Подождите немного и увидите, что будет. С приходом скоростного доступа, новых служб и интерфейсов с интенсивным использованием графики Сеть станет частью всего, что вы делаете.

После технологического спада 2000 г. резонным кажется вопрос: а не были ли правы скептики и не доживает ли Internet свои последние дни? Курсы акций технологических компаний пугающе снизились; рост продаж через электронные магазины замедлился; повсюду застой.

Но подождите и увидите, что произойдет. До сих пор Web существовала как отдельное средство информации, как место, посещение которого было неким мероприятием. Например, вы решали купить какую-то вещь не в магазине, а через Internet. Посылали приятелю электронное письмо вместо того, чтобы позвонить. Но с лавиной новейших разработок — скоростного доступа, новых способов получения услуг, интерфейсов с интенсивным использованием графики — Сеть станет частью любого нашего действия.

Сеть развивалась и одновременно с поразительной скоростью внедрялась в повседневную жизнь. Начавшись с примитивного текстового интерфейса, она расцвела в полноценное визуальное СМИ, способное удовлетворить наши потребности в видео, аудио и т.д. Будучи первоначально лишь способом обмена информацией, она сделалась всемирной торговой площадкой, где покупатель может приобрести что угодно и когда угодно. А место открывавших нам доступ в этот виртуальный мир модемов на 9600 бит/с заняли DSL- и кабельные модемы, обеспечивающие по крайней мере в 40 раз более высокие скорости.

Разумеется, на долю Сети выпадали и неудачи. Недавняя волна «смертей» коммерческих сайтов показала, что нельзя открывать дело в Internet без хорошего бизнес-плана. Даже электронные магазины, пользовавшиеся определенным успехом, как, например, Amazon или Etoys, попали в несколько затруднительное положение. Выяснилось, что покупатели желают получать приобретенные ими товары вовремя, — а многие сайты не слишком точны в соблюдении сроков. Добавьте сюда постоянные проблемы с охраной личной тайны, и рисовавшаяся некоторым из нас картина утопического общества перестанет выглядеть столь уж вероятной.

Хотя никто, видимо, не смог бы предсказать всех взлетов и падений Сети в течение прошедших пяти лет, мы надели свои прогностические очки и попробовали посмотреть, куда ее заведут следующие пять. Чтобы выяснить, к какой цели мы движемся и когда до нее доберемся, сотрудники редакции PC World беседовали с провидцами, ключевыми фигурами Internet-индустрии и аналитиками. Впереди простирается мир, где программы и музыкальные записи не покупаются, а арендуются, где благодаря скоростному беспроводному доступу в Internet можно войти в любое время в любой точке земного шара, где текст, видеоизображение и звук слились в неразрывное мультимедийное единство.

Мы начнем с одной из наиболее популярных областей виртуального мира, взлет и падение которой за последние пять лет были самыми стремительными: отправимся по магазинам!

Тенденция первая

Электронная торговля: конец халявы

Ах, безумства молодости! В 1998—1999 гг. усовершенствование Internet-технологий, низкие начальные затраты и крупные вливания капитала привели к возникновению множества торговых сайтов, пытавшихся продать нам все на свете — от кошачьего корма до автомобиля. Для привлечения покупателей компании предпринимали порой безумные шаги. Например, сайт 800.com, торгующий электроникой, а также видео- и музыкальными записями, при открытии предлагал три компакт-диска за 1 долл., включая доставку. Многие магазины, чтобы стимулировать посещение своих сайтов, обещали бесплатный доступ к Internet.

Но в 2000 г. этот мыльный пузырь лопнул. Непомерно вздутые цены акций упали, а капиталисты, оказывавшие финансовую поддержку сайтам, в ряде случаев отказались от дальнейших инвестиций. Некоторые процветавшие магазины погорели на том, что слишком расширили поле своей деятельности. Те же, кто рассчитывал привлечь покупателей с помощью немыслимых скидок, получили другой урок: продажа в убыток не принесет прибылей.

