четыре года. В какой стадии он сейчас находится?
— Нами проделана большая работа. Построена транспортная сеть и сети доступа в двух районах Москвы — в Хамовниках и Чертаново — примерно на 90 тыс. квартир. И уже начато предоставление услуг телевидения и радиовещания. В отношении услуг доступа к Internet в настоящее время мы заканчиваем сертификацию системы в органах Госсвязьнадзора. В декабре начнем реализацию Internet-услуг на коммерческой основе.
— Как известно, построенные ранее сети кабельного телевидения — однонаправленные, они не позволяют нормально работать с кабельными модемами. Вам удалось обойтись без проблем?
— Действительно, использование существующих в Москве кабельных сетей для построения двунаправленных сетей с предоставлением полного набора услуг по многим причинам невозможно. Поэтому с самого начала мы начали строительство полностью новых сетей доступа с обратным каналом в соответствии с гибридной волоконно-коаксиальной технологией. От узла транспортной сети (первичного узла) сигнал передается на вторичные узлы по волоконно-оптическим линиям, а от вторичных узлов до абонентских устройств — по коаксиальным сетям с обратным каналом.
— На сколько же пользователей рассчитан такой вторичный узел?
— Вторичный узел обслуживает небольшую коаксиальную сеть, примерно на 500 квартир. При 10%-ном спросе число пользователей услуги доступа в Internet на такой сети может достигать 50. Сформировав одну несущую — 50 Мбит/c, мы можем этим 50-ти абонентам обеспечить одновременно скорость доступа 1 Мбит/c. А поскольку не все работают одновременно, каждым абонентом могут быть достигнуты и более высокие показатели — до 6 Мбит/c.
Однако если вдруг кому-либо такой скорости окажется недостаточно, то всего в одном коаксиальном кабеле в частотном плане можно сформировать 100 несущих. Пропускная способность его тогда составит приблизительно 5 Гбит/c. Часть этого ресурса, естественно, отводится под вещательное телевидение — оно общее для всех, другая часть может быть отведена под дополнительные несущие каналов доступа к сети Internet. Полосы в принципе хватит даже для того, чтобы создать несколько несущих и выделить каждому абоненту до 30 Мбит/c. Хотя сейчас этого много даже для компьютеров — эффективная производительность сетевого порта компьютера не превосходит 5—6 Мбит/c.
— А как быть с подключением домов и что делать с «последней милей»? Можно ли использовать уже проложенные телевизионные кабели, ведь они однонаправленные?
— Применяемые нами технологии позволяют довольно эффективно строить сети между соседними домами. В этом случае виртуальные каналы формируются в рамках одной широкополосной сети без использования магистрального участка. При этом, во-первых, могут быть достигнуты самые высокие гарантированные скорости обмена, а во-вторых, такой обмен для абонентов может быть практически бесплатным, поскольку мы не тарифицируем трафик, не выходящий за пределы широкополосной сети доступа
Задействовать однонаправленные кабели конечно же нельзя. Мы будем проводить свой кабель до каждой квартиры.
— Вероятно, реализация Вашего проекта связана с очень большими расходами?
— Естественно. Это прямые капиталовложения, которые осуществляет наша компания. Кроме того, сейчас планируется привлечение серьезных средств от западных инвесторов.
— Кстати, раз уж мы перешли к коммерческой стороне проекта, скажите, какова у Вас стоимость подключения?
— Cтоимость подключения у нас составляет 240 долл.
— Что получает пользователь за эти деньги?
— Кабельный модем. К пользователю приезжает наш специалист, который подключает этот модем и производит его настройку (если нет сетевой платы, устанавливает и ее). Мы предлагаем на выбор несколько кабельных модемов: от тайваньской компании E-Тech, от 3Сom и от Cisco — для корпоративных пользователей. В результате абонент имеет постоянное подключение в режиме on-line к Internet по кабелю, а телефонная линия становится свободной.
— Не является ли цена кабельного модема неким сдерживающим фактором?
— В общем, 240 долл. — пожалуй, дороговато, но цены на эти устройства падают. Первый кабельный модем, который мы купили, стоил 650 долл. Конечно, при столь высокой цене делать бизнес было абсолютно невозможно. Год назад нам предлагали модемы по 350 долл., но с учетом НДС и таможенных сборов здесь, в России, эта цифра выросла бы до 450—500 долл.
С внедрением стандарта DOCSYS и появлением большого числа производителей кабельных модемов возникла конкуренция и цены заметно опустились. Думаю, что в 2001 г. кабельный модем будет стоить уже 150 долл., а то и меньше. Тогда и мы снизим плату за подключение, а наши услуги станут доступнее.
Кроме того, чтобы сделать нашу услугу более доступной, сейчас внедряется арендная схема предоставления модема, при которой размер первоначального платежа составит всего 66 долл.
— А каковы расценки за работу в Вашей сети?
— Мы предлагаем три скорости доступа — 128, 256 и 512 кбит/c, за что абонент платит соответственно 30, 44 и 73 долл. и получает определенный объем предоплаченного трафика. Если он в своей работе превышает выделенный ему лимит, а именно 200, 370 и 715 Мбайт, то далее платит за каждый мегабайт отдельно.
— Чем определяются такие лимиты?
