Мнение ИТ-сообщества
Вот и пришло время подведения итогов девятого ежегодного опроса. В течение полугода почти ежедневно почта приносила нам письма с откликами читателей, а содержимое «электронных конвертов» от тех, кто высказывал свое мнение посредством Интернета, исправно пополняло базу данных. Последнее обстоятельство и стало основным отличием этого исследования от предыдущих. Только вот не оправдались наши предположения, что большая часть экспертов решит высказать свое мнение в Сети. Несмотря на то что доступ к ней имеют почти 80% ответивших, воспользовались ее услугами немногим более трети респондентов. Через Интернет было получено 450 анкет, и около 750 пришло в «твердой копии». Видимо, сказалась высокая сложность заполнения анкеты, располагавшая к неторопливым раздумьям с карандашом в руках. Безжалостно удалив после сортировки сообщения-дубли, мы с удовлетворением отметили, что когорта экспертов, принявшая участие в опросе этого года, оказалась на порядок многочисленнее прошлогодней. А поскольку большая ее часть считают себя профессионалами, можно полагать, что полученные результаты достаточно достоверно отражают мнение российского ИТ-сообщества.
Мы благодарим всех, кто нашел время, чтобы поделиться с нами мнением о продуктах и компаниях, присутствующих на российском компьютерном рынке, и тем самым внес свой вклад в его развитие (список призеров будет опубликован в следующем номере).
По традиции на мою долю выпадает честь объявить победителей в номинациях «Лучшая фирма-поставщик (дистрибутор)» и «Лучшее сопровождение аппаратных средств».
«Лучшая фирма-поставщик (дистрибутор)», по мнению экспертов, — компания «Дилайн»
Почти половина респондентов высказала свое мнение о фирме, с которой они пожелали бы сотрудничать, если бы речь зашла о покупке компьютерной техники. Естественно, что в таком случае, указывая название компании, учитывают либо ее известность, либо собственный положительный опыт. Прошлогодний финалист — фирма «Дилайн» в этом сезоне сумела значительно оторваться от соперников, набрав почти 52% голосов, за ней следуют «ELKO» и «Марвел». Большое число дополнительных кандидатур, выдвинутых экспертами (среди которых по числу упоминаний первенствует DPI), внушает оптимизм, ибо говорит о том, что на нашем рынке есть немало хорошо зарекомендовавших себя поставщиков.
«Лучшее сопровождение аппаратных средств»: по-прежнему держит первенство Hewlett-Packard
Мнение экспертов о фирме, наилучшим образом сопровождающей свои аппаратные средства, остается неизменным на протяжении по крайней мере последних пяти лет. Вновь впереди компания Hewlett-Packard, набравшая 62% голосов (65% в прошлом году). Чуть-чуть потеснить ее удалось «Формозе» и DVM, которым помогли еще 35 отечественных и зарубежных фирм, указанных в разделе «Другое». Среди последних наиболее заметна APC. Поздравляем всех победителей!
Алексей Орлов
Аппаратные средства
Прежде всего заметим, что цифры, полученные в ходе нашего анкетирования, могут отличаться от показателей маркетинговых исследований, тем не менее, на наш взгляд, картина, полученная путем несложного подсчета бюллетеней, может послужить неплохим подспорьем для специалистов, изучающих состояние дел в отечественной ИТ-индустрии.
Наибольшее число отзывов (в своих категориях) собрали процессоры, мониторы, графические ускорители, системные платы и мыши. Практически все участники обзора определились с выбором этих устройств. Чуть отстали струйные и лазерные принтеры, звуковые платы и сканеры. А вот вынести свой вердикт по дисководам CD-RW, DVD и цифровым камерам решился лишь каждый второй. Надеемся, следующий год для этих номинаций окажется более «урожайным». Итак...
Настольные компьютеры отечественной сборки: R&K Wiener 3
Благодаря широкому выбору ПК для различных задач в лидерах оказалась продукция компании R&K. Ей отдают предпочтение 22% читателей, а наиболее популярными признаны компьютеры серии Wiener 3 (16% всех опрошенных). Чуть меньше голосов собрала «Формоза». Машинам этого производителя доверяет 21% опрошенных. Замыкает тройку призеров НПО «Техника-Сервис» (13%). Нетрудно видеть, что каждый второй участник опроса выбирает сегодня компьютер, собранный одним из трех указанных производителей.
Настольные компьютеры зарубежного производства: HP Vectra VL400
Среди зарубежных поставщиков уверенно лидирует Hewlett-Packard. Как показал опрос, половина экспертов предпочла бы видеть на корпусе ПК логотип HP, причем в каждой пятой анкете упоминается модель HP Vectra VL400. Изделия Compaq считают лучшими 18% респондентов, Acer — 8%. Учитывая слияние двух гигантов и честолюбивые планы Acer, этому триумвирату в 2002 г. вполне по силам сохранить за собой три четверти рынка импорта ПК в России. Почему бы и нет?
Портативные компьютеры (ноутбуки): RoverBook Navigator FT7
Спрос на ноутбуки в России достаточно стабилен, хотя и несколько ниже, чем в странах ЕС. Доходы большей части населения пока не позволяют иметь наряду с ПК «для всей семьи» еще и переносной многофункциональный, но по сути «приватный» его аналог. Тем не менее оценить популярность блокнотных ПК нам помогла практически половина респондентов. Более трети из них (36%) без колебаний отдали свои голоса российскому производителю этой техники — концерну «Белый Ветер». Ну а лучшей моделью назван RoverBook Navigator FT7, который получил 10% всех голосов. На втором месте в общем зачете ноутбуки Fujitsu-Siemens (16%), что свидетельствует о растущей популярности этой торговой марки у нас в стране. Не остались незамеченными и инновации Apple: 12% почитателей — совсем неплохо для Стивена Джобса со товарищи.
Мониторы: Sony Multiscan G200 и LG Flatron 795FT
Отношение к этому «окну в мир» выразили едва ли не все участники опроса. Каков итог?
Если говорить о доверии к фирме-производителю, то ситуация выглядит следующим образом: Sony (27%), LG (23%), ViewSonic (19%), Samsung (16%). Тем не менее впервые на высшей ступеньке пьедестала оказались сразу два монитора, получившие по 5% голосов. И если для дисплея LG это уже не первая наша награда, то для G200 признание читателей — несомненный успех.
