Информация — основная ценность в современном мире, и ее надо хорошенько защищать как от случайного заражения различными вирусами, так и от злоумышленников. На «Комтеке 2001» были представлены три компании, помогающие пользователям избежать вторжения компьютерных инфекций, — «Антивирусный центр», «ДиалогНаука» и «Лаборатория Касперского». Первая занимается дистрибуцией антивирусного ПО от известных производителей: кроме продуктов «ДиалогНауки» и «Лаборатории Касперского» были представлены пакеты McAfee (Network Associates), Norton AntiVirus (Symantec), Trend Micro (Trend Micro Inc).
Компания «ДиалогНаука» представила новые версии своих антивирусных программ для широкого спектра ОС. Кроме того, в семействе Doctor Web появился новый продукт для работы под ОС Linux и FreeBSD. В его состав входят демон DrWebD и сканер. Первый может быть использован в разных схемах обработки данных в качестве подключаемого антивирусного фильтра. Например, различные почтовые системы настраиваются для проверки сообщений, проходящих через почтовый сервер. Сканер работает и под управлением других ОС и запускается из командной строки. Он производит поиск и удаление вирусов различных типов, в том числе и «троянских» программ в оперативной памяти компьютера, загрузочных секторах, файловой системе и архивах.
«Лаборатория Касперского» представила полностью обновленную линейку продуктов. Фирма ориентируется на три различных сегмента рынка: домашний, малого и среднего бизнеса и корпоративный. Для каждого из них создан отдельный продукт. Домашним пользователям повезло больше, они могут выбрать из двух пакетов: Personal — для обычного пользователя и Personal Pro для имеющего специальные навыки в компьютерных технологиях. Предприятиям малого и среднего бизнеса предназначен пакет Business Optimal, а корпоративным клиентам — Corporate Suite.
Новинкой можно назвать систему организации продаж ПО для малого и среднего бизнеса. Business Optimal реализуется в двух вариантах — стандартном и специальном. Последний компонуется из необходимого набора модулей по индивидуальному заказу пользователя. На основе требований клиента формируется специальный продукт, записываемый на отдельный компакт-диск. Соответственно заказчик может получить собственное ПО уникальной конфигурации. Причем, по словам представителей «Лаборатории Касперского», процесс записи необходимой конфигурации продукта на диск занимает совсем немного времени. Впрочем, комплект документации пользователь получает стандартный.
Особенностью продуктов «Лаборатории Касперского» уже примерно три года является ограничение срока их использования. Покупая продукт, пользователь как бы не является его полноправным владельцем, поскольку через год с момента установки ПО перестает функционировать в полном объеме. Для продолжения эксплуатации пакета необходимо вновь оплатить его стоимость, пусть и с некоторой скидкой. В «Лаборатории Касперского» эту практику называют лицензией с ограниченным сроком, хотя более подходит термин аренда ПО, предложенный Microsoft. К сожалению, новые версии антивирусов «ДиалогНауки» продаются по такой же схеме, которая, кажется, не полностью соответствует понятию соблюдения прав потребителей.
Защиту информации, правда, уже от несанкционированного доступа, предлагала на выставке компания «Аладдин». Новое решение — результат интеграции двух продуктов: Secret Disk фирмы «Аладдин» и ViPNet компании «Инфотекс». Если первый пакет защищает информацию на отдельном ПК, то второй позволяет создать единую защищенную сеть на основе открытых каналов связи. Объединение двух продуктов в одной «коробке» позволяет комплексно решить задачу обеспечения конфиденциальности. Аппаратная же идентификация в новом комплексе может быть реализована на базе брелка eToken R2.
А. Е.