— Исключительно стоимостью трафика. По мере ее снижения эти лимиты будут увеличиваться. Наш опыт показывает, что предложенный лимит для cреднестатистического пользователя вполне достаточный.
— На кого Вы прежде всего ориентировались, строя свою сеть? Ваш клиент — кто он?
— Cложно сказать. Нам хотелось бы привлечь абонентов всех категорий, за исключением, может быть, тех, кто работает сеансами — всего несколько часов в месяц.
— Теперь о Ваших планах на ближайшее время. Намечаете ли Вы развивать сеть и расширять спектр услуг?
— Пока наша сеть охватывает Хамовники и Чертаново. Но мы собираемся значительно расширить обслуживаемую территорию. Причем строить будем или целиком сами, или совместно с партнерами, если таковые найдутся.
Если говорить об услугах, то мы планируем вскоре предложить «видео по запросу». Мы будем использовать два способа доставки сигнала абоненту — с помощью технологий цифрового телевидения и путем передачи его через IP-сеть. Какой из этих способов окажется наиболее популярным? Прогнозировать сложно — посмотрим...
Мы будем развивать и другой сервис, использующий возможности широкополосного доступа в Internet. Например, организуем телемагазин через Internet и предоставим информацию, которая будет содержать не только описание и изображение товара, но и видеофильм о нем, — вам его покажут и про него расскажут, да и сделано все это будет с хорошим коммерческим качеством. Заметьте, мы сейчас говорим о том, что и во всем мире еще только-только создается. Не так давно компания Cisco купила фирму, производящую оборудование для цифровых телевизионных станций. Очень скоро начнется процесс конвергенции телевизионных и сетевых технологий — и по сетям АТМ и по сетям IP будут передаваться телевизионные сигналы на экран компьютера конечного пользователя. Очевидно, и мы тоже начнем двигаться в этом направлении.
— Похоже, в новом тысячелетии нас ждут революционные изменения в области доставки информации?
— Думаю, да. Помните переход от старых больших ЭВМ к персональным компьютерам? Тогда возник совершенно новый мир визуализации, новый способ общения человека с компьютером. С тех пор он развивается и уже достиг невероятных высот.
Так и здесь, видимо, тоже произойдет разделение — dial-up-доступ и существующая ныне форма представления информации, которая ориентирована на этот доступ, уйдут, как ушел популярный в прошлом способ общения с ЭВМ посредством перфокарт. И возникнет качественно новая форма общения пользователя с провайдером контента — мультимедийная, аудиовизуальная.
Мы стоим на пороге таких изменений. И строим мультисервисную сеть с тем, чтобы предложить абоненту возможность выбора из всего спектра услуг того, за что он захочет платить деньги. Наши затраты на строительство этой сети окупятся только в том случае, если нам удастся реализовать на ее основе услуги для любой категории абонентов — и для малообеспеченных, и для лиц с высоким достатком, и для новичков, и для профессионалов, если охватим разные стороны жизни человека — бизнес, электронную коммерцию, развлечения. Чтобы человек мог, став нашим клиентом, удовлетворить максимум своих потребностей.
— Вы намерены все это делать на базе своей сети сами?
— Нет, конечно. Мы собираемся работать в кооперации со всеми провайдерами контентов, ведь у них тогда появятся новые возможности доведения информации до клиентов.
Теперь, например, есть много игровых сайтов. И у нас в сети может быть подобный сайт, но здесь провайдер создаст уже такие игровые ресурсы, которые потребуют скоростей в сотни килобит или даже нескольких мегабит в секунду.
— А если продолжить аналогию?
— То можно вспомнить, что производители ПО сразу же нашли способ, как утилизировать возросшие вычислительные мощности без участия клиентов. В соответствии с законами рынка. Точно так же и с возросшими возможностями сети — найдутся поставщики информации, которые их используют «на все сто».
Или взять, к примеру, цветное телевидение, пришедшее на смену черно-белому. Сначала это была диковинка, а сегодня оно в каждом доме. То же самое будет и при переходе от узкополосного доступа к широкополосному.
— Вы собираетесь самостоятельно создавать контент?
— Нет, мы создали среду, из которой абонент будет получать широкополосный контент. Более того, можно также организовать ему доступ к ресурсам других Internet-провайдеров, у которых контент уже есть, соединив наши сети достаточно мощным каналом.
— Что же, спасибо за интересную беседу. И последний вопрос — когда и где впервые в мире была построена мультисервисная сеть?
— Пять лет назад в США, во Флориде, недалеко от Орландо, компанией Time Worner была построена первая в мире сеть с предоставлением полного набора услуг. Ради того чтобы предоставить услуги пяти сотням абонентов, фирма потратила 150 млн. долл. Тогда еще не был принят стандарт MPEG 2, потребовалось разработать специализированное АТМ-оборудование и задействовать четыре терабайта памяти — накопители занимали половину огромного зала. Каждый абонентский терминал стоил порядка 4—5 тыс. долл. Это был эксперимент. И что в результате? Реализовали cетевую игру, систему продаж. Когда мы были там, они планировали подключение еще нескольких сервисов. Эта сеть существует до сих пор, но c технологической точки зрения все, что было сделано, уже устарело.
За прошедшие годы многое изменилось. Развились сетевые технологии, были приняты стандарты, на их основе разработано новое оборудование.
И теперь, я считаю, время мультисервисных сетей пришло.