Александр Титов — генеральный директор компании «Комквест» |
Теперь все как-то затихло. Что же происходит в мире и в России с этим бизнесом? IP-телефония зародилась, пожила и умерла? Но умерла ли? И есть ли у нее будущее? Ведь коммуникационное оборудование, линии связи и Internet развиваются довольно бурно. На эти вопросы мы попросили ответить генерального директора компании «Комквест» Александра Титова. Беседу ведет научный редактор журнала «Мир ПК» Михаил Глинников.
— Давайте начнем с самого начала. Как возникла IP-телефония?
— Лет десять назад за рубежом всерьез заговорили о передаче речи с помощью IP-пакетов. И там эта услуга вызвала сразу очень большой интерес. В то время тарифы за междугородние и, естественно, за международные переговоры были чуть ли не на порядок выше, чем сейчас. Разумеется, это дало мощный толчок к развитию IP-телефонии и привело к увеличению доли телефонных переговоров по Internet.
— Не могли бы Вы коротко пояснить «механику» этой технологии?
— Пожалуй, следует начать с того, что в нашей речи есть избыточность, причем весьма значительная. С помощью «кодеков» (специальных программ) эта избыточность, так сказать, вырезается, остается только информативная чаcть речи, которая разбивается на пакеты и передается по IP-каналам. На другой стороне все эти пакеты собираются и преобразуются декодером обратно в речь.
— И как происходит кодирование речи?
— В телекоммуникационных стандартах принято в основном кодирование по «а-» или «мю-закону». Это обычный способ кодирования речи в цифровую форму. Здесь применяются частота дискретизации 8 кГц и код — по 8 бит на каждую выборку. В результате мы получаем 64 кбит/с.
Несколько позже появился способ кодирования ADPCM — адаптивная дельта-модуляция, где используется скорость 32 кбит/c. Причем качество передачи речи, которое оценивалось рядом экспертов, оставалось примерно на том же уровне. И если мы говорим о избыточности, то имеем в виду, что можно передавать речевой сигнал с меньшей скоростью, без заметной потери качества речи.
— Да, все это выглядит весьма заманчиво. Что же случилось с IP-телефонией в России?
— Компании, предоставлявшие подобные услуги, организовали шлюз между телефонной сетью общего пользования и Internet. Человек, который звонил из одного города в другой, попадал на этот шлюз, сигнал шел через Internet на шлюз нужного города, а оттуда — опять в телефонную сеть общего пользования. Вот так и происходил междугородний или международный звонок. Из таких операторов IP-телефонии, насколько мне известно, наиболее активно развивался «Тарио-нет».
Однако Internet был в тот период относительно низкоскоростным, и подчас не обеспечивалась доставка пакетов за определенное минимальное время. Это приводило к речевым задержкам, что для телефонного разговора довольно критично. Конечно, задержка в 100 мс (которую собеседники просто не заметят) и даже в 350-400 мс не будет в принципе сильно мешать разговору. Но если она превысит секунду, то станет уже невозможно вести нормальный диалог. Представьте себе, что ваш абонент каждый раз «задумывается» cекунды на полторы-две, причем при передаче сигнала к вам эта задержка удваивается. Многие отмечали, что при звонках по спутниковым каналам, да еще в том случае, когда сигнал совершает несколько переходов «Земля—спутник», разговаривать очень тяжело. И здесь наблюдается та же картина.
Одним словом, качество IP-телефонии тогда оставляло желать лучшего.
— Но шло время, Internet развивался и скорости передачи данных возрастали. Как обстоят дела сейчас?