Целью, которую преследовали всевозможные раздачи и резкие снижения цен, было, выражаясь профессиональным языком, создание марки: ведь чем больше на сайте побывает посетителей, тем быстрее он станет прибыльным. Но подобный бизнес-план уже не сработает ни сегодня, ни в будущем.

«Не надо больше стимулировать трафик, — говорит Эстер Дайсон (Esther Dyson), глава компании EDventure Holdings, ранее возглавлявшая влиятельную корпорацию ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers). — Радоваться высокому трафику — все равно что гордиться толпой народа в магазине. Продавцы стремятся не к этому. Им необходимо, чтобы много людей делали покупки. Стимулирование трафика — идея 1999 г. Кому нужен трафик? Вам нужны доходы».

Изобилие сайтов, продававших одинаковые товары, привело к жестокой конкуренции. И точно так же, как в «обычном» мире, это привело к выталкиванию многих начинающих компаний за пределы бизнеса и подготовило почву для поглощения мелких узкоспециализированных предприятий более крупными, прочнее стоящими на ногах. Возьмем, к примеру, электронный книжный магазин Fatbrain.com. Появившись несколько лет назад как предприятие розничной торговли, он со временем превратился в поставщика для фирм, и его дела шли довольно успешно. Но когда началось массовое разорение коммерческих сайтов, Fatbrain.com попал в затруднительное финансовое положение.

Дэн Раш (Dan Rush), вице-президент и генеральный менеджер Fatbrain.com, объясняет: «Мы стремительно развивались — за каждый финансовых год из двух прошедших продажи удвоились — и, как всякая Internet-компания, переживали болезни роста. Вероятно, мы слишком много тратили. Нам оставалось два выхода: либо обратиться за дополнительным финансированием, либо найти партнера для объединения». В результате компания была приобретена конкурентом, Barnes & Noble.com, и стала его подразделением по работе с другими фирмами. Благодаря включению в инфраструктуру и систему поддержки клиентов Barnes & Noble.com она, по прогнозу, закончит 2001 г. с прибылью.

В длинном списке безвременно почивших коммерческих сайтов попадаются и знаменитые вроде Pets.com. Очевидно, рост и признание еще не гарантируют выживания бизнеса.

Сайт, пользующийся успехом, — это такой, на который клиенты возвращаются снова и снова. Одной из самых веских причин, заставляющих их так поступать, является хорошее обслуживание. Оно включает множество компонентов, но к самым важным относятся простота выбора и приобретения товаров, устойчивая работа и своевременная доставка покупок. Если сайт не в состоянии обеспечить чего-либо из перечисленного, вы не скоро зайдете туда опять. Поэтому следует ожидать, что владельцы электронных магазинов станут заботиться более о качестве сервиса, чем о низких ценах. Подобная стратегия может привести к возрастанию цен, но степень удовлетворенности покупателей в целом все равно повысится. Когда в Сети такая масса торговых точек, то магазин, «обрушивающийся» или неспособный доставить заказ вовремя, не сумеет удержать клиента.

Удобство — не последняя причина, по которой мы делаем покупки в Сети, и на этом пути у электронной торговли есть немало возможностей для совершенствования. Скажем, Internet-магазины, сотрудничающие с обычными, могли бы упростить процедуру возврата товара. Как правило, если вы купите какую-либо вещь через Internet, а потом решите вернуть ее, то должны будете оплатить обратную доставку. Но магазины-гиганты, такие как Best Buy или Circuit City, позволяют сделать это в ближайшем «нормальном» магазине соответствующей сети.

Можно ожидать, что тенденция к объединению виртуального и физического торгового пространства будет развиваться. Винт Серф (Vint Cerf), нынешний глава ICANN и один из участников проекта по обновлению TCP/IP — протокола, на котором основана работа Internet, предполагает ситуацию, когда в мелкие магазинчики можно будет возвращать товары, приобретенные на нескольких разных сайтах. Вероятно также слияние физических и электронных магазинов. Фирма REI, торгующая спорттоварами, уже экспериментирует с этой формой работы. В каждом ее магазине есть киоск, связанный с сайтом REI.com, и если лыжные ботинки вашего размера закончились, вы можете немедленно заказать их через Internet.