Струйные принтеры: HP DeskJet 930С
Рынок цифровой фотографии дал мощный толчок развитию прогрессивных технологий струйной печати. Сегодня ведущие производители имеют в своем активе сразу несколько решений, рассчитанных как на новичков, так и на профессионалов. По мнению наших респондентов, лидерство HP (48%) не вызывает сомнений. Далее идут Epson (30%), Canon (9%) и Lexmark (9%). Что касается модели года, то ею стал принтер HP DeskJet 930С, свои симпатии которому отдали 7% ответивших.
Лазерные и светодиодные принтеры: HP LaserJet 1100
Компактность, высокая скорость печати и надежность — вот основные критерии при выборе лазерного принтера для дома и малого офиса. Как показал наш опрос, с огромным отрывом от собратьев по цеху в этой номинации победу одержали продукты Hewlett-Packard (79%). Неслучайно при подсчете голосов за право называться лучшим участвовали только изделия с маркой HP. Здесь уверенная победа за HP LaserJet 1100 (32%). Принтеры Lexmark и OKI в сумме собрали лишь 12% голосов участников нашего референдума.
Сканеры: HP ScanJet 5300C
Присутствием сканера на рабочем столе домашних пользователей уже мало кого удивишь. В немалой степени этому способствуют приемлемые цены. Особым спросом пользуются скоростные и многофункциональные устройства. Что выбрать? Мнения наших экспертов на сей счет разделились. Считанных голосов не хватило Mustek ScanExpress 1200 UB Plus, чтобы опередить сканер HP ScanJet 5300C и получить заветную награду. Отметим, что на счету победителя 7% всех бюллетеней, а популярность устройств ввода информации по производителям отражена следующими цифрами: HP — 49%, Agfa и UMAX — по 14%.
Процессоры: AMD Athlon
Пожалуй, только ленивый не проголосовал в этом рейтинге. И это правильно! Ситуация выбора процессора всегда требует принятия однозначного решения. В этом случае весьма к месту известная максима: от того, с кем ты сегодня, будет зависеть твое завтра.
Переходя от слов к делу, сообщаем: AMD Athlon — 34%, Intel Pentium III —29%, AMD Duron — 13%, Intel Pentium 4 — 13%, Intel Celeron — 12%, VIA C3 — 0,5%. Вот так определили свои симпатии наши читатели. Отметим несомненный успех процессора Pentium 4. Есть все основания полагать, что в 2002 г. баталии будут продолжены, а противостояние AMD и Intel лишь усилится. Не стоит сбрасывать со счетов и продукт VIA. Все, что необходимо для C3 сейчас, —- это грамотный маркетинг и точно рассчитанные объемы производства.
Системные платы: ASUSTeK CUSL2-C
Первенство компании ASUS (47%), как, впрочем, и второе и третье места Gigabyte (21%) и MSI (13%), не вызывает сомнений у респондентов нашего опроса. Отрадно отметить, что к группе лидеров далеко не случайно примыкает ABIT Computer (около 8%). Судя по откликам, наиболее популярны сегодня платы на наборах i815EP и VIA KT266/266A, а абсолютный лидер опроса — плата CUSL2-C компании ASUSTeK. За нее проголосовало 11% ответивших.
Видеоадаптеры: ATI Radeon VIVO 64
По количеству упоминаний экспертами на долю изделий с наборами микросхем фирмы nVidia приходится 60%, ATI занимает второе место (23%), а замыкает тройку Matrox (около 10%). Интересно, что отношение респондентов к производителям довольно точно совпало с результатами последнего анализа рынка одного из ведущих исследовательских агентств — Mercury Research.
Чуть более 10% набрала весьма популярная видеоплата на микросхеме nVidia — ASUS AGP V7700 (набор GeForce2 GTS). Однако нашелся конкурент, опередивший и ее. Это ATI Radeon VIVO 64 (13%).
Звуковые платы: Creative Sound Blaster Live! Platinum 5.1
По большому счету, в этой номинации соревновалась сама с собой Creative — компания, стоявшая у истоков звука на ПК и отметившая совсем недавно свое 20-летие. Почти 85% ответивших высоко оценили вклад Creative в развитие средств мультимедиа на ПК в России. Практически каждый второй голосовавший за Creative выбрал Creative Sound Blaster Live! Platinum 5.1. Он набрал 38% от общего числа голосов.
Дисководы на сменных носителях: Ricoh RW 7120A
Идея использовать дисковод CD-RW в качестве основного устройства для считывания/записи информации на компакт-дисках находит все больший отклик у потребителя. Судя по отзывам, предпочтение отдается в основном трем производителям: HP (32%), TEAC (27%) и Ricoh (16%). Принимая во внимание решение Hewlett-Packard сконцентрироваться на продвижении технологий DVD (в частности DVD+RW) и прекратить поставки накопителей CD-RW, результаты последующих опросов, вероятнее всего, будут несколько отличаться от нынешних. А пока в лидерах дисковод Ricoh RW 7120A (8%).
Внешние переносные дисководы: ZIP 250 USB-Powered
Мало кто сомневался, что победу в данной номинации будет праздновать один из продуктов Iomega. Вопрос «какой?» недолго оставался открытым. Iomega ZIP 250 USB-Powered уверенно занял верхнюю строчку, набрав 29% всех голосов.
Дисководы DVD-ROM: Pioneer DVD-116
Похоже, время DVD пришло и в Россию. Об этом свидетельствуют интерес наших экспертов к данной технологии и их информированность о новинках в этой области, как аппаратных, так и программных. Наибольшие симпатии наши респонденты питают к продукции Pioneer (33%), Creative (26%) и Hitachi (15%), причем каждый третий поклонник Pioneer и каждый десятый из всех опрашиваемых выбирает для себя накопитель DVD-116.
Цифровые камеры: Nikon CoolPix-990
Подумать только! Каких-то пару лет назад этой категории вообще не было в стартовом протоколе опроса! Сегодня цифровая камера уже не вызывает изумления и восторга, а наиболее осведомленная часть публики вполне компетентна в вопросах цифровой фотографии и знакома с ближайшими перспективами развития этого рынка. В России, как, впрочем, и в мире, наибольшее доверие эксперты оказали продукции компаний Olympus (48%), Nikon (29%) и Canon (19%). Тройку призеров года возглавила камера CoolPix-990 (10%). Еще одна модель от Nikon — CoolPix-950 с 4% на третьем месте, а второе уверенно занимает «хит» от Olympus — «зеркалка» Camedia E-10, предпочтение которой отдали около 7% энтузиастов цифровой фотографии.