— К сожалению, с тех пор мало что изменилось в этом отношении. Общая скорость всех каналов в точках доступа по России увеличилась в последнее время на несколько порядков. Но если в Москве и области все обстоит относительно нормально, то в целом по стране положение, увы, другое. Города, которые завязаны в магистраль волоконно-оптическими линиями связи, обеспечивают более или менее приемлемые скорости передачи данных, да и то в основном по провайдерской сети. Мы же говорим о IP-телефонии применительно к домашним пользователям, и здесь камнем преткновения является «последняя миля» — все тот же самый медный провод. То есть та идея, на реализацию которой нацеливалась IP-телефония с момента ее появления, а именно чтобы каждый человек, имея у себя Internet, мог разговаривать с любым подключенным к Сети пользователем на планете, в России себя не оправдала.
— А в мире?
— В мире-то дела шли неплохо, но и там в настоящее время этим тоже никто не пользуется, поскольку тарифы у традиционных телефонных операторов на междугородние и международные переговоры снизились за последние десять лет на порядок. Доходит до курьезов — IP-диалог через океан может cтоить от 5 до 10 центов за минуту, а разговор по обычному телефону в течение десяти минут обойдется вам по цене хот-дога. Зачем, спрашивается, еще дополнительные программы на компьютер устанавливать, в Internet выходить? От добра добра не ищут.
— За счет чего так упали цены?
— Раньше, пять—десять лет назад, во всем мире аппаратура уплотнения речи по цифровым каналам стоила дорого и применялась в довольно узком секторе — для операторов связи, да и производителей такого оборудования было относительно немного. Однако постепенно cовершенствовались технологии, росла конкуренция производителей оборудования и цены на него, естественно, падали. Параллельно с этим строились новые каналы связи, снижалась их стоимость. И сильную конкуренцию традиционным телефонным операторам стали составлять провайдеры, которые занялись телефонией через те же самые IP-cети с использованием системы prepayed calling card. Как работать с такой системой? Очень просто — клиент покупает карточку, набирает указанный на ней номер, попадает на сервер этой системы, вводит свой код, и сервер дает ему право выхода в междугороднюю или международную сеть. Клиенту остается лишь набрать в тоновом режиме на телефонном аппарате номер нужного ему абонента, где бы тот ни находился. А за разговор с карты будет списано определенное количество денег.
И эта услуга приобретает в мире все большую популярность. Подобные системы составили конкуренцию традиционным операторам, что и привело к существенному снижению их тарифов. Хотя теперь и сами традиционные операторы телефонной связи начинают применять IP-шлюзы, чтобы не оказаться выкинутыми из этого бизнеса, а наиболее крупные из них даже поглощают операторов IP-телефонии.
— Это понятно, но в России в области телефонной связи есть монополист — ММТ.
— Думаю, ММТ такая борьба не по силам. Ведь не может же она запретить мне звонить по определенным телефонным номерам. Это противозаконно. И потом, у Вас разве контракт с ними подписан? У меня — нет.
— А законны ли действия оператора, предоставляющего такие услуги?
— По данному вопросу имеется двоякое мнение, однозначно же здесь можно сказать только одно — четкой законодательной базы под эти услуги в наcтоящее время не существует.
— Интересно получается. Однако мы несколько отклонились от главной темы. Итак, похоже IP-телефония не пригодилась — «король умер»?
— Нет, скорее так: «Король умер. Да здравствует король!» Действительно, IP-телефония в том виде, в котором она начинала выходить на рынок, не пригодилась. Но есть другая область, где она начинает использоваться все более и более активно, — это корпоративные сети.
— Почему именно там?
— Ранее я уже говорил о том, что для качественной передачи голоса в пакетном виде нужна сеть с хорошими параметрами — задержка и потери пакетов должны быть минимальны. А такими параметрами как раз и обладают корпоративные сети.
Любая транснациональная или просто территориально-распределенная компания с большим числом филиалов, имеющая, как правило, собственную сеть, естественно, хотела бы связать воедино и свою телефонию. Арендовать для этого какие-то дополнительные каналы — иногда невозможно, иногда слишком дорого. И поэтому с помощью шлюзов IP-телефонии она как бы переключает телефонный трафик — инкапсулирует его в IP и передает по своей сети.
— Что это дает?