А как же насчет скидок? Удобство может быть причиной того, что люди продолжают покупать в Сети, но привела их туда в первую очередь немыслимая дешевизна. В будущем вы больше нигде не встретите в Web три компакт-диска за доллар, но выгодные предложения останутся, только, чтобы их найти, потребуется больше «побегать» по виртуальным магазинам. В основном они будут касаться вещей, залежавшихся на складе или относящихся к предыдущему сезону.

Тенденция вторая

Переосмысление понятия «владеть»

Традиционно коммерция была проста: покупатель оплачивал товар и получал нечто ощутимое. Приобретя музыкальный компакт-диск, вы сможете вынести его из дома и взять в машину, а из машины перенести на рабочее место. Вы купили Office 2000 и получили CD-ROM, с которого программа установится на ваш компьютер. Но это положение, вероятно, вскоре изменится.

Точно так же, как и в случае кабельного телевидения, вы будете платить за получение звукозаписей и фильмов из Internet ежемесячно или в зависимости от того, что именно брали. В первую очередь эта модель будет развиваться для музыки.

Уже сейчас она применяется на таких сайтах, как EMusic.com, где за 10 долл. в месяц можно неограниченно загружать MP3-файлы. Загрузив песню, вы вправе воспроизводить ее когда пожелаете и любое число раз.

В ближайшем будущем подписка будет предоставлять доступ к гигантским сетевым фондам потокового аудио, т. е. без возможности сохранить запись на диске. При воспроизведении этого вида аудиоданных ПК помещает в буфер фрагмент файла на несколько секунд звучания и проигрывает его, одновременно очищая буфер. Когда песня спета, данные оказываются стерты. Однако сейчас внедрению потоковой передачи мешает низкая пропускная способность линий. Чтобы передавать таким путем качественный звук в формате MP3, нужен канал не менее чем на 128 кбит/с (для RealAudio и Windows Media Audio требования скромнее). Если скорость падает, песня прерывается.

На сервере MP3.com возобновлена услуга, которая, возможно, послужит мостом между традиционным приобретением записей и подпиской на потоковое аудио. Вы покупаете компакт-диск, помещаете его в дисковод CD-ROM, соединяетесь с адресом My.MP3.com и этим подтверждаете, что являетесь законным владельцем диска. После того как вы зарегистрируете, к примеру, последний альбом Дэвида Грея, My.MP3.com передаст вам его композицию Babylon туда, где вы находитесь, независимо от того, есть ли у вас при себе диск или нет. Развивая эту идею дальше, компании Sony Music, Universal Music Group и Warner Music разрабатывают не требующие приобретения материальных товаров службы потокового аудио, пользуясь которыми, вы сможете сколько угодно слушать любые песни из той или иной подборки, но только находясь на связи с сервером, — в отличие от ситуации с загружаемыми файлами, допускающими переписывание на портативный плеер. Со временем по подписке точно так же станут предоставляться и фильмы.

Но развлекательные материалы — это еще не все. В дальнейшем подписка распространится и на программы: они будут установлены не на компьютерах пользователей, а на серверах провайдеров прикладного ПО (Application Service Provider, ASP), а вы будете подписываться на них и получать доступ к ним через Web-браузер.

Уже существуют ASP, предлагающие доступ к программам управления базами данных или проектами, почтовым клиентам и даже Office 2000. В Microsoft настолько уверены в жизнеспособности такого подхода, что корпорация строит сейчас целую основанную на нем платформу под названием .Net. Эта платформа обеспечит взаимодействие различных Web-служб и объединение их функций в общем интерфейсе.

Например, — объясняет менеджер по продукту .Net Windows Альфредо Пиццирани (Alfredo Pizzirani), — вполне возможно, что вся ваша финансовая информация — сведения о банковских счетах, ценных бумагах и т.д. — доступна через Web, однако разные ее части находятся на разных сайтах. «Единственный способ получить общее представление о своем финансовом положении заключается в том, чтобы посетить все эти Web-сайты и перенести данные в Excel», — говорит он. По утверждению Microsoft, технология .Net упростит построение Web-сайта, консолидирующего такого рода информацию.

