Не так давно в Москве побывала Эстер Дайсон, известный деятель в области информационных технологий, которая на встрече с журналистами в компании «Рамблер» констатировала, что значительная часть фирм на Западе покидает Internet, но имеется и другая, остающаяся в нем, — это те, кто наиболее продуманно обустроил свой бизнес и, главное, готовы преодолевать трудности.
В последнее время предпринимаются попытки более глубокого анализа ситуации в электронной торговле, но и они далеко не охватывают ее многих важных сторон. По этому поводу были высказаны два интересных мнения. Первое представлено в отчете компании PricewaterHouse Coopers, а второе изложено А. Шкредом, председателем совета директоров Internet-холдинга eHouse (см. Computerworld, 2001, № 31).
Как показали результаты исследований, приведенные в отчете за 2000 г., к приоритетам высших руководителей Internet-компаний относились лишь подбор персонала, создание бренда и расширение географии деятельности. Но в условиях изменившейся экономической ситуации усилилась роль управления бизнесом и значение работы с клиентами. Поэтому фирмы, критически переосмыслив свою деятельность, сменили приоритеты и в качестве основных теперь приняли снижение затрат, расширение круга клиентов, обеспечение прибыльности и ликвидности. Причем их тактика может различаться: одни предпочитают снижение затрат и общехозяйственных расходов, другие — увеличение прибыли за счет повышения качества продукции, а третьи — усиление внимания к маркетингу, который считают основным рычагом совершенствования бизнеса. И наконец, была дана достойная оценка опыта, навыков управления и администрирования в Internet-бизнесе.
Интересен отчет компании PricewaterHouse за 2001 г., где приведены восемь факторов, способствующих выживанию европейских Internet-компаний. К сожалению, данные рекомендации носят общий характер, и их трудно применить в конкретных случаях. По мнению автора, при этом аналитики компании игнорируют системный взгляд на ведение бизнеса в Internet. Представление реальной системы через бизнес-процессы не позволяет установить исчерпывающей связи с ее состояниями, и следовательно, нет надежды на эффективное решение проблем управления. Несложно заметить, что большинство факторов выживания, рекомендованных в отчете, можно реально оценить лишь с помощью модельных расчетов на базе бизнес-процессов, и при этом получить весьма приближенное представление о поведении реальной системы, это в свою очередь не позволит эффективно управлять ею, а в результате не ясно, насколько они поддерживают бизнес.
Мнение, высказанное А. Шкредом, более близко к системному взгляду на электронный бизнес. Чего стоит, например, толкование им того, чем он занимается. Он говорит: «Это просто бизнес». И отсюда автоматически следует одна из причин исхода компаний из Сети: они не учли в начале пути, что электронный бизнес может быть успешным, если только системы, его реализующие, включат в свои структуры и процессы все лучшее из предшествующих офлайновых систем, например торговых. А. Шкред, обозначая болевые точки электронной торговли, остановился на основных компонентах системы: работа с покупателями, организация бизнеса, доставка товаров, программное управление процессами, поддержка процедур выбора товара. Но вместе с тем уже сейчас следует идти дальше, рассматривая такие представления системы электронного бизнеса, которые позволят активнее использовать математическое моделирование с целью повышения эффективности ведения конкретного бизнеса в Сети. Если рассматривать реальный бизнес как систему массового обслуживания, это позволит эффективнее выстраивать отношения с покупателями не только на входе в магазин, но и при решении ими проблем выбора товаров внутри его. Кроме этого, уже сегодня, используя современные технологические решения, вполне можно реализовывать формирование покупательских маршрутов внутри магазина, еще на его входе, с существенно меньшим количеством «кликов» покупателя и, следовательно, с экономией его затрат на пребывание в Сети. Использование же модельных представлений систем позволит эффективнее применять математические методы при решении задач логистики и планирования бизнеса. Тем более что сдвиги в этом направлении уже наблюдаются, и пример тому — система ведения бизнеса дистрибуторской компанией «Дилайн».