— Компания получает собственную единую телефонную систему с единым нумерационным полем, единым сервисом и т. п. Сейчас это стало доступным практически на основе любых современных телефонных станций, например от Lucent Technologies, Ericsson. Появились платы IP-шлюзов, которые позволяют соединять станции непосредственно между собой либо с сетью общего пользования. Правда, в России эта аппаратура применяется пока довольно редко, такие компании можно пересчитать по пальцам, ведь здесь они должны иметь действительно хорошую транспортную сеть. Но зато достигается большая экономия.
— Каким образом?
— Отпадает необходимость приобретать каналы другого типа. Например, потребовался нам еще один выделенный канал E1, чтобы связать филиал с головным офисом. Сразу возникнут дополнительные расходы — на выделение канала, на его аренду. Да и вообще это не всегда возможно. Но если задействуем IP-шлюзы, то сэкономим как на каналообразующем оборудовании, так и на аренде самого канала — он будет просто не нужен. Причем заметим, что основной трафик по корпоративным каналам связи для локальных сетей идет преимущественно в вечерние и ночные часы — происходит репликация баз данных, пересылаются большие объемы почты. А максимальная интенсивность телефонного трафика наблюдается днем, в рабочие часы. То есть можно использовать эту сеть и для телефонии, и для передачи данных.
Надо сказать, что современное оборудование позволяет автоматически использовать приоритеты трафика, и в любом случае передача пакетов IP-телефонии имеет наиболее высокий приоритет. Ведь для сотрудника важнее всего отсутствие задержек при телефонном разговоре, а если корпоративная почта придет к нему с опозданием в несколько секунд, то это уже не столь существенно.
— Кто поставляет оборудование и ПО для организации таких IP-шлюзов в России?
— В первую очередь зарубежные компании Cisco и Dialogic, из российских компаний можно, пожалуй, назвать Vocord Telecom. Когда-то эта компания выпустила свои аппаратные средства и написала ПО для организации IP-шлюза. Cейчас у нее хорошо отлажено оборудование для аналоговых линий, планируется его выпуск для подключения и по цифровым каналам. Есть еще целый ряд компаний, но они осуществляют разработки на основе плат того же Dialogic, т. е. это не совсем собственные решения.
— Я смотрю, сетевые технологии развиваются как будто успешно, а Internet быстрее работать не стал. С чем Вы это связываете?
— Попробуем провести аналогию с автомобильным трафиком. Если раньше автомобиль (как, впрочем, и компьютер) был роскошью, то сейчас этим уже никого не удивить. Люди стали мобильнее, и у них появилась возможность сэкономить время. Однако улицы оказались настолько забиты транспортом, что теперь зачастую быстрее доехать до места на метро. То же самое происходит и в Сети: технологии кодирования и доставки информации развиваются, можно уже с их помощью и видеофильм заказать, и посмотреть его по Internet —- да только магистрали транспортной для этого я не имею. Ведь основная часть средств требуется именно на создание современных телекоммуникационных магистралей. Так же как и на прокладку автомобильных трасс. Причем это справедливо и для России, и для всего мира. Пользователь получил мобильность, но не может в полной мере ею воспользоваться — как на дороге, так и в Сети.
— Ну что ж, пора подводить итоги. И все-таки - есть ли будущее у IP-телефонии здесь, у нас?
— Как я уже говорил, IP-телефония появилась сначала в расчете именно на массовый рынок, а затем разошлась на два направления. Это организация новых операторских сетей, базирующихся на данной технологии, и использование ее напрямую конечными пользователями. Cейчас ситуация складывается таким образом, что операторов IP-телефонии начинают поглощать крупные операторы стандартной телефонии, применяя фактически тот же прием — снижая свои тарифы. А что касается второго направления, то оно просто оказалось невостребованным.
И вот недавно возникло третье направление — использование IP-телефонии в корпоративных сетях. В России оно еще лишь начинает развиваться, и тем не менее уже очевидно, что у этого направления большое будущее.