Мыши: Genius NetScroll Optical
Признаться такого единодушия среди экспертов мы не ожидали. Поутихли страсти вокруг IntelliMouse (у Microsoft теперь есть забавы поважнее), сдает позиции MouseMan, а у мышиной братии появился новый предводитель — Genius NetScroll Optical, собравший 12% всех голосов, — и цена оптимальна, и функций предостаточно. В общем зачете по результатам опроса в лидерах Kye Systems (бывшая Genius) (47%), Logitech и Microsoft (соответственно 24 и 20%).
Константин Яковлев
MP3-плееры: Lenoxx MP-786
Эта номинация, предложенная «Миром ПК» впервые, нашла довольно живой отклик среди голосовавших. «Брать с собой» MP3, записав музыку на переносной плеер, любят около 40% от общего числа приславших анкеты. В соревновании участвовали проигрыватели, использующие для хранения информации три разновидности носителей: компакт-диски, гибкие диски и флэш-карты MultiMedia Card (MMC). Победило устройство первого типа — MP3/CD-плеер Lenoxx MP-786, завоевавшее примерно 35% голосов. Очевидно, определяющими факторами здесь оказались как функциональность и превосходный дизайн плеера, так и низкая цена CD-дисков (в сравнении со стоимостью жестких дисков и флэш-памяти).
Второй финалист, плеер HipZip компании Iomega, хранящий музыкальные файлы на миниатюрном гибком диске PocketZip (емкостью 40 Мбайт), финишировал с 11%-ным отрывом — его назвали лучшим 24% экспертов. Практически столько же голосов (23%) набрал плеер Eline MP3P-CD производства Winstar.
А вот проигрывателю MPMaster IM-600B корейской компании I&C Co., Ltd. отдали предпочтение всего 8% участников опроса, несмотря на то, что он показал превосходные результаты при тестировании в нашей редакции (см. «Мир ПК», № 12/2000, с. 136). Видимо, сказалась малая емкость и высокая стоимость карт MMC, которые этот плеер использует в качестве носителя информации.
Остальные 10% голосов достались продуктам других производителей, среди которых наиболее часто упоминался MP3-плеер Creative Nomad JukeBox.
Видеомонтажные системы: Pinnacle Systems DV500plus
Цифровой видеомонтаж давно перестал быть привилегией режиссеров-профессионалов, творящих в Голливуде. Относительно дешевые платы для ввода видео и сопутствующее прикладное ПО сделали его доступным для всех желающих, которых среди ответивших на вопросы анкеты оказалось около 54%.
В этой номинации основная борьба развернулась между двумя продуктами: Pinnacle Systems DV500plus и Matrox RT2000. В результате победило изделие компании Pinnacle Systems (52% голосов против 42% за Matrox). Несколько респондентов назвали лучшей плату Miro Video DC30Plus.
TV-тюнеры: ATI-TV Wonder VE
Свое мнение об этих продуктах высказали более 60% участников опроса. Это свидетельствует о том, что интерес к просмотру телевизионного изображения на экране монитора по-прежнему достаточно велик. 52% проголосовавших предпочли устройство ATI-TV Wonder VE. Второй финалист, TV-тюнер Studio PCTV компании Pinnacle Systems, завоевал вдвое меньше голосов — 26%. Систему Eline TVMaster упомянули лишь 8% экспертов. Оставшиеся 14% голосов распределились между различными изделиями. Чаще всего называли TV-тюнер AVerMedia TVPhone.
Вера Васильева
Модемы: ZyXEL Omni Pro 56K
Модем хороший, линии плохие — с этим согласятся многие, даже те, кто живет в столице, что уж говорить об областных городах...
Однако оставим эмоции и посмотрим, изменились ли за год мнения участников опроса. По-прежнему продолжается борьба между двумя марками-брендами — ZyXEL и US Robotics. И перевес сил все больше склоняется в сторону ZyXEL. Этой компании удалось «уйти в отрыв», и за год «дистанция» выросла с 4% до 18%. Активная маркетинговая политика компании по продвижению своих модемов на наш рынок, постоянный рост сети дистрибуторов плюс достоинства самого товара — надежная работа, широкий выбор моделей, оригинальный дизайн — делают свое дело. В результате модемам ZyXEL Omni Pro 56K отдали предпочтение 49% респондентов, его ближайшему конкуренту — US Robotics Courier 56K — 31%. Все остальные значительно отстали. На третье место теперь взобрался модем Acorp 56000 Ext (5%), вытеснив оттуда модель D-Link DFM 56K (2%). Модемам IDС отдано 2% голосов, Genius — 1%, всем остальным не удалось перешагнуть планку в 1%, хотя этому рынку и присуще разнообразие — только производителей модемов наши эксперты назвали 24, а моделей — еще больше.
По поводу же способов доступа, альтернативных коммутируемому, приходится констатировать следующее: из 866 ответивших на вопрос в этой номинации, модем ADSL указал лишь один.
Если же вернуться к эмоциям и поговорить о цене, то придется привести такие замечания респондентов, как, например: «Стоимость модемов явно завышена»(о ZyXEL) и «дорого, но мило» (о US Robotics Courier 56 K).
Михаил Глинников
Программное обеспечение
Операционные системы: Microsoft Windows 2000
Минувший год рядом специалистов был объявлен годом Linux. Именно в 2001 г., по их оценкам, должен был произойти качественный скачок интереса к этому семейству ОС. Прогнозы экспертов опирались, в частности, на значительные технологические и маркетинговые усилия по продвижению Linux со стороны таких гигантов компьютерной индустрии, как IBM, Hewlett-Packard и Sun Microsystems. Окончательные выводы ведущими аналитическими компаниями не сделаны, но есть основания предполагать, что в отношении Linux ситуация выглядит не так радужно, как ее рисовали в начале года.
По данным IDC (2001 г., первая половина), в мире на рынке ОС для ПК лидируют системы корпорации Microsoft (семейство Windows, 93%), далее идут ОС компании Apple (семейство Mac OS, 4%) и ОС семейства Linux (1%). На российском рынке ситуация несколько иная: на долю Linux приходится 2,3%, а на долю Mac OS — 0,3%. Остальное поле занимают ОС корпорации Microsoft. В свою очередь, благодаря богатым историческим корням заметную долю в секторе ОС для серверов удерживает Novell NetWare (около 1/5 рынка), на долю всех ОС семейства UNIX (с учетом и Linux) приходится 4,5%, при этом 3/4 рынка остаются за Microsoft.