Представители фирм, поддерживающих ASP, заявляют, что этими службами пользоваться проще, чем традиционным ПО, устанавливаемым на компьютер. В определенных случаях обращение к ASP способно снизить затраты, особенно для мелких предприятий. ASP автоматически обновляют клиентское ПО по мере выпуска новых версий и выполняют все необходимое обслуживание программ, которым иначе пришлось бы заниматься отделу информационных технологий.

Эта идея не нова. До того как компьютеры сделались достаточно дешевы для массового потребителя и мелких предприятий, аренда машинного времени была обычным делом. «Мы наблюдаем забавный вариант возвращения к разделению времени, — замечает Серф. — Web-браузеры стали алфавитно-цифровыми терминалами XXI века. Так люди делили машинное время в 1970-х годах. А сейчас они выходят в Internet, связываются с сервером и используют для взаимодействия с программами Web-интерфейсы».

Однако, как и другие службы, базирующиеся в Сети, ASP требуют находиться на связи при работе с программами. Если доступ к Internet пропал, вы тоже пропали: программы и данные лежат на серверах, разбросанных по обширной территории, и обратиться к ним невозможно. Главный вопрос здесь такой: согласитесь ли вы отдать в чужие руки контроль над своими программами и записями?

Даже светила от технологии не вполне готовы на такое. «Я все еще чувствую себя при этом несколько неуютно, — сознается Серф, — поскольку не нахожусь на связи значительную часть того времени, в течение которого хотел бы иметь запущенные программы на своем ПК».

Однако подписка и аренда вне Internet существуют уже очень давно. Как сформулировала это Дайсон, «люди привыкли брать напрокат машины и снимать комнаты в гостиницах. Подписка — развитие той же идеи. Услуга предоставляется, вы можете взять улучшенный пакет или простой пакет и пользоваться им».

Чтобы все это заработало, вы должны иметь доступ к Сети в любой момент, когда потребуется. Была ли бы вам нужна копия компакт-диска при возможности слушать потоковую музыку в машине? Стали бы вы устанавливать программы на жесткий диск, если бы могли обращаться к ним, сидя в кафе?

С приходом беспроводного доступа к Сети вы вовсе перестанете от нее отключаться, — разве что на время проезда через туннель.

Тенденция третья

Internet повсюду

На наших глазах в офисы и квартиры пришли скоростные Internet-соединения на базе технологий T1, DSL и кабельных модемов. Все они обеспечивают скорость передачи данных не менее 1,5 Мбит/с. В нынешнем году спутниковые Internet-каналы приблизятся к этим показателям. В сочетании с беспроводными локальными сетями это даст вам возможность с удобствами гулять по Web, лежа в шезлонге.

Уже теперь не обязательно связываться с Web по наземным линиям. В 1999 г., согласно данным исследовательской компании IDC (International Data Corporation), 125 млн. человек пользовались пейджинговой связью, мобильными телефонами и беспроводными службами доставки сообщений. IDC предсказывает, что к 2004 г. это число возрастет до 207 млн. Существуют сотовые телефоны и PDA, способные обращаться к Web по беспроводным линиям. В настоящее время скорость таких соединений составляет не более 19,2 кбит/с, но это положение изменится. Новые беспроводные протоколы будут предоставлять высокоскоростные Internet-соединения. Другие технологии устранят тем временем провода между разными устройствами, так что для согласования данных между PDA и ПК вам больше не понадобится кабель. Все эти новшества, вместе взятые, позволят вам заходить в Web когда угодно и откуда угодно.

Разрабатываемая в настоящее время беспроводная технология 3G (3 Generation — третье поколение) свяжет ваш сотовый телефон, PDA или Web-планшет с Internet на скорости, превышающей 2 Мбит/с, т. е. более высокой, чем у нынешних T1-линий. С такой полосой пропускания вы сможете по дороге на работу в утренней электричке слушать потоковую музыку с качеством CD, одновременно вводя данные в базу, находящуюся вместе с обслуживающей ее программой на сервере ASP.

Но американцам придется ждать прихода 3G еще несколько лет. Том Найберг (Tom Nyberg), менеджер по развитию бизнеса гиганта сотовой телефонии Nokia, предполагает, что первые 3G-сети появятся в Европе в этом году, достигнут США в будущем, а в 2003 г. получат там широкое распространение. Однако Клифф Рэскинд (Cliff Raskind), старший аналитик по беспроводным данным и вычислениям компании Strategy Analytics, считает его оценку чересчур оптимистичной. «Мы полагаем, что 3G займет заметное положение не ранее 2006 или 2007 г.», — говорит он. В настоящее время на рынок должна выйти промежуточная технология под названием 2.5G, поддерживающая скорость передачи данных около 100 кбит/с. По словам Рэскинда, беспроводные 3G-линии реально будут обеспечивать около 384 кбит/с, что гораздо меньше разрекламированного максимума в 2 Мбит/с, — «если только не стоять вплотную к базовой станции».

Более знакомая новая технология, Bluetooth, обрежет провода между ПК, ноутбуком и PDA. Эта технология беспроводной связи на небольших расстояниях способна соединять по радио со скоростью 1 Мбит/с устройства, отстоящие друг от друга не более чем на 100 м, причем прямая видимость не требуется. Bluetooth позволит синхронизировать данные на PDA с ПК, оказавшись в радиусе 100 м от него.

Вместо того чтобы искать в аэропорту или отеле телефонную розетку, вы войдете в зону действия Bluetooth, и ваш ноутбук или PDA будет подключен. Это преобразит Сеть, утверждает Дайсон: «Она станет намного более похожей на коммунальные услуги типа электроснабжения. Вы не планируете включить свет, вы его просто включаете».

Серф ожидает, что постоянный доступ к Сети изменит и то, как мы ею пользуемся. «Многим Сеть сейчас служит источником информации, — замечает он. — Через несколько лет те, кому интересны спортивные события, обратятся не к телевизору или радио, а к Internet. Это будет грандиозный сдвиг».

Разумеется, от 3G нас отделяют еще годы. И чем больше пользователей мобильной связи в округе, тем медленнее будет ваше соединение. Но когда скоростной доступ все же достигнет любого уголка земного шара, произойдет еще больший сдвиг: изменится и то, что вы видите на экранах, и то, как вы взаимодействуете с Сетью.

Тенденция четвертая

Развитие интерфейса

Как будет работать и выглядеть Web? На экранах ПК вы увидите интенсивную графическую среду, переполненную видео- и трехмерными изображениями. На мобильном устройстве она, оставаясь достаточно информативной, примет более компактный и скромный вид. И на любой «машинке» вы скоро сможете управлять перемещением с сайта на сайт с помощью речевых команд.

Переход из сегодняшней «Паутины» в будущую может сопровождаться уменьшением роли традиционного браузера. Он перестанет служить вам единственным Web-интерфейсом и разделит эти функции с более мелкими программами, ориентированными на то, чтобы делать только одно дело, зато хорошо.

Брюс Тоньяццини (Bruce Tognazzini), специалист по проектированию интерфейсов, работавший в Apple и Sun Microsystems, сравнивает браузер с пони, которого можно выучить лишь одному фокусу: «Браузеры очень хорошо выполняют простую навигацию, но слабо справляются со многими дополнительными задачами, которые призваны решать. Им недостает мощности, имевшейся у самых примитивных языков программирования 70-х годов».

Поэтому можно предполагать, что браузеры будут дополняться специализированными программами. Так, Napster легко устанавливает непосредственную связь между двумя компьютерами, в то время как у браузера это действие занимает чудовищное время. Какие-то программы, вероятно, будут работать автоматически без вашего участия. Скажем, вам нужен новый драйвер для только что купленного сканера. Маленькая программка обслуживания ПК сумеет определить, что у вас его нет, найдет его в Web и установит. Вам надо будет лишь сказать «Вперед!».

И вы именно скажете это слово, поскольку основные функции будут вызываться командами, подаваемыми не с помощью мыши или клавиатуры, а голосом. Для восприятия простых управляющих команд, таких как «вверх», «вниз», «ввод» и т. д., достаточно ограниченного словаря, и если «научить» программу понимать немногочисленные входящие в него слова, она будет опознавать их с очень высокой степенью точности. Уже существует программа MyIVAN (разработка компании One Voice), осуществляющая перемещение по Web в соответствии с подаваемыми ей речевыми командами.

Вид Web будет зависеть от того, с какого устройства вы туда вошли. Чем больше экран, тем интенсивнее интерфейс будет использовать графику. На экранчике сотового телефона он будет напоминать спартанский контент WAP-сайтов. Но все же в следующем поколении WAP-интерфейсов появится несколько новых графических элементов. А технология распознавания речи, усовершенствовавшись, вероятно, станет исключительно популярной на рынке беспроводных устройств.

На ПК, где экран больше, и графика будет богаче. Скоростные соединения обеспечат полноэкранные видеоконференции в реальном времени, которые заменят телефонные звонки, а благодаря трехмерным средам мы получим лучшую зрительную перспективу. Участники чатов будут представляться трехмерными аватарами, как если бы они были персонажами многопользовательской мультимедийной игры типа EverQuest.

Видео уже прокладывает себе дорогу в Web, и эта тенденция, несомненно, получит развитие. Сеть позволит вам получать новости в наиболее предпочтительной для вас форме, и вы сможете скомбинировать, скажем, коротенький видеоряд с резюме события, его подробный текстовый разбор и фоновый звук.

В обозримом будущем Сеть не заменит телевидение, но телевизоры, способные принимать пакеты из Internet, не заставят себя долго ждать. Internet-телевизор привнесет элемент непосредственного участия в нынешнее сугубо пассивное созерцание. «Вы сможете предпринять действие по поводу чего-либо интересующего вас в данный момент, щелкнув на определенном месте изображения, — предсказывает Серф. — [Телевизор] станет гибче, поскольку у вас будет более одного пути взаимодействия с ним».

Чтобы обрести способность выполнять работу телевидения, радио и других СМИ, Сети нужно «потолстеть». Как выразился Тоньяццини, «нынешняя широкая полоса пропускания вовсе не широка. Она узка. Она не соответствует задачам, требующим такого трафика». Для передачи видеоизображения высокой четкости в миллиарды домов нужны сотни мегабит в секунду — цифра совершенно неслыханная. Тоньяццини рассказал, что работал в Sun над видеопрототипом компьютера, которому нужна скорость передачи данных в 1 Тбит/с. В настоящее время компания Cogent Communications (cogentco.com) предлагает в отдельных районах доступ на 100 Мбит/с по волоконно-оптическим линиям за 1000 долл. в месяц. По мере падения цен и роста волоконно-оптических сетей подобные скорости станут более распространенными.

Тенденция пятая

Цифровое неравенство

В течение прошедшего десятилетия имущие не упустили возможности попользоваться Web, а неимущим даже ПК был не по карману. Возникшее цифровое неравенство (digital divide) в последние несколько лет привлекло к себе значительное внимание: появились программы помощи нуждающимся, а семейный фонд Билла Гейтса безвозмездно передавал ПК в школы и библиотеки. Рынок тоже внес свою лепту в виде бесплатных провайдеров и дешевых компьютеров, которые делали Сеть доступной для семей с относительно низкими доходами.

Похоже, эти усилия увенчались успехом. Отчет, опубликованный в октябре 2000 г. Национальным управлением по телекоммуникациям и информации Министерства торговли США, констатирует, что число домов и квартир, подключенных к Internet, возросло с 26,2% в 1998 г. до 41,5% в 2000 г. Более 116 млн. жителей США тем или иным способом получают доступ к Internet, но оставшиеся, среди которых немало инвалидов, его не имеют.

Джеффри Коул (Jeffrey Cole), директор Центра по коммуникационной политике Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, выделяет два типа неравенства: один связанный с получением доступа к Сети, другой — со способностью пользоваться ее ресурсами. «Если посмотреть на первый миллион людей, имеющих подключение, картина выглядит удручающе, — рассказывает Коул. — Это сплошь белые мужчины, принадлежащие к высшим слоям общества и высокообразованные. Однако взгляд на последний миллион очень воодушевляет. Там больше чернокожих и латиноамериканцев, больше женщин, больше представителей низшего и среднего классов. Поэтому я думаю, что благодаря бесплатным провайдерам и дешевым компьютерам «неравенство доступа к технологии» исчезает».

Но есть и другая проблема — умение работать с Web. «Обеспеченные и образованные люди лучше понимают, что делать с информацией, как ее искать и как применять, — объясняет Коул. — Поэтому надо не просто всех подсоединить, а помочь людям научиться пользоваться доступом так, чтобы обогатить свою жизнь».

По прогнозу Серфа неравенство в скором времени усилится, и это произойдет тогда, когда мы вступим в следующую фазу развития Internet. «Когда технология внедряется очень стремительно, она направляется в тот сектор, который способен первым потратить деньги, — утверждает он. — Так что этот ужасный очевидный разрыв будет выглядеть так, как если бы он разверзся наподобие разлома Сан-Андреас».

Серф полагает, что рынок со временем закроет «неравенство доступа». Однако разрыв в навыках пользования Internet при этом, возможно, и не исчезнет. По мнению Дайсон, способ его ликвидировать состоит в том, чтобы научить детей и взрослых правильно применять эту технологию.

Завтрашней Сети придется преодолевать свою долю проблем, и наверняка одной из них будет доступность. Но даже при этом будущее выглядит достаточно светлым. Граница между подключенным и неподключенным состоянием сотрется, когда мы начнем сразу в обеих сферах ходить в магазин, слушать музыку и запускать программы. Работать с Web станет проще благодаря более интеллектуальным Web-узлам и управлению с помощью речевых команд. И может быть, лет через пять мы вообще забудем, что используем нечто под названием Internet, — Сеть станет частью повседневной жизни.

ОБ АВТОРЕ

Майкл Гоуэн — независимый автор, живет в Окленде, шт. Калифорния.


Будущее сегодня

Circuit City (www.circuitcity.com)

Вероятно, в дальнейшем интеграция физических и электронных магазинов улучшится. Воспользовавшись на Circuitcity.com услугой Express Pickup, вы можете купить вещь через Internet и забрать ее из ближайшего магазина, не оплачивая доставку.

Personable.com (www.personable.com)

Не покупайте, а подписывайтесь! Personable.com предвосхищает тот способ, каким вы в один прекрасный день, возможно, будете приобретать все нужные вам программы. У этого провайдера прикладного ПО можно подписаться на многие программы, включая Office 2000 за 20 долл. в месяц и ACT 2000 за 13 долл. в месяц. Подписчики также получают по 10 Мбайт памяти на серверах Personable.com.

Ricochet Wireless Internet (www.metricom.com)

Беспроводное подключение к Internet уже способно обеспечить скорость, сравнимую с достигаемой при использовании кабельных или DSL-модемов. Ricochet, один из первых провайдеров беспроводного доступа к Internet, предоставляет канал на 128 кбит/с за 75—79 долл. в месяц. Правда, эта услуга доступна только в избранных городах США.

MSNBC Politics Only (www.msnbc.com/modules/po/default.asp)

Сетевое политическое обозрение Politics Only дает представление о будущем гибриде Web и телевидения. Здесь можно смотреть потоковое видео при скорости передачи до 3000 кбит/с, переходить по контекстным ссылкам в левой части экрана, реагировать на то, что вы видите, отправляя сообщения по электронной почте, и голосовать в опросах общественного мнения.

Сеть Digital Divide (digitaldividenetwork.org)

Финансируемая Фондом Бентона сеть Digital Divide сводит воедино последние исследования, касающиеся цифрового неравенства, публикует статьи о людях, работающих над его преодолением, и поддерживает список ресурсов, который поможет вам включиться в работу.