Еще одна интересная оценка отечественного рынка ОС видна из данных SpyLOG (2001 г.), полученных в ходе автоматического мониторинга посетителей подавляющей массы российских сайтов. На долю семейства Windows приходится 98,41%, на долю Mac OS — 0,51%, а Linux — 0,40%.
Какие же результаты принес наш опрос? Естественно, что здесь выборка совсем иная, поскольку эксперты называют лучшие, на их взгляд, продукты, а не те, которые они используют (далеко не всегда это совпадает).
Согласно ответам респондентов, четко выделяются три больших блока: семейство Windows (88%) с явным доминированием Windows 2000, семейство Linux (8%), где безусловно лидерство Red Hat Linux, и другие ОС, в которых преобладает семейство Mac OS. По сравнению с опросом 2000 г., Linux потерял 2% голосов, в то время как семейство Windows усилило позиции чуть более чем на 10%. Если год назад основную массу голосов собрала ОС Windows 98 SE (43%) при весьма скромном интересе к Windows Me (менее 1%), то нынешний опрос вывел вперед Windows 2000 как среди всех систем для ПК (44%), так и среди ОС семейства Windows (50%). При этом Windows Me достигла уровня 15% в рамках своего семейства. Объяснения такому положению вещей вполне естественные: именно эти две ОС в 2001 г. получили массовое распространение. Малая доля Windows XP (менее 1%) также неудивительна. Эта ОС официально появилась у нас и на мировом рынке только в конце октября 2001 г. Но, по всей видимости, ей уготованы в наступившем году лавры если не Windows 2000, то уж как минимум Windows Me.
Среди других ОС наибольшее число голосов собрали Mac OS (1,3%) и FreeBSD (0,7%). Упоминавшиеся в анкетах Amiga OS, BeOS, Novell NetWare, OpenBSD, OS/2, OS/400, QNX, Sun Solaris не добрались и до 0,5% каждая.
Текстовые процессоры: Microsoft Word 2000
В этом разделе в лидерстве Microsoft Word априори сомневаться не приходилось. Тем не менее весьма интересно было узнать, каково мнение экспертов в отношении двух других заметных коммерческих игроков в этом сегменте рынка: Corel Word Perfect (из пакета Corel Word Perfect Suite) и Lotus Word Pro (из офисного пакета Lotus Smart Suite). Если год назад доля упоминаний Word 2000 составляла 70%, то теперь она возросла до 81% (за счет перехода пользователей Word 97 на Word 2000). С учетом голосов, поданных за Word 97 и Word 2002 (из состава Office XP), суммарная доля текстовых процессоров производства Microsoft достигла 97% (в опросе 2000 г. — 96%). Corel Word Perfect набрал 0,5% голосов, а Lotus Word Pro — 0,2%. Участники опроса назвали еще два текстовых редактора, которые привлекли их внимание в ушедшем году. Так, «Лексикон» набрал 0,5%, а StarWriter из пакета StarOffice — 0,9%. После приобретения (1999 г.) компанией Sun Microsystems немецкой фирмы Star Division теперь именно Sun за счет бесплатного распространения пытается вдохнуть жизнь в пакет StarOffice.
Посмотрим, что говорят данные IDC (2001 г.): на рынке офисных пакетов для ПК по-прежнему лидирует семейство Microsoft Office (96%), далее идут Lotus Smart Suite и Corel Word Perfect Suite (по 2% каждый). Справедливости ради надо заметить, что StarOffice здесь не учитывался в силу своего бесплатного статуса.
Электронные таблицы: Microsoft Excel 2000
В этой номинации лидерство Microsoft Excel 2000 вне всякого сомнения — 82%. На второе место наши эксперты вывели продукты того же семейства: Excel 97 собрал 12% голосов, а едва появившийся на рынке новый Excel 2002 добился третьего места с результатом 2%. Что касается конкурентов, то ближайшим из них оказался StarCalc из пакета StarOffice (1%), за ним следуют Lotus 1-2-3 и Corel Quattro Pro.
Программы презентационной графики: Microsoft PowerPoint 2000
Попробуйте угадать, кто победил. Нет, это не Lotus Freelance Graphics (0,8%), не Sun StarImpress (3%) и даже не Corel Presentations (7%). Сенсация не состоялась. Победу за явным преимуществом одержал PowerPoint 2000 (81%). Его предыдущий вариант — PowerPoint 97 собрал 7% голосов. Среди прочих претендентов, так и не сумевших преодолеть рубеж в 0,5%, назывались Macromedia Flash, Scala InfoChannel Designer и Canvas.
Браузеры: Microsoft Internet Explorer 5.x
После явной победы корпорации Microsoft в грандиозной битве браузеров эта номинация вызывает интерес скорее отношением российских пользователей, старающихся, несмотря ни на что, отдавать по возможности дань уважения технологическому совершенству продуктов, а не маркетинговой машине, продвигающей их на рынок.
Год назад наш опрос подтвердил общемировые тенденции: перевес был за Microsoft Internet Explorer (71%) при доминировании версии Internet Explorer 5.x. Его основной конкурент Netscape Navigator тогда набрал 22% голосов. На третьем месте шел браузер Opera (7%). В нынешнем опросе ситуация изменилась разительно. Продукты Microsoft потеряли почти 10%: Internet Explorer 5.x набрал 56%, Internet Explorer 6.x — 4%, а Internet Explorer 4.x — 2% голосов. Свыше 10% потерял и Netscape Navigator: все его версии собрали в сумме 11% голосов. А потеснил этих двух монстров бывший «бронзовый» призер, ныне ставший вице-чемпионом, — норвежский браузер Opera (25%). Тенденция налицо, хотя трактовать ее можно по-разному, скажем, притоком в ряды экспертов активной аудитории сторонников Opera.
Тем временем на мировом рынке, по данным StatMarket (2001 г.), львиная доля принадлежит Microsoft Explorer (88%), а Netscape Navigator удерживает около 12%. На браузер Opera приходятся лишь доли процента (по оценке других специалистов, его продажи не превышают 5%). По данным мониторинга российских сайтов системой SpyLOG (2001 г.), впереди Internet Explorer (90,65%), далее идет Netscape Navigator (7,28%). Браузер Opera довольствуется частью оставшихся 2%.
Персональные СУБД: Microsoft Access 2000
При сопоставимых технических параметрах пользователи отдают предпочтение, как правило, более доступному продукту. В этом смысле Microsoft Access имеет два важных козыря перед своими конкурентами: он поставляется в комплекте с самым распространенным офисным пакетом Microsoft Office да к тому же имеет самые крепкие связи с одним из лидеров рынка корпоративных СУБД — Microsoft SQL Server.
Если год назад СУБД Microsoft Access 2000 собрала 49% голосов, то теперь эта цифра возросла чуть ли не вдвое — 72%. Другие версии Access добавили еще около 10% голосов (Microsoft Access 97 — 9%, а Microsoft Access 2002 — 0,9%). Таким образом, суммарная доля семейства Access увеличилась, хотя и пришлось уступить 5% голосов главному сопернику по прошлому году — Microsoft FoxPro (теперь доля этой СУБД в опросе — 14%). Остальные СУБД не преодолели планку в 1%. Среди них Borland Interbase, Borland Paradox, Corel Paradox, MySQL, Oracle8i Personal Edition, Clarion, Delphi.
Корпоративные СУБД: Microsoft SQL Server 7.x
Судя по раскладу на мировом рынке, эта номинация никак не может стать ареной доминирования продуктов Microsoft: слишком уж сильны здесь позиции таких компаний, как Oracle, IBM (особенно после приобретения Informix), Sybase. Прошлогодний опрос тем не менее принес явную победу Microsoft SQL Server (76%). На долю Oracle тогда пришелся 21% голосов. Такое разительное расхождение можно было объяснить двумя факторами: особенностями российского рынка и спецификой читательской аудитории, принимавшей участие в том опросе. В этом году дисбаланс менее заметен, что говорит в пользу качественного изменения упомянутых факторов. Теперь Microsoft SQL Server потерял почти 17% голосов, набрав все же 59%. Наиболее высокой по-прежнему остается доля версии Microsoft SQL Server 7.x — 39%, а вот Oracle набрал уже 32%, причем значительная часть голосов приходится на версию Oracle 8.x (26%). Существенно возросла доля IBM DB2 (2%) и Borland Interbase (2%). Интересно, что к этой номинации читатели отнесли и MySQL (2%). Хотя раз уж этот инструмент в нашей стране применяется в построении Интернет-решений и на корпоративном рынке, основания для такого выбора все же есть. Среди других СУБД были упомянуты, в частности, продукты Sybase, Informix, Intersystems Cache, PostgreSQL и Clarion 5.5 Enterprise Edition компании SoftVelocity.
Средства разработки: Borland Delphi 5.х
Минувший год не внес существенных изменений в сложившуюся картину программного мира. Лидерство среди языков по-прежнему остается за VisualBasic, Cи++, Object Pascal и Java. Такое положение дел должно отражать и популярность соответствующих средств разработки. Действительно, победителем, как и год назад, и практически с тем же результатом стал пакет Borland Delphi 5.х (45%). На втором месте вновь Microsoft Visual Basic, несмотря на то, что теперь он набрал 20% против 28% в прошлый раз. «Бронзовый» призер предыдущего опроса Borland C++ Builder (14%) не смог сохранить статус-кво, хотя и чуть-чуть добавил голосов (15%). Опередил его Microsoft Visual C++ (16%), удвоивший свой показатель.
А как же Borland Kylix и средства для разработки Java-программ? Увы, популярности среди наших экспертов они не снискали. И даже Borland JBuilder ограничился скромными долями процента (0,6%).
Руслан Богатырев
Личные информационные системы: Microsoft Outlook 2000
В личных информационных системах абсолютное первенство по-прежнему удерживает Microsoft Outlook 2000, за него проголосовали 87% ответивших. Несколько утешительнее по сравнению с прошлогодним опросом выглядит ситуация для Lotus Notes — 5% (версия 5.х) и Lotus Organizer — 4%, а StarOffice Schedule (версия 5.2) получил 2%. И хотя в прошлом году никто из наших читателей не отмечал ни Lotus Organizer, ни Schedule, мы склонны предположить, что полученные данные свидетельствуют вовсе не о пертурбациях в этом сегменте рынка. Скорее всего, это штрих к портрету нашей аудитории: все более осознанно теперь «каждый выбирает по себе». О вкусах не спорят. Среди прочего часто назывался The Bat!, хотя его трудно отнести к разряду многофункциональных информационных систем; особо продвинутые пользователи отмечали MS Access, а неоднократное упоминание Palm навело нас на мысль в будущем году ввести в анкету специальный раздел, посвященный карманным ПК. Кто знает, может, в этой номинации среди прочего мы скоро увидим последние модели сотовых телефонов.
Редакторы Web-страниц: Microsoft FrontPage 2000
К сожалению, лишь половина участвовавших в опросе отметила свои любимые инструменты для создания Web-страниц. Несомненный лидер в группе — Microsoft FrontPage, его считают лучшим 70% ответивших на этот вопрос, причем больше половины из них указали версию 2000. Неожиданно выяснилось, что 15,5% респондентов предпочитают программы, не вошедшие в стартовый список: практически «ноздря в ноздрю» идут Macromedia FreeHand (11%) и другой мощный профессиональный редактор — Macromedia Dream Weaver 4.0 (10%), а новая версия знаменитого HTML-редактора HomeSite компании Allaire удовлетворяет требованиям 5% наших экспертов. Аутсайдером в этой группе оказался Netscape Composer, получивший всего 3% голосов.
Почтовые клиенты: Microsoft Outlook 2000
По сравнению с 2000 г., когда лидерство Microsoft Outlook было бесспорным, ситуация резко изменилась — 34% против прошлогодних 67% говорят сами за себя. Теперь практически вровень с ним идут Microsoft Outlook Express (32%) и The Bat! (29%). Причем число сторонников Outlook Express за год выросло более чем в три раза, а «летучая мышь» набирает голоса хоть и упорно, но менее стремительно. По-прежнему не повезло Netscape Messenger: нынешние 30 голосов (против одного в прошлом году) не спасли ситуацию, и на его долю пришлось всего 3%. Среди других четыре раза называлась программа Kmail для Linux.
Редакторы растровой графики: Adobe Photoshop 6.0
В этой группе первенство по-прежнему за Adobe Photoshop (87%), причем наиболее популярной названа версия 6.0. Столь же стабильно удерживает голоса и Corel PhotoPaint (в сумме по всем версиям 9%). Разрыв между ними практически не изменился, хотя часть общего числа голосов (3%) была отдана в защиту других редакторов. Среди прочих лидирует GIMP (GNU Image Manipulation Program) — 9 голосов. Он широко известен в качестве средства для Linux, но уже существуют версии и для Windows. Возможно, именно этим вызвано появление интереса к этому инструменту.
Редакторы векторной графики: CorelDraw 10
По-прежнему не знает себе равных пакет CorelDraw (9-я и 10-я версии), набравший 79% голосов. Adobe Illustrator несколько улучшил свою позицию (17%), увеличив число приверженцев более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Однако в данном секторе нет накала страстей. Среди респондентов, использующих редакторы векторной графики, 4% отдают предпочтение другим программам, но выделить какую-либо одну в качестве претендента на третье место не представляется возможным. Здесь прозвучали такие имена, как CorelXara и XaraX, AutoCAD, Macromedia Freehand, Visio2000.
Настольные издательские системы: Adobe PageMaker 6.5
Третий год подряд Adobe PageMaker (на сей раз с версией 6.5) демонстрирует бесспорное лидерство (66%). Также твердо удерживает дистанцию MS Publisher, отмеченный 15% ответивших на этот вопрос. Заметно растет популярность QuarkXPress (13%). Число ее приверженцев среди наших респондентов по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем в 20 раз, благодаря чему эта НИС смогла практически догнать Publisher. Совершила скачок вперед и Corel Ventura, приобретя в 13 раз больше голосов, однако по-прежнему она катастрофически отстает от лидера, набрав всего 5%. Издательские системы — узкопрофессиональный сегмент рынка ПО, и отсутствие ответов на этот пункт анкеты почти у половины наших респондентов вполне понятно.
Системы оптического распознавания символов: ABBYY FineReader 5.0
С удовольствием заметим, что практически все наши эксперты не обошли вниманием эту номинацию. И если в прошлом году мы говорили о том, что FineReader — единственный широко используемый на отечественном рынке пакет, то и в этом году нет оснований утверждать иное: компании ABBYY отдано 94% голосов. Правда, на сей раз большинство ответивших указали версию 5.0 Professional (в 2000 г. ее успели освоить только четверть респондентов). Оставшиеся 6% приходятся на долю CuneiForm, и хотя это по-прежнему капля в море, тем не менее отрадно видеть, что у Cognitive Technologies стало больше приверженцев.
Антивирусы: Антивирус Касперского (AVP)
Результаты опроса подтвердили уверенное лидерство «Антивируса Касперского» (AVP), который набрал 55% голосов; причем примерно поровну симпатии разделились между версиями Gold и Platinum. Следующими на пьедестал поднимаются Doctor Web (23%) и Norton Antivirus (19%).
А вот предложенные нами Chenyenne Antivirus и Trend Micro PC-cillin практически не удостоились внимания респондентов (хотя бесплатное распространение PC-cillin на CD-ROM в комплекте с системными платами могло бы способствовать его популярности). Чуть больше голосов получили названные в числе других антивирусных программ NAI McAfee Virus Scan и InoculateIT Personal Edition, созданная компанией CAI (Computer Associates International). Надо отметить, что и последняя, и наши родные AVP «Лаборатории Касперского» и Doctor Web компании «Диалог-Наука» неоднократно становились победителями конкурса VB100% Holders, проводимого авторитетным международным изданием Virus Bulletin (Великобритания). Среди других программ в этой группе наши эксперты назвали также утилиту Microsoft Antivirus для DOS 6.хх и два продукта упомянутой выше фирмы c 12-летним стажем Trend Micro: Scanmail и Office Scan Monitor. Упоминалась также и Panda Antivirus Platinum, авторы которой утверждают, что программа защищает от более чем 59 тыс. различных вирусов, включая те, что еще неизвестны.
Персональные брандмауэры: Zone Labs ZoneAlarm
Доступ в Интернет не только обеспечивает нас информацией и средствами общения, но и таит в себе угрозу нашей безопасности. Персональные брандмауэры являются эффективным средством защиты от нежелательного вторжения, однако похоже, что эти программы в своей работе использует только половина ответивших на анкету. На первом месте по популярности Zone Labs ZoneAlarm (39%), которая постепенно обретает функции антивирусной защиты: в последнюю версию встроен перехват действий VBS-«червей». Следом идет Symantec Norton Personal Firewall (35%), с помощью которой домашние пользователи во время сеансов в Интернете могут блокировать соединения с их компьютерами, предотвращая доступ хакеров к конфиденциальной информации, хранящейся на ПК. На третьем месте — Network ICE BlackICE Defender (19%). Среди прочих лидирует @Guard 3.2 (17 голосов) — единственная на сегодняшний день программа, которая не только блокирует рекламные баннеры и информационные файлы (cookies), но еще и включает в себя локальный брандмауэр. Обладающие меньшими возможностями защиты Agnitum Outpost Firewall и Naviscope получили 10 и 5 голосов соответственно.
Справочная служба Рунета: Яндекс
Свои предпочтения в этой группе высказали практически все наши респонденты. Наиболее популярным поисковиком признан Яндекс, в котором, как известно, «найдется все». С его помощью осуществляют поиск в Интернете 54% экспертов. Рамблер используют 30%, участь же Апорта — замыкать эту тройку самых популярных в России поисковых машин с 14% голосов. Впрочем, в комментариях, от которых не смогли удержаться многие наши эксперты, было отмечено, что и достоинства, и недостатки есть у всех справочных служб, поэтому часто приходится пользоваться одновременно всеми доступными средствами. В то же время растет популярность поисковой системы Google, которую журнал PC World назвал лучшей поисковой машиной Америки 2001 г. Ежедневно его «движок» обслуживает около 150 млн. запросов со всего мира (включая Россию), что позволяет говорить о Google как о весьма перспективном поисковом сервисе. Среди наших респондентов отдали ему свои симпатии 11 человек.
Почтовая служба: Mail.ru
Выросшая благодаря объединению port.ru и list.ru до размеров портала, по мнению наших читателей, Mail.ru является весьма популярной почтовой службой: за нее голосует 62% ответивших. На долю Yahoo! приходится 23%, остальные читатели отмечают Hotmail, и только 0,5% наших респондентов указали другие почтовые службы. Среди прочих лидирует chat.ru, следом идут newmail, Яндекс, Рамблер, Апорт и менее известные бесплатные «мыльные» домены.
Екатерина Трофимова
Бухгалтерские программы: 1С:Бухгалтерия 7.7
Пальма первенства в этой номинации по-прежнему принадлежит продукту «1С:Бухгалтерия 7.7» (87%), хотя в прошлом году этот пакет отвоевал 95%. Вряд ли это явление объясняется тем, что клиенты «1C» вдруг стали выбирать другие программы, просто опрос этого года является более объективным, поскольку мы не только получили существенно больше анкет, но и активность региональных экспертов сделала свое дело. Стабильность позиции «1С:Бухгалтерии 7.7» вполне объяснима — ведь партнерская сеть «1С» включает уже более 2000 фирм. На втором месте программа «Парус 7.20», на третьем «Инфо-Бухгалтер 8.2» (5 и 3% соответственно). Четвертое место занимает БЭСТ-4 (1%). Опрос показал, что в этом секторе рынка царит большое разнообразие, наши респонденты назвали 23 бухгалтерские программы, и хотя все остальные претенденты не набрали больше 0,3%, говорить о монополизации рынка еще рано. Возможно, если бы мы опрашивали бухгалтеров, картина была бы несколько иной. Однако в нашей стране насчитывается столько бухгалтерий, сколько предприятий, фирм и фирмочек, и потому поле для деятельности здесь еще остается.
Правовая информационно-справочная система: КонсультантПлюс
На «правовом» поле лидерство все еще остается за системой «КонсультантПлюс», однако по сравнению с прошлым опросом «отрыв» от главного конкурента — системы «Гарант» — сократился с 52 до 18%. Теперь системе «КонсультантПлюс» отдали предпочтение 54% (ранее 73%) респондентов, а «Гаранту» — 36% (ранее 21%). И это закономерно: компания «Гарант» стала вести себя на рынке довольно активно. Так, в январе 2001 г. вышла новая версия «Гарант 5.1» с усовершенствованной системой поиска, куда добавлены специализированные блоки информации, улучшена система продаж через партнерскую сеть, включающую 230 фирм.
Компания «КонсультантПлюс» тоже не дремлет. Имея 300 региональных центров, она совсем недавно также предприняла решительные шаги — осенью вышла система «Приложение Бухгалтерские Издания», а чуть позже — новая версия «КонсультантПлюс 7.0». Удастся ли им снова «уйти в отрыв», покажет наш следующий опрос.
На третьем месте, с большим отставанием (6%), но по-прежнему со стабильными показателями следует программа «Кодекс» (С.-Петербург).
Другие системы, а наши эксперты назвали еще 13 наименований, собрали менее 1% голосов.
Система управления предприятием: Парус 8.3
Это номинация новая. Мы ввели ее потому, что, с одной стороны, сейчас все больше предприятий стремятся развивать свои информационные системы. Это диктуют и возросшая конкуренция на рынке, и новые требования к ведению бизнеса, и желание выйти на международный рынок или получить инвестиции — а здесь нужна «прозрачность» и управляемость бизнеса. Обеспечить все это на предприятии без современной системы управления становится невозможно. С другой стороны, отечественные системы управления предприятием, динамично развиваясь вот уже на протяжении более чем десяти лет, выросли из «коротких штанишек» и вполне могут составить на нашем рынке конкуренцию западным системам — что, собственно, и показали результаты опроса.
Лидером в этой номинации стала система «Парус 8.3». Активное развитие системы — создание новых модулей «Технико-экономическое планирование «и «Управление деловыми процессами», настройки «Парус-on-Line», позволяющей работать с системой через браузер, а также разработка отраслевых решений для энергетики, нефтяного комплекса, предприятий сферы связи и телекоммуникаций, энергичное продвижение системы через региональных партнеров — все это привело к тому, что этой системе отдано 38% голосов.
Второе место — у отечественной системы «Галактика 5.8» (21%). Это тоже объяснимо, так как система постоянно развивается — введены новые развитые средства управления финансами, учета фактических затрат, управления основными средствами, а кроме того, подготовлены отраслевые решения для пищевой, нефтегазовой, химической промышленности и машиностроения.
На третьем месте пакет SAP/R3 (20%). Подтверждает обнаруженную тенденцию и тот факт, что включенную первоначально в cтартовый протокол BAAN IV (5%) опередила система «1С:Предприятие 7.7» (7%).
Всего было названо 25 систем, но каждая из оставшихся не собрала даже 1% голосов.
Михаил Глинников
Делу время, сколько потехе?
Казалось, еще вчера мы провожали 2000 год, да и XX век в целом, а на дворе уже январь 2002 г. Что же, время подводить итоги. Прошедший год еще раз показал, что CD-ROM стал «рабочей лошадкой» — компании помещают на него информацию о своей деятельности; на этот носитель переносится документация и т.д.
Обработка присланных анкет позволила выявить не только лучшие мультимедийные продукты, но и ранжировать номинации.
Электронный словарь: ABBYY Lingvo 7
Начнем с дисков, вошедших в наиболее значимую, по крайней мере для наших читателей, номинацию — «Электронный словарь». Здесь безусловным лидером стал «Большой англо-русский, русско-английский словарь ABBYY Lingvo» версии 7, получивший 92% голосов наших респондентов. Этот результат был прогнозируем — компания ABBYY постоянно и, надо заметить, не без успеха, «ведет» свой продукт — исправляются имеющиеся в прошлых его версиях ошибки и добавляются новые модули. А если учесть удобство пользования этим продуктом да еще небольшую его стоимость, то становится понятна всеобщая к нему любовь. Другой словарь, «МультиЛекс» компании «МедиаЛингва» заметно сдал свои позиции — всего 7% пользователей проголосовали за него. Обидно за такой результат, ведь программа заслуживает большего внимания. Возможно, намеченный выпуск новых версий словарей исправит эту ситуацию — будем ждать. В пункте «Другое» нашими читателями был отмечен словарь Polyglossum, а также продукты, которые относятся уже к «Системам перевода текста»: PROMT, Socrat и Magic Goody.
Энциклопедия: «Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2001»
Это вторая по значимости номинация для заполнивших анкету. Как и следовало ожидать, больше всего процентов голосов (88%) получила «Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2001» компании «Кирилл и Мефодий». Достойный и оправданный выбор. В одном из следующих номеров мы расскажем об очередной версии этого продукта — «Большой энциклопедии «Кирилла и Мефодия» 2002». «Каталог «За рулем» компании «Артлайн энтертейнмент» и ОАО «За рулем» завоевал 7% голосов, а «Энциклопедия пользователя Интернет» — 5%. Продукты «Мир вокруг нас», MS Encarta 2001, Britannica 2000 Deluxe, RedShift 3 попали в группу «Другое». Несколько респондентов заметили, что предпочитают энциклопедии в традиционном исполнении, т. е. на бумаге.
CD-ROM для обучения: «Практические курсы по информационным технологиям» фирмы Uniar, СГУ и компании «Кирилл и Мефодий»
Эта серия продуктов получила 49% голосов. Следовательно, обзор ее непременно появится в журнале. Другим двум продуктам читатели присвоили почти одинаковые баллы: «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», разработанный О.И. Руденко-Моргуном, А.Е. Щеголевой и изданный компанией «1С» (29%); серии продуктов по обучению иностранным языкам «Быстрый старт» компаний Syracuse Language и «МедиаХауз» (22%). Другие упомянутые программы, а именно: «1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Физика», «1С: Современники», «Курс математики 2000 для школьников и абитуриентов Л.Я. Боревского», «История России ХХ века», Reward InterN@tive и пр. в сумме упомянули 0,4% респондентов.
Отечественная игра: «Проклятые земли» (Nival Entertainment и «1С»)
Появление в 2001 г. качественных игр российских разработчиков послужило тому, что эта номинация вышла в лидеры среди остальных игровых номинаций. Итак, стратегия «Проклятые земли» компаний Nival Entertainment и «1С» получила 38% голосов; «Шторм» фирм «Бука» и MADia — 23%; «Parkan. Железная стратегия» фирмы «Никита» — 21%; «Корсары» компаний «Акелла» и «1С» — 17%; другие игры («Петька и Василий Иванович», «Дальнобойщики 2», «Аллоды» и др.) — 0,4%.
Локализованная игра: «Хроники героев» (The 3DO Company, New World Computing, «Бука»)
В этой номинации с большим отрывом первенствует серия «Хроники героев», разработанная The 3DO Company, New World Computing и изданная компанией «Бука», — 63% голосов. Игра «Отверженные. Тайна темной расы», разработанная Paramount Pictures Corporation, Simon & Schuster Interactive, локализованная Snowball Interactive и изданная «1С», завоевала 36% голосов. Локализация игр в 2001 г. проходила практически так же интенсивно, как и в 2000 г., поэтому, наверное, почти 1% респондентов выбрали игры: «Агония власти», «Крутой Сэм: первая кровь», The Ward, «Герои III», Rune и многие другие. Несколько читателей выступили вообще против локализации игр — конечно, порой получающийся продукт оставляет желать лучшего, однако если компании относятся к локализации серьезно, привлекая, например, для озвучивания профессиональных актеров, а также исправляя имеющиеся в оригинале ошибки, то получается продукт, зачастую превосходящий по качеству исходный вариант.
CD-ROM для детей: «Конструктор мультфильмов 2: Новые Бременские» («МедиаХауз»)
Эта номинация стала шестой. Конечно, вошедшие в нее диски можно было отнести и к другим категориям, но это, наверное, было бы не совсем правильно — появились продукты, которые, включая элементы и обучения, и развлечения, предназначены все же в первую очередь детям. Итак, первое и второе место здесь заняли диски компании «МедиаХауз»: «Конструктор мультфильмов 2: Новые Бременские» (40%) и «История Древнего мира. Загадки сфинкса» (34%); «Полный улет» фирмы «Никита» (25%). Всего по 1% набрали «Незнайкина грамота», «От плуга до лазера», «Дача кота Леопольда», «Пятачок в Затерянном мире» и серия компакт-дисков о «Приключениях Кузи».
CD-ROM для развлечения: «Салон красоты CHANGES» (FormZone Ltd., «Новый Диск»)
Разработка мультимедиа-продуктов, которые призваны заполнить наш досуг приятным и одновременно полезным времяпрепровождением, способствовала введению номинации «CD-ROM для развлечения». Здесь лидирует диск «Салон красоты CHANGES» — 64% голосов. (Более полную информацию об этом продукте можно почерпнуть из статьи «Сам себе визажист» в этом номере на с. 126). Заслужил внимание респондентов и компакт-диск «Библейские сюжеты» фирмы «Инфостудия ЭКОН» и Республиканского мультимедиа центра (35%). Остальные голоса были отданы дискам «Россия атомная», «Толкин. Властелин колец», MS Dangerous Creatures, «Как решить проблему», «Алексей Козлов. Джаз, рок и медные трубы» и др.
Зарубежная игра: Eidos Interactive Limited Tomb Raider Chronicles
И наконец, номинация, которая по общей активности экспертов получила восьмое место. Здесь продукты расположились следующим образом: Tomb Raider Chronicles компании Eidos Interactive Limited — 40% голосов; Baldur?s Gate II фирмы BioWare Corp. — 37%; Majesty: The Northern Expansion фирм Cyberlore Studios и Infogrames Entertainment — 21%; Quake III, Unreal, Half-Live: Counter-strike, Black&White, Diablo 2, Star Craft и др. — все вместе 1,5%.
Итак, итог подведен. Радует, что компьютер стал другом и помогает в труде и отдыхе. Но самое главное, как нам кажется, пользователи все больше осознают, что ПК в первую очередь является полезным рабочим инструментом, а уже потом «приставкой» для игр. По крайней мере, в этом убеждают наши эксперты. Вот уж действительно: «Делу время, а потехе — час».
Александр Коротков
Эксперты: групповой портрет
В первом году нового тысячелетия круг наших экспертов претерпел ряд существенных изменений. Очень приятно, что выросло их число и расширилась география: теперь среди 1062 респондентов есть жители из 71 региона России и даже из 9 зарубежных стран. Наиболее активны были, как и в прошлые годы, жители Москвы и Подмосковья, чуть поотстали представители С.-Петербурга, Самары, Красноярска, а также Республики Татарстан. Наметившийся в прошлом году процесс «омоложения» участников опроса снова получил подтверждение: самому юному эксперту — Артему Дайнеко из Зеленогорска 11 лет. Возрастное распределение отвечавших на анкету тоже отражает активность молодых: до 20 лет — 31%, от 21 до 30 — 42%, от 30 до 40 — 17% и старше 40 — 8%. Остальные респонденты свой возраст не указали.
В числе экспертов заметную долю составили учащиеся — 33%, чуть меньше оказалось программистов — 22%. Среди ответивших на нашу анкету 16% приходится на лиц, принимающих решения, 10% — специалисты по аппаратным средствам. На наш взгляд, показательно, что не оставили анкету без внимания и представители других специальностей: менеджеры, дизайнеры, различные администраторы, а также читатели, профессии которых не имеют отношения к информационным технологиям. Несомненно, важно, что теперь среди респондентов оказалось около 80% пользователей Интернета, причем из них почти на 10% меньше, чем раньше, имеют дело и с электронной почтой. По-прежнему мало среди читателей, приславших анкеты, женщин — всего 7%.
Г